Главные вкладки

    Рабочая программа по математике по теме:
    Опыт работы "Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по развитию элементарных математических представлений"

    опыт работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty_c.doc102.5 КБ

    Предварительный просмотр:

             Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №129 .

    Развитие зрительного восприятия цвета  , формы , величины у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по формированию элементарных математических представлений .

    Г.Тула .

                                               Сведения об авторе .

    Фамилия , имя , отчество                                              Рыжова Надежда Владимировна  

    Должность                                                                      Учитель – дефектолог

    Место работы                                                                 МДОУ №129 Центрального    

                                                                                             района  г. Тулы .

    Стаж работы                                                                    11 лет .

    Категория                                                                         высшая

    Образование                                                                Тульский педагогический

                                                                                                      колледж №2

                                                                                          Тульский государственный  

                                                                                          педагогический Университет  

                                                                                          им. Л.Н. Толстого.

    2.1. Характеристики детей экспериментальной группы .

                                       Валерия К.

       Лера поступила в МДОУ №129 в 2007 году с диагнозом ЗПР церебро – органического генеза , ОНР 2 уровня . Девочка малообщительная , тяжело идет на контакт из –за грубого нарушения звукопроизношения , очень любит , когда с ней занимаются педагоги , воспитатели . Ведет себя адекватно ситуации , доброжелательна .

        Объем произвольного внимания существенно снижен , отмечается нарушение распределяемости  и переключаемости внимания . Недостаточно развита устойчивость , характерна быстрая истощаемость .

       Зрительное восприятие нарушено негрубо . Ребенок опознает и называет основные цвета , находит заданный цвет в пространстве . Сличает плоскостные формы , но путает названия . с помощью педагога находит предметы в окружающем пространстве в соответствии с заданной плоскостной формой .

         Смысловая память превалирует над механической . Объем механической памяти значительно ограничен . Увеличение количества предъявлений ( слов , картинок , предметов )   увеличивает количество верно воспроизводимых вариантов . способность к запоминанию стихотворений снижена  ( требуется до 7 повторений ) . Допускает ошибки в виде перестановок и пропусков слов , заменяет их .

        Преобладает наглядно – образное мышление . собирает разрезные картинки из 5-6 частей , конструирует из 7 палочек по образцу . объем обобщающих понятий несколько снижен . Не вызывает затруднений работа с серией сюжетных картинок , легко объединяет картинки в сюжет , но имеются трудности с оречевлением работы  .

        Речь . Звукопроизношение нарушено по основным фонетическим группам ( шипящим , свистящим , сонорам ) . Грубо нарушен грамматический строй речи – допускает ошибки в употреблении слов во множественном числе , времени и падеже . Лера понимает назначение простых  предлогов и правильно использует их в речи .

        Связная речь развита слабо . Передает простыми словами впечатления из личного опыта . С трудом пересказывает прочитанную сказку , описательный рассказ составляет с помощью педагога и с опорой на схему . Общая и мелкая моторика незрелая .

        Прогноз дальнейшего развития ребенка в целом благоприятный . Развитие базовых психических процессов находится чуть ниже возрастной нормы .

                                             Алексей  Г.

        Алеша поступил в МДОУ №129 в 2007 году с диагнозом ЗПР церебро – органического генеза , ОНР 1 уровня .

        При поступлении отмечалась лепетная речь , игровая деятельность носила предметно – манипулятивный характер , с игрушками и предметами действовал адекватно , к общению с детьми и взрослыми относился положительно .

        За время пребывания в детском саду Алеша приобрел достаточно знаний и умений.

        Мышление наглядно – образное . Собирает разрезные картинки , пазлы . Конструирует из палочек по образцу . Объем обобщающих понятий соответствует возрасту . Работа с серией сюжетных картинок затруднений не вызывает . Алеша способен переносить усвоенное решение в аналогичную ситуацию . Представления о количестве и составе числа сформированы .

        Навыки ориентировки в пространстве находятся на стадии формирования .

    Пользуется понятиями «впереди – сзади» , «сверху – снизу» , использует предлоги над , под , около , за и т.п.

        Причинно – следственную зависимость устанавливает с помощью педагога .

