Опыт работы на тему "Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Орехова Марина Сергеевна

В материале описан опыт работы на протяжении трех лет. Опыт работы теоретически обоснован. Сенсомоторное развитие осуществляется в различных видах дятельности - исследовательская, художественно - творческая, проектная, самостоятельная игровая и деятельность студии нетрадиционного рисования "Фантазия". В опыте представлены различные дидактические игры, которые обеспечивают хорошее развитие сенсомоторики. Для успешной организации сенсорного развития в группе имеются различные центры - центр игры, центр художественно - творческой деятельсти, книги, опытно - экспериментальной деятельности, подготовка руки к письму. По результатам работы имеется положительная динамика сенсомоторного развития старших дошкольков.Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям для совместных домашних занятий с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_sensorike_na_konkurs.doc767.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Сегодня вашему вниманию я хочу представить свой опыт работы на тему
«Сенсомоторное  развитие детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы на тему
«Сенсомоторное  развитие детей старшего дошкольного возраста»

воспитателя  

МКДОУ детский сад «Ромашка» комбинированного вида

р.п. Каргаполье

Ореховой Марины Сергеевны

наши фотоальбомы

2 слайд

1. Актуальность и новизна проблемы сенсомоторного развития.  

           

             "Ум ребёнка находится на кончиках пальцев"

                                      В.А.Сухомлинский

         

   

   

   3 слайд

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Поэтому я выбрала тему: «Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста». Над этой темой  я работаю третий  год. 

C:\Users\win\Desktop\мастер-класс\картинки\2403_2_2129_detail.jpg

4. слайд

2. Теоретическая обоснованность

Свою  работу я начала со сбора и анализа информации по данной проблеме: изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсомоторному воспитанию дошкольников. Проблемой сенсорного развития занимались такие ученые как С. А. Козлова, Т. А. Куликова, Поддъяков Н. Н.

 Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие утверждали, что нужно развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те, или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное.

5 слайд

 Венгер Л. А. под сенсорной культурой подразумевает общепринятые представления о цвете, форме, величине и других свойствах вещей.

6 слайд

Таким образом, сенсомоторное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе  и развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений, а так же моторной сферы  через ознакомление с сенсорной культурой человека.

7 слайд

3. Системность и технологичность.

Проблема сенсомоторного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Проанализировав педагогическую литературу по сенсорному развитию,  я наметила для себя систему работы с детьми, которую осуществляю в различных видах деятельности:

- исследовательская деятельность;

- художественно - творческая деятельность;

- проектная деятельность;

- деятельность студии нетрадиционных техник рисования "Фантазия";

- самостоятельная игровая деятельность.

Остановимся на этом подробнее.

8 слайд

Исследовательская деятельность

Восприятие мира ребёнка дошкольного возраста идёт через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую, исследовательскую  деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Я провожу с детьми опыты, эксперименты, игры по экспериментированию. Поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., работая  с магнитами, дошкольники  получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивают мелкую моторику. Используем простейшие способы обследования: дети рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят, проводят ладонью, пальцами, трясут, прокатывают, нюхают, слушают звук … Стараюсь, чтобы в обследовании предмета было задействовано как можно больше рецепторов: зрительные, слуховые, тактильные, осязательные, обонятельные, по возможности вкусовые. Дети очень любят такие игры-эксперименты.

9 слайд

Художественно - творческая деятельность

Сенсорное воспитание, на сегодняшний день, играет очень важную роль в обучении детей и формировании у них творческих художественных способностей. Потому как, без простейших знаний цвета, формы, величины того или иного предмета невозможно дальнейшее познание в области художественного творчества.   В художественно-творческой деятельности я развиваю у детей  восприятие, обогащаю  чувственный опыт. Во время занятий  аппликацией я знакомлю детей с цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, фольгой. В лепке: с пластилином, тестом, глиной. В рисовании: с цветом красок, с приёмами смешивания красок и получения разных оттенков, с приёмами рисования на белом фоне, цветном, по мокрому листу, пальцами, ладошками, поролоновыми губками, природными материалами, например листьями.

10 слайд

Проектная деятельность

Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Я разработала и реализовала проект "Математика вокруг нас", итоговым продуктом которого стало изготовление лэпбуков. Играя с лэпбуками, дети закрепляли умение различать  форму предметов, величину, цвет, расположение предметов в пространстве и на плоскости листа, ориентировку во времени.

11 слайд

Студия  нетрадиционных техник рисования "Фантазия".

В этом учебном году мной разработана Программа дополнительного образования   по нетрадиционным техникам рисования для детей старшего дошкольного возраста.

Цель Программы: формировать художественное мышление   через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник.

12 слайд

Задачи Программы: 

Образовательные:

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).

Приучать получать различные оттенки красок основных цветов.

Приучать использованию различных материалов

Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы. 

 Развивающие:

Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивать интерес к  нетрадиционным  техникам рисования, воображение.

Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.

Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.

Воспитательные:

Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Организация деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

  • ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников;
  •  мелкой моторики пальцев рук;
  • психических процессов;
  • тактильной чувствительности;
  • познавательно-коммуникативных навыков.
  • Происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой,  листьями, свеча или восковые мелки с акварелью, кляксография, пластилинография, рисование нитью, пищевыми красителями.  Моим непоседам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают нашу группу.

13 слайд

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников, работу по сенсомоторному воспитанию  осуществляю через игровую деятельность.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игрушек и всё же, мы - педагоги, создаём свои игры и игрушки, которые не менее, а порой более любимы детьми. Они просты и не требуют большой подготовки.

