Опыт работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Гречанова Галина Александровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ДС №16»

Опыт работы по теме

«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Воспитатель: Гречанова Галина Александровна

с.  Сотниковское

Год рождения: 1977 год.

Образование: высшее, СГПИ г. Ставрополь, 2017год.

Квалификационная категория: первая, 23.01.2020год.

Место работы: МДОУ «ДС №16»

Должность: Воспитатель.

Стаж работы:20,6 лет.

Общий педагогический стаж работы: 6 лет.

Стаж в данном учреждении: 12 лет.

              Увлекаюсь спортом, люблю организовывать и учувствовать в театрализованных представлениях. Очень люблю детей. Работаю под девизом: «Только вперед – ни шагу назад». Ценю в людях доброту, терпение, активность, эрудицию, творчество. Владею методом анализа и самоонализа собственной педагогической деятельности. Успешно внедряю в практику работы современные инновационные технологии обучения: интеграция педагогического процесса, проектный метод, технология ТРИЗ. Вовлекаю родителей в воспитательно - образовательный процесс.

             Требовательна к себе, отличаюсь большой работоспособностью и чувством ответственности, соблюдаю этические нормы в быту и на работе. Дети относятся с большой любовью, родители – с уважением и признанием компетентности, трудолюбия и доброты.

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

наблюдать.

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

        На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний. Приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

         Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

         В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др)

          В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что буде? если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

          Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Актуальность

         Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.

       Концепция модернизации российского образования предъявляет требования по «обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

       Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Систематичность и планомерность проведения поисковой деятельности прослеживается в последовательности, предложенной перспективным планом работы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому взяла тему: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».

           Работая над темой, поставила для себя цель: организация опытно – экспериментальной деятельности.

          Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме.
  2. Создать условия для организации опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.
  3. Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.
  4. Представить опыт работы по проблеме организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через научные труды Е.А. Мартыновой, И.М. Сучковой, Л.М. Менщиковой.

В работе с воспитанниками поставила цель: развитие познавательного интереса к опытно – экспериментальной деятельности.

Исходя из цели. Были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать познавательный интерес в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
  2. Формировать диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
  4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.

           Организацию опытно – экспериментальной деятельности в группе строила по следующим принципам:

1 Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно – обоснованными и практически апробированными методиками;

-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2 Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

3 Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

-предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

Формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4 Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка – дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно – экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

6 Принцип активного обучения:

- организация экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7 Принцип креативности:

- «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8 Принцип результативности:

- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Ожидаемые результаты:

1 Развит познавательный интерес в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

2. Сформировано диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

4. Сформированы: самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.

Работу по теме провожу в следующих направлениях:

  1. Работа с детьми.
  2. Взаимодействие с педагогами.
  3. Взаимодействия с родителями.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный – рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.

Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.

Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.

Средствами обучения детей являются:

- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;

- использование исследовательских действий;

- интеграция познавательных и исследовательских действий.

         Организация опытно – экспериментальной деятельности предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

*Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.

*Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

*Самостоятельная деятельность.

*Взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.

При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание, обращаю на:

- соблюдение правил техники безопасности;

- культуру поведения;

- проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков, саморегуляции;

- доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.

Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами – заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.

Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трем взаимосвязанным направлениям:

*живая природа;

*неживая природа;

*человек;

Живая природа : в данном направлении обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.

С детьми проводила опыты: «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», «Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.

Направление «Человек» раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования по темам: «Откуда берется голос», «Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники», «Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.

Взаимодействие с педагогами

Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:

- консультации по организации опытно – экспериментальной деятельности у детей;

- организация интеграции специалистов;

- разработка единого тематического планирования;

- проведение интегрированных занятий;

- трансляция опыта.

               Тесное взаимодействие со специалистами ДОУ.

             Взаимодействие с семьей.

Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность – неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.

     Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

  1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

- информационные стенды;

- памятки, буклеты;

- папки- передвижки.

2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.

- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования);

- посещение открытых мероприятий «Почему семена сеют в землю?»;

           Работа с родителями осуществляется через проведение:

- родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Проведение экспериментов летом»;

- консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;

- создание совместных проектов: «Почему растет растение».

Перспектива:

      Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Работа по данной теме поможет мне в преобразовании предметно – пространственной среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающий успех в реализации поставленных целей. Наработка конспектов позволит осуществлять деятельностный  подход к развитию познавательной активности детей. Собранный материал поможет мне создать методическое пособие «Экспериментируем вместе с детьми».

Перечень разработанного материала

Методический блок

1.Перспективные планы: по организации опытно – экспериментальной деятельности.

2.Конспекты непосредственно образовательной деятельности:

«Магнитное притяжение земли»,

«Волшебница вода»,

«В поисках сокровищ»,

«Почему семена сеют в землю»

     3.Проект: «Почему растет растение».

     4.Алгоритмы:

Живая природа,

Транспорт.

      5.Модели:

Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды;

Модель взаимосвязей в экосистемах;

Модель, отображающая влияние факторов неживой природы на животный мир;

Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды.

        6.Консультации:

«Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка»;

«Детское экспериментирование»

        7.Дневник наблюдений по исследовательской деятельности в старшей группе.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

 

 

Список литературы:

1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, 2-е изд., испр.- М.:ТЦ Сфера, 2014.

2.Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации-3-е изд.– М.: АРКТИ,2008.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

4.Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. – Издательство: Учитель, 2009 год.

5. В.В.Москаленко. Опытно – экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009 год.

6. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 64 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ДС №16»

Опыт работы по теме

«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Воспитатель: Гречанова Галина Александровна

с.  Сотниковское

Год рождения: 1977 год.

Образование: высшее, СГПИ г. Ставрополь, 2017год.

Квалификационная категория: первая, 23.01.2020год.

Место работы: МДОУ «ДС №16»

Должность: Воспитатель.

Стаж работы:20,6 лет.

Общий педагогический стаж работы: 6 лет.

Стаж в данном учреждении: 12 лет.

              Увлекаюсь спортом, люблю организовывать и учувствовать в театрализованных представлениях. Очень люблю детей. Работаю под девизом: «Только вперед – ни шагу назад». Ценю в людях доброту, терпение, активность, эрудицию, творчество. Владею методом анализа и самоонализа собственной педагогической деятельности. Успешно внедряю в практику работы современные инновационные технологии обучения: интеграция педагогического процесса, проектный метод, технология ТРИЗ. Вовлекаю родителей в воспитательно - образовательный процесс.

             Требовательна к себе, отличаюсь большой работоспособностью и чувством ответственности, соблюдаю этические нормы в быту и на работе. Дети относятся с большой любовью, родители – с уважением и признанием компетентности, трудолюбия и доброты.

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

наблюдать.

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

        На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний. Приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

         Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

         В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др)

          В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что буде? если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

          Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Актуальность

         Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.

       Концепция модернизации российского образования предъявляет требования по «обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

       Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Систематичность и планомерность проведения поисковой деятельности прослеживается в последовательности, предложенной перспективным планом работы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому взяла тему: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».

           Работая над темой, поставила для себя цель: организация опытно – экспериментальной деятельности.

          Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме.
  2. Создать условия для организации опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.
  3. Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.
  4. Представить опыт работы по проблеме организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через научные труды Е.А. Мартыновой, И.М. Сучковой, Л.М. Менщиковой.

В работе с воспитанниками поставила цель: развитие познавательного интереса к опытно – экспериментальной деятельности.

Исходя из цели. Были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать познавательный интерес в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
  2. Формировать диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
  4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.