        На момент обследования зрительное восприятие соответствует возрасту : называет основные цвета и формы , объекты воспринимает целостно , части предметов выделяет , контурные изображения узнает .

       Слуховое восприятие не нарушено .

       Внимание устойчивое , отличается хорошей переключаемостью . Алеша может заниматься одним видом деятельности до 20 минут .

        Навыки продуктивной деятельности находятся на среднем уровне . Игра – сюжетно – ролевая , предметы – заместители использует , в данный момент интересуется играми типа «лото» , «домино» , «лего» , «мозаика» , «пазлы» .

        Алеша – подвижный , неуравновешенный ребенок , имеются негативные проявления в характере – упрямство . иногда агрессия . Но он с удовольствием занимается , выполняет различные поручения , дежурит .

        Общая и мелкая моторика соответствуют возрастным показателям .

        Прогноз развития положительный .

                                               Анастасия К.

        Настя поступила в МДОУ №129 в 2006 году с диагнозом ЗПР церебро – органического генеза , гипердинамический синдром , ОНР 2 уровня . При поступлении отмечалась невнятная смазанная речь , игровая деятельность носила предметно – манипулятивный характер , сюжета не было .

        За время пребывания в детском саду у ребенка наметился значительный прогноз в развитии . в игровой деятельности обозначился сюжет . Настя понимает и выполняеи игровую задачу , но игру до конца не доводит , предметы-заместители не использует . Любит играть в настольно-печатные игры типа «лото» , собирает простые пазлы , но из-за неустойчивости внимания часто не доводит игру до конца , требует частой смены деятельности . На занятиях не может заниматься одним видом деятельности более 10 минут , быстро теряет интерес , неусидчива .

        Зрительное восприятие нарушено негрубо . Настя опознает и называет все основные цвета . Находит заданный цвет в окружающем пространстве . Сличает , но не называет или путает названия плоскостных геометрических фигур . С помощью педагога находит предметы в окружающей действительности в соответствии с заданной формой . Восприятие пространства не нарушено . Путает правую и левую стороны . Объекты воспринимает целостно , предметы по контуру узнает , чисти предмета выделяет .

        Преобладает механическая память . Объем значительно снижен .

        Мышление наглядно – образное . Настя собирает разрезные картинки , конструирует по образцу из палочек . Словесно – логическое мышление находится на стадии формирования : с помощью педагога выполняет классификацию «игрушки» , «мебель» , путает понятия «дикие» и «домашние» животные , «одежда» и «обувь» . Объем обобщающих понятий не соответствует возрасту .

        Вызывает затруднения работа с серией сюжетных картинок : картинки не объединяются в сюжет , не всегда понимает начало и конец действия .

        Представления о количестве сформированы не до конца . Прямой счет до 10 , обратный не сформирован  .

        Речь. Грубо нарушен грамматический строй речи , часто нарушает согласование слов в предложении , путает назначение предлогов . Связная речь не соответствует возрастным показателям : Настя с трудом пересказывает короткий текст , отмечается нарушение функционально – смыслового единства , перескакивает с одной мысли на другую , предложения не заканчивает . Основные мысли выделяет с помощью наводящих вопросов . Описательный рассказ составляет с опорой на схему и с помощью педагогов .

        Прогноз дальнейшего развития в целом благоприятный . Базовые психические процессы находятся ниже возрастной нормы , но на стадии развития .

                                              Максим А.

        Максим поступил в МДОУ № !29 в 2007 году с диагнозом ЗПР , ОНР 2 уровня .

    Максим активный , общительный , легко контактирует со сверстниками и знакомыми взрослыми . Ведет себя адекватно ситуации , доброжелателен . Очень любит , когда с ним занимаются . просится на занятия . иногда мешает заниматься другим детям , требует внимания только к себе .

        Мальчик физически развит , моторика соответствует возрасту , ведущая рука – правая .

        Непроизвольное и произвольное внимание сформированы .

        Восприятие не нарушено . Четко опознает и называет все предъявленные цвета и оттенки , находит заданный цвет в окружающем пространстве. Сличает все плоскостные формы , самостоятельно находит предметы в окружающем пространстве в соответствии с заданной формой . Восприятие пространства , схемы тела , его частей и сторон , последовательность частей суток , времен года , месяцев , дней недели не нарушено .

