Опыт работы музыкального руководителя «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами русской классической музыки» Проценко Наталья Викторовна, музыкальный руководитель 1 ой категории
опыты и эксперименты по музыке (старшая группа)

Проценко Наталья Викторовна

Опыт работы музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_klassika.docx42.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы музыкального руководителя

 «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами русской классической музыки»

Проценко Наталья Викторовна, музыкальный руководитель 1 ой категории

Участники: воспитанники  старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Актуальность проблемы:

"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека… Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления»

В. Сухомлинский

«Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего её слушать»

Д. Шостакович

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она формирует нравственный облик человека, развивает культуру его поведения, активизирует умственное развитие, имеет познавательное значение, оказывает влияние на процесс физического совершенствования. Значение музыки велико и разнообразно: одно произведение расслабляет, отвлекает, другое заставляет задуматься; одно дает повод для отдыха, другое учит. Человек, в том числе и ребенок, с большим удовольствием и энтузиазмом будет слушать легкую доступную музыку, ту, которая доставляет наслаждение, не заставляет заострять внимание. Поэтому для взрослого, будь то воспитатель или просто один из родителей огромной задачей является проблема научить ребенка слушать еще и музыку, которая раскрывает высокие чувства, страсти, мысли, ту, которая сделает ребенка духовно богаче, чище, совершеннее. На это способна только та музыка, которая прошла через века, столетия и годы. Она должна была пройти через весь мир, побывать в каждой стране, чтобы стать тем, что мы сегодня называем классикой.

 «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость». Это высказывание искусствоведа, видного общественного деятеля, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, российского скрипача Михаила Семеновича Казиника.

  Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Музыка играет огромную роль в познании ребенком мира. Последние зарубежные исследования в области раннего развития показали, что именно музыка является мощным активатором для развития  интеллекта и способностей ребенка. Музыка способствует более активной работе всех систем в коре больших полушарий, в результате чего дети становятся более активными, развитыми, смышлеными. Именно поэтому необходимо слушать с ребенком классическую музыку во время беременности мамы и заниматься с детьми музыкой в раннем возрасте. Доказано, что дети, которые в раннем возрасте или даже еще до рождения слушали классическую музыку, имеют уровень общего интеллекта (IQ) выше, чем дети, которые были лишены такой возможности.

Всем известно, как маленькие дети любят приплясывать, притопывать, раскачиваться под звуки понравившейся им мелодии. Поэтому очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей слух, чувство ритма, интерес к этому виду искусства, стимулировать их потребность в творчестве.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Очень любимы детьми музыкальные пальчиковые игры, они  развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности и фантазию. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.

Интеллектуальное развитие дошкольников в дошкольных учреждениях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности.

Ведущая роль в музыкальном воспитании дошкольников принадлежит восприятию музыки. Это сложный эмоционально окрашенный познавательный процесс, включающий восприятие и анализ музыкального произведения. Профессор В.В.Медушинский назвал этот процесс «музыкальным восприятием - мышлением». Наиболее эффективно музыкальное восприятие-мышление развивается в слушании музыки. Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Музыкальная деятельность включает в себя и посильное детям исполнительство: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения и игры на музыкальных инструментах развивается умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой музыкальной способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом оказывает влияние не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

В оркестровке музыкального произведения дети старшего дошкольного возраста уже сами могут решить поставленные перед ними поисковые задачи: выбрать инструмент для оркестровки, выбрать один из знакомых им способов звукоизвлечения, поменять инструменты в соответствии с изменением характера музыки.

Танцы. Основу танцев составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально - телесного выражения. Именно этот опыт поможет ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественных, творческих и спортивных видов деятельности.

Стоит отметить, что занятия музыкой благоприятно влияют на успеваемость и обучаемость ребенка. Это связано с тем, что благодаря музыке у детей развивается усидчивость и улучшается восприятие информации. Во время обучения в школе такие навыки помогают достичь успехов и хорошо учиться. Ученые объясняют данное явлением тем, что при недостаточном развитии взаимосвязи между полушариями человеческого мозга появляются трудности в процессе обучения в школе. А музыка способствует усилению межполушарных связей мозга.

В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

Если внимательно посмотреть на многих гениев, сделавших прорыв в науке и в искусстве, то при всем разнообразии судеб, характеров, можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. На развитие всех перечисленных качеств и направлено музыкальное воспитание дошкольников.