14 слайд

В своей работе я создаю и использую большое количество дидактических игр, которые стимулируют познавательную активность,  классифицируя их по степени развития того или иного свойства предмета:

1. Игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек»; «Узнай фигуру»; «Найди пару»; «Что в мешочке?», шнуровки, выкладывание рисунков из фасоли, гороха, игры с пальчиками и элементы самомассажа.

15 слайд

2. Игры на закрепление понятия величины: «Сравни по высоте»; «Длинная - короткая»; «Разложи по размеру», «Веселые матрешки», «Сломанная лестница».

16 слайд

3. Игры на закрепление понятия формы: «Из каких фигур состоит машина?»; «Найти предмет указанной формы»; «Какая фигура лишняя?», «Заплатки», «Сложи узор», «Танграм», «Колумбово яйцо».

17 слайд

4. Игры на развитие мелкой моторики рук: «Волшебные узоры»; «Здесь фасоль, а там горошек», «Разрезные картинки», «Веселые прищепки», «Веселые шнурочки», «Разложи в корзинки», «Выложи узор из счетных палочек», «Сухой бассейн», «Застегни и расстегни».

18 слайд

          5. Игры на ориентировку во времени: "Что за чем", "Когда это бывает?", "Дни недели", "Вчера, сегодня, завтра", "День - ночь", "Назови сутки", "Узнай вовремя", "Тик-так".

           6. Игры на ориентировку в пространстве: "Дорога в школу", "Что справа, что слева?", "Проложи маршрут", "Найди по схеме" и другие.

Стараюсь делать каждый день  маленьким праздником. Знания и умения,  полученные во время игр, помогают воспитанникам и в жизни. Хорошо развитая  сенсомоторика обеспечивает успешность в школьном обучении.

19 слайд

 Самостоятельная игровая деятельности

 В результате моей работы, сформированные  навыки дети используют в самостоятельной игровой деятельности.

20 слайд

Для родителей я подготовила ряд консультаций. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста», «Игры с пуговицами», «Игры со шнурками. Готовим руку к письму». Родители проявили большой интерес к данной теме, помогая оформить игры и дидактический материал.    

21 слайд

Для успешной организации сенсорного развития групповую комнату разделили на центры и для обогащения чувственного опыта использовали следующий сенсорный материал:

  • центр игры: большие и маленькие куклы, транспорт, образные игрушки, посуда, одежда и др.;

22 слайд

  • центр двигательной активности: кубики, мячики разных размеров и цветов, кегли, ленточки, султанчики, кольца, обручи, перекладины для перешагивания, кирпичики для перепрыгивания, ребристые дорожки;

23 слайд

  • центр художественно - творческой деятельности (для рисования, лепки, конструирования): бумага разного формата и тона, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, кисти, тампоны, трафареты, раскраски, пластилин, тесто для лепки, цветная бумага;

24 слайд

  • центр книги: книги с яркими иллюстрациями; предметные картинки (игрушки, животные, овощи, фрукты и др.), сюжетные картинки, тематические альбомы, портреты детских писателей, творчество детей (сюжетные рисунки);

25 слайд

  • музыкально – эстетический центр: разнообразные музыкальные инструменты из дерева, пластмассы, бросового материала, молоточки, трещотки, стукалки, ксилофоны, барабаны, гармошки, дудочки и др. А также разные виды театров, в которых «Сказочные герои» изготовлены из разнообразного материала по фактуре и оформлению;

26 слайд

  • центр сенсорики: разнообразные развивающие игры и игрушки, вкладыши, мозаика, кубики, сухой бассейн, трубочки;

  27 слайд

   * центр опытно-экспериментальной деятельности: коллекции, бросовый материал, магниты, приборы помощники – лупы, песочные часы, компас, медицинские материалы – пипетки, колбы, деревянные палочки, крупы.

28 слайд

центр моделирования и конструирования: разные виды конструкторов (мягкие, пластмассовые, деревянные и магнитные);

29 слайд

         *центр подготовки руки к письму: графические диктанты, прописи, раскраски, штриховки, трафареты.

             

Таким образом, создание предметно - развивающей среды, разнообразие форм работы и использование нетрадиционного сенсорного материала, целенаправленное комплексное руководство совместной деятельностью, обогащение чувственного опыта в самостоятельной деятельности благоприятно воздействуют на сенсомоторное развитие детей дошкольников.

         

30 слайд

4. Результативность, распространение педагогического опыта.

В результате проделанной работы по сенсомоторному развитию детей прослеживается положительная динамика.

По итогам проделанной работы анализ полученных данных показал, что уровень сформированности сенсомоторных процессов   выше 80%. У детей достаточно хорошо  развита моторика, зрительно-моторная координация, тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие. Дети  различают цвет, форму, величину предметов,  легко ориентируются в пространстве и времени. Положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной мною системы работы по проблеме сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и заинтересованным родителям, для совместных домашних занятий с детьми.

31 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимней период".

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Для  решения этой проблемы необходимо  активнее вовлекать ребенка в мир движений, тем б...

"Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"

В детском дошкольном учреждении очень важную роль по развитию самосознания детей играет экологическое воспитание. В сложном комплексе проблем, характеризующих сегодняшний этап экологического вос...

Опыт работы на тему: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной - городом Выкса"

Данный материал отражает опыт работы в рамках проекта по воспитанию патриотизма и гражданственности....

Опыт работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Описывается опыт работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в детском саду "Солнышко" с. Борское....

Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"

Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией.  Поэтому, работая над фо...

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности»

Продуктивная деятельность, в частности, ручной художественный труд тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих опреде...