        Смысловая память превалирует над механической .

        Отмечен достаточно высокий уровень сформированности наглядно – образного мышления : быстро собирает разрезные картинки , «пазлы» , конструирует по образцу .

        Словесно – логическое мышление находится на стадии формирования . Выполняет классификации всех обобщающих понятий , отработанных с дефектологом . Работа с серией сюжетных картинок затруднений не вызвала . Представления о количестве сформированы , счетные операции в пределах 10 на наглядной основе .

        Речь развита в соответствии с возрастом . Грамматический строй речи не нарушен , почти всегда правильно согласует слова в предложении , понимает назначение предлогов и правильно их использует . Фонетическая сторона речи в пределах возрастной нормы . Связная речь : передает своими словами впечатления из личного опыта , может пересказать прочитанный текст с помощью наводящих вопросов , описательный рассказ составляет с помощью педагога с опорой на схему .

        Продуктивные виды деятельности сформированы недостаточно .

        Прогноз дальнейшего развития ребенка благоприятный . Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы . Отмечаются  невротические реакции .

                                                 Иван Р.

        Ваня поступил в МДОУ №129 в 2007 году с диагнозом ЗПР , ОНР 2 уровня .

    Мальчик тяжело идет на контакт со взрослыми и детьми , долго привыкает к новой обстановке , к людям , ко всему новому относится с опасением . Ведет себя адекватно ситуации . Освоившись , ведет себя активно , проявляет лидерские качества , стремится доминировать , подчинить себе более слабых . Если что – то не нравится , то может накричать , проявить агрессию , но быстро успокаивается .

        Мальчик физически развит , общая и мелкая моторика соответствует возрасту , ведущая рука – правая .

        Непроизвольное внимание сформировано , но снижен объем слухового внимания . Недостаточно развита устойчивость , отмечается нарушение распределяемости .

        Восприятие цвета не нарушено . Ваня опознает и называет основные цвета и находит заданный цвет в окружающем пространстве . Сличает все плоскостные формы . С помощью педагога находит предметы в окружающей действительности в соответствии с заданной формой . Восприятие пространства , схемы тела не нарушено , путает право – лево . Нарушено восприятие последовательности месяцев года , дней недели – данные представления фрагментарны и неустойчивы .

        Смысловая память превалирует над механической . Объем запоминаемой  информации соответствует возрасту Допускает ошибки в  виде перестановки и замены слов .

        Отмечен достаточно высокий уровень наглядно – образного мышления . Ваня конструирует по образцу , собирает разрезные картинки из 7 и более частей . Имеются начатки словесно – логического мышления . Выполняет классификации по темам , отработанным с дефектологом . При работе с серией сюжетных картинок использует направляющую помощь педагога . Представления о количестве сформированы . Обратный счет не сформирован . Счетные операции в пределах 10 на наглядной основе .

        Речь . Фонетическая сторона в пределах возрастной нормы . Грамматический строй речи нарушен негрубо . Правильно употребляет слова во множественном числе , почти всегда правильно согласует слова в роде , числе , падеже , понимает назначение простых предлогов и правильно их использует , затруднения вызывают сложные предлоги ( из – за , из – под ) . Связная речь на достаточном уровне : может составить рассказ по картинке , пересказать короткий текст , составить описательный рассказ с опорой на план или схему . Передает своими словами впечатления из личного опыта .

          Таким образом , базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы .

                                                       Заключение .

        Из проделанной работы можно сделать вывод , что в процессе целенаправленной работы с детьми с ЗПР можно добиться достаточно высоких результатов по формированию и развитию зрительного восприятия . Однако для   достижения результата требуется большее количество времени , чем у нормально развивающихся сверстников .

        В процессе своей  работы я сочетала наглядные и словесные методы обучения . В моей работе применение изолированных словесных методов недопустимо , т.к . у детей с ЗПР , особенно на 1 – 2 годах обучения внимание рассеяно , не сформирована долговременная память , дети забывают инструкцию в процессе занятий . Для достижения наилучших результатов я применяла образец ( действия по образцу , выбор по образцу ) , подражания и совместные действия . Все занятия проводились в игровой форме .

