Опыт работы: "Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
материал по теме

Францева Алина Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chast_1.docx44.34 КБ
Файл chast_2.docx69.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

                                      «Театрализованная деятельность  

                                       является неисчерпаемым                  

                                       источником развития чувств, переживаний,

                                       эмоциональных открытий ребенка,

                                       приобщает его к духовному богатству.

                                       Постановка сказки заставляет волноваться,

                                       сопереживать персонажу и событиям,

                                       и в процессе этого сопереживания создаются

                                       определенные отношения и моральные оценки,

                                       просто сообщаемые и усваиваемые»

                                                                          В.А. Сухомлинский

                               

Введение.

     В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС ДО, ребенок, на этапе завершения дошкольного образования, должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

     Театрализованная деятельность – это обобщенное понятие, включающее в себя различные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослыми или самостоятельно детьми.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно

переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое

положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

      Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский).

     По мнению исследователей Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной,

Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, М.Д.Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального, художественно-эстетического развития и восприятия детей.

     Она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим  ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

     В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе, в основном, для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

     Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач  разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые, в той или иной мере, решаются сегодня в процессе организованного обучения.

    Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная

возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание

творческой направленности личности.

     Занятия театральной деятельностью с детьми не  только развивают

психические функции личности ребенка,  художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.

 К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

     Таким образом, используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Все  вышеизложенные факты доказывают актуальность выбранной нами темы работы. Они обращены к вопросу организации театральной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.                               

Цель: активизация процесса воспитания и  развития детей старшего дошкольного возраста через  организацию театральной деятельности.

Гипотеза. Организация театрализованной деятельности старших дошкольников будет осуществляться наиболее эффективно, если:

1.Работа ведется планомерно и целенаправленно.

2.Созданы специальные условия.

3.Учитываются возрастные особенности детей.

4.Используются разнообразные формы и методы работы.

        В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи: 

1.Изучить педагогическую литературу по данному направлению работы.

2. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

3.Создать условия для развития творческой активности детей,

участвующих в театрализованной деятельности.

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности

детей и взрослых

5. Познакомить детей  с различными видами театра (кукольным,

настольным, пальчиковым, театром на магнитах, фланелеграфе,

драматическим театром и др.).

6. Совершенствовать артистические навыки детей, их

исполнительские умения.

7. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

  Данные задачи решались следующими педагогическими средствами:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- работа с родителями воспитанников.

  Для реализации поставленных задач были использованы

  методы и приемы:

- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

- Организация  предметно-развивающей среды;

- Индивидуальные беседы с детьми;

- Чтение и обсуждение художественных   произведений;

 - Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- Просмотр и обсуждение слайдов, видеофильмов, мультфильмов;

- Игры - драматизации;

- Режиссерские игры;

- Подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок;

- Моделирование ситуаций;

- Упражнения по формированию выразительности исполнения;

- Изготовление атрибутов, элементов костюмов.

1 часть. Теоретические основы создания педагогических условий       для организации театрализованной деятельности старших дошкольников

1.1.Сущностная  характеристика  театрализованной  деятельности  старших   дошкольников

     В  педагогической  и  психологической  литературе  встречаются  разные  названия  театральной  деятельности: театрально-игровая  деятельность, театрально  игровое  творчество, театрализованные  игры, театрализованные  представления, театральная  самостоятельная  деятельность, театрализованная  деятельность  и  т.д.

     Все  виды  игр  по  существу  являются  искусством  ребенка, его  творчеством. Типической  основой  художественного  творчества  является  театрализованная  игра.  Следовательно, театрализованную  игру  можно   назвать  творческой  игрой.

По  мнению  С.Н. Томчиковой, театрализованная  деятельность  дошкольников – это  специфический  вид  художественно-творческой  деятельности, в  процессе  которой  ее  участники  осваивают  доступные  средства  сценического  искусства, и  согласно  выбранной  роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя  и  т.д.), участвуют  в  подготовке  и  разыгрывании  разного  вида  театральных  представлений, приобщаются  к  театральной  культуре.

Театрализованные  игры  назвали  так, по-видимому, за  свою  близость  к  театральному  представлению. Зрелищность  всегда  вызывает  радость, а  сказочность  усиливает  привлекательность  игры.

Под  театрализованными  играми  ученые  понимают  «игры  в  театр», «сюжетами  которых  служат  хорошо  известные  сказки  или  театральные  представления  по  готовым  сценариям»

Театрально-игровая  деятельность  имеет  большое  значение  для  всестороннего  воспитания  детей: у  них  развивается  художественный  вкус, творческие  и  декламационные  способности, формируется  чувство  коллективизма, развивается  память.

Настоящая  театрализованная  игра  представляет  собой  богатейшее  поле  для  творчества  детей: текст произведения  для  детей – только  канва, в  которую  они  вплетают  новые  сюжетные  линии, вводят  дополнительные  роли, меняют  концовку  и  т.д.