Одна из проблем, интересующая педагогов, - это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей. На эту взаимосвязь указывали еще в древности. Не случайно занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

Прежде чем стать для ребенка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Педагог должен научить ребенка слушать и слышать музыку, а это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения.

Выдающиеся педагоги-просветители Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский рассматривали слушание музыки как метод формирования музыкального мышления.

Познание дошкольником окружающего мира происходит в двух основных формах: это чувственное познание и абстрактное мышление. Все, что окружает ребенка, усваивается через органы чувств. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. В музыке – это слуховые ощущения, лежащие в основе музыкального слуха. Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать и различать основные свойства музыкального звука. Восприятие ребенком отдельных свойств музыкального звука Н. Ветлугина отнесла к специальной группе сенсорных процессов.

Процессы, сопровождающие восприятие музыки, многоплановы, как и само музыкальное искусство. Когда слушатель целостно воспринимает средства музыкального произведения, сложные взаимосвязи  между мелодией и ритмом, мелодией и гармонией, тогда можно говорить о развитых формах сенсорных процессов.

Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе. О природе, о быте и традициях. Педагог поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления. Которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности. Дети вслушиваются в звучание музыки, сравнивают звуки, сходные и различные по высоте, продолжительности звучания, тембровой окраске. Усвоение детьми способов сенсорных действий активизирует умственные способности.

Д. Кабалевский видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность. Искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость и высшее наслаждение, требует умения понимать своеобразие творчества, откликаться сердцем и умом на то, что создал художник, думать и переживать.

        Итак, для успешного развития музыкального восприятия дошкольников первостепенное значение имеет музыкальный репертуар. В настоящее время назрела острая потребность в его обновлении, разработке новых педагогических методик и технологий развития музыкального восприятия, опирающихся на достижения современной музыкальной психологии и музыкознания.

Репертуар для слушания должен удовлетворять двум важным требованиям - художественности и доступности. Серьезный и вдумчивый подход к использованию высокохудожественных музыкальных произведений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт, создавая в представлении ребенка эталоны красоты. О важности высокой художественности предлагаемого детям репертуара говорила известный музыковед В. Н. Шацкая: «С самого начала мы должны, работая с детьми, иметь дело с искусством, а не с жалкими суррогатами его».

Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты, важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков XIX века - М. И. Глинки, П.1 И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов XX века - С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова и др.

Музыка развивает детей умственно. Она способна пробудить энергию, мышление даже у самых инертных детей.

Классические мелодии отличаются гармонией, благородством интонации и богатством оттенков Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Слушание музыки, беседа о классической музыке, композиторах, инструментах обогащает словарный запас детей, учит не только выражать чувства, переданные в музыке, сравнивать, анализировать, сопоставлять, запоминать. Благодаря классической музыке ребенок способен увидеть прекрасное и в окружающем мире, и в самом себе. И не важно, где она звучит: дома, на занятии в детском саду, на празднике или просто в группе во время самостоятельной деятельности, она в любом случае оказывает воздействие на ребенка, он узнает много нового и интересного, знакомится и с природой, и с традициями своего народа, и с поведением животных, с музыкальными инструментами, и с произведениями поэтов, писателей, чьи произведения могли послужить основой или сюжетом для музыки.  

Таким образом, музыкальное воспитание, в которой классическая музыка должна занимать преобладающее место, способствует развитию всех познавательных процессов, речи и движений, обогащению самостоятельной игры и деятельности детей. Это возможно в том случае, если в музыкальном воспитании принимают участие родители, компетентные воспитатели и музыкальные руководители, социальные партнёры.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы о том, что необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формировании своеобразных эталонов восприятия.

Встреча с музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Поэтому при подготовке музыкально- познавательных занятий или музыкальных бесед, подбираю музыкальный материал, чтобы он был доступен, интересен детям, выбираю самые яркие произведения. Например: знакомлю старших дошкольников с пьесами из «Детского альбома»П. И. Чайковского. В нем много близких и понятных им картинок и образов. С увлечением дети слушают такие произведения как «Баба Яга»«Танец феи Драже» и «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского.

Кроме фортепианной музыки дети слушают фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей, симфонические сказки С. Прокофьева «Петя и волк», Мусоргский «Картинки с выставки» и др.

Музыкально - познавательное развитие детей не ограничивается только музыкальными занятиями, оно продолжается и в других видах музыкальной деятельности. В течение всего года я провожу праздники и развлечения различной тематики. Свое продолжение эта работа находит и в совместной деятельности с детьми – это и слушание музыки, беседы о музыке, приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах, 

Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога. Приобщение детей к подлинному искусству, развитие и становление музыкальной культуры поможет развивать их духовно, расширять кругозор и интеллект.

