Опыт работы «Вариативность использования нестандартного оборудования в физическом воспитании дошкольников»
методическая разработка (средняя группа)

Белогузова Елена Павловна

Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит».

Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Актуально использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Вариативность использования

нестандартного оборудования

в физическом воспитании дошкольников»

Подготовил: воспитатель

МБДОУ №11 г. Азова

Белогузова Е.П.

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Введение.

2. Теоретическая часть.

2.1. Обоснование выбора данной темы.

2.2. Эффективность использования спортивно-игрового нестандартного

оборудования в разных формах организации физического воспитания.

2.3. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в создании новых форм

работы по физическому воспитанию с целью формирования

всестороннего развития личности.

3. Практическая часть.

3.1. Многофункциональность использования нестандартного оборудования

в физическом воспитании дошкольников.

3.2. Результаты обследования.

4. Заключение.

Актуальность темы

Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит».

Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Актуально использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

Объект исследования: организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной организации.

Предмет исследования: использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе.

Цель исследования: изучение вариативности использования нестандартного

оборудования для повышения эффективности физического воспитания

дошкольников.

Задачи:

1. Укреплять здоровье детей.

2. Обогащать знания детей о мире предметов.

3. Расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных

упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном

значении.

4. Применять нестандартное оборудование в самостоятельной

деятельности для повышения двигательной активности.

5. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой.

Гипотеза исследования

Если организовать вариативность использования нестандартного оборудования, то это приведет к оптимизации уровня двигательной активности детей, физической подготовленности, обогащению двигательного опыта, увеличению творческого и познавательного потенциала.

В настоящее время существует проблема общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников. Это связано с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со снижением иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания.

Движение – это жизненная потребность, средство укрепления сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы.

Малыш по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился, как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия необходимой материально-технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

Таким образом, проблема формирования двигательной активности детей актуальна, в связи с этим, мною был проведен мониторинг физического развития дошкольников. Результаты его привели к выводам, что основные движения детей развиты недостаточно. Передо мной встала педагогическая проблема, какими средствами повысить интерес детей к физической культуре и двигательной активности. Исходя из важности этой проблемы, была поставлена

Цель: изучение вариативности использования нестандартного оборудования для повышения эффективности физического воспитания дошкольников.

Для решения поставленной цели, мной была изучена, специальная литература и тематические интернет-сайты.

Оснащение образовательного процесса

В детском саду имеется необходимое стандартное оборудование, спортивный комплекс, но изготовленное нестандартное оборудование – несложное, недорогое, вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает у детей интерес к физкультурным занятиям, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Оно создает радостный, эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает двигательную деятельность, помогает делать двигательные задания более наглядными, понятными. Это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним.

Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.

Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

* обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;

* приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

* создать условия для проявления максимума самостоятельности,

инициативы, волевых усилий;

* приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного

оборудования в самостоятельной деятельности;

* пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг

представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значений.

Приоритетной задачей детского сада является физкультурно-оздоровительная работа, поэтому в систему по физическому воспитанию детей включены коррекционно-профилактические упражнения для формирования правильной осанки, предупреждения плоскостопия, нарушения зрения, точечный массаж и самомассаж.

Эффективный способ повышения их двигательной активности, овладение ими основными движениями – это игра, частая смена движений, амплитуды, темпа и, конечно, использование яркого, необычного оборудования.

Мною были разработаны, картотеки: дыхательной, зрительной гимнастики, по профилактики плоскостопия, релаксация, малоподвижные и подвижные игры с применением нестандартного оборудования.

Работа с педагогами

Чтобы выполнить программу по развитию движений, использование нестандартного оборудования на физкультурных занятиях надо обеспечить активное применение этого оборудования в деятельность всего сада в течение дня. Поэтому работа по физическому воспитанию немыслима без единства взглядов и тесного сотрудничества всего коллектива. Проводится большая совместная работа с коллегами  по пополнению нестандартным оборудованием физкультурных зон в игровой комнате, его изготовлению и применению.