Было  установлено, что  театрализованные  игры  отличаются  от  сюжетно-ролевых  игр  не  только  сюжетом, но  и  характером  игровой   деятельности. Театрализованные  игры  являются  играми-представлениями, которые  имеют  фиксированное  содержание  в  виде  литературного  произведения, разыгрываемое  детьми  в  лицах. В  них, как  и  в  настоящем  театральном  искусстве, с  помощью  таких  выразительных  средств, как  интонация, мимика, жест, поза  и  походка, создаются  конкретные  образы.

Педагогической  основой  организации  процесса  театральной  деятельности  в  дошкольных  учреждениях  является  особенность  восприятия  детьми  дошкольного  возраста  искусства  театра. Для  того чтобы  это  восприятие  было  полным, детей  стоит  знакомить  с  различными  видами  театрализованной  деятельности.

Все  театральные  игры  можно  разделить  на  две  основные  группы: режиссерские  игры  и  игры  драматизации.

К  первой  группе – режиссерским  играм  в  детском  саду  можно  отнести  настольный, теневой  театр, театр  на  фланелеграфе. Здесь  ребенок  или  взрослый  не  является  действующим  лицом, он  создает  сцену, ведет  роль  игрушечного  персонажа – объемного  или  плоскостного. Он  действует  за  него, изображает  его  мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика  ребенка  ограничена. Ведь  он  действует  неподвижной  или  малоподвижной  фигурой, игрушкой. На  первый  план  здесь  выступает  речь, ее  темы, интонация  выразительность, дикция.

В  психолого-педагогической  литературе  прошлых  лет  режиссерская  игра  не  рассматривалась  в  качестве  самостоятельного  вида  игр, как  это  делается  в  настоящее  время  в  работах  Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой  и  др. В  современной  характеристике  режиссерских  игр  раскрывается  их  взаимосвязь  с  сюжетно-ролевыми  играми.

В  жизни  ребенка  режиссерская  игра  возникает  раньше, чем  сюжетно-ролевая. Но  у  той  и  другой  общие  корни: сюжетно-отобразительная  игра, в  процессе  которой  ребенок  раннего  возраста  усваивает  способы  действия  с  предметами, овладевает  последовательностью  игровых  действий  при  изображении  какого-либо  знакомого  ему  по  личному  опыту  события (кормление  куклы, укладывание  спать, купание, осмотр доктором  и  т.п.). С  помощью  взрослых  ребенок  обогащается  простейшими  игровыми  сюжетами, начинает  отражать  не  только  действия  с  предметами, но  и  такие, которые  связаны  с  выполнением  роли. Таким  образом  создаются  предпосылки  для  перехода  к  сюжетно-ролевой  игре  со  сверстниками.                                                                                              

Но  ребенок  еще  не  полностью  «созрел»  для  такой  деятельности, поскольку  у  него  недостаточно  развиты  навыки  общения. Поэтому  и  возникают  режиссерские  игры, в  которых  ребенок  от  действия  с  отдельной  игрушкой  переходит  к  игре  по  своему  замыслу, включая  в  его  канву  несколько  персонажей, связанных  определенными  отношениями. Таким  образом, в  режиссерской  игре  ребенок  начинает  использовать  приобретенный  ранее  социальный  опыт, привлекает  партнеров.

Особенностью  режиссерской  игры  является  то, что  партнеры (игрушки, их  заместители) – неодушевленные  предметы  и  не  имеют  своих  желаний, интересов, претензий.

У  детей  в  среднем  и  старшем  дошкольном  возрасте  режиссерские  игры  претерпевают  изменения  разного  характера. Прежде  всего, меняется  содержание. У  детей  4-5  лет  содержание  режиссерских  игр  разнообразнее, чем  у  малышей. В  них  находят  отражение  знакомые  сказки, мультфильмы, а  вот  события  личной  жизни  используются  реже. Дети  легко  соединяют  в  одной  игре  знания  и  сведения, полученные  из  разных  источников. Появляются  новые  персонажи (герои  мультфильмов), возрастает  их  число, более  отчетливо  выделяются  главные  и  второстепенные  действующие  лица. У  детей  6-7  лет  содержание  игр  динамичное, с  преобладанием  собственного  литературного  творчества. Дети  любят  обыгрывать  измененные  собственной  фантазией  знакомые  сказки, мультфильмы, вносят  в  содержание  игры  много  вымышленного.

 На  протяжении  дошкольного  возраста  развитие  сюжета  происходит  на  основе  возникающих  ассоциаций.

Режиссерские  игры  возникают  как  индивидуальная  деятельность  и  остаются  такими  в  раннем  и  младшем  дошкольном  возрасте. Режиссерские  игры  в  одиночку  наблюдаются  и  у  старших  дошкольников, особенно  когда  ребенок  мало  контактирует  со  сверстниками (часто  болеет, не  посещает  дошкольное  учреждение)  или  испытывает  трудности  в  общении  с  другими  воспитанниками  группы  в  силу  индивидуальных  особенностей (замкнут, застенчив, имеет  дефекты  речи  и  др.).