        Например , игра «Что катиться , что не катиться»  ( кубик и шар ) . Дети выделяли свойства этих предметов , что в дальнейшем отразилось на их игровой деятельности .

    А когда у ребенка сформирован стойкий интерес к предметам его окружения , к их свойствам и отношениям , перед ним ставится уже чисто познавательная задача ( ребенок переходит на новую ступень развития ) .

        На первом этапе я начинала свою работу по развитию зрительного восприятия с выбора по образцу . Главное было – показать детям способы сопоставления ( по форме и величине – наложение ,  обведение по контуру ) . При этом детям было легче  различать цвета , формы и величины , если при этом я использовала карточки с изображением геометрических фигур , величин и цветов . В дальнейшем моей работой было выделение этих свойств в предмете . Подражание , выбор по образцу и его анализ проводился с небольшим количеством предметов ( 2 – 3 ) . Затем количество увеличивалось . Когда способы усвоения опыта уже сформировались , то количество предметов уже не играло большого значения .

        В процессе работы я поняла , что моя речь играет ряд функций в обучении детей . Речь ставит перед ребенком задачу : «Делай как я» . И после выполнения заданий я обязательно давала оценку о выполнении : «Верно , ты поставил все синие игрушки вместе»  . При этом , в оценке я обязательно называла то свойство , которое должен был выделить ребенок . опасно было путать различение и восприятие свойств с их названием . Например , в характеристике у Насти К . , Вани Р . при поступлении было написано заключение : «цвета и формы не различает…» . Но когда я дала им игру «Почтовый ящик» , то дети выполнили это задание . оказалось , что дети не знают названия и не соотносят их с формами .

        Была и другая картина . Лера К. механически знала названия цветов , но не соотносила слово со свойством предмета  . .

        На первых этапах дети не соотносили цвета , формы , не видели их в предмете . И чтобы обратить внимание на то или иное свойство я ставила перед детьми такие задачи , в которых они были вынуждены запоминать эти свойства , ориентироваться на них . Например , геометрическую фигуру в прорезь , нужно было найти такую форму  прорези . В начале дети совсем не ориентировались на форму  прорези , применяли силу , не умели действовать с помощью проб .  Я учила детей пробовать , что заняло достаточно много времени . это привело к вычленению формы и величины предмета .

         Выбор по форме осложнялся еще и тем , что по плоскостному образцу выбиралась объемная форма . По рисунку квадрата ребенок должен был выбрать куб . Это делалось путем накладывания геометрической формы на рисунок .

        Для выбора по величине детям очень нравилась игра типа «Оденем куклу на прогулку» , «Построй свой дом» - перед ребенком раскладывалось изображение нескольких домов разной величины , он должен был подобрать к своему дому крышу , двери , окна .

        На третьем году обучения дети достаточно легко справлялись с шестисоставной матрешкой , пирамидой , зрительно примеривали  геометрическую фигуру и прорезь в «Почтовом ящике» , без труда соотносили цвета и некоторые оттенки в предметах .

        На последнем году увеличилось количество форм , цветов , величин . Предлагались более близкие цвета ( красный – розовый , желтый – оранжевый ) , близкие формы (квадрат – прямоугольник , квадрат – ромб , круг – овал ) . При этом дети не во всех случаях должны были знать названия цветов ( малиновый , сиреневый ) , форм ( пятиугольник ,  ромб )     с которыми они действуют . Главное было – сформировать ориентировку на свойства . Считаю , что с этой задачей я справилась .

         У детей экспериментальной группы инструкция стала удерживаться более долгое время , увеличился объем воспринимаемой информации , требовалось меньше повторений . В связи с этим знания стали лучше усваиваться . Увеличился темп и точность выполнения заданий . Это , в свою очередь , приводит к увеличению багажа знаний об окружающем мире .

         Приобретаемые сенсорные эталоны , перцептивные действия являются базой для развития различных форм мышления , что в свою очередь играет главенствующую роль в формировании и развитии математических представлений . Это положительно отразится на дальнейшем обучении в школе и адаптации в окружающем мире .

