НОД по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Посуда»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сидорова Алёна Игоревна

Тема: «Посуда»

Вид занятия: комбинированное занятие.

Возраст: 5-6 лет.

Форма: подгрупповое занятие.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- обогащение опыта выполнения сенсорных операций (визуальное сравнение, узнавание);

- совершенствование и развитие локализации через опыт выделения частей, деталей, внешних отличительных признаков;

- развитие точности и тонкости восприятия и опознания знакомых объектов;

- развитие зрительного гнозиса;

- закрепление умения ориентироваться в микропространстве (на мольберте) с выделением углов;

- развитие внимания;

- развитие аналитико-синтетической деятельности;

- закрепление правильного захвата письменного инструмента и способа практического действия;

- закрепление умения обводить контур предмета, представленного на зашумленном фоне, без отрыва руки;

- формирование умения раскрашивать поверхность контурного изображения, не заходя за край, не оставляя пробелов.

Образовательные:

- закрепление единичных и обобщённых представлений по лексической теме: «Посуда»;

- развитие связной речи;

- обогащение словаря, за счёт умения использовать прилагательные, обозначающие признак предметов.

Воспитательные:

- воспитание положительной мотивации к познавательной деятельности;

- воспитание доброжелательного отношения к сверстникам через умение слушать -  товарища и принимать мнение другого.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

НОД по развитию зрительного восприятия

у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

«Посуда»

Составитель:

Сидорова Алёна Игоревна

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

первой кв. категории

 

Санкт-Петербург

2021г

Тема: «Посуда»

Вид занятия: комбинированное занятие.

Возраст: 5-6 лет.

Форма: подгрупповое занятие.

Задачи: 

Коррекционно-развивающие: 

- обогащение опыта выполнения сенсорных операций (визуальное сравнение, узнавание);

- совершенствование и развитие локализации через опыт выделения частей, деталей, внешних отличительных признаков;

- развитие точности и тонкости восприятия и опознания знакомых объектов;

- развитие зрительного гнозиса;

- закрепление умения ориентироваться в микропространстве (на мольберте) с выделением углов;

- развитие внимания;

- развитие аналитико-синтетической деятельности;

- закрепление правильного захвата письменного инструмента и способа практического действия;

- закрепление умения обводить контур предмета, представленного на зашумленном фоне, без отрыва руки;

- формирование умения раскрашивать поверхность контурного изображения, не заходя за край, не оставляя пробелов.

Образовательные: 

- закрепление единичных и обобщённых представлений по лексической теме: «Посуда»;

- развитие связной речи;

- обогащение словаря, за счёт умения использовать прилагательные, обозначающие признак предметов.

Воспитательные:

- воспитание положительной мотивации к познавательной деятельности;

- воспитание доброжелательного отношения к сверстникам через умение слушать -  товарища и принимать мнение другого.

Педагогические технологии:

  • игровая технология;
  • здоровьесберегающая технология; 
  • компьютерная технология.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

  • словесные, наглядные, практические, игровые методы;
  • наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы.

Предварительная работа: рассматривание посуды, беседа о её назначении, материалах из которых она изготовлена, частях из которых она состоит.

Оборудование: картинки посуды с отсутствующим фрагментом, стакан, кружка, чашка с блюдцем, мольберт, указка, коврик, мяч, индивидуальные фланелеграфы, разрезные картинки, презентация «Лишний предмет в сервизе», индивидуальные карточки «Наложенные изображения» по теме «Посуда», фломастеры, карандаши.

Ход НОД:

Организационный момент.

  • Игра « Сосны, ёлочки, пенёчки»

Дети встают врассыпную лицом к педагогу. По команде педагога «Сосны», «ёлочки» или «Пенёчки» дети должны изобразить названный предмет: «Сосны» – поднять руки высоко вверх, «Ёлочки» – раскинув руки в стороны, «Пенёчки» – присев на корточки.

Введение в тему занятия.

  • Задание «Посуда с отсутствующим фрагментом»

Педагог: Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, мы должны понять, что изображено на мольберте.  Рассмотрите внимательно изображения.

Дети: На мольберте изображены чайник, сковорода, кастрюля, чашка с блюдцем.

Педагог: В каком углу изображен чайник?

Ребёнок: Чайник изображён в левом верхнем углу.

Педагог: В каком углу изображена сковорода?

Ребёнок: Чайник изображён в правом верхнем углу.

Педагог: В каком углу изображена кастрюля?

Ребёнок: Чайник изображён в левом нижнем углу.

Педагог: В каком углу изображена чашка с блюдцем?

Ребёнок: Чайник изображён в правом нижнем углу.

Педагог: Назовите, одним словом все эти предметы.

Дети: Посуда.

Педагог: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о посуде.

Основная часть занятия.

  • Рассматривание и сравнение стакана, кружки и чашки с блюдцем

Дети вместе с педагогом садятся в круг на коврик. Педагог показывает детям стакан.