В  среднем  и,  особенно  в  старшем  дошкольном  возрасте  возникают  совместные  режиссерские  игры. Объединения  детей  обычно  немногочисленны – 2-3  человека. Дети  вместе  придумывают  сюжет, подбирают  или  мастерят  необходимые  игрушки, предметы, исполняют  роли (каждый  за  своего  персонажа). Другими  словами, в  совместной  режиссерской  игре  ярко  выражен  сюжетно-ролевой  характер. Таким  образом, режиссерские  игры  создают  реальные  предпосылки  для  возникновения  сюжетно-ролевой  игры. Но  с  появлением  последней,  режиссерские  игры  не  исчезают: взаимообогащаясь, дополняя  друг  друга,  игры  присутствуют  в  жизни  ребенка  и  за  рубежом  дошкольного возраста.

Вторая  группа – игры-драматизации, которые  основаны  на  собственных  действиях  исполнения  роли. При  этом  могут  быть  использованы  на  собственных  действиях  исполнения  роли. При  этом  могут  быть  использованы  куклы  бибабо, шапочки. Ребенок  в  этом  случае  играет  сам, преимущественно  используя  свои  средства  выразительности – интонацию, пантомимику.

Участвуя  в  этих  играх, ребенок  как  бы  входит  в  образ, перевоплощается  в  него, живет  его жизнью. Это, пожалуй, самое  сложное  исполнение, так  как  оно  не  опирается  ни  на  какой  общественный  образ.

Игра-драматизация  способствует  воспитанию  и  развитию  интересной  самостоятельной, творческой  личности  и  обеспечивает  проявление  индивидуальных  склонностей  каждого  ребенка, меняет  поведение  детей: застенчивые  становятся  более  активными, раскрепощенными, а  подвижные, несдержанные  дети  учатся  подчинять  свои  желания, волю  интересам  коллектива, то  есть  происходит  воспитание  взаимопомощи, уважение  к  товарищу, взаимовыручки.

Главными  признаками развитой игры-драматизации  являются, во-первых, то, что  в  отличие  от  ролевых  игр  и  ранних  драматизаций, она  обобщенно  не  отражает  действий  воображаемого  персонажа, но  воспроизводит  типичное  для  него. С  другой  стороны, это  и  не  непосредственное  подражание, не  непосредственное  имитирование: наоборот, мы  имеем  здесь  дело  с  произвольным  творческим  построением, руководимым  тем  или  иным  исходным  творческим  построением, руководимым  тем  или  иным  исходным  представлением  ребенка. Вторым  главным  признаком  истинной  игры-драматизации  является  то, что  ребенок  изображает  тот  персонаж, роль  которого  он  сам  на  себя  берет, но  и  то, как  он  это  делает, открывает, насколько  совершенна  передача  объективного  содержания, выраженного  в  данной  роли.

Игра-драматизация  является, таким  образом,  одной  из  возможных  форм  перехода  к продуктивной, а  именно, к  эстетической  деятельности  с  характерным  для  нее  мотивом  воздействия  других  людей.

Характерным  для  игр-драматизаций  является  наличие  двух  видов  отношений  между  детьми: воображаемых, соответствующих  роли, сюжету  и  реальных  отношений  участников  совместной  игры. Исследования  и  педагогический  опыт  убедительно  показывает, что  эти  два  вида  отношений  ребенка  нетождественны. При  вполне  благополучном  или, как  говорят, положительном  сюжете  могут  появляться (и  явно, и  открыто)  весьма  неблагополучные  взаимоотношения.

Уже  в  раннем  детстве  ребенок  имеет  наибольшую  возможность  именно  в  театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать  игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные  трудности, логически   связанные  с  сюжетом  игры, ее  правилами.

Чем  старше  становятся  дети, чем  выше  оказывается  уровень их общего развития, тем более ценной бывает театрализованная  игра (особенно педагогически направленные) для становления самодеятельных форм поведения; у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать  игры  с  правилами, находить  партнеров, выбирать  средства для  реализации  своих  замыслов.

Как  писал  Л.С. Выготский, игра  ребенка  ни  есть простое воспоминание о пережитом, но и творческое переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей  запросам  и  влечениям самого ребенка, то есть, рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой  наглядно  выступает  комбинирующая действительность воображения. Л.С.Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых  из  окружающей  жизни, создает  новое  творческое  построение, образ, принадлежащий  ему  самому.

Советский  психолог  А.Н. Леонтьев  рассматривал  различные  по  своему  содержанию  и  происхождению  формы  игры. Наиболее  развитой  он  считал  игру-драматизацию, видя  в  ней  не  подражание, а  произвольное  творческое  построение, руководимое  определенным  исходным  представлением  ребенка. Игра-драматизация  является, таким  образом, формой  перехода  к  эстетической  деятельности.

Развитие  проблемы  театрализованных  игр  дошкольников  рассматривала  Л.В. Артемова, замечая, что  все  ныне  существующие  практические  рекомендации  к  театральным  играм  сводятся  в  основном  к  разработке  сценариев  по  литературным  произведениям, большинство  из  которых  разыгрывают  взрослые. Старших  дошкольников  привлекают  к  показам  спектаклей, но  их  творчество  состоит  лишь  в  собственном  эмоциональном  выражении  разыгрываемой  роли. Автор  также  считает, что  дети  редко  участвуют  в  изготовлении  атрибутов, декораций  для  спектаклей. Так  как  пантомима  является  ведущим  изобразительным  средством, а  образ  рождается  из  действий  персонажа, мимики  и  содержания  реплик, это  дает  простор  для  творческого  преобразования  сюжета.

