Доклад «Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредствам фитбол-гимнастики»
методическая разработка

 Милкова (Герц) Ольга Олеговна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  

«Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредствам фитбол-гимнастики»

(методическое объединение для инструкторов по физической культуре г. Озерск, Челябинская область)

Инструктор по ФЗК МБДОУ ЦРР ДС № 15

Милкова О. О.

 

        В настоящее время перед ДОО остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение здоровья – снижение двигательной активности. Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников.

        В условиях модернизации физкультурного образования остаётся актуальной проблема разработки новых эффективных методик физического воспитания дошкольников и поиска таких сочетаний средств, методов, и форм, которые позволили бы повысить интерес у детей к занятиям физической культурой.

        Постоянное  использование одних и тех же стандартных занятий задерживает совершенствование оптимальных двигательных навыков. Таким образом, в планирование содержания образовательной деятельности целесообразно включать как традиционные средства и методы физического воспитания дошкольников, так и современные инновационные средства и методы физического воспитания, компоненты технологии спортивной тренировки. К одним из современных средств физического воспитания относится фитбол – гимнастика.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние фитбол – гимнастики на развитие координации движений детей 6-7 лет.

Объект исследования - процесс развития координации движений детей 6-7 лет.

Предмет исследования –  занятия по фитбол – гимнастике в ДОО.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
  2. Выявить уровень развития координации движений детей 6-7 лет.
  3. Разработать и апробировать программу работы кружка основанную на использовании фитбол – гимнастики как средство развития координации движений детей 6-7 лет.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что фитбол –гимнастика будет способствовать развитию координации движений детей 6-7 лет если:

 -  грамотно подобраны упражнения с фитбол-мячами;

- отбор упражнений с фитбол-мячами производится в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей;

- созданы благоприятные условия для организации занятий по фитбол-гимнастике.

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Мяч по своим  свойствам многофункционален и  поэтому может использоваться в  комплексах упражнений фитбол-гимнастики  как предмет, снаряд или опора. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

Фитбол-гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные  задачи.

На занятиях используются фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся, для детей 3-5 лет диаметр 45 см, от 6-10 лет -55см.  Для занятий с дошкольниками мяч должен быть упругим.

Мячи могут  быть не только разного диаметра, но и разного цвета:

  • Теплые цвета (красный оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.
  • Холодные цвета (синий голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества
  • Зеленый цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени

Помимо цветового  влияния на организм ребенка фитболы  оказывают также вибрационное воздействие.

Механическая  вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует  на нервную систему успокаивающе, а прерывистая возбуждающе. На занятиях с детьми используется легкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча)

Организационными  формами работы, направленными на развитие двигательных качеств дошкольников являются: 1) непосредственно образовательная  деятельность по физической культуре; 2) физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках, физкультурная минутка); 3) активный отдых; 4) самостоятельная двигательная деятельность детей; 5) взаимодействие с семьей.

На основе полученных результатов, на констатирующем этапе  эксперимента, была рзработана программа кружковой работы, составлены комплексы  упражнений и игр, с использованием мяча-фитбола, повышающие уровень физических качеств детей. 

      Для этого  был разработан  перспективный план для детей  старшего дошкольного возраста, который  направлен на сохранение  и укрепление здоровья и развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста,  формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Были определенны средства и методы фитбол-гимнастики, положительно влияющие на развитие физических и музыкально-ритмических способностей.

В  составлении  системы работы  по фитбол-гимнастике, перспективного плана  я опиралась  на программу Е.Г.Сайкиной, С.В.Кузьминой  - Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах», работу  С.В.Кузьминой «Комплексное воздействие упражнений фитбол – аэробики на развитие физических способностей детей», пособие А.А.Потапчук, Т.С.Овчинниковой «Двигательный игротреннинг для дошкольников».

Методика обучения технике упражнений с фитболами  предполагала определенную этапность:

  • Этап начального обучения упражнения;
  • Этап углубленного разучивания упражнения:
  • Этап закрепления и совершенствования упражнения.

Сроки этапов определялись уровнем физической подготовленности детей.

