Опыт работы по теме Роль народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Нестерова Марина Вячеславовна

В опыте работы по использованию народного творчества в работе  с детьми, начиная с раннего возраста - это и создание мини-музея в ДОО; ипроведение НОД с детьми раннего и дошкольного возраста; и выставки детских работ декоратвно-прикладного искусства; и использование малых форм фольклора в режимных моментах; и праздники и развлечения; и совместная работа с социальными партнёрами; и народное творчество в театрализованной деятельности; и совместное творчество родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_nesterova_narodnoe_tvorchestvo.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Структурное подразделение «Детский сад № 6» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 5 имени Героя Советского Союза А.Д. Вологина

городского округа Октябрьск Самарской области

445247, Самарская область, г. Октябрьск, ул. Станиславского, д. 1

Опыт работы по теме:

«Роль народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста»

Автор:

Старший воспитатель

I квалификационной категории

СП «Детский сад № 6» ГБОУ ООШ № 5

 г.о. Октябрьск

Нестерова М.В.

г.Октябрьск

октябрь, 2016г.

 «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации»

 Г. Н. Волков

   Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи и дух свободы творчества своего народа, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

     Цель нашей работы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

      Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры на специально организованных занятиях.

 2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

5. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

 6. Использовать все виды народного творчества в работе с детьми.

      Как нам всем известно - основными видами народного принято считать устное народное творчество или «фольклор», изобразительное или декоративно-прикладное искусство и обрядово-календарное. Всё это видите на слайде.

    Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
     Основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные. В детском саду с 2002 года создан мини-музей народной старины «Русская горница». Он действует и по сегодняшний день. Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. В «Горнице» собраны предметы русского быта: чугунок, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д. Большинство основной части НОД по приобщению детей к национальной культуре проводятся в «Горнице». Воспитатель выступает в роли хозяйки избы, которая естественным образом привлекает детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и пр.). Система НОД в «Горнице» включена в расписание НОД и включает в себя активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Для ознакомления с бытом людей других национальностей педагоги активно используют интерактивную доску для показа слайдовых презентаций.

       НОД по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством занимают особое место в педагогическом процессе детского сада. Приобщение малышей к творчеству русских умельцев начинаем со средней группы, но предпосылки к обучению закладываются воспитателями с групп раннего возраста. Одно из занятий по росписи дымковских лошадок представлено на слайде. Воспитатель Самохина Т.А. давала открытое занятие «Едем, едем на лошадке» с детьми раннего возраста.  В детском саду накопился опыт работы с дымковской, Городецкой, хохломской росписью, гжелью. Воспитатели Краснова Наталья Константиновна и Подзолкина Юлианна Анатольевна так же давали открытые занятия в рамках окружного фестиваля на базе нашего детского сада «Роль народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста».  Большую радость детям всех возрастов приносят русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Детей младшего дошкольного педагоги знакомят с особенностями этой игрушки. А старшие дети знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах; пробуют составлять небольшие рассказы, где действующим лицом является матрешка. Детям очень нравятся хороводные игры с участием матрешки.

      В зависимости от тематики НОД в группах оформляются выставки детских работ: «Гжель», «Чудесные писанки» и т.д. Выставки  в детском саду стали традиционными. Педагоги в течении года организует выставки совместного творчества детей и родителей. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые вызывают огромный интерес и желание заниматься со своими детьми изобразительным искусством, мастерить поделки.

      В ходе НОД по речевому развитию предусматривается специальная работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством. Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством начинаем с младшего дошкольного возраста. При отборе фольклорного материала педагоги максимально учитывают возрастные возможности детей. Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомим и с колыбельными песнями. Дети не только слушают песни, но и сами поют куклам и про Кота-воркота, и про гулей. Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности, все большее место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, используется беседа. Педагоги детского сада организуют беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов русского быта; стараются раскрыть происхождение пословиц и поговорок, такие их особенности, как иносказательность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного.

       Используемый фольклорно-этнографический материал должен отвечать ряду требований:

1. Доступность для детского восприятия, соответствие интересам ребенка.

2. Социальная актуальность материала, его положительное воздействие на формирование социальных чувств детей.

3. Единство содержания и средств художественной выразительности, то есть формы произведения. Знакомить дошкольников с богатством культурного наследия народа необходимо в наиболее близких им формах, оживляющих педагогический процесс.

4. Возможность использования для гуманизации личности ребенка: воспринимая гуманные отношения на фольклорном материале, он попытается перенести их характер в собственные отношения с окружающим миром.

5. Большой потенциал развития детской речи.

      Наряду с НОД организуются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие, от возраста к возрасту. Регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые, и дети. При разработке сценариев народных праздников особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливает их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми.

            Огромную помощь в проведении праздников нам оказывает наш социальный партнёр ДК «Первомайский». Они не только помогают нам организовать праздники, но и сами организовывают календарные праздники, которые с огромным удовольствием посещают воспитанники нашего детского сада.

          Ещё один из наших социальных партнёров – это библиотека им. А.М.Горького - филиал № 4. С ними у нас составлен план совместной работы. Сотрудники библиотеки проводят занятия с детьми по знакомству со сказками, стихами на базе своего учреждения и вечера развлечений: «По произведениям А.Барто», «Там на неведомых дорожках…» и другие.

      В конце года воспитанники подготовительной группы готовят театрализованные выступление для воспитанников младших групп и групп раннего возраста.

      Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по кухням народов разных национальностей, по народным праздникам. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческий деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении групп к праздникам, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.    Ежегодно в нашем детском саду в октябре проводится развлечение «Ярмарка» с участием родителей, а в конце года развлечение «Приходите в гости к нам, здесь все рады будут Вам», так же с привлечением родителей, на котором родители разных национальность представляют свою национальную культуру.  

      Педагоги детского сада  в вопросах приобщения не стоят на месте, постоянно совершенствуют формы работы с детьми по приобщению к истокам народного творчества. Очень много работы уделяется самообразованию по данной теме. Итоговой работой по самообразованию воспитателя Самохиной Татьяны Александровны стало изготовление лепбука «Народные промыслы России».

        Приобщение дошкольников к истокам устного народного творчества в детском саду будет эффективным, если:

- обеспечена взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов культурной компетентности ребенка;

- реализовано продуктивное взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель" в процессе приобщения детей к истокам устного народного творчества;

- организован процесс ознакомления с родной культурой в комплексе занятий, свободной деятельности, игры;

- достигнуты такие результаты, как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

    Как итог нашей работы - воспитанники детского сада:

1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание истории народного костюма, головных уборов.

 6. Используют атрибуты народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

          Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии разных народов. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

      Главное, не нужно забывать, не только приобщить детей к народному творчеству, но и доставить радость и вызвать желание у детей проявить свои творческие способности на фольклорных праздниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над  самообразованием поможет мне:- выявить значение народного творчества в воспитании де...

Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

Материал может быть использован при подготовке к пед. совету...

«Роль народного творчества в воспитании ребёнка дошкольного возраста»

Знакомство с обычаями и традициями русских народных праздников. Если ребенок родился и росНа родной стороне, среди русских берез,Слышал русские песни, колядки справлял,С светлым праздником Пасхи ...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Статья на тему "Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста"

Работники детских садов могут многое сделать для формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, любить, утверждать в жизни прекрасное. Для этого надо определить оптимальные ...

Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходи...

Обобщенный опыт работы по теме: "Роль двигательной активности в воспитании детей".

quot;Роль двигательной активности в воспитании детей". Одним из важнейших правил в методике является соблюдение творчества воспитателя и ребёнка. Следуя этому правилу, воспитателю необходим...