В  специальном  исследовании, посвященном  формированию  театрального  творчества, Л.С. Фурмина  дает  такое  определение: «Театральное  детское  творчество – это  создание  и  раскрытие  драматургом, режиссерами, актерами (детьми)  игровых  существенных  образов, объединенных  единым  замыслом». Она  высказывает  мысль  о  том, что  если  в  театрально-игровой  деятельности  сочетаются  три  направления – сочинение  собственных  сценариев, исполнительское  и  оформительское  творчество, то  этот  случай  следует  расценивать  как  высшее  достижение  в  художественно-творческом  развитии  детей. Именно  такое  творчество, по  мнению  автора, и  следует  развивать.

    Таким  образом, театрализованная  игра  способствует развитию творческих  способностей  и  познавательной  активности  детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся  прежде всего в развитии логико-символической  функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных  чувств, как  эмпатия, сочувствие, сопереживание).

1.2.Обзор программ по организации театрализованной деятельности в детском саду.

          В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. Рассмотрим некоторые из них.

Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой.

             Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

    Цель программы развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в гармонизации отношения ребенка с окружающем миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

  Основные задачи программы: развитие эстетических способностей; развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества.                                

     Программа состоит из пяти разделов работы с детьми старшей и подготовительной групп детского сада:

   1. Театральная игра. Не столько приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Игры этого раздела условно делятся на развивающие, специальные, театральные.

     2. Ритмопластика. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

 3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом.

 4. Основы театральной культуры. Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности

театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя.

  5. Работа над спектаклем – вспомогательный раздел, базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.

Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр»

Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.

    Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

     Основные задачи: последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

      Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет); в ней выделено два типа задач: воспитательные, направленные на развитие эмоциональности, интеллекта,

коммуникативных способностей ребенка средствами детского театра; образовательные, связанные непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой.

     Программа способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.

  В соответствии со склонностями и интересами детей организована работа студий: «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.

 Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом в программе учитывается: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.

  Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды: обеспечения баланса между

совместной и индивидуальной деятельностью детей; организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.

 Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Программа «Театрализованная деятельность в детском саду»

Е.А. Антипиной.

   Цель программы – развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

    Задачи и методы: последовательное знакомство с видами театра; поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков детей; раскрепощение ребенка; работа над речью, интонациями; коллективные действия, взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать.

   Принципы: импровизационность, гуманность, систематизация знаний, учет индивидуальных способностей.

   Содержание занятий по театрализованной деятельности включает: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения для социально-эмоционального развития детей; коррекционно- развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности); игры-превращения, образные упражнения; упражнения на развитие пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковый игротренинг для развития моторики рук; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики; театральные этюды; отдельные упражнения по этике вовремя драматизаций; подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой.

Программа «Детство».

   Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве в трех аспектах (О.Акулова):

  - создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета);                        

  - исполнение собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева);

  - оформление спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

   Театрализованная деятельность дошкольника должна стать самоценной, свободной, творческой, чтобы разрешить противоречия: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации  на ее результат.

    Театрализовано-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературной, музыкальной и изобразительной; как творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребенка.

   Таким образом, все рассмотренные нами программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.

     Выводы:

    1.Изучение психолого-педагогической и методической литературы, показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрализованной деятельности в детском саду.

  2.Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

  3.Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

  4.В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

  5.Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.                                                                              



Предварительный просмотр:

 2 часть.  Организация театрализованной деятельности детей

                 старшего дошкольного возраста.

2.1. Подготовительный этап работы

Цель: выявить начальный уровень развития детей по критериям диагностики, определить присутствие театрализованной деятельности в жизни каждого участника группы.

Задачи: 

- определить уровень знаний и умений детей в области театрализованной деятельности;

- провести анкетирование родителей.

Методы, используемые на данном этапе:

1.Беседа с детьми;

2.Наблюдение и анализ театрализованной деятельности;

3.Выполнение творческих заданий;

4.Анкетирование;

5.Описание и анализ результатов подготовительного этапа.

     Подобрав литературу соответствующего содержания, изучив ее, я провела обследование детей, чтобы проверить и оценить их умения и навыки в театральной деятельности на начальном этапе своей работы.

С использованием диагностики Т.С.Комаровой, (Приложение 1) было обследовано18 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет),

в ходе, которого, я обращала внимание на развитие:

- основ театральной культуры;

(проявление интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности; знание видов театра,  театральных профессий, правил поведения в театре).

- речевой культуры;

(понимание  главной идеи литературного произведения, умение охарактеризовать его героев; умение пересказывать произведение, используя языковые средства выразительности).

-эмоционально-образного развития;

(применение в инсценировках знаний о различных эмоциональных

состояниях и характере героев, использование различных средств выразительности).

-навыков кукловождения

(импровизация с разными видами кукол).