        Таким образом , целенаправленная , систематическая работа учителя-дефектолога позволяет качественно улучшить показатели зрительного восприятия .

     

               

     

    Экспериментальная часть .  

    Цель исследования :

    Улучшение показателя сформированности зрительного восприятия на занятиях по развитию элементарных математических представлений .

    С целью выявления динамики  развития и определения эффективности выбранных методов работы обследование детей проводилось в течении 3 лет .

    Сроки проведения .

    1. сентябрь 2007 – май 2008.
    2. сентябрь 2008 – май 2009.
    3. сентябрь 2009 – май 2010.

    Участники исследования :

    В исследовании принимали участие 2 группы детей с задержкой психического развития , посещающие МДОУ №129 г.Тулы .

    Экспериментальная группа :

    1. Лера К .
    2. Настя К.
    3. Ваня Р.
    4. Алеша Г.
    5. Максим А.

    Контрольная группа :

    1. Маша Р.
    2. Рома К.
    3. Максим Х.
    4. Диана Ф.
    5. Артем Б.

    Диагностика уровней развития зрительного восприятия у детей 5 – лет с ЗПР.

    Составление пирамиды из колец .

    Оборудование . Пирамида из 4-5 крупных колец предлагается детям до 5 лет . Пирамида из 6 – 8 колец меньшего размера – детям старше 5 лет .

    Цель исследования . исследуется степень сформированности представлений о величине , цвете , адекватность и рациональность способа действия , самоконтроль в процессе работы , обучаемость .

    Процедура проведения . Перед ребенком ставят пирамиду и снимают с нее все кольца . Затем дают инструкцию :  «Сделай так , как было» . В случае затруднения ребенку оказывают помощь , помогая найти самое большое кольцо и надеть его на стержень . Затем кладут следующие два кольца и просят : «Дай красное ( зеленое , синее ) кольцо» , «А это кольцо какого цвета?» .

    Анализ .

    1 уровень – низкий . Ребенок не понимает инструкцию , с заданием не справляется даже после обучения . Не понимает понятие «величина»

    2 уровень – ниже среднего . Ребенок  выполняет  задание с различными видами помощи , положительного результата добивается не всегда .

    3 уровень – ребенок обучается и добивается положительного результата . Может сравнивать величины .

    4 уровень – ребенок использует словесно – направляющую помощь взрослого . Сравнивает по величине .

    5 уровень – ребенок самостоятельно выполняет задание . Легко соотносит предметы по величине .

            

    Составление и выкладывание матрешек .

    Оборудование . матрешка 2-3-4-5 составная предлагается детям до 5 лет . Матрешка 6-7-8 составная – детям с 5 лет .

    Цель исследования . Исследуется понимание задания , характер выполнения ( действует наугад , с учетом величины , может ли собирать на основе зрительного соотнесения ) , обучаемость .

    Процедура проведения . Детям показывают матрешку . Педагог разбирает матрешку , дает инструкцию «Сложи матрешки так , чтоб получилась одна» .

    Анализ результатов :  При работе с матрешкой у детей обнаруживаются те же особенности , что и пи работе с пирамидкой .

    Работа с коробкой форм « Почтовый ящик» .

    Оборудование .  «Почтовый ящик» с прорезями , соответствующими по форме основаниям различных геометрических тел .

    Цель исследования . Выделяют сформированность восприятия формы , умение выделять плоскостную форму из объемной и сравнивать ее с прорезью . , способ выполнения ( наугад , путем примеривания , зрительного соотнесения ) , умение использовать помощь ( устные пояснения , показ , совместное выполнение ) , стойкость интереса .

    Процедура проведения . Перед ребенком ставят коробку с фигурами . Затем их вынимают . Педагог берет одну фигуру , показывает ее основание , обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру . Предлагает продолжить работу «Опусти все фигуры в коробку» . Начинать следует с самых простых форм ( цилиндр с основанием круг , призма с основанием треугольник ) .

    Анализ результатов .

    1 уровень – Ребенок не справляется с заданием даже с обучающей помощью , не понимает понятия «форма» .

    2 уровень – Ребенок использует силу , положительного результата не всегда добивается . Помощь использует не в полном объеме .