Для воспитанников  была разработана модель непосредственно образовательной деятельности по физической культуре  с применением мячей. В нее включены три части.

В водной части  использовались: строевые упражнения, перестроения, упражнения на согласование движений с музыкой, игры малой подвижности, с целью подготовки двигательного аппарата - разогревание мышц, связок, суставов и подготовка их к выполнению предстоящих упражнений; создания благоприятного, положительного фона, эмоционального настроя. Выполнялись различные упражнения на дыхание (подражательные, звуковые, задержка дыхания, зрительная гимнастика).

В основной части  с детьми разучивались упражнения фитбол-гимнастики (3-5 упражнений), комплексы упражнений под музыку на закрепление разученных ранее движений, комплексы ОРУ на мячах с предметами и без предметов, подвижные игры и эстафеты с фитболами, с целью обучения новым видам упражнений, формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей и координации движений.  Детям предлагались  мини-задания на координацию, равновесие, ори ориентировку в пространстве. Например, такие, как "Пятнашки сидя", "Гонки с выбыванием", "Перекати поле". Обязательно  используется  минутка  тишины, во время которой даются упражнения на расслабление мышц туловища и на растягивание — стрейчинг.

В заключительной части выполнялись дыхательные  упражнения сидя на мяче, лёжа на мяче,  на релаксацию в сопровождения медленной  музыки, ходьба и бег вокруг мячей и подвижные игры с фитболом.

На каждом занятии  стремилась к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Одним из эффективных  средств  для создания положительного настроя использовала музыкальное сопровождение.

Интерес к упражнениям  и играм с фитболами поддерживаем с помощью игровых приемов (подражание, карточки с заданиями, схемы). На протяжении всей непосредственно образовательной области побуждала детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности, формировала привычку к здоровому образу жизни

Однако задачу формирования стойкого интереса к физическим упражнениям, привычку к здоровому образу жизни невозможно решить без участия родителей. Поэтому на протяжении всего года вела активное взаимодействие с родителями  - консультации, открытые занятия, показ музыкальных композиций на детских утренниках и родительских собраниях, мастер-классы с родителями. Использование фитбол – мячей в совместной работе с родителями особенно хорошо нормализуются детско – родительские отношения. Дети ощущают радость от совместной двигательной деятельности, а так же поддержку родителя.

Игры с фитболами  использовались не только в непосредственно  образовательной деятельности по физической культуре, но и в совместной деятельности (прогулке, самостоятельных играх  детей, развлечениях и в качестве индивидуальной работы).

Таким образом, в течении года эксперимента изменения произошли во всех группах детей 6-ти лет, но лучшие результаты показали дети экспериментальной группы.

Таким образом, на основании полученных данных можно  сделать вывод, что  разработанная программа для занятий с с фитболом способствуют лучшему и быстрому физическому развитию. Развиваются такие физические качества, как: быстрота, ловкость, гибкость. Применение фитбол-гимнастики дало положительный результат развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста и повысило их эмоциональное состояние. И все это потому, что большие гимнастические мячи дарят радость и здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ»

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Сведения об авторе опыта: Кочубей Наталья Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105» г. Краснодара, инструктор по физической культуре, 8(861)224-53-80Тема оп...

Развитие интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством творческой мастерской.

Современный уровень и темп жизни предполагает активное использование различных гаджетов и компьютерных технологий в повседневности. Поэтому, нередко можно наблюдать, как ребенок с л...

Презентация "Оздоровление и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами фитбол - гимнастики"

Презентация  "Оздоровление  и  физическое  развитие  детей  старшего  дошкольного  возраста средствами  фитбол -  гимнастики"...

Презентация для родителей "Оздоровление детей младшего дошкольного возраста, посредством фитбол - гимнастики"

В презентации представлен отчёт по самообразованию инструктора по физической культуре об оздоровлении детей младшего возраста, посредством фитбол - гимнастики....

Статья «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».

Статья ,посвященная воспитанию нравственных качеств старших дошкольников с помощью сказок....

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....

Тема доклада: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам театрализованных игр в условиях инклюзивного образования"

Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой культуры. Участвуя в театрализованных играх, ...