     Мониторинг на подготовительном этапе работы  (Таблица 1)

показал, что у большинства детей не достаточно сформированы основы театральной культуры. Наряду с этим отмечается незрелость эмоционально-образной сферы, невысокими были и показатели, полученные  по речевой культуре детей, навыкам кукловождения.

     Исходя из проведенных наблюдений, видно, что основная масса детей не могут творчески подойти к заданиям, эмоционально исполнить роль. Также дети слабо владеют мимикой и жестами. Желание участвовать в театрализованных играх и представлениях есть не у всех, что в целом  говорит о несформированности знаний и

умений  у детей старшего дошкольного возраста для успешной организации театрализованной деятельности.

Анализ результатов, полученных при первоначальном обследовании, отражен в диаграмме 1:

Высокий уровень - 3 человека (17%);

Средний уровень – 9 человек (50%);

Низкий уровень – 6 человек (33%).

                                                                                Диаграмма 1.

     Общеизвестно, что любое направление работы с детьми станет наиболее плодотворным только при тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Поэтому, на данном этапе работы,

мы провели анкетирование родителей с целью определения их понимания и отношения к организованной театрализованной детской деятельности. (Приложение 2)

    По результатам анкетирования большинство родителей уделяют внимание театрализованной деятельности в своей семье. 23% опрошенных родителей посещают театры, кинотеатры с целью расширения кругозора у детей (42%), а так же развлечься и отдохнуть (58%). Большее число родителей посетили театр (кинотеатр) в этом году (64%).

100% родителей во время просмотра телевизионных передач, спектаклей, мультфильмов не переключают канал, а 44% родителей смотрят передачи вместе со своими детьми. Все родители (100%) положительно относятся  к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра. 64% родителей из числа опрошенных готовы принять участие в театрализованных представлениях вместе с ребенком в нашем детском саду. Однако, лишь 16% родителей устраивают вместе с ребенком домашние театрализованные представления.

   Таким образом, проведя диагностику, получив вышеизложенные результаты, и сделав определенные выводы, мы перешли к основному этапу своей работы.

2.2. Основной этап работы.

Цель: организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- создание необходимых условий (мотивационные, организационные, программно-методические, информационные, материально-технические) для реализации поставленной цели.

- внедрение в образовательный процесс эффективных форм и методов работы с детьми по организации театрализованной деятельности;

- привлечение родителей к сотрудничеству и повышение их педагогической компетентности в вопросах организации театрализованной деятельности;

Основные принципы работы:

наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);
- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики от простого к сложному;

нтегративность - в соответствии с которым, целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс;

                                                                                                             
- развивающий и воспитательный характер обучения – направленна расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

   Для реализации поставленных задач, в группе был оборудован музей театра, театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации, просто отдохнуть, что-либо обдумать.

   Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила  дидактические игры, материал для художественно-творческой деятельности, разные виды кукольного театра – пальчиковый, бибабо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы  детей.

   Дети стали с удовольствием проводить время в центре театрализованной деятельности, отвечать на вопросы кукол, выполнять их просьбы и поручения. Театрализованные игрушки отличаются от обычных большей выразительностью, они умеют передвигаться, петь, танцевать. Поэтому дети воспринимают их живыми, одушевленными.

  Театрализованные игры создали в группе радостную и непринужденную обстановку.                                                                                                      

Дети веселились, грустили, играли вместе с персонажами сказок. Положительный результат и заинтересованность детей  были  заметны сразу.

  Образовательная деятельность по театрализации проводилась нами в двух формах:

- как специально организованная форма работы педагога с детьми;

- как нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Специально организованная театрализованная деятельность педагога с детьми, в виде кружковой работы, проводится 2 раза в неделю во вторую половину дня по 20-25 мин.

Нерегламентированная театрализованная деятельность осуществляется с детьми ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе свободной самостоятельной деятельности.

    Для того, чтобы познакомить детей с миром театра, чтобы дети полюбили театр, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем, работа по театральной деятельности велась по трем направлениям:

   1.Формирование знаний и представлений о театре, эмоционально- положительного отношения к нему. Знакомство детей с историей театра,  его видами, а также с театральными терминами, театральными профессиями, различными видами кукол, правилами поведения в театре и т. д.                                                                                                    

   Здесь нами активно использовались технические средства обучения.

Просмотр видеофильмов, слайдов, презентаций в полной мере помог детям увидеть и понять мир театра, вызвать к нему неподдельный интерес.

   2. Знакомство с различными средствами речевой выразительности .

Работая над какой-либо потешкой, стихотворением, сказкой, рассказом я должна обязательно вызвать у ребенка сопереживание и понимание чувств автора, предлагала прочувствовать, испытать то настроение, которое испытывает герой в заданной ситуации. Тогда у ребенка непременно возникало свое отношение к описываемому сюжету, и он не смог остаться безучастным. В детях развивается самостоятельное принятие и воспроизведение описываемых событий.     Для формирования красивой речи использовала пальчиковую гимнастику, игры для губ и языка, дыхательные упражнения, игры с зеркалом, игры на мимику и жесты.

   3. Подготовка и организация спектаклей.