Для воспитателей был проведен семинар-практикум: «Здоровьесберегающие технологий в детском саду». В ходе проведения Информационного часа мною проведены консультации для воспитателей: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе», «Подвижная игра, как средство повышения двигательной активности детей в течение дня», «Роль воспитателя на физкультурном занятии». На открытом просмотре для воспитателей мною показаны упражнения для детей с использованием нестандартного оборудования: это ходьба и бег сохраняя правильную осанку и равновесие; прокатывание волшебных бутылочек до цели, развивая глазомер, меткость.

Значение благоприятного предметно-пространственного окружения для двигательной деятельности дошкольников очень велико.

Работа с родителями

По моему убеждению, только союз педагогов, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования всестороннего развития личности. Моя работа по физическому воспитанию немыслима без единства взглядов и тесного сотрудничества с родителями.

Для родителей я подготовила сообщение: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома», консультацию: «Профилактика плоскостопия», папки-передвижки: «В поход всей семьей»; «Ходите босиком»; «Бодрость с самого утра»; «Учимся правильно дышать»;

«Нужны ли мальчишкам прыжки со скакалкой»; памятка «Как не пропустить нарушение осанки».

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить положительные результаты: возрос интерес детей к разным видам движений, появилась изобретательность в самостоятельной двигательной активности, значительно повысился эмоциональный тонус на физкультуре. Повысился интерес детей к физическим упражнениям. Наравне с детьми растет и мой профессиональный уровень, мастерство.

Ожидаемые результаты:

Обогащение двигательного опыта;

Развития сноровки, внимания, ловкости, умения быть в коллективе;

Повышения самооценки;

Бережное обращение с пособиями, применения их творчески.

Навыки самостоятельной двигательной активности при использовании нестандартного оборудования.

В заключительном этапе проекта планируем продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования, пополнить картотеки оздоровительной гимнастики, продолжить оснащать физкультурные уголки, а также физкультурный зал нестандартным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.

Литература:

1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Марченко Т.И., Пронина Е.И.

«Здоровый дошкольник»

2. Голицына Н.С. «Нетрадиционное занятия физкультурой в ДОУ»

Ильиных Ю.А. «Физкультдизайн»! / Обруч. 2003 г. № 5 с. 38-41/

3.Журнал «Здоровье дошкольника»/№ 3. 2011 г.

Журнал «Дошкольная педагогика»/ № 6. 2014 г.

4.Литвинова М. В.

«Физкультурные занятия с детьми раннего возраста. Третий год жизни»

Рунова М.А.

5. «Двигательная активность ребенка в детском саду». 2002 г.

6. Сивачева Л. Н.«Физкультура – это радость!» / Спортивные игры с нестандартным оборудованием. 2001 г.

7.Утробина К. К.

«Занимательная физкультура для дошкольников». 2003 г.

8.Шишкина В. А. Мащенко М. В.

«Какая физкультура нужна дошкольнику» 2000 г.

9. Галахова П.В., Щергина К. П., Казанцева Н.В.

«Наш взрослый детский сад»

Приложение

Характеристика нестандартного оборудования, используемого в работе с детьми дошкольного возраста.

№ п\п

Оборудование

Применение

Развитие

1.

«Косы»

ОРУ, ОВД, прыжки, подвижные игры

Развивает быстроту реакции, силу, ловкость, координацию движений, равновесие, вестибулярный аппарат  

2.

«Забавные воротики»

Применяется в ОВД, эстафета, соревнованиях, спортивных играх

Развивает координацию движений, гибкость, ловкость, умение лазать на четвереньках

3.

«Цветные колпачки»

Подвижные игры, метание, подбрасывание, ОРУ, ОВД, ориентир, ограничитель, строительство пирамидок

Развитие глазомера, координации движений, равновесия, сохранения правильной осанки

4.

«Ручеёк»

ОВД (перепрыгивание, ходьба, перешагивание), игры, сюжетные занятия, массаж стоп.

Координация движений, профилактика плоскостопия, ловкость, равновесие, прыгучесть.

5.

Массажёр «Ёжик»

ОРУ, ОВД, самомассаж стоп, голени, спины

Профилактика плоскостопия, нарушения осанки

6.

«Лужи»

ОВД, игровые задания, метание в горизонтальную цель

Ловкость, координацию движений, равновесие, меткость

7.

«Эспандер»

ОРУ, самомассаж спины

Профилактика  нарушения осанки

8.