    3 уровень – ребенок понимает понятия «формы» . При выполнении иногда использует силу , но обучается и добивается положительного результата .

    4 уровень – ребенок для достижения результата использует направляющую помощь взрослого . Может различать и называть простые формы .

    5 уровень – Ребенок действует путем целенаправленных проб . Результат деятельности положительный . ребенок может называть и различать простые и сложные формы . Знает некоторые объемные фигуры .

    Работа с разноцветной мозаикой .

    Цель исследования . Определить способность соотносить и дифференцировать цвета , знание основных цветов .

    Процедура проведения. Задание включает 5 этапов . На первом этапе ребенку показывают выложенный из мозаики коврик :

    ---------

    ---------

    ----------

        

    Затем педагог молча берет синий квадратик и кладет на соответствующий «кусочек» . Жестом предлагает ребенку продолжить . Если невербальной инструкции оказывается недостаточно , то педагог говорит : «Положи остальные квадратики на свои места» .

    На втором этапе – «Покажи синий квадрат , зеленый и т.д.»

    На третьем этапе – «Какого цвета этот квадрат?»

    На четвертом этапе – ребенок должен сам сложить такой же коврик рядом .

    На пятом этапе – образец убирается . Педагог предлагает «Сделай как было» .

    Анализ результатов .

    1 уровень – ребенок не понимает задания .

    2 уровень – ребенок понимает разницу между цветами .

    3 уровень – ребенок узнает и различает 4 основных цвета . Может правильно назвать один цвет .

    4 уровень – Ребенок соотносит и дифференцирует 4 основных цвета . Может выделить заданный цвет из множества цветов .

    5 уровень – ребенок свободно различает  и называет основные цвета , самостоятельно выкладывает коврик .  

     Обработка результатов диагностики развития зрительного восприятия цвета , формы , величины .

        Из результатов обследования видно , что уровень развития зрительного восприятия у детей с ЗПР ниже , чем у нормально развивающихся сверстников .

        Методика «Работа с матрешками» показала , что даже это самое простое задание  вызвало трудности . особенно при увеличении количества составляющих элементов . Дети обращали внимание на жесты и мимику педагога . Хотя многие выполняли задания методом проб и ошибок , у них не отмечалось неадекватных действий . Во время работы выяснилось , что дети различают контрастные величины , но при более тонких дифференцировках допускают ошибки . У всех детей плохо развита мелкая моторика пальцев рук .

        Методика «Работа с пирамидой» показала , что уже на первом этапе дети с ЗПР нуждаются в помощи . Они понимают инструкцию , но у них , как правило , ошибки в чередовании цветов . Недостаточен навык самоконтроля , способ деятельности характеризуется бессистемностью , нецеленаправленностью .

        Методика «Почтовый ящик» показала , что дети действуют способом примеривания ,  к зрительному соотнесению не переходят , иногда действуют неадекватно ( способом проталкивания силой без учета прорези ) . Пользуются помощью .

        Методика «Разноцветная мозаика» показала , что дети с ЗПР понимают и жестовую и словесную инструкцию , без труда соотносят цвета . На втором и следующих этапах выявилось незнание некоторыми детьми названий цветов при способности их дифференцировать . Дети не ориентируются на образец , работают импульсивно , без самоконтроля .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ с ОНР НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

    РабоРаботая в группе для  детей с  ОНР в течении нескольких лет, обозначила следующую ПРОБЛЕМУ: Невысокая продуктивность закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми на з...

    Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".

    Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...

    Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием интерактивных игр "Считалочка".

    Конспект НОД по ФЭМП с использованием интерактивной игры "Числовые домики" из серии интерактивных упражнений "Считалочка" для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

    Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»

    «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...

    Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Этот конспект  корекционо-развивающего занятия, направлен на  развитие зрительного восприятия. Возрастная категория- дети старшего дошкольного возраста. данный конспект был представлен на ко...

    Занятие по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в город Геометрических фигур"

    развивать элементарные математические представления:умения пользоваться в речи порядковыми и количественными числительными;навыки соотнесения цифры с количеством предметов;умения составлять геометриче...

    Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Юные волшебники».

    Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционные задачи:1.      Активизировать зрительные функции.2....