    Во время подготовки к спектаклям, дети учатся работать с куклами,  подражать и перевоплощаться, двигаться по сцене, работают над выразительностью мимики и жестов, разыгрывают этюды на заданную тему, привлекаются к совместному обсуждению, как необходимо разыграть тот или иной сюжет, учатся находить ошибки и пути их исправления. Работа над спектаклем объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками красивой и связной речи, публичных выступлений, помогает перешагнуть через « я стесняюсь», поверить в себя. Ну, а самое главное - это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.                

   Занятия проходят непринужденно, весело, дети находятся в постоянном творческом поиске. В ходе занятий происходит частая смена видов деятельности, благодаря чему обеспечивается высокий уровень их продуктивности.

                   Содержание занятий кружка включает в себя:

  • Чтение литературных произведений и рассматривание иллюстраций;
  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • режиссерские игры;
  • разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
  • упражнения и творческие задания имитационного характера;
  • речевые упражнения;
  • разыгрывание пластических и мимических этюдов;
  • знакомство с музыкальными средствами  выразительности;

   Структура занятия может быть разной. Мы обсуждали с детьми разные вопросы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».                                                                                            

После бесед на эти темы желательно, чтобы дети играли в сюжетно-ролевые игры, где  закрепляли правила поведения в театре. В игре дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

    В работу брали сюжеты стихов, песенок, потешек, сказок доступных детям по содержанию и технике исполнения, привлекали детей к кукловождению и проговариванию диалогов. Для большей эмоциональности, использовали музыкальное сопровождение. Также обучали детей играм-драматизациям, исполнительское искусство детей развивали посредством работы над выразительностью мимики, жестов, пантомимики, ритмопластики.

   Творческому развитию детей способствует такая организация занятий, когда каждый ребенок имел возможность проявить себя. Для этого мы использовали такие приемы, как выбор детьми роли по желанию, проигрывание ролей в парах, взаимозаменяемость детей и другие.

    Театрализованные игры нельзя рассматривать только как развлечение. Театрализация включает в себя целый комплекс художественных средств: художественное слово, интонация, выразительность речи, позы, мимики, жестов.                                  

Для развития у детей всех этих средств художественной выразительности  мы стали включать в занятия специальные игры и упражнения.

   Темы для таких действий близки и понятны детям: Ссора, Обида, Встреча. Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают упражнения на вежливое поведение: Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону. С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции: Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх. С целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы и  дружеских взаимоотношений между детьми, использовали прием выполнения упражнений в парах: «Назови соседа ласково», «Пантомимические загадки».

   Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

В старшем дошкольном возрасте еще не окончательно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Поэтому мы включали в занятия речевые упражнения и игры, объединяя с ритмопластическими и театральными играми (приложение № 5).    

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников мы старались научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, и т.п. Работая над интонацией, мы не просто просили детей произнести фразу, например, жалобно или восхищенно, а поощряли у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций.

  Перед тем как предложить детям драматизировать сказку или разыгрывать сценку с куклами мы обязательно проводим игры по типу: «Узнай и назови», «Узнай по описанию», «Кто это говорит», которые направлены на воссоздание важных действий, характеров героев, описаний места действий. С помощью дидактических игр, мы добиваемся думающего восприятия текста.

  Драматизация и разыгрывание сценок по произведениям помогают детям запомнить всех героев, последовательность их появления, характеры.

  Элементы театрализации мы также активно используем на занятиях по физической культуре для формирования правильной осанки, умение выполнять движения осознанно, красиво, и быстро. Если движения выполнять в связи с каким-либо образом, сюжетом, то дети лучше и быстрее усваивают движение, с удовольствием его выполняют, многократно повторяют, а время занятия проходит незаметно и увлекательно.                                                                                                    

В образе лесных жителей переживают разные приключения: побеждают хитрую лису, злого волка, помогают слабым и беззащитным. Дети очень любят занятия, сюжет которых построен по содержанию знакомых сказок «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка» и другие. Таким образом, создается система, при которой разные виды занятий оказываются, связаны между собой сюжетом, где действуют одни и те же герои. А это отвечает потребности детей многократно переживать сказочную ситуацию.

      В своей работе также стараемся развивать творческую самостоятельность детей. Большое значение придаем импровизации, т.е. обыгрыванию темы без предварительной подготовки. Например, мы предлагаем детям игру «Мы готовимся к празднику». Дети при помощи пантомимы (жестов, поз, походки) показывают, как они готовятся к празднику: одеваются, смотрятся в зеркало, расчесываются. Задание довольно сложное, ведь здесь нет ни атрибутов, ни слов, но, не смотря на эти трудности, дети прекрасно справляются с ним и проявляют свое творчество при помощи мимики, жестов, поз. Также включаем мелодии без слов и предлагаем детям передавать свои чувства под музыку. Слушая вальс, они плавно кружились, изображали осенние листочки, пушинки, снежинки, под марш – шли как солдаты, чеканя шаг.

Особенно нравилось детям выступать с театральными постановками перед малышами. Будь то кукольный театр или драматизация сказки, положительный настрой ребят прослеживался уже в процессе подготовки к показу.                                                                        

Нерегламентированная театрализованная деятельность дошкольников.

