Опыт работы "Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по развитию элементарных математических представлений"
рабочая программа по математике по теме

опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_c.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №129 .

Развитие зрительного восприятия цвета  , формы , величины у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по формированию элементарных математических представлений .

Г.Тула .

                                           Сведения об авторе .

Фамилия , имя , отчество                                              Рыжова Надежда Владимировна  

Должность                                                                      Учитель – дефектолог

Место работы                                                                 МДОУ №129 Центрального    

                                                                                         района  г. Тулы .

Стаж работы                                                                    11 лет .

Категория                                                                         высшая

Образование                                                                Тульский педагогический

                                                                                                  колледж №2

                                                                                      Тульский государственный  

                                                                                      педагогический Университет  

                                                                                      им. Л.Н. Толстого.

2.1. Характеристики детей экспериментальной группы .

                                   Валерия К.

   Лера поступила в МДОУ №129 в 2007 году с диагнозом ЗПР церебро – органического генеза , ОНР 2 уровня . Девочка малообщительная , тяжело идет на контакт из –за грубого нарушения звукопроизношения , очень любит , когда с ней занимаются педагоги , воспитатели . Ведет себя адекватно ситуации , доброжелательна .

    Объем произвольного внимания существенно снижен , отмечается нарушение распределяемости  и переключаемости внимания . Недостаточно развита устойчивость , характерна быстрая истощаемость .

   Зрительное восприятие нарушено негрубо . Ребенок опознает и называет основные цвета , находит заданный цвет в пространстве . Сличает плоскостные формы , но путает названия . с помощью педагога находит предметы в окружающем пространстве в соответствии с заданной плоскостной формой .

     Смысловая память превалирует над механической . Объем механической памяти значительно ограничен . Увеличение количества предъявлений ( слов , картинок , предметов )   увеличивает количество верно воспроизводимых вариантов . способность к запоминанию стихотворений снижена  ( требуется до 7 повторений ) . Допускает ошибки в виде перестановок и пропусков слов , заменяет их .

    Преобладает наглядно – образное мышление . собирает разрезные картинки из 5-6 частей , конструирует из 7 палочек по образцу . объем обобщающих понятий несколько снижен . Не вызывает затруднений работа с серией сюжетных картинок , легко объединяет картинки в сюжет , но имеются трудности с оречевлением работы  .

    Речь . Звукопроизношение нарушено по основным фонетическим группам ( шипящим , свистящим , сонорам ) . Грубо нарушен грамматический строй речи – допускает ошибки в употреблении слов во множественном числе , времени и падеже . Лера понимает назначение простых  предлогов и правильно использует их в речи .

    Связная речь развита слабо . Передает простыми словами впечатления из личного опыта . С трудом пересказывает прочитанную сказку , описательный рассказ составляет с помощью педагога и с опорой на схему . Общая и мелкая моторика незрелая .

    Прогноз дальнейшего развития ребенка в целом благоприятный . Развитие базовых психических процессов находится чуть ниже возрастной нормы .

                                         Алексей  Г.

    Алеша поступил в МДОУ №129 в 2007 году с диагнозом ЗПР церебро – органического генеза , ОНР 1 уровня .

    При поступлении отмечалась лепетная речь , игровая деятельность носила предметно – манипулятивный характер , с игрушками и предметами действовал адекватно , к общению с детьми и взрослыми относился положительно .

    За время пребывания в детском саду Алеша приобрел достаточно знаний и умений.

    Мышление наглядно – образное . Собирает разрезные картинки , пазлы . Конструирует из палочек по образцу . Объем обобщающих понятий соответствует возрасту . Работа с серией сюжетных картинок затруднений не вызывает . Алеша способен переносить усвоенное решение в аналогичную ситуацию . Представления о количестве и составе числа сформированы .

    Навыки ориентировки в пространстве находятся на стадии формирования .

Пользуется понятиями «впереди – сзади» , «сверху – снизу» , использует предлоги над , под , около , за и т.п.

    Причинно – следственную зависимость устанавливает с помощью педагога .

