"Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Хмелевских Наталья Анатольевна

 В детском дошкольном учреждении очень важную роль по развитию самосознания детей играет экологическое воспитание. В сложном комплексе проблем, характеризующих сегодняшний этап экологического воспитания детей, связь  экологической культуры личности и формирования самосознания, выделяется своей актуальностью. Важно именно на ранних этапах развития ребенка построить базу его оптимальных отношений с природой. Это простейшие основы, на которых в дальнейшем будет формироваться практически вся его жизнедеятельность.   

Экологическое воспитание это уникальное воздействие на детей, которое охватывает все психические процессы детского развития.  Это и развитие памяти,  различных видов мышления, речи, внимания, восприятия, воображения, творчества  и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание  

 В детском дошкольном учреждении очень важную роль по развитию самосознания детей играет экологическое воспитание. В сложном комплексе проблем, характеризующих сегодняшний этап экологического воспитания детей, связь  экологической культуры личности и формирования самосознания, выделяется своей актуальностью. Важно именно на ранних этапах развития ребенка построить базу его оптимальных отношений с природой. Это простейшие основы, на которых в дальнейшем будет формироваться практически вся его жизнедеятельность.    

Экологическое воспитание это уникальное воздействие на детей, которое охватывает все психические процессы детского развития.  Это и развитие памяти,  различных видов мышления, речи, внимания, восприятия, воображения, творчества  и т.д.

Самой  основной целью экологического воспитания является приобщение детей к общечеловеческим ценностям - любовь, доверие, дружба, сочувствие, миролюбие. Такие ценности накоплены обществом в экологической культуре. Поэтому процесс ее присвоения способствует развитию у ребенка гуманистических установок осознания ценности жизни, уважения к ней, понимания значимости бережного и заботливого отношения к живому - обогащая его экологическую воспитанность. Это придает взаимодействию ребенка с окружающим гуманистически направленный, созидательный характер. Проявлениями этого служат доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия. На примере исторического развития общества мы можем проследить как развивалось самосознание людей на основе приобретаемых ими экологических знаний. В процессе культурно-исторического развития люди приспосабливались к разным условиям окружающей среды. В этом смысле формировалось соответствующе и самосознание людей, в результате развития взаимодействия человеческого общества с природой.  Исходя из этого, можно утверждать: экологическая культура общества с некоторыми своими компонентами составляет важную часть его самосознания.

В процессе адаптации к природе люди вырабатывали такие стереотипы поведения и такие воззрения на природу, которые были направлены на сохранение равновесия внутри нее и в ее отношения с обществом. Если проанализировать формы и содержание проявлений отношений этноса с природой, нетрудно заметить, как близки они по своим способам к наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению, что, собственно, характерно для умственного развития ребенка дошкольного возраста. Но со временем у людей сформировалось достаточно большое количество  стереотипов, противоречивых по своей сущности, которые мы передаем нашим воспитанникам. Например, стереотип, что «человек - царь, хозяин природы». Мы не должны представлять детям  человека мерой всех вещей, а объекты окружающей природы оценивать с точки зрения опасности или полезности для людей. Широко распространен стереотип о том, что существуют «вредные и полезные животные, растения». В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение к хищникам, ядовитым растениям, грибам. Зачастую дети оказываются в сложном положении: вначале им рассказывают об опасности ядовитых грибов, а затем о том, что ко всем  грибам нужно относится бережно.

Таким образом, природа не должна рассматриваться только с точки зрения полезности для человека, прежде всего необходимо показывать детям ее уникальность, красоту и универсальность. Природа - среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем  объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому, что она дает нам что-то, а потому что она самоценна. Это очень важно при формировании детского самосознания.  

Всю свою работу по экологическому воспитанию начала с малышей. Вместе с детьми наблюдала за природой на участке. Проводила беседы «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло» . Проводила практическую деятельность: посадка лука проращивание семян. Наряду с наблюдениями для расширения представление детей о доступных явлениях и предметах использовала игры: дидактические, подвижные, творческие, театрализованные. Младшие дошкольники помогали мне ухаживать за комнатными цветками, за растениями на участке. Труд малышей происходил под моим наблюдением, я помогала малышам, если они в чём-то затрудняются. На основе наблюдения за явлениями природы учила детей устанавливать простейшие связи и зависимости.

Свою работу я начала с построения предметно-развивающей среды.