Виды детской деятельности

Основные задачи

Дидактические игры:

Играем в театр,

Театральное лото,

Расскажи сказку,

Театр настроения,

Мимика и жесты,

Угадай сказочного героя

Продолжать знакомство детей с особенностями театра, закреплять полученные знания о видах театра. Закрепить названия и характерные внешние черты  основных эмоций. Упражнять в различии и сравнении эмоциональных ощущений как своих, так и других.

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы пришли в театр»,

«Путешествие в сказку»,

«Экскурсия в музей театра»,

«Цирковое представление»

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх знания о нормах и правилах поведения в общественных местах, развивать навыки общения.

  Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности  людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Игры-драматизации

Закреплять умение детей передавать характерные особенности литературных персонажей, звукоподражание и имитацию движений сказочных животных. Развивать речь и творческое воображение дошкольников.

Режиссерские игры

Развитие самостоятельности ребенка, умения воспроизводить действия персонажей. Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

Рассматривание иллюстраций в книгах

Закреплять умение детей воспринимать и осмысливать характер и взаимоотношения изображенных персонажей.

Рассматривание экспонатов мини-музея

 Развитие интереса детей к театру, желания взаимодействовать с куклами, принимать участие в театрализованной деятельности.

Художественное творчество

Рисование, раскрашивание, лепка наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

 Психогимнастика,

Развитие пантомимической выразительности, эмоциональной, коммуникативной сферы детей, умения регулировать мышечное напряжение и расслабление; определять характер движений в соответствии с выбранным образом; развивать воображение.

Пальчиковая гимнастика

Развивать мелкую моторику пальцев рук, точную координацию движений. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

                       2.3. Организация работы с родителями.

    Всю театральную деятельность детей мы стремились направить на сотрудничество с родителями. Старались вызвать у них желание быть не  только зрителями, но и союзниками педагогической деятельности группы и детского сада. Ведь сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях,  следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно, сотрудничества, взаимодействия и доверительности.                                                                                                   

             Основные направления работы с родителями:

   1.Повышение педагогической культуры родителей.

   Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-родительские  отношения. Театр дает возможность родителям подарить ребенку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, а себе при этом вернуть детское, первозданное открытие этого мира.   Мы знакомим  родителей с разными видами театров, рассказываем из чего и как можно их изготовить для детского сада и для дома.

     Проводим консультации, беседы, оформляем по данной теме информационный стенд для родителей, приглашаем на утренники, представления.

   2. Создание развивающей среды.

     Родители с удовольствием принимают активное участие в создании развивающей среды для своих детей, как в группе, так и в музыкальном зале: пополнили мини-музей новыми экспонатами, приобретенными не только в магазине, но и выполненными своими руками. Сшили недостающие для показа сказки «Теремок» костюмы лягушки и мышки. Самостоятельно изготовили бумажные шапочки для постановки сказочной сценки «Волк и козлятки». Обновили кукол театра бибабо, сделали новую настольную ширму.

  3. Совместные интегрированные мероприятия    

       по театрализованной деятельности.                                                                                                    

    Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг или развлечение) роли большинства персонажей исполняют взрослые.

Разрабатывая сценарии мероприятия,  мы использовали  приём включения родителей в игровую театрализованную ситуацию, смоделированную в рамках утренника. Ни для кого не секрет, какую реакцию у ребёнка вызывает появление мамы, папы или бабушки в образе сказочного героя или литературного персонажа.

    Это и восторг, и гордость, и желание быть похожим на взрослого, научиться выразительному исполнению ролей. Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых.

    Организация театрализованной деятельности (как запланированной, так и импровизированной), использовалась нами как часть проводимых совместных мероприятий: родительского собрания, развлечения, занятия. Родители инсценировали детские песни «Буратино» и «Песню Красной Шапочки», драматизировали для своих детей сказку «Теремок», показывали кукольный спектакль «Маша и медведь», ставили сценку «Волк и козлятки».

    Родители с энтузиазмом готовятся к представлениям, очень эмоционально играют свои роли, чем создают для детей атмосферу радости и подают пример актёрского мастерства.

Родители рассказывают, что обсуждение увиденного и совместная игра в театр могут продолжаться весь вечер после детского сада дома.

    Таким образом, вовлекая родителей в активную театрализованную деятельность совместно с детьми и педагогами в ДОУ, мы создаём условия для укрепления эмоциональных связей ребёнка с его семьёй,                                                                                                          

 что способствует более глубокому погружению детей в атмосферу игры, праздника. Это позволяет нам эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.

     Следует отметить, что подобная организация совместной деятельности способствует не только самореализации и взаимообогащению каждого ребенка, но и взрослых, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

    Таким образом, театральная деятельность является одним из результативных средств сближения взрослого и ребенка и способствует действенному эффективному эмоциональному развитию детей.

2.4. Контрольный  этап работы.

Цель: Определить  результаты  проделанной работы  с  детьми  по организации  театрализованной  деятельности.