    На момент обследования зрительное восприятие соответствует возрасту : называет основные цвета и формы , объекты воспринимает целостно , части предметов выделяет , контурные изображения узнает .

   Слуховое восприятие не нарушено .

   Внимание устойчивое , отличается хорошей переключаемостью . Алеша может заниматься одним видом деятельности до 20 минут .

    Навыки продуктивной деятельности находятся на среднем уровне . Игра – сюжетно – ролевая , предметы – заместители использует , в данный момент интересуется играми типа «лото» , «домино» , «лего» , «мозаика» , «пазлы» .

    Алеша – подвижный , неуравновешенный ребенок , имеются негативные проявления в характере – упрямство . иногда агрессия . Но он с удовольствием занимается , выполняет различные поручения , дежурит .

    Общая и мелкая моторика соответствуют возрастным показателям .

    Прогноз развития положительный .

                                           Анастасия К.

    Настя поступила в МДОУ №129 в 2006 году с диагнозом ЗПР церебро – органического генеза , гипердинамический синдром , ОНР 2 уровня . При поступлении отмечалась невнятная смазанная речь , игровая деятельность носила предметно – манипулятивный характер , сюжета не было .

    За время пребывания в детском саду у ребенка наметился значительный прогноз в развитии . в игровой деятельности обозначился сюжет . Настя понимает и выполняеи игровую задачу , но игру до конца не доводит , предметы-заместители не использует . Любит играть в настольно-печатные игры типа «лото» , собирает простые пазлы , но из-за неустойчивости внимания часто не доводит игру до конца , требует частой смены деятельности . На занятиях не может заниматься одним видом деятельности более 10 минут , быстро теряет интерес , неусидчива .

    Зрительное восприятие нарушено негрубо . Настя опознает и называет все основные цвета . Находит заданный цвет в окружающем пространстве . Сличает , но не называет или путает названия плоскостных геометрических фигур . С помощью педагога находит предметы в окружающей действительности в соответствии с заданной формой . Восприятие пространства не нарушено . Путает правую и левую стороны . Объекты воспринимает целостно , предметы по контуру узнает , чисти предмета выделяет .

    Преобладает механическая память . Объем значительно снижен .

    Мышление наглядно – образное . Настя собирает разрезные картинки , конструирует по образцу из палочек . Словесно – логическое мышление находится на стадии формирования : с помощью педагога выполняет классификацию «игрушки» , «мебель» , путает понятия «дикие» и «домашние» животные , «одежда» и «обувь» . Объем обобщающих понятий не соответствует возрасту .

    Вызывает затруднения работа с серией сюжетных картинок : картинки не объединяются в сюжет , не всегда понимает начало и конец действия .

    Представления о количестве сформированы не до конца . Прямой счет до 10 , обратный не сформирован  .

    Речь. Грубо нарушен грамматический строй речи , часто нарушает согласование слов в предложении , путает назначение предлогов . Связная речь не соответствует возрастным показателям : Настя с трудом пересказывает короткий текст , отмечается нарушение функционально – смыслового единства , перескакивает с одной мысли на другую , предложения не заканчивает . Основные мысли выделяет с помощью наводящих вопросов . Описательный рассказ составляет с опорой на схему и с помощью педагогов .

    Прогноз дальнейшего развития в целом благоприятный . Базовые психические процессы находятся ниже возрастной нормы , но на стадии развития .

                                          Максим А.

    Максим поступил в МДОУ № !29 в 2007 году с диагнозом ЗПР , ОНР 2 уровня .

Максим активный , общительный , легко контактирует со сверстниками и знакомыми взрослыми . Ведет себя адекватно ситуации , доброжелателен . Очень любит , когда с ним занимаются . просится на занятия . иногда мешает заниматься другим детям , требует внимания только к себе .

    Мальчик физически развит , моторика соответствует возрасту , ведущая рука – правая .

    Непроизвольное и произвольное внимание сформированы .

    Восприятие не нарушено . Четко опознает и называет все предъявленные цвета и оттенки , находит заданный цвет в окружающем пространстве. Сличает все плоскостные формы , самостоятельно находит предметы в окружающем пространстве в соответствии с заданной формой . Восприятие пространства , схемы тела , его частей и сторон , последовательность частей суток , времен года , месяцев , дней недели не нарушено .