Цель работыформирование художественно-эмоционального познания действительности и мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки через знакомство с классическими произведениями русских композиторов.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей, познакомить их с творчеством русских композиторов (П. И. Чайковский, Д.А. Кабалевский, М.П. Мусоргский);
  • Развивать музыкальное мышление (осознанное понимание музыкального содержания, музыкальных форм, жанров и т.д);

Побуждать к оценке музыки, развивать умение излагать свои мысли с помощью музыкальных терминов;

  • развивать музыкальные способности посредством игры на музыкальных инструментах, расширить знания о видах инструментов и об оркестре;
  • знакомить с русскими обычаями и традициями через произведения классиков русской музыки
  • установить преемственность в работе с родителями и педагогами в вопросах музыкального воспитания детей через совместную деятельность

Предполагаемые результаты

Дети:

• увлеченно слушают классическую музыку, умеют сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

• более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки,

• с желанием инструментируют музыку с помощью детских музыкальных инструментов (в том числе и нетрадиционных)

• различают и называют музыкальные инструменты, умеют о них рассказать

• различают на слух и называют знакомые музыкальные произведения, автора музыки

Педагоги

• воспитатели компетентны в вопросах музыкального воспитания детей и эффективно применяют в ходе образовательного процесса с детьми слушание классической музыки.

Родители:

• применяют полученные знания в ходе совместной музыкально-творческой деятельности со своим ребёнком в домашних условиях

• активно и заинтересованно принимают участие в образовательном процессе;

Врожденные способности любить и ценить музыку у детей встречаются очень редко, в остальных случаях – это забота родителей и педагогов привить ребенку хороший музыкальный вкус.

При слушании классической музыки у детей

развивается музыкальный слух и эмоциональная отзывчивость,

воспитывается любовь к музыке, в том числе и классической,

музыкальное восприятие, в основе которого лежит выразительное исполнение музыкального произведения

В работе с детьми использую методы:

наглядно-слуховой,

наглядно-зрительный,

словесный и практический.

Приёмы:

прием оркестровки. Позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, так как объединяет его отдельные разделы — слушание музыки и игру на музыкальных инструментах.

приём передачи характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных и образных движений).

Эти приёмы варьируются между собой.

Для слушания отбираю произведения,  разнообразные по стилям и жанрам высокохудожественные музыкальные произведения, с яркими и понятными образами, соответствующими эмоциональному и жизненному опыту ребенка, имеющие контрастную форму.

Детям 4-5 лет понятен «Детский альбом» П. И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы»«Марш оловянных солдатиков»«Новая кукла» сразу находит отклик в душе ребенка. При повторном прослушивании малыши узнают эти пьесы, понимают их содержание, рассказывают о характере пьесы. Очень хорошо воспринимают сказочные образы («Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского). Они вызывают желание подражать данным персонажам.

Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность, интерес осознанны проследить и проявляются в потребности многократного общения с любимым произведениями. Отмечается также известная наблюдательность. Ребята способны почувствовать общее настроение музыки и за развитием художественного образа. Они отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят своеобразные, самостоятельные определения. В состоянии сопоставить отдельные явления действительности с впечатлениями от восприятия музыки.

В старшем возрасте слушание классической музыки можно выделить 5 направлений:

1. Музыка о животных и птицах:

П. И. Чайковский «Песня жаворонка» (Детский альбом)

К. Сен-Санс «Карнавал животных»

Д. Кабалевский «Ежик»

М. Красев «Синичка»

М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»

2. Природа и музыка

Э. Григ «Утро»

А. Вивальди «Времена года»

Ф. Шопен «Осенняя мелодия»

П. И. Чайковский «Зимнее утро»

Р. Шуман «Дед Мороз»

Д. Кабалевский «Грустный дождик»

3. Сказка в музыке

П. И. Чайковский «Баба - Яга»

М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

Н. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане»

С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»

4. Музыкальные инструменты и игрушки

Д. Кабалевский «Труба и барабан»«Трубач и эхо»

Д. Шостакович «Шарманка»

П. И. Чайковский «Шарманщик поет»

А. Гречанинов «На гармонике»

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

И. С. Бах «Волынка»

5. Настроения, чувства в музыке

П. И. Чайковский «Новая кукла»«Болезнь куклы»«Утренняя молитва»«В церкви» (Детский альбом)

Д. Б. Кабалевкий «Плакса»«Злюка»«Резвушка»«Упрямый братишка»

Р. Шуман «Смелый наездник»«Всадник»

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений об окружающем мире.  Классическая музыка может расширить эти представления. Правильно подобранные музыкальные произведения способны развивать интеллектуально, оказывать на ребёнка положительное эмоциональное воздействие.