Модель предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию

  • Огород на окне
  • паспорт растений                                                      
  • Альбомы – иллюстрации
  • живой уголок                                    
  • Экологическая библиотека ДОУ      
  • календари – настольные
  • Комнатные растения
  • календари природы                                            
  • Развивающие дидактические игры

В целях более эффективной работы я  сделала планирование со средней группы. Планирование разбила по временам  года и месяцам  . Теперь наглядно видно, чем мы должны заниматься  в октябре- на прогулке, в природе, какие опыты должны поставить ,какую работу провести по развитию речи, по нравственному воспитанию .Планирование очень удобная форма работы .Со старшими детьми мы провели большую работу по теме: Лекарственные растения .Я организовала беседу о пользе лекарственных растений с участием медицинского  работника .После беседы детям был предложен чай из лекарственных трав. Вместе с детьми был оформлен альбом о лекарственных травах  . Он стал наглядным пособием кропотливой и большой работы. Совместно с родителями  постоянно устраиваем выставки поделок из  природного материала: «Наши руки не для скуки», «Природа - дом родной», «Осенняя ярмарка. Устраивала выставки зарисовок на тему: «Золотая осень», «Зимний пейзаж», «Весна пришла» и другие. Такие мероприятия способствуют воспитанию доброты, отзывчивости, наблюдательности, умения правильно вести себя в природе. В разное время года  вместе с детьми ходили в парк  :  Полюбоваться деревьями, послушать пение птиц. Детям загадывала загадки о животных, насекомых, про деревья, цветы. В группе разучивала стихи, песни, совместно с музыкальным руководителем прослушали пьесы из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются  дети всех возрастов. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей. Чтение  сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают,  запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная  деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная  речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота  и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.

Во время  тематических занятий по рисованию  "Солнышко", "Светлячок", аппликации "Яблонька", "Божья коровка", лепке "Вишенки", "Гусеница" и других я использую магнитофонную запись "Звуки природы". Дети с умилением слушают "звуки природы" и работы получаются намного лучше.

С детьми старших и подготовительных групп проводим викторины, кроссворды, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "Мир птиц", "Подводное царство". Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом -Земля", "Зелёная планета".По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями  по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания"мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание мы начали с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Такую форму работы, как консультации, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, например "Лесные уроки вежливости, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи и т. д.

Природа оставляет след в душе каждого человека, она своей яркостью воздействует на его чувства. Ребёнок должен не бездумно  смотреть на природу, а видеть и понимать её .

В основу  моей  работы по экологическому воспитанию дошкольников легли принципы:

Принцип гуманизации. Принцип ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к природе.

 Принцип дифференциации. Создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта,  особенностей, эмоциональной и  познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, в сочетании с разными видами деятельности.

Принцип наглядности. Соблюдение требований к подбору наглядно-демонстрационного материала к культуре показа и к оформлению наглядности.                                                                                                                                                                                                                                        

Принцип развивающего обучения. Воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.

Принцип регионализация экологического воспитания. Применение регионального подхода позволяет основательно усвоить детям основные цели экологического воспитания, вовлечь их в посильную практическую деятельность.

Принцип доступности. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.

Принцип системности. Важна последовательность усвоения знаний. Имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

Принцип здоровьесберегающий. Действенная забота о здоровье дошкольников.

Методы и приемы используемые в работе:

Методы, повышающие познавательную активность:

  • элементарный анализ (причинные связи);
  • сравнение;
  • экспериментирование;
  • применение информационно-коммуникативных технологий.

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

  • игровые;
  • воображаемые ситуации;
  • игры драматизации;
  • сюрпризные моменты;
  • элементы новизны.

Методы, способствующие установлению связи между видами:

  • обучение способу установления связи между разными видами деятельности;
  • перспективное планирование;
  • развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую.

Методы обучения и развития творчества:

  • эмоциональная насыщенность окружения;
  • мотивирование детской деятельности;
  • исследование предметов и явлений живой неживой природы (обследование);
  • игровые приемы;
  • прогнозирование,
  • проблемные ситуации и задачи;
  • вопросы, догадки, предположения.

Разнообразные формы организации экологической деятельности  способствуют  формированию экологической  компетентности   и самосознания  воспитанников.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

  • -сформированы начала экологической культуры у детей;
  • -сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • -дети учатся практическим действиям по охране природы;
  • -развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • -у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований

  Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию   детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований...

Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"

опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...

Презентация опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию презентацию опыта  работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося озна­комления детей с природой и природоохранительной деятельнос­ти дошк...

Опыт работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Описывается опыт работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в детском саду "Солнышко" с. Борское....

Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"

Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией.  Поэтому, работая над фо...

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности»

Продуктивная деятельность, в частности, ручной художественный труд тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих опреде...