    Смысловая память превалирует над механической .

    Отмечен достаточно высокий уровень сформированности наглядно – образного мышления : быстро собирает разрезные картинки , «пазлы» , конструирует по образцу .

    Словесно – логическое мышление находится на стадии формирования . Выполняет классификации всех обобщающих понятий , отработанных с дефектологом . Работа с серией сюжетных картинок затруднений не вызвала . Представления о количестве сформированы , счетные операции в пределах 10 на наглядной основе .

    Речь развита в соответствии с возрастом . Грамматический строй речи не нарушен , почти всегда правильно согласует слова в предложении , понимает назначение предлогов и правильно их использует . Фонетическая сторона речи в пределах возрастной нормы . Связная речь : передает своими словами впечатления из личного опыта , может пересказать прочитанный текст с помощью наводящих вопросов , описательный рассказ составляет с помощью педагога с опорой на схему .

    Продуктивные виды деятельности сформированы недостаточно .

    Прогноз дальнейшего развития ребенка благоприятный . Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы . Отмечаются  невротические реакции .

                                             Иван Р.

    Ваня поступил в МДОУ №129 в 2007 году с диагнозом ЗПР , ОНР 2 уровня .

Мальчик тяжело идет на контакт со взрослыми и детьми , долго привыкает к новой обстановке , к людям , ко всему новому относится с опасением . Ведет себя адекватно ситуации . Освоившись , ведет себя активно , проявляет лидерские качества , стремится доминировать , подчинить себе более слабых . Если что – то не нравится , то может накричать , проявить агрессию , но быстро успокаивается .

    Мальчик физически развит , общая и мелкая моторика соответствует возрасту , ведущая рука – правая .

    Непроизвольное внимание сформировано , но снижен объем слухового внимания . Недостаточно развита устойчивость , отмечается нарушение распределяемости .

    Восприятие цвета не нарушено . Ваня опознает и называет основные цвета и находит заданный цвет в окружающем пространстве . Сличает все плоскостные формы . С помощью педагога находит предметы в окружающей действительности в соответствии с заданной формой . Восприятие пространства , схемы тела не нарушено , путает право – лево . Нарушено восприятие последовательности месяцев года , дней недели – данные представления фрагментарны и неустойчивы .

    Смысловая память превалирует над механической . Объем запоминаемой  информации соответствует возрасту Допускает ошибки в  виде перестановки и замены слов .

    Отмечен достаточно высокий уровень наглядно – образного мышления . Ваня конструирует по образцу , собирает разрезные картинки из 7 и более частей . Имеются начатки словесно – логического мышления . Выполняет классификации по темам , отработанным с дефектологом . При работе с серией сюжетных картинок использует направляющую помощь педагога . Представления о количестве сформированы . Обратный счет не сформирован . Счетные операции в пределах 10 на наглядной основе .

    Речь . Фонетическая сторона в пределах возрастной нормы . Грамматический строй речи нарушен негрубо . Правильно употребляет слова во множественном числе , почти всегда правильно согласует слова в роде , числе , падеже , понимает назначение простых предлогов и правильно их использует , затруднения вызывают сложные предлоги ( из – за , из – под ) . Связная речь на достаточном уровне : может составить рассказ по картинке , пересказать короткий текст , составить описательный рассказ с опорой на план или схему . Передает своими словами впечатления из личного опыта .

      Таким образом , базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы .

                                                   Заключение .

    Из проделанной работы можно сделать вывод , что в процессе целенаправленной работы с детьми с ЗПР можно добиться достаточно высоких результатов по формированию и развитию зрительного восприятия . Однако для   достижения результата требуется большее количество времени , чем у нормально развивающихся сверстников .

    В процессе своей  работы я сочетала наглядные и словесные методы обучения . В моей работе применение изолированных словесных методов недопустимо , т.к . у детей с ЗПР , особенно на 1 – 2 годах обучения внимание рассеяно , не сформирована долговременная память , дети забывают инструкцию в процессе занятий . Для достижения наилучших результатов я применяла образец ( действия по образцу , выбор по образцу ) , подражания и совместные действия . Все занятия проводились в игровой форме .

