Опыт работы по теме "Комнатные растения как средство воспитания интереса и любви к природе"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

     Цель:  показать значение комнатных растений в ознакомлении дошкольников с окружающей природой.  Особое внимание педагог уделяет возникновению эстетического чувства умиления,  удивления  ребенка при встрече с красотой цветущего растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опыт работы34 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Комнатные растения как средство

воспитания  у детей  интереса и

любви к природе»

     Важным средством   воспитания является окружающая природа. Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов и т.д. Природу как фактор эстетического воспитания ценил К. Д. Успенский «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога.» Красоту природы ребенок способен воспринимать с самого раннего возраста, так как  эта красота проста и доступна для его восприятия.

               Одним из путей эстетического воспитания является непосредственное общение ребенка с природой. Наиболее доступны

для восприятия дошкольника яркие крупные  цветы на участке, в помещении, в лесу, пестрая окраска некоторых насекомых, птиц.

В каждом детском саду есть комнатные растения. Вряд ли целесообразно заводить их слишком много, более  9-10 экземпляров в группе. Потому- что цветы требуют большого ухода под час довольно сложного.

Среди них должны быть прежде всего растения с яркими цветками: пеларгония разных видов, гортензия, омараллис, примула, глаксиния.

Декоративные растения с ярко окрашенными листьями: бегония, колус, плющ, различные традесканции, аспарагус.

          В уголках живой природы могут быть аквариумы с рыбками. Лучше всего разводить специально предназначенных для этого рыб (гуппи, гурами, меченосцев, петушков и др.)

Они обладают яркой красивой окраской, некоторые из них, например гуппи, отличаются особой формы плавников, размерами тела, поэтому аквариумы заселенные даже одними гуппиками выглядят довольно красиво.

Все названные выше рыбы не требуют особенно сложного ухода и содержания. На территории детского сада желательно сделать небольшой цветник, причем растения нужно подобрать так, чтобы время цветения их не совпадало. Например раньше всех зацветут нарцисы, тюльпаны, в начале лета – пионы, гвоздики. Затем флоксы, гладиолусы, георгины, до поздней осени цветут хризонтемы, многолетние астры, рудбекии (золотой шар).

Все эти растения многолетние, поэтому не требуют ежегодного выращивания их из семян. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков.  

       Однако, само по себе наличие растении в группе, животных в уголке природы еще не формирует эстетического воспитания и вкуса ребенка.

        Важно, чтобы дети видели эту красоту и умели её воспринимать. Нужно учить дошкольников не просто смотреть на предмет, а всматриваться в него вслушиваться, т.е. учить их видеть. Для этого можно  использовать довольно несложные приемы. Например : «посмотри на этот цветок, а потом закрой глаза и представь себе его форму, окраску, расположение лепестков. Теперь открой глаза и обрати внимание на те детали, которые не удалось запомнить в первый раз.» Этот прием необходимо повторять несколько раз. Выработка умения видеть, способствует занятиям рисования и лепка. Если  дети затрудняются воспроизвести предмет в рисунке следует повторить наблюдение во время очередной прогулки.

          Другим важным условием формирования эстетического вкуса является чувство радости, восхищения, изумления, появившееся во время наблюдения цветов, ярких листьев и др.

Дети должны не просто рассматривать растения или животное, но и оценивать его красоту. В этом мы помогаем им вопросами: « чем тебе нравится это растение (животное)? Почему ты считаешь что оно красивое? и т.д. »

        На прогулке воспитатель может обратить внимание детей на нежно цветущие яблони, на мерное жужжание пчел, прилетевших сюда за медом, или на яркую пеструю лужайку с порхающими бабочками.

         Восхищение педагога окружающей природой передается детям. Они испытывают чувства радости, эмоционального подъема.

Хороший эффект в формировании эстетического вкуса дает развитие детских фантазий. Например, на прогулке воспитатель обратил внимание детей на то, что одно облако похоже на большую гору, покрытую снегом, а другое- на медведя. Это помогает ребятам по новому увидеть окружающие их предметы, дает пищу для игры воображения. Теперь на прогулке дети в дереве видят человека- великана или гордого жирафа, а в облаке- сидящую или летящую птицу и т. д. Или: ночью прошел дождик .Утром ,воспитатель встречая детей, обратил их внимание на капельки воды на кончиках цветов, листиков и веточек. Лучи солнца попадают на эти капельки они начинают переливаться. Дети пришли в восторг: «капельки как бусинки в маминых бусах», « в капельках сверкают маленькие радуги». Их впечатления усилились когда воспитатель прочитал отрывок из стихотворения Г. Лодонщикова «Это солнце заиграло в светлых бусинках росы».

      Или другой пример :во время экскурсии в плодовый сад ,ребята рассматривали форму, окраску яблок, пробовали их на вкус восхищались их красотой: «Они красивые, румяные их румянец особенно красив среди зеленых листьев».

Таким образом ,важным средством формирования эстетического развития личности является окружающая природа, воздействие которой на ребенка осуществляется следующими путями:

1)Непосредственное наблюдение предметов и явлений природы.

2)Сочетание воздействия непосредственных наблюдении и произведений искусства и литературы.

3)Формирование знаний о предметах и явлениях природы.

4)Участие детей в создании красоты в ходе практической деятельности в природе.

                                     

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему "Воспитание интереса и любви к природе средствами театрализованной деятельности"

Выступление на городском семинаре "Экологическое воспитание дошкольников"...

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

Опыт работы на тему: « Игра - как средство воспитания и интереса к природе младших дошкольников».

Цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе....

Опыты и эксперименты "Комнатные растения как средство воспитание у детей интереса и любви к природе"

Ухаживая за комнатными растениями, дети всегда стараются понять, почему всё происходит именно так, а не иначе. Благодаря исследовательской деятельности дети учатся получать на свои многочисленные &laq...

Консультация: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе».

Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог самискренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать этичувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроен...

Опыт работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"...