      Чтобы убедиться в эффективности использования нами комплекса методов и приемов, мы вновь провели диагностику  детей, обучающихся в данной группе.                                                                                                      

      Контрольный мониторинг проводился в той же форме, по тем же параметрам, что и на констатирующем этапе (Таблица 3).

     Анализируя данную таблицу, мы имеем возможность наблюдать динамику успешного развития детей.

В результате: высокий уровень у 8 человек, то есть 44% от общего числа детей, средний уровень показали 10 человек – это  56%.

Низкий уровень развития  ни у кого из детей не выявлен.

                                                                                        Диаграмма 2.

     Сравнительный  анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что  уровень знаний умений и навыков по театрализованной деятельности у детей  вырос на 33%.                                                                                                      

       Применяемые в течение года методы и приемы по развитию театрализованной деятельности способствовали процессу развития общих способностей детей.

       Результаты проведенного контрольного этапа работы с использованием  указанной выше диагностической методики, убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной деятельности для развития  ребенка.

Выводы:

     В ходе нашей практической работы мы определили для себя следующее:

   1.Анализ результатов группы детей до и после контрольного этапа работы наглядно свидетельствует об эффективности созданных педагогических условий для организации театрализованной деятельности.

   2.Специально применяемые методы и приемы дают вполне ощутимый положительный результат.

   3.Дети стали  более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась уверенность в себе, в своих возможностях.                                                                                

Заключение

 В результате работы достигнута цель - активизация процесса воспитания и  развития детей старшего дошкольного возраста через  организацию театральной деятельности.

    Отметили, что театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

    На основе изучения методической литературы рассмотрели виды парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, которые являются источниками творческого подхода к развитию личности ребенка.

    Театрализованная деятельность в детском саду организационно может включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений. Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.

    Анализ результатов данного исследования показал, что театрально-игровая  деятельность  имеет  большое  значение  для  развития и   воспитания  детей. У них  формируется  художественный  вкус, творческие  способности, развивается  память.                                

Меняется  и поведение  детей: застенчивые  становятся  более  активными, раскрепощенными, а  подвижные, несдержанные  дети  учатся  подчинять  свои  желания, волю  интересам  коллектива, то  есть  происходит  воспитание  взаимопомощи, уважение  к  товарищу, взаимовыручки, т.е. формируется чувство коллективизма.

    Проведенный мониторинг  наглядно свидетельствует об эффективности созданных педагогических условий для организации театрализованной деятельности. Специально применяемые приемы и методы дают вполне ощутимый положительный результат.

   Подведение итогов по результатам проделанной работы заставило родителей задуматься о совместном семейном досуге, обмене с детьми мнениями о просмотренных телепередачах, прочитанных книгах, посещении театров и выставок. Многие родители научились планировать совместный семейный досуг, учитывая мнение своих детей, стали проявлять интерес к творчеству детей, их жизни в ДОУ, общению со сверстниками и другими взрослыми, научились находить ответы на интересующие вопросы в общении с педагогами ДОУ.                                                                  

Перспективы:

1.Обогащение развивающей среды для работы с детьми по организации театрализованной деятельности.

2.Внедрение данного опыта работы в педагогический процесс дошкольного учреждения.

3.Формирование массовой театральной культуры у всех участников образовательного процесса.

4.Размещение опыта работы на сайте ДОУ, в СМИ.                                                              

Список литературы

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003.
  2. Антропова М. В. Психолого-педагогические и гигиенические подходы к организации развивающих занятий для детей дошкольного возраста. // Дошкольное образование № 24 (96), 2002.
  3. Богачёва Н. И. , Тихонова О. Г. Организация досуга в семье. М., Академия, 2001.
  4. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение, 1978.
  5. Девина И. А., Маштакова И. В. Управляем эмоциями. М.,Ось,89, 2002.
  6. Иванцова Л. Коржова О. Мир кукольного театра. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003, 160 с.
  7. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. // Дошкольное образование № 12. 2002.
  8. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., Творческий центр Сфера, 2001.
  9. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., Институт повышения квалификации работников образования, 1995.
  10. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., Просвещение, 1999.
  11. Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1975.                                                                            
  12. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., Школьная пресса, 2001.
  13. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
  14. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М., АРКТИ, 2001
  15. Фурмина Л. С., Шибицкая А. Е, пантелеева Л. В. Развлечения в детском саду. М., Просвещение, 1975
  16. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., ВЛАДОС, 2003
  17. Шорыгина Т. А. Красивые сказки. М., Книголюб, 2003.

24.Художественное творчество и ребёнок. Под ред. Н. А. Ветлугиной, М., Педагогика, 1972

25.Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства, музыки. Журнал «Дошкольное воспитание», 2004, № 6.

.

                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Умки»

«В душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, ...

Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Теремок»

Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста (http://kssovushka.ru/files/publications/612/files/0/teatralnaya-deyatelnost.docx)...

Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Познавательно-творческий, долгосрочный проект по театрализации для детей старшего дошкольноготвозраста...

Доклад "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Статья на тему "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" может быть использована воспитателями при выступлениях на п...

Опыт работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«ДС №16»Опыт работы по теме«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».Воспитат...

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...