           Организацию опытно – экспериментальной деятельности в группе строила по следующим принципам:

1 Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно – обоснованными и практически апробированными методиками;

-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2 Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

3 Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

-предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

Формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4 Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка – дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно – экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

6 Принцип активного обучения:

- организация экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7 Принцип креативности:

- «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8 Принцип результативности:

- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Ожидаемые результаты:

1 Развит познавательный интерес в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

2. Сформировано диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

4. Сформированы: самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.

Работу по теме провожу в следующих направлениях:

  1. Работа с детьми.
  2. Взаимодействие с педагогами.
  3. Взаимодействия с родителями.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный – рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.

Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.

Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.

Средствами обучения детей являются:

- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;

- использование исследовательских действий;

- интеграция познавательных и исследовательских действий.

         Организация опытно – экспериментальной деятельности предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

*Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.

*Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

*Самостоятельная деятельность.

*Взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.

При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание, обращаю на:

- соблюдение правил техники безопасности;

- культуру поведения;

- проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков, саморегуляции;

- доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.

Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами – заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.

Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трем взаимосвязанным направлениям:

*живая природа;

*неживая природа;

*человек;

Живая природа : в данном направлении обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.

С детьми проводила опыты: «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», «Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.

Направление «Человек» раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования по темам: «Откуда берется голос», «Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники», «Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.

Взаимодействие с педагогами

Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:

- консультации по организации опытно – экспериментальной деятельности у детей;

- организация интеграции специалистов;

- разработка единого тематического планирования;

- проведение интегрированных занятий;

- трансляция опыта.

               Тесное взаимодействие со специалистами ДОУ.

             Взаимодействие с семьей.

Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность – неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.

     Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

  1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

- информационные стенды;

- памятки, буклеты;

- папки- передвижки.

2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.

- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования);

- посещение открытых мероприятий «Почему семена сеют в землю?»;

           Работа с родителями осуществляется через проведение:

- родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Проведение экспериментов летом»;

- консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;

- создание совместных проектов: «Почему растет растение».

Перспектива:

      Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Работа по данной теме поможет мне в преобразовании предметно – пространственной среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающий успех в реализации поставленных целей. Наработка конспектов позволит осуществлять деятельностный  подход к развитию познавательной активности детей. Собранный материал поможет мне создать методическое пособие «Экспериментируем вместе с детьми».

Перечень разработанного материала

Методический блок

1.Перспективные планы: по организации опытно – экспериментальной деятельности.

2.Конспекты непосредственно образовательной деятельности:

«Магнитное притяжение земли»,

«Волшебница вода»,

«В поисках сокровищ»,

«Почему семена сеют в землю»

     3.Проект: «Почему растет растение».

     4.Алгоритмы:

Живая природа,

Транспорт.

      5.Модели:

Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды;

Модель взаимосвязей в экосистемах;

Модель, отображающая влияние факторов неживой природы на животный мир;

Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды.

        6.Консультации:

«Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка»;

«Детское экспериментирование»

        7.Дневник наблюдений по исследовательской деятельности в старшей группе.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Список литературы:

1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, 2-е изд., испр.- М.:ТЦ Сфера, 2014.

2.Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации-3-е изд.– М.: АРКТИ,2008.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

4.Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. – Издательство: Учитель, 2009 год.

5. В.В.Москаленко. Опытно – экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009 год.

6. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста по пожарной безопасности.

Тема: «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».Тема: « Почему во время пожара часто происходит взрыв». Тема: «Чем можно потушить огонь?»Тема: «Огонь дышит».Тем...

Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста.

Формирование и развитие  познавательных  интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром....

Кружок опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

1.     Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.2.     Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы3....

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Педагогическая статья "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста"

Любознайки, почемучки... Все это наши детки. Как я в своей работе помогаю им узнать окружающий мир вы узнаете, прочитав мою статью....

Педагогический опыт «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста»

Введение Важная черта детского поведения – любопытство, постоянное стремление наблюдать и эксперᡃименᡃтирᡃовать, искать нᡃовые сведенᡃия об окрᡃужающем мирᡃе. Рᡃебенᡃок рᡃождается исследова...