    Например , игра «Что катиться , что не катиться»  ( кубик и шар ) . Дети выделяли свойства этих предметов , что в дальнейшем отразилось на их игровой деятельности .

А когда у ребенка сформирован стойкий интерес к предметам его окружения , к их свойствам и отношениям , перед ним ставится уже чисто познавательная задача ( ребенок переходит на новую ступень развития ) .

    На первом этапе я начинала свою работу по развитию зрительного восприятия с выбора по образцу . Главное было – показать детям способы сопоставления ( по форме и величине – наложение ,  обведение по контуру ) . При этом детям было легче  различать цвета , формы и величины , если при этом я использовала карточки с изображением геометрических фигур , величин и цветов . В дальнейшем моей работой было выделение этих свойств в предмете . Подражание , выбор по образцу и его анализ проводился с небольшим количеством предметов ( 2 – 3 ) . Затем количество увеличивалось . Когда способы усвоения опыта уже сформировались , то количество предметов уже не играло большого значения .

    В процессе работы я поняла , что моя речь играет ряд функций в обучении детей . Речь ставит перед ребенком задачу : «Делай как я» . И после выполнения заданий я обязательно давала оценку о выполнении : «Верно , ты поставил все синие игрушки вместе»  . При этом , в оценке я обязательно называла то свойство , которое должен был выделить ребенок . опасно было путать различение и восприятие свойств с их названием . Например , в характеристике у Насти К . , Вани Р . при поступлении было написано заключение : «цвета и формы не различает…» . Но когда я дала им игру «Почтовый ящик» , то дети выполнили это задание . оказалось , что дети не знают названия и не соотносят их с формами .

    Была и другая картина . Лера К. механически знала названия цветов , но не соотносила слово со свойством предмета  . .

    На первых этапах дети не соотносили цвета , формы , не видели их в предмете . И чтобы обратить внимание на то или иное свойство я ставила перед детьми такие задачи , в которых они были вынуждены запоминать эти свойства , ориентироваться на них . Например , геометрическую фигуру в прорезь , нужно было найти такую форму  прорези . В начале дети совсем не ориентировались на форму  прорези , применяли силу , не умели действовать с помощью проб .  Я учила детей пробовать , что заняло достаточно много времени . это привело к вычленению формы и величины предмета .

     Выбор по форме осложнялся еще и тем , что по плоскостному образцу выбиралась объемная форма . По рисунку квадрата ребенок должен был выбрать куб . Это делалось путем накладывания геометрической формы на рисунок .

    Для выбора по величине детям очень нравилась игра типа «Оденем куклу на прогулку» , «Построй свой дом» - перед ребенком раскладывалось изображение нескольких домов разной величины , он должен был подобрать к своему дому крышу , двери , окна .

    На третьем году обучения дети достаточно легко справлялись с шестисоставной матрешкой , пирамидой , зрительно примеривали  геометрическую фигуру и прорезь в «Почтовом ящике» , без труда соотносили цвета и некоторые оттенки в предметах .

    На последнем году увеличилось количество форм , цветов , величин . Предлагались более близкие цвета ( красный – розовый , желтый – оранжевый ) , близкие формы (квадрат – прямоугольник , квадрат – ромб , круг – овал ) . При этом дети не во всех случаях должны были знать названия цветов ( малиновый , сиреневый ) , форм ( пятиугольник ,  ромб )     с которыми они действуют . Главное было – сформировать ориентировку на свойства . Считаю , что с этой задачей я справилась .

     У детей экспериментальной группы инструкция стала удерживаться более долгое время , увеличился объем воспринимаемой информации , требовалось меньше повторений . В связи с этим знания стали лучше усваиваться . Увеличился темп и точность выполнения заданий . Это , в свою очередь , приводит к увеличению багажа знаний об окружающем мире .

     Приобретаемые сенсорные эталоны , перцептивные действия являются базой для развития различных форм мышления , что в свою очередь играет главенствующую роль в формировании и развитии математических представлений . Это положительно отразится на дальнейшем обучении в школе и адаптации в окружающем мире .

