Опыт работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"
статья

Опыт работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведение как средство воспитания

детей старшего дошкольного возраста

Сафонова Алевтина Валентиновна

воспитатель высшей квалификационной категории

Панова Анастасия Геннадьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Запевалова Екатерина Константиновна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41»

Детство – каждодневное открытие мира

и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,

прежде всего, познанием человека и

Отечества, их красоты и величия.

Сухомлинский В.А.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в содержании образовательной области «Познавательное развитие» определяет основные задачи по организации образовательного процесса в направлении краеведения:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Для нас одним из средств решения данных задач стало занятие краеведческой деятельностью, которая воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе изучения истории родного города.

Современный дошкольник воспринимает родной город не так, как ребенок несколько десятилетий назад. Сегодняшних детей меньше интересует история родного края. Именно поэтому  мы стали заниматься краеведческой работой, главной целью которой является  воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Формировать представления у воспитанников об истории родного города, традициях, достопримечательностях.

2. Создание необходимой образовательной среды для успешного знакомства детей с историей и особенностями родного края.

3. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов по вопросам воспитания детей в рамках краеведческой деятельности.

В самом начале работы перед нами встала проблема: как начать работу в данном направлении?

Идейными вдохновителями стали сами дети. В поисках решения вопроса, где взять информацию об истории родного края, Ваня предложил пригласить свою бабушку, которая приехала в Братск много-много лет назад и участвовала в строительстве города. Она рассказала детям много интересного и увлекательного о том замечательном времени, когда строился наш город.

Так и родилась у нас идея: узнать, как можно больше об истории, культуре и достопримечательностях Братска. Мы начали работу по проекту «Мой любимый город Братск».

На первом подготовительном этапе с помощью модели трех вопросов мы выяснили, что дети знают об истории края, что хотели бы узнать и как это сделать. Составили план работы.

На втором основном этапе началась практическая работа, в которой мы выделили несколько направлений:

1. Организация образовательной деятельности с воспитанниками.

2. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

3. Взаимодействие с родителями.

1. Организация образовательной деятельности с воспитанниками

С целью ознакомления с бытом, культурой, традициями родного города, с профессиями родителей, мы строили свою работу с воспитанниками через разнообразные виды детской деятельности (познавательная, театрализованная, двигательная, изобразительная, игровая и т.д.). Примерные мероприятия:

1. Образовательная деятельность: «История Братска», «Как все начиналось?», «Имя города», «Братская ГЭС», «Русский народный костюм», «Великие люди Братска», «Животный и растительный мир родного края»  другие.

2. Детей познакомили с дидактическими играми: «Семья», «Кому, что нужно для работы?», «Кем быть?», «Опасно-неопасно», «Узнай свой город Братск», «Чей костюм?», «Наш платочек голубой», «Четвертый лишний» и другие.

3. Чтение художественной литературы: «Город Братск» Владимира Рудых, произведения Юрия Жернакова, Анатолия Лисицы, Юрия Черных, сказки народов севера и т.д.                                                                  

4. Драматизация сказок и рассказов братских авторов. 

5. Тематические выставки. 

6. Просмотр познавательных фильмов, мультфильмов, тематических альбомов.

7. Экскурсии в выставочный зал, виртуальные экскурсии по достопримечательностям города.

Благодаря полученным знаниям воспитанники группы получили возможность принять участие в детских творческих конкурсах на муниципальном и всероссийском уровнях, по результатам которых были награждены не только сертификатами участников, но и дипломами победителей.

2. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды

В группе создан Центр «Братск – любимый город», оформлена временная экспозиция  «Я помню – я горжусь!».

Разработаны тематические альбомы: «Достопримечательности города Братска», «Ангарская деревня», «Как все начиналось», «Ангара – дочь Байкала», «Музеи нашего города» и другие.  Созданы презентации «Братск – город на Ангаре», «История возникновения г. Братска» и т.д.

Для организации образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию были созданы следующие интерактивные игры: «Наш Братск», «Узнай свой город»; оформлен лэпбук «Город на Ангаре».

Был пополнен центр художественной литературы произведениями братских авторов. Предметно-пространственная среда для детей расширена и оснащена наборами для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница». Оформлены тематические альбомы: «Народные промыслы», «Знаменитые люди родного края» и другие.

А самое главное был создан мини – музея «Прибайкалочка». Экспонаты мини-музея знакомят нас с историей родного края: книги, открытки, буклеты, альбомы. В его коллекции собраны старинные предметы: посуда, бытовые приборы, газеты и журналы прошлых лет, часы, есть даже печка-буржуйка.

3. Взаимодействие с родителями

Неотъемлемой частью реализации краеведческого подхода в воспитании детей дошкольного возраста является активное участие родителей в жизни группы и детского сада в целом.

Для активизации родителей были проведены выставки поделок и творческих работ «Наши руки не знают скуки»,  «Мой любимый город», выставка фотографий «Я живу в Братске», «Открытка ветерану». Семьи воспитанников приняли активное участие в клубном часе «Путешествие по любимому городу».

Активно в образовательном процессе прижилась такая форма работы, как совместная образовательная деятельность детей, родителей и педагогов «Гость группы», в рамках которой к детям раз в месяц приходит в гости кто-то из родителей и рассказывает или о своей профессии, или об увлечении. Так дети познакомились с крупными предприятиями нашего города.

Для родителей были подготовлены рекомендации  «Экскурсия выходного дня в городской парк», «Ознакомление детей с народами Иркутской области» и другие.

Родители стали активными помощниками при организации мини-музея.

В рамках третьего заключительного этапа было проведено:

- открытие мини-музея «Прибайкалочка»;

- создание лэпбука «Город на Ангаре»;

- проведение клубного часа «Путешествие по любимому городу».

В результате проведенной работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения:

1. У воспитанников достаточно сформированы представления о родном городе, о наших земляках-героях, об истории, культуре, традициях родного края, а также о флоре и фауне Иркутской области.

2. Создана развивающая предметно-пространственная образовательная среда по данной теме.

3.  Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам воспитания нравственных качеств детей путем их вовлечения в совместную деятельность с детьми.

Таким образом, при использовании краеведческой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности.

Список литературы

  1. ФГОС ДО
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева.
  3. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом – М., 1999. – 111 с.
  4. Давыденко О.И., Свинина Е.В., Гришина И.И. Краеведение в детском саду // Образование и воспитание. – 2017. - №5 – с.32-34.
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. / Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Н. Новгород, 1997. – 263 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ»

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Сведения об авторе опыта: Кочубей Наталья Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105» г. Краснодара, инструктор по физической культуре, 8(861)224-53-80Тема оп...

Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...

ОПЫТ РАБОТЫ "Сохранение положительного эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста по средством танцевально- ритмической деятельности"

Педагогический опыт представлен ввиде исследования влияние танцевально-ритмической деятельности на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы по теме «LEGO-конструирование» в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества

Опыт работы по теме «LEGO-конструирование» в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества...