Опыт работы: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ»
методическая разработка по физкультуре по теме

Кочубей Наталья Анатольевна

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

 

Сведения об авторе опыта: Кочубей Наталья Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105» г. Краснодара, инструктор по физической культуре, 8(861)224-53-80

Тема опыта: "Оздоровление и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами фитбол гимнастики".

Условия возникновения опыта: Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние годы. Количество больных детей дошкольников увеличилось, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5%. В настоящее время 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой системы. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Рождение здорового ребенка стало редкостью, ра­стет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, чис­ло детей с речевыми расстройствами. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют III группу здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве.

Причин роста па­тологии множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки, невысокий материальный уровень семьи и уровень здоровья родителей.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирова­ния двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и сис­темы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где дея­тельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с де­ятельностью других. Этот возраст имеет самое важное значение, именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, создается фундамент для воспитания физических качеств. Существует мнение, что средства физического воспитания позитивно влияют на состояние здоро­вья детей.

Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Средствами решения этих вопросов являются: закаливающие мероприятия, оздоровительные мероприятия, познавательные занятия и др. формы организации двигательной деятельности детей. Двигательная активность детей в детском саду обеспечивается в виде физкультурных и занятий в зале и в бассейне, утренней гимнастики на свежем воздухе (в тёплый период года) и в помещении, проведение подвижных и спортивных игр, спортивных праздников, дней здоровья и т. д.

Традиционные формы и методы физического воспитания дошкольников до сих пор не ориентированы на профилактику отклонений от нормы и не способствуют активному предотвращений функциональных нарушений, хронических заболеваний и достижению полноценного физического развития и подготовленности детей.

Таким образом, в основу содержания физической культуры дошкольников нужно включать как традиционные средства и методы физического воспитания дошкольников, так и современные инновационные средства и методы физического воспитания, компоненты технологии спортивной тренировки. К одним из современных инновационных средств физического воспитания относится фитбол – гимнастика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кочубей Наталья Анатольевна

АДМИНИСТРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 105» ГОРОД КРАСНОДАР

Колхозная ул. 69, г. Краснодар, 350010, тел/факс (861)224-53-80

Опыт работы:

«ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ»

Автор опыта: КОЧУБЕЙ НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

Инструктор по физической культуре

ИГНАТОВА ГАЛНА ГЕННАДЬЕВНА

заместитель заведующей по ВМР

ГЛУХОВА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

заведующий

г. Краснодар 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ

Информация об опыте …………………………………………..……..…3

 - Технология опыта …………………………………………..………….…10

 - Результативность опыта …………………………………………….……17

Библиографический список …………………………………………….18

Приложение к опыту …………………………………………………....21

Приложение № 1. Влияние цвета на организм человека…….….….21

Приложение № 2. «Золотые» правила фитбол – гимнастики...…...….23

Приложение № 3. Двигательная сказкотерапия…………….……..…26

Приложение № 4. Игротренинг……………………………...…………52

 Приложение № 5. Комплексы степ – аэробики оздоровительно – тренирующей направленности………………..…………………..….……62

Приложение № 6. Дыхательная гимнастика…………………….…..…70

Приложение № 7. Точечный массаж по Уманской……………………92

Приложение № 8. Упражнения на релаксацию………………………95

Приложение № 9. Комплексы пальчиковой гимнастики……………100

 Приложение №  10. Комплексы общеразвивающих упражнений на фитболах…..…………………………………………………………..…106

Приложение № 11. Комплексы упражнений на фитболах……….123

Приложение № 12. Физкультурные занятия с фитболами…………137

Приложение № 13. Интегрированные сценарии праздников и развлечений…..………………………………………………………..…….…164


ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Сведения об авторе опыта: Кочубей Наталья Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105» г. Краснодара, инструктор по физической культуре, 8(861)224-53-80

Тема опыта: "Оздоровление и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами фитбол гимнастики".

Условия возникновения опыта: Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние годы. Количество больных детей дошкольников увеличилось, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5%. В настоящее время 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой системы. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют III группу здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве.

Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки, невысокий материальный уровень семьи и уровень здоровья родителей.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. Этот возраст имеет самое важное значение, именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, создается фундамент для воспитания физических качеств. Существует мнение, что средства физического воспитания позитивно влияют на состояние здоровья детей.

Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Средствами решения этих вопросов являются: закаливающие мероприятия, оздоровительные мероприятия, познавательные занятия и др. формы организации двигательной деятельности детей. Двигательная активность детей в детском саду обеспечивается в виде физкультурных и занятий в зале и в бассейне, утренней гимнастики на свежем воздухе (в тёплый период года) и в помещении, проведение подвижных и спортивных игр, спортивных праздников, дней здоровья и т. д.

Традиционные формы и методы физического воспитания дошкольников до сих пор не ориентированы на профилактику отклонений от нормы и не способствуют активному предотвращений функциональных нарушений, хронических заболеваний и достижению полноценного физического развития и подготовленности детей.

Таким образом, в основу содержания физической культуры дошкольников нужно включать как традиционные средства и методы физического воспитания дошкольников, так и современные инновационные средства и методы физического воспитания, компоненты технологии спортивной тренировки. К одним из современных инновационных средств физического воспитания относится фитбол – гимнастика.

Актуальность опыта:  Анализ состояния здоровья детей показал, что оздоровление и обеспечение всестороннего физического развития ребёнка – это одна из первоочередных задач, стоящих перед обществом. Особенно она актуальна в России, где состояние здоровья детей характеризуется высокими показателями заболеваемости и смертности. В связи с этим стоит острая проблема работы дошкольных учреждений, как со здоровыми, так и с ослабленными детьми. Наш детский сад имеет определённые условия и хорошую материальную базу, что позволяет нам в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников.

В настоящее время дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это сокращается время пребывания детей на открытом воздухе, увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Такое отношение к организации двигательного режима снижает оздоровительный, закаливающий эффект. Такой подход не способствует успешному решению оздоровительных задач, стоящих перед физическим воспитанием.

Все это подтолкнуло меня к поиску эффективных методов оздоровления и физического развития дошкольников, которые бы учитывали весь комплекс их соматических, интеллектуальных  и физических проблем. Эти методы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Физические упражнения, как важнейшее средство физического воспитания, должны использоваться в самых разнообразных формах проведения занятий. Форма занятий существенно влияет на их содержание. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.

Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка.

Постоянное использование одних и тех же стандартных занятий задерживает совершенствование оптимальных двигательных навыков. Различные формы проведения занятий с использованием новых современных методик нового оборудования, музыки, индивидуального подхода важнейшее условие оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Именно этим требованиям, на мой взгляд, отвечает методика работы с коррекционными мячами – фитболами.  Так, об эффективности использования фитболов в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и развития координационных способностей, выносливости, активизации двигательной активности детей говорит М.А. Рунова, в своей программе «Двигательная активность ребёнка в детском саду».

В.Т. Кудрявцев и Б.Г. Егоров в своей программе «Развивающая педагогика оздоровления» рекомендует использовать коррекционные мячи в оздоровлении и физическом развитие детей дошкольного возраста.

 Т.С. Овчинникова и А.А. Потапчук разработали методику работы с коррекционными мячами – фитболами, высокая эффективность которой была оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах Санкт-Петербурга. Данная методика интересна тем, что в ней кроме традиционных подходов, описаны нестандартные методы проведения занятий на фитболах такие, как: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-сказки. Авторы, говорят о том, что уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривания стихов в ритме движений развивает ритмическое чувство, координацию, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия у детей. По их мнению, фитбол-гимнастика является новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей.

Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине. Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целей.

Фитбол имеет определенные свойства. Это и форма, и цвет, и запах, и его особая упругость.

Фитбол имеет форму шара. Шар - самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов XIX века Фридрих Фребель отнёс шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений».  Шар наиболее гармонично распределяет информацию, поступающую ко всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с фитболом, в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект занятий. Кроме того, включается в работу и обоняние, поскольку фитболы имеют приятный ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажёрах.

Мячи имеют не только разный диаметр, но и разный цвет. Различные цвета по-разному воздействуют на эмоциональное и физиологическое состояния ребёнка, что помогает осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Теплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышают активность симпатического отдела нервной вегетативной системы, усиливают возбуждение центральной нервной системы (ЦНС). Это, в свою очередь, приводит к увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС), повышению артериального давления (АД), учащению дыхания. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами.

Холодные цвета (синий, фиолетовый) оказывают трофотропное влияние, то есть повышают активность парасимпатического отдела нервной вегетативной системы, в связи, с чем снижаются ЧСС, АД, ухудшаются скоростно-силовые качества. Его обычно выбирают дети с флегматическими чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствуют проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма, Приоритет в разработке системы «цветов безопасности» принадлежит Ф. Биррену.

Помимо цветового влияния на организм ребёнка фитболы оказывают также вибрационное воздействие в области низко звукового спектра частот. Известно, что механическая вибрация, будучи одним из самых древних онтогенетических стимулов, оказывает как специфическое, так и неспецифическое воздействие практически на все органы и системы человека. Например, непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая вибрация - возбуждающе.

Механическая вибрация низкой частоты обладает обезболивающим действием, активизирует регенеративные процессы, поэтому может применяться в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата. Легкое покачивание на фитболе, улучшает отток лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников. С точки зрения остеопатической медицины, низкочастотные вибрации по своему физиологическому воздействию способствует лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и т.д. При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебании на весь позвоночник, включая область основания черепа, это способствует изменению динамики спинномозговой жидкости.  

Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза (почти каждый четвёртый ребёнок имеет разную длину нижних конечностей, а это в свою очередь, приводит к переносу таза и деформации позвоночника), что является крайне важным для коррекции сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника. Фитбол за счет своих упругих свойств неравномерно погружает седалищные бугры, выравнивая таз и позвоночник без всяких дополнительных приспособлений.

Фитболы позволяют максимально индивидуализировать физкультурно-оздоровительный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки как во фронтальной, гак и в сагиттальной плоскости. 

 Таким образом, анализ программ, рекомендаций, исследований позволяет создать следующие выводы:

фитбол-гимнастика позволяет решать самые разные оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Поэтому фитбол-гимнастика, как современная форма занятий, безусловно, имеет преимущество перед традиционными подходами;

определяя цели, задачи, содержание и методы руководства необходимо опираться на принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, т.е. учитывать состояние здоровья, физическое развитие и уровень физической подготовленности;

оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;

необходимо научить детей чувствовать, сопереживать, уметь своим телом, эмоциями воспроизводить окружающий мир, отслеживать внутреннее состояние своего организма, слышать и понимать его потребности;

широко использовать нетрадиционные формы оздоровления, создавать условия для развития двигательного творчества детей.

Ведущая педагогическая идея опыта: на основе анализа программ физического воспитания детей дошкольного возраста, авторских методов и приемов, я пришла к выводу, что использование фитболов поможет мне эффективно осуществлять оздоровление и физическое развитие  детей старшего дошкольного возраста и может быть разработана модель физкультурно - оздоровительной и профилактической работы в условиях детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Оздоровление и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами фитбол - гимнастики"

Презентация  "Оздоровление  и  физическое  развитие  детей  старшего  дошкольного  возраста средствами  фитбол -  гимнастики"...

Опыт работы на тему: "Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами"

Опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами». Цель педагогического опыта:Изучить и обос...

Доклад «Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами занятий физкультурно-оздоровительной направленности (степ-аэробики).

13-я Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательном пространстве», посвящённой профессору С.М. Жаркову («Алтайская государственная академия образования имени В.М.Шу...

Презентация «Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами занятий физкультурно-оздоровительной направленности (степ-аэробики)".

13-я Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательном пространстве», посвящённой профессору С.М. Жаркову («Алтайская государственная академия образования имени В.М.Шу...