Педагог: Ребята, вы знаете, как называется этот предмет?

Дети: Это стакан.

Педагог: Как вы это поняли? Опишите его?

Дети: Стакан по форме похож на цилиндр. Он прозрачный, сделан из стекла. У него есть стенки и дно.

Педагог: Для чего нужен стакан?

Дети: Стакан нужен для того, чтобы пить сок, морс, воду, молоко.

Педагог показывает детям кружку.

Педагог: Как называется этот предмет? Опишите его?

Дети: Это кружка. Она тоже похоже на цилиндр. Она сиреневая, с цветочками. У неё есть стенки, дно и ручка.

Педагог: Для чего нужна кружка?

Дети: Кружка нужна для того, чтобы пить чай, какао.  

Педагог: Чем кружка отличается от стакана?

Дети: Кружка отличается от стакана тем, что у неё есть ручка, а у стакана нет.

Педагог показывает детям чашку с блюдцем.

Педагог: Ребята, а это что такое?

Дети: Это чашка с блюдцем.

Педагог: Чашка с блюдцем никогда друг с другом не разлучаются. Чашка может с блюдцем чаем поделиться. Чашка с блюдцем сделаны из хрупкого материала, который называется фарфор. Стенки у чашечки тоненькие, поэтому она такая лёгкая. Чашка по размеру меньше кружки. Обратите внимание на ручку. Она маленькая, аккуратная. Чашка предназначена для того, чтобы пить чай. Чашка с блюдцем относятся к чайной посуде. Сейчас мы с вами узнаем, что ещё относится к чайной посуде. Садитесь на свои места. Перед вами кусочки разбитой посуды. Давайте соберём из этих кусочков картинку.

  • Задание «Разрезные картинки»

Дети собирают разрезные картинки. После того, как дети собрали разрезные картинки, они рассматривают, что получилось у других детей.

Педагог: Что у тебя изображено на картинке?

Ребёнок: Чашка с блюдцем.

Педагог: Что у тебя изображено на картинке?

Ребёнок: Сахарница.

Педагог: Что у тебя изображено на картинке?

Ребёнок: Заварочный чайник.

Педагог: Ребята, посмотрите на четвертый предмет посуды. Это называется молочник или сливочник. Как вы думаете, для чего эта посуда нужна и на что, она похожа?

Дети: Молочник или сливочник нужен для молока или сливок, чтобы их добавить в чай. Молочник похож на кувшин, только маленький.

Педагог: Рассмотрите внимательно все предметы чайного сервиза. Что их объединяет, чем они похожи?

Дети: Они похожи цветом и узором. Они все белые с розовым цветком.

Педагог: Правильно. Сервиз это набор посуды, который объединен одним цветом и одним узором. Это как большая дружная семья. Я предлагаю вам сыграть в игру «Лишний предмет в сервизе». Поставьте стульчики в один ряд. Сейчас на картинке вы увидите четыре предмета, вам нужно определить, какой предмет не подходит.

  • Презентация «Лишний предмет в сервизе»

Дети называют предмет, который не подходит по цвету и узору к сервизу.

 

  • Релаксационная зрительная гимнастика.

Педагог: Наши глазки устали, надо им отдохнуть. Закройте глазки, расслабьтесь. Когда вы почувствуете моё прикосновение, назовите предмет посуды.

  • «Наложенные изображения»

Педагог: Вас ждёт ещё одно задание! Садитесь за стол и рассмотрите картинку, что вы видите на ней?

 

Дети перечисляют кружку, кастрюлю, вилку, электрический чайник, глубокую тарелку.

Педагог: Обведите один предмет посуды по контору, не отрывая фломастер от бумаги. Затем раскрасьте этот предмет карандашом, не выходя за контур и не оставляя пробелов.

Заключительная часть

Педагог: Наше занятие подходит к концу. Встанем в круг и сыграем в последнюю игру с мячом.

  • Игра с мячом «Какая посуда?»

Педагог: Если тарелка из пластмассы, то она (какая) - …

Если ложка из металла, то она ….

Если чашка из фарфора, то она… .

Если стакан из стекла, то он…

Если сахарница из стекла, то она… .

Если сковорода из керамики…

Если сковорода из чугуна …

Если половник из металла, то он…

Педагог: Какие вы молодцы! Ребята, какие задания вам сегодня понравились? Что было труднее всего? Спасибо вам за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: "Овощи"

Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок....

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Юные волшебники».

Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционные задачи:1.      Активизировать зрительные функции.2....

НОД по развитию зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Помощники Весны»

Тема: «Помощники Весны»Возраст: 4-5 лет.Форма: подгрупповое занятие.Цель: Развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-развивающие:- активизация, обогащение, развитие зрительной фун...

Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Перелётные птицы"

Формирование умений и навыков пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения....