Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Перелётные птицы"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Остроух Полина Игоревна

Формирование умений и навыков пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatia.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начальная школа – детский сад № 662

Кронштадтского района Санкт - Петербурга

КОНСПЕКТ

коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения 

Тема: «Перелётные птицы»

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Остроух Полина Игоревна

Санкт-Петербург

2020

Цель: формирование умений и навыков пространственной ориентировки на основе и под контролем зрения.

Задачи:

  1. развивать прослеживающую функцию глаза;
  2. обогащать двигательно-мышечный опыт при определении пространственных направлений (вниз, вверх, вправо, влево);
  3. продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости листа: выделять и называть центр, середину, левую и правую стороны, верхнюю и нижнюю стороны;
  4. продолжать учить умению анализировать зашумленные изображения: из трех птиц выбрать по направлению движения одну в соответствии с образцом;
  5. развивать умение зрительного поиска обозначенного места по установке педагога;
  6. развивать зрительную память;
  7. обогащать активный словарный запас детей за счет слов и словосочетаний, обозначающих пространственные отношения (слева, справа, сверху, снизу, в центре, посередине, слева наверху, слева внизу, справа наверху, справа внизу, сверху посередине), и за счет названий птиц (ласточка, скворец, грач, кукушка);
  8. развивать связную речь детей за счёт объяснения местоположения объекта в пространстве;
  9. закреплять представления о перелётных птицах.

Оборудование: фланелеграф для фронтальной работы; 3 индивидуальных фланелеграфа; ковролин, на котором изображен лабиринт, предметные картинки птиц (кукушка, скворец, грач, ласточка) и изображение семечек; две обычные указки (длинная и короткая) и одна лазерная указка; игрушка «Воробей»; книга с голосами птиц (воробья); 3 силуэтных изображения ласточки для фронтальной работы; 3 маленьких силуэтных изображения ласточки (на одного человека) для индивидуальной работы; 3 силуэтных изображения ласточки среднего размера для индивидуальной работы; изображение дерева для фронтальной работы; предметные изображения птиц (кукушка, грач, скворец, ласточка) для фронтальной работы (задание «Дерево»); 3 карточки с изображением трех контурных ласточек, которые пересекаются (зашумленное изображение); 3 карточки с силуэтным изображением ласточки в разном направлении (вниз, вправо, влево); карточка-образец для задания «Птенец»; 3 магнитные доски и набор магнитных фигур (две большие дуги, две маленькие дуги, два больших треугольника, один маленький треугольник).

Предварительная работа: разучивание физкультминутки.

Ход занятия

Вводная часть

Дети заходят в кабинет и встают около доски.

Речь педагога

Примерные ответы детей

Сегодня к вам в гости кто-то прилетел. А кто именно, вы сможете узнать, отгадав загадку:

Любит прыгать и лететь,

Хлеб и зернышки клевать,

Вместо «Здравствуйте!» привык

Говорить всем «Чик-чирик».

Ребята, о ком эта загадка? А как вы догадались? Давайте послушаем, как чирикает воробей. Прослушивание (аудиофрагмента) Как же звонко чирикает воробей!

Эта загадка о воробье, потому что именно эта птица чирикает.

Основная часть

Задание 1. «Дерево»

Речь педагога

Примерные ответы детей

Летал-летал воробей и вдруг увидел своих друзей. Кого увидел воробей?

Как одним слово можно назвать этих птиц?

Возвращались птицы из теплых краев и очень устали. Вдруг увидели они красивое дерево и решили присесть отдохнуть на четыре большие ветки (педагог указывает на ветки). Ласточка решила сесть на левую верхнюю ветку. Миша, посади ласточку на левую верхнюю ветку дерева. На какой ветке сидит ласточка?

Грач решил сесть на правую нижнюю ветку. Маша, посади грача на правую нижнюю ветку дерева. На какой ветке сидит грач?

Кукушка решила сесть на левую нижнюю ветку. Катя, посади кукушку на левую нижнюю ветку дерева. На какой ветке сидит кукушка?

А скворец сел на оставшуюся свободную ветку. На какую ветку сел скворец?

Все птицы сели на ветки отдыхать, а воробей приготовил еще задания. Садитесь за столы.

Воробей увидел ласточку, грача, скворца, кукушку.

Перелетные.

Ласточка сидит на левой верхней ветке дерева.

Грач сидит на правой нижней ветке дерева.

Кукушка сидит на правой нижней ветке дерева.

Скворец сел на правую верхнюю ветку дерева.

Задание 2. «Прятки»

Речь педагога

Примерные ответы детей

Давайте вспомним, как называется это место на доске? (педагог показывает на центр доски)

А как называется эта сторона? (педагог указывает на правую/левую/верхнюю/нижнюю стороны доски)

Педагог прикрепляет ласточку в центр доски. Где находится ласточка?

Педагог прикрепляет еще одну ласточку в левом нижнем углу. А где находится эта ласточка?

Педагог прикрепляет еще одну ласточку в правом верхнем углу. А где находится эта ласточка?

В каком направлении летят все ласточки? В какую сторону смотрят?

Давайте покажем рукой, в каком направлении летят ласточки.

Ласточки захотели поиграть с вами в прятки. Запомните, где расположены ласточки и в каком направлении они летят. Ласточки прячутся (педагог закрывает фланелеграф).

Возьмите ласточек с тарелок и расположите их у себя на фланелеграфе так же, как на доске. Давайте проверим, правильно ли вы расположили ласточек. Педагог открывает доску. Вместе с педагогом дети проверяют, правильно ли выполнили задание (Где находится эта ласточка? Почему ты ее расположил именно здесь?)

Уберите ласточек обратно на тарелки. Пока дети убирают ласточек, педагог меняет местоположение птиц на доске. Пока вы убирали птиц, ласточки на доске решили расположиться по-другому.  Повторное выполнение задания.

Центр.

Правая сторона/левая  сторона/верхняя сторона/нижняя сторона

Ласточка находится в центре.

Ласточка находится слева внизу.

Ласточка находится справа наверху.

Ласточки летят влево.

Например: Эта ласточка находится в справа наверху. Я расположил ее здесь, потому что на доске ласточка тоже находится справа наверху.

Задание 3. «Выбери нужную ласточку»

Речь педагога

Примерные ответы детей

Воробей приготовил вам еще одно интересное задание. Возьмите карточку с подставки и положите ее на фланелеграф. Кого нарисовал воробей на карточке?

Сколько ласточек нарисовал воробей?

Все ласточки летят в одну сторону?

Покажите ласточку, которая летит вправо/влево/вниз. Давайте покажем рукой, в каком направлении летит ласточка.

Педагог раздает карточку-образец и силуэт ласточки. Наложите силуэт на ласточку, которая летит в таком же направлении, как на образце. Силуэт и контур должны полностью совпасть.

 У каждого ребенка педагог спрашивает, в какую сторону летит ласточка, которую он закрыл силуэтом.

Молодцы! Справились с заданием.

Воробей нарисовал ласточек.

Воробей нарисовал трех ласточек.

Нет.

Физкультминутка

Птенчики в гнезде сидели,                        (присесть)

Все на улицу глядели,                (встать, повороты головы вправо-влево)

Погулять они хотели,                                (шагать на месте)

Потихоньку улетели.                                (махи руками)

Задание 4. «Лабиринт»

Речь педагога

Примерные ответы детей

В начале занятия вы рассаживали птиц на дереве. Птицы отдохнули, но проголодались. Помогите птицам добраться до зернышек. Какой птице ты будешь помогать? По дорожке какого цвета полетит эта птица? В каком направлении полетит птица?

Следите глазами за огоньком.

Отлично! Вы помогли всем птицам добраться до зернышек.

Садитесь за столы.

Каждый ребенок по очереди выбирает птицу и указывает, в каком направлении ей нужно лететь, чтобы добраться до зернышек. Педагог с помощью лазерной указки следует указанному пути. Все дети прослеживают путь птицы глазами.

Задание 5. «Птенец»

Речь педагога

Примерные ответы детей

Мы уже говорили, что весной возвращаются птицы из теплых стран. Они вьют гнезда, откладывают яйца. Кто вылупляется из яиц?

Переверните карточку на подставке. Воробей нарисовал птенцов. Выложите из фигур птенца на магнитной доске по образцу.

В какую сторону смотрит птенец?

Переместите одну деталь так, чтобы птенец смотрел вправо.

После успешного выполнения задания педагог просит переместить одну деталь так, чтобы птенец смотрел вверх.

Молодцы! И с этим зданием справились.

Из яиц вылупляются птенцы.

Птенец смотрит влево.

Заключительная часть

Речь педагога

Примерные ответы детей

Ребята, кто прилетал к вам сегодня в гости?

А зачем он к вам прилетал?

Какие задания вам предлагал воробей?

Какое задание было самым легким, а какое самым сложным? Почему?

Воробью очень понравилось, как вы занимались. Он обязательно прилетит к вам еще раз, чтобы так же весело поиграть!

К нам в гости прилетал воробей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: "Овощи"

Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок....

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Этот конспект  корекционо-развивающего занятия, направлен на  развитие зрительного восприятия. Возрастная категория- дети старшего дошкольного возраста. данный конспект был представлен на ко...

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Юные волшебники».

Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционные задачи:1.      Активизировать зрительные функции.2....

НОД по развитию зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Помощники Весны»

Тема: «Помощники Весны»Возраст: 4-5 лет.Форма: подгрупповое занятие.Цель: Развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-развивающие:- активизация, обогащение, развитие зрительной фун...