    Таким образом , целенаправленная , систематическая работа учителя-дефектолога позволяет качественно улучшить показатели зрительного восприятия .

 

           

 

Экспериментальная часть .  

Цель исследования :

Улучшение показателя сформированности зрительного восприятия на занятиях по развитию элементарных математических представлений .

С целью выявления динамики  развития и определения эффективности выбранных методов работы обследование детей проводилось в течении 3 лет .

Сроки проведения .

  1. сентябрь 2007 – май 2008.
  2. сентябрь 2008 – май 2009.
  3. сентябрь 2009 – май 2010.

Участники исследования :

В исследовании принимали участие 2 группы детей с задержкой психического развития , посещающие МДОУ №129 г.Тулы .

Экспериментальная группа :

  1. Лера К .
  2. Настя К.
  3. Ваня Р.
  4. Алеша Г.
  5. Максим А.

Контрольная группа :

  1. Маша Р.
  2. Рома К.
  3. Максим Х.
  4. Диана Ф.
  5. Артем Б.

Диагностика уровней развития зрительного восприятия у детей 5 – лет с ЗПР.

Составление пирамиды из колец .

Оборудование . Пирамида из 4-5 крупных колец предлагается детям до 5 лет . Пирамида из 6 – 8 колец меньшего размера – детям старше 5 лет .

Цель исследования . исследуется степень сформированности представлений о величине , цвете , адекватность и рациональность способа действия , самоконтроль в процессе работы , обучаемость .

Процедура проведения . Перед ребенком ставят пирамиду и снимают с нее все кольца . Затем дают инструкцию :  «Сделай так , как было» . В случае затруднения ребенку оказывают помощь , помогая найти самое большое кольцо и надеть его на стержень . Затем кладут следующие два кольца и просят : «Дай красное ( зеленое , синее ) кольцо» , «А это кольцо какого цвета?» .

Анализ .

1 уровень – низкий . Ребенок не понимает инструкцию , с заданием не справляется даже после обучения . Не понимает понятие «величина»

2 уровень – ниже среднего . Ребенок  выполняет  задание с различными видами помощи , положительного результата добивается не всегда .

3 уровень – ребенок обучается и добивается положительного результата . Может сравнивать величины .

4 уровень – ребенок использует словесно – направляющую помощь взрослого . Сравнивает по величине .

5 уровень – ребенок самостоятельно выполняет задание . Легко соотносит предметы по величине .

        

Составление и выкладывание матрешек .

Оборудование . матрешка 2-3-4-5 составная предлагается детям до 5 лет . Матрешка 6-7-8 составная – детям с 5 лет .

Цель исследования . Исследуется понимание задания , характер выполнения ( действует наугад , с учетом величины , может ли собирать на основе зрительного соотнесения ) , обучаемость .

Процедура проведения . Детям показывают матрешку . Педагог разбирает матрешку , дает инструкцию «Сложи матрешки так , чтоб получилась одна» .

Анализ результатов :  При работе с матрешкой у детей обнаруживаются те же особенности , что и пи работе с пирамидкой .

Работа с коробкой форм « Почтовый ящик» .

Оборудование .  «Почтовый ящик» с прорезями , соответствующими по форме основаниям различных геометрических тел .

Цель исследования . Выделяют сформированность восприятия формы , умение выделять плоскостную форму из объемной и сравнивать ее с прорезью . , способ выполнения ( наугад , путем примеривания , зрительного соотнесения ) , умение использовать помощь ( устные пояснения , показ , совместное выполнение ) , стойкость интереса .

Процедура проведения . Перед ребенком ставят коробку с фигурами . Затем их вынимают . Педагог берет одну фигуру , показывает ее основание , обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру . Предлагает продолжить работу «Опусти все фигуры в коробку» . Начинать следует с самых простых форм ( цилиндр с основанием круг , призма с основанием треугольник ) .

Анализ результатов .

1 уровень – Ребенок не справляется с заданием даже с обучающей помощью , не понимает понятия «форма» .

2 уровень – Ребенок использует силу , положительного результата не всегда добивается . Помощь использует не в полном объеме .

3 уровень – ребенок понимает понятия «формы» . При выполнении иногда использует силу , но обучается и добивается положительного результата .

4 уровень – ребенок для достижения результата использует направляющую помощь взрослого . Может различать и называть простые формы .

5 уровень – Ребенок действует путем целенаправленных проб . Результат деятельности положительный . ребенок может называть и различать простые и сложные формы . Знает некоторые объемные фигуры .

Работа с разноцветной мозаикой .

Цель исследования . Определить способность соотносить и дифференцировать цвета , знание основных цветов .

Процедура проведения. Задание включает 5 этапов . На первом этапе ребенку показывают выложенный из мозаики коврик :

---------

---------

----------

    

Затем педагог молча берет синий квадратик и кладет на соответствующий «кусочек» . Жестом предлагает ребенку продолжить . Если невербальной инструкции оказывается недостаточно , то педагог говорит : «Положи остальные квадратики на свои места» .

На втором этапе – «Покажи синий квадрат , зеленый и т.д.»

На третьем этапе – «Какого цвета этот квадрат?»

На четвертом этапе – ребенок должен сам сложить такой же коврик рядом .

На пятом этапе – образец убирается . Педагог предлагает «Сделай как было» .

Анализ результатов .

1 уровень – ребенок не понимает задания .

2 уровень – ребенок понимает разницу между цветами .

3 уровень – ребенок узнает и различает 4 основных цвета . Может правильно назвать один цвет .

4 уровень – Ребенок соотносит и дифференцирует 4 основных цвета . Может выделить заданный цвет из множества цветов .

5 уровень – ребенок свободно различает  и называет основные цвета , самостоятельно выкладывает коврик .  

 Обработка результатов диагностики развития зрительного восприятия цвета , формы , величины .

    Из результатов обследования видно , что уровень развития зрительного восприятия у детей с ЗПР ниже , чем у нормально развивающихся сверстников .

    Методика «Работа с матрешками» показала , что даже это самое простое задание  вызвало трудности . особенно при увеличении количества составляющих элементов . Дети обращали внимание на жесты и мимику педагога . Хотя многие выполняли задания методом проб и ошибок , у них не отмечалось неадекватных действий . Во время работы выяснилось , что дети различают контрастные величины , но при более тонких дифференцировках допускают ошибки . У всех детей плохо развита мелкая моторика пальцев рук .

    Методика «Работа с пирамидой» показала , что уже на первом этапе дети с ЗПР нуждаются в помощи . Они понимают инструкцию , но у них , как правило , ошибки в чередовании цветов . Недостаточен навык самоконтроля , способ деятельности характеризуется бессистемностью , нецеленаправленностью .

    Методика «Почтовый ящик» показала , что дети действуют способом примеривания ,  к зрительному соотнесению не переходят , иногда действуют неадекватно ( способом проталкивания силой без учета прорези ) . Пользуются помощью .

    Методика «Разноцветная мозаика» показала , что дети с ЗПР понимают и жестовую и словесную инструкцию , без труда соотносят цвета . На втором и следующих этапах выявилось незнание некоторыми детьми названий цветов при способности их дифференцировать . Дети не ориентируются на образец , работают импульсивно , без самоконтроля .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Этот конспект  корекционо-развивающего занятия, направлен на  развитие зрительного восприятия. Возрастная категория- дети старшего дошкольного возраста. данный конспект был представлен на ко...

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Юные волшебники».

Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционные задачи:1.      Активизировать зрительные функции.2....

Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторской интерактивной игры «Овощи»

Данный материал описывает авторскую интерактивную игру "Овощи". Игру могут использовать воспитатели, родители и специалисты дошкольных учреждений....

«Развитие зрительно- пространственного восприятия и зрительной координации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста в работе по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ....

Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР. Формирование элементарных математических представлений.

Данная консультация познакомит родителей с тем, что формирование элементарных математических представлений на третьей ступени обучения детей с ТНР осуществляется комплексно в разнообразных видах деяте...