Балансир «Следочки»

 ОВД, корригирующая гимнастика, самостоятельная двигательная деятельность.

Формирование правильной осанки и коррекция её нарушений, равновесие, коор динация движений, укрепление мышц ног и поясничного отдела.

   9.

«Массажные коврики»

Формирование и укрепление свода стопы, осанки, профилактика плоскостопия, стимулирование внутренних органов.

10.

«Волшебные классики»

«Дорожка следов», «Классики», «Цифровой квадрат» и др. ОВД, эстафеты, развлечения.

Ориентировка в пространстве, координация движений, умение различать правую и левую ноги, закрепление счёта от 1-10

11.

«Весёлая змейка»

ОВД, закаливание, профилактика плоскостопия.

Массаж стоп, координация движений, равновесие

12.

«Бусы»

ОРУ, игровые задания, подвижные игры, атрибут в развлечениях.

Быстрота, ловкость, координация движений.

13.

«Цветные палочки»

ОРУ; метание на дальность; эстафетная палочка; игра «Городки»; палочки-кегли; палочки-ориентиры; массажёр стопы.

Ловкость, глазомер, внимание, ориентировку в пространстве, закрепление знаний основных цветов, профилактика плоскостопия.

14.

«Парашют»

Перешагивание, ориентир, ограничитель, ОРУ, ОВД.

Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений

15.

«Бильбоке»

Самостоятельная деятельность, для игр

Развития ловкости, внимания, глазомера, быстроты  реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля

16.

«Ветерок в бутылке»

Дыхательная гимнастика

Органы дыхания

17.

«Труба здоровья»

Для основных видов деятельности (перешагивания, перепрыгивания, обегания)

Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений

18.

«Рыбалка»

Подвижная игра

Развивает мелкую моторику пальцев рук, ловкость

19.

«Осьминожка»

ОРУ, ОВД, игры – соревнования, сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии

Укрепление мышц ног, рук, спины, плечевого пояса, брюшного пресса, равновесия  

21.

«Султанчики»

Для общеразвивающих упражнений (ОРУ), помогают в создании веселой, красочной атмосферы, праздника, развлечения, соревнования.

Развивает мускулатуру рук

22.

«Силачи» ОРУ

Тренажёр для рук,

Развивает мускулатуру рук

23.

Дорожки «Здоровья

» Для профилактики плоскостопия у детей

Массаж стоп

24.

«Мягкие мячики»

Игра с мячом, для метания

Развитие глазомера, меткости

25.

«Разноцветные ленточки»

Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений

Развития координационных способностей

26.

«Липкие рукавички»

Самостоятельная, свободная деятельность, игры -соревнования

Развивает координацию движений, глазомер, ловкость, умение играть в паре, положительные эмоции

27.

«Весёлые колечки»

Кольцебросс, самостоятельная деятельность

 Развитие меткости, глазомера

28.

«Необычные гантели»

ОРУ, самостоятельная деятельность  

Развитие мускулатуры рук

29.

«Мешочки для метания»

ОРУ, для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель

Развитие силы рук, профилактики нарушений осанки

30.

«Боулинг»

Свободная, самостоятельная деятельность детей, игры соревнования.

Ловкость, глазомер, меткость, координация движений, мелкая моторика рук, ориентировка в пространстве

31.

«Геометрические фигуры

ОРУ, ОВД, самостоятельная деятельность детей, игры соревнования.

Развитие ловкости, прыгучести, меткости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование нестандартного оборудования в физическом развитии детей"

Нестандартное оборудование– это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним.   Можно без особых затрат обновить игровой инвен...

Использование нестандартного оборудования по физическому воспитанию в работе с дошкольниками.

Нестандартное оборудование -это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним....

Использование нестандартного оборудования в физическом воспитании дошкольников

Физическое воспитание дошкольников. Нестандартное физкультурное оборудование группы. ... Упражнения с использованием нестандартного оборудования направлены на укрепление здоровья, улучшение физической...

Вариативность использования нестандартного оборудования для повышения двигательной активности старших дошкольников

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в непосредственно образовательную деятельность, подвижные игры, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания....

Опыт работы по теме "Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии"

Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии...

Вариативность использования нестандартного оборудования

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации,формирование и привитие навыков здорового образа жизни. В данной разработке пре...