1. Подготовительный этап

* Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта (изучение методической литературы, поиск информации в сети Интернет)

* Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей

* Подбор и изготовление практических и демонстрационных материалов

*Анкетирование родителей «Музыкальное развитие детей» 

* Анкетирование воспитателей «Музыкальные потребности детей»

* Создание медиатеки (фонотека «Русские классики для детей», обучающие презентации, интерактивные игры, видеотека «Мультфильмы и музыка», портреты композиторов, подборка электронных иллюстраций)

1. Расширить кругозор детей, познакомить их с творчеством русских композиторов (П. И. Чайковский, Д.А. Кабалевский, М.П. Мусоргский

Непосредственно – образовательная деятельность.

Знакомство с композиторами и их произведениями, слушание и обмен впечатлениями о прослушанной музыке, знакомство с музыкальными инструментами и обучение элементарному музицированию.

 Досуг с просмотром мультфильма «Щелкунчик» с детьми старшей группы

Рисование по мотивам произведений П.И. Чайковского

Новогодний утренник «Лебединое озеро» в подготовительной группе.     Ритмопластика.

Использование музыкальных произведений (в т. ч. классических) для поддержания ритма и музыкального сопровождения при выполнении упражнений.

2. Развивать музыкальное мышление (осознанное понимание музыкального содержания, музыкальных форм, жанров и т.д);

Побуждать к оценке музыки, развивать умение излагать свои мысли с помощью музыкальных терминов;

Словарь музыкальных терминов

Дидактическая игра «Что это?» (определение музыкального жанра)

3. Развивать музыкальные способности посредством игры на музыкальных инструментах, расширить знания о видах инструментов и об оркестре;

Дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент»

Участие музыкального оркестра в утренниках и мероприятиях.

4. Знакомить с русскими обычаями и традициями через произведения классиков русской музыки

Прослушивание произведений П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» и «Январь. У камелька»

 Рассматривание картин

Слушание П. И. Чайковский «Ноябрь», «На тройке»

П. И. Чайковский «Нянина сказка», «Баба Яга»

М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

5. Установить преемственность в работе с родителями и педагогами в вопросах музыкального воспитания детей через совместную деятельность

* Музыкальная гостиная для родителей «Творчество П.И. Чайковского» с участием детей

Работа с педагогами

* Буклет «Глоссарий музыкальных терминов»

* Рекомендации для воспитателей «Роль классической музыки в жизни дошкольников»

* Подбор классический музыки с использованием в ходе реализации педагогического процесса

Работа с родителями

* Музыкальная гостиная для родителей «Творчество П.И. Чайковского» с участием детей

* Выступление на собрании в подготовительной группе «Классическая музыка как средство развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

* Буклет «Музыкальные игры» для родителей группы для детей 5-6 лет

* Творческая мастерская

* Консультация «Советы родителям по музыкальному воспитанию в детском образовательном учреждении»

* Информация для родителей лет на стенд и в групповых ячейках «Что должен знать и уметь ребёнок на музыкальных занятиях в ДОУ»

* Консультация «Как слушать с ребёнком классическую музыку»

* Буклет «Глоссарий музыкальных терминов»

* Консультация «Влияние музыки на математические способности детей»

*Консультация «Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ»

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Сведения об авторе опыта: Кочубей Наталья Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105» г. Краснодара, инструктор по физической культуре, 8(861)224-53-80Тема оп...

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции живописи, музыки и литературы.

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции живописи, музыки и литературы....

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции живописи, музыки и литературы.

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции живописи, музыки и литературы.В дошкольной педагогике термин «педагогическая технология» рассматривается как...

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции живописи, музыки и литературы.

Подготовили и провели: воспитатель Агафонова Е.Н. и музыкальный руководитель Михайлова Э.В.Школа № 1591. Детский сад корпус 8.  Г. Москва.      2017г....

Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...

Опыт работы на тему "Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста"

В материале описан опыт работы на протяжении трех лет. Опыт работы теоретически обоснован. Сенсомоторное развитие осуществляется в различных видах дятельности - исследовательская, художественно - твор...