семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Казанцева Светлана Александровна

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, классификация экспериментов, содержание данной деятельности, методы, струтктура экспериментирвоания (занятия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_kazantseva_sa_ds72_-_kopiya.docx33.59 КБ
Файл prilozhenie_1.docx102.72 КБ

Предварительный просмотр:

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста        

(семинар-практикум)

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме  «детское экспериментирование в ДОУ», развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.

Материал: презентация, стикеры, листы, ручки, ватман, кубик, мандарин, соль, 2 банки с водой, сахар – рафинад, блюдце, краситель, стакан с водой.

Ход проведения:

Упражнение «Возьми салфетку».

Руководитель передает по кругу пачку салфеток со словами: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, руководитель просит сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Упражнение «Хочу все знать!»

Участникам предлагается подумать и написать на листочках разного цвета, что они хотят узнать и чему научиться на мероприятии:

Хочу знать – желтый

Хочу научиться – розовый

Затем листочки прикрепляются к лучикам солнышка.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

  1. Тезариус

Опыт – единство знаний и навыков (умений), приобретённое в процессе  непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.

Совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков.

Значение слова Опыт по словарю синонимов:

Опыт = эксперимент

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), служит для проверки гипотезы, установления причинных связей.

Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

  1. Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке и т. п.

3. По количеству детей (форма организации):

- индивидуальные (1—4 ребенка);

- групповые (5—10 детей);

- коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

- случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы.

- запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.

- поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

- эпизодические (проводимые от случая к случаю);

- систематические.

6. По продолжительности:

- кратковременные (от 5 до 15 минут);

- длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;

- многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

- первичные;

- повторные;

- заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

- решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

- демонстрационные;

- фронтальные.

  1. Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
  1. Организованная образовательная деятельность (занятие);
  2. Совместная деятельность взрослого с детьми;

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

  1. Свободная самостоятельная деятельность детей

  1. Формы работы
  1. Занятия;
  2. Эксперименты и опыты;
  3. Дидактические игры;
  4. Беседы;
  5. Труд;
  6. Экскурсии;
  7. Работа в лаборатории.

5. Методы

  • Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнить и углубить свои знания, самостоятельно  искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.
  • Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приёмы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.
  • Методы коррекции и уточнение представлений, при проведении экспериментирования (повторение  упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщённого ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли детей в содержании сообщаемых им знаний).

6. Подготовка и проведение эксперимента

Необходимо определить алгоритм проведения экспериментирования и структуру эксперимента.

Предлагаю воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма. Вам необходимо определить его последовательность. 

Примерная структура эксперимента (Приложение 1)

  1. Проблема
  2. Постановка задачи
  3. Варианты решения
  4. План эксперимента
  5. Выбор оборудования
  6. Правила безопасности
  7. Эксперимент
  8. Вывод
  9. Связь с жизнью
  10. Обобщения


7. Практическая часть

Работа в подгруппах

1 подгруппа (задание в конверте) схема эксперимента, материал.

                                                                  

2 подгруппа (задание в конверте) схема эксперимента, материал.

Согласно структуре эксперимента проведите эксперимент.

  Правила проведения:

     В ходе проведения эмпирических исследований было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:

- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;

- Не сдерживайте инициативы детей;

- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

- Не спешите с вынесением суждений;

- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

а) прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;

б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации.

 

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория) (Приложение 2).

     

Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П.П. Блонского

Домашние задание:

  1. Провести опыт (согласно структуре), зафиксировать его (2 -3 фото) и презентовать.

Рефлексивный кубик

Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика и отвечают на него.

Трудно ли вам было отвечать?

Было ли для вас что-то новое?

Считаете ли вы полезным упражнение…

Открыли ли вы что-то новое для себя…

Как вы себя чувствуете...

Какие у вас сейчас ощущения…

Где я мог бы применить полученные знания…

Самым важным для меня было…

Я узнал, что…

Литература:

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004. – 64.

http://festival.1september.ru/articles/641827/ 



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Готовимся экспериментировать!!!

(памятка)

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W19FPFHP\Ciencia[1].jpg

Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования

(эксперимента, опыта).

  1. Выбор объекта исследования.
  2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
  3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  4. Выбор цели, задач работы с детьми.
  5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  6. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
  7. Прогнозирование результата.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W19FPFHP\1schoolset2[1].jpg

Структура занятия-экспериментирования

(эксперимента, опыта).

  1. Подготовка проблемной (исследовательской) задачи (при педагогической поддержке в младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

Проблемная задача должна быть понятной, должна вызывать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну, представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на общественный и непосредственно жизненный опыт детей, мотивировать ребенка на поиск ответа, однако, трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка. Проблема должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности.

  1. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
  4. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  5. Наблюдение результатов эксперимента.
  6. Фиксирование результатов эксперимента.

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

  1. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).


Приложение 2

Оформление и содержание уголков экспериментирования

(консультация)

Создание в группах «минилабораторий» решает следующие задачи:

развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

3) место для хранения материалов (природного, «бросового»)

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

  1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «свет», «стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
  2. Основное оборудование:

- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и до.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

3. Дополнительное оборудование:

- детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

- карточки-схемы проведения экспериментов (обратная сторона: ход проведения эксперимента);

- индивидуальные дневники проведения экспериментов;

- в каждом разделе вывешиваются правила работы с материалом, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать уровню развития ребенка, но также необходимо рассчитывать и на одаренных детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста по пожарной безопасности.

Тема: «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».Тема: « Почему во время пожара часто происходит взрыв». Тема: «Чем можно потушить огонь?»Тема: «Огонь дышит».Тем...

Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста.

Формирование и развитие  познавательных  интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром....

Кружок опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

1.     Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.2.     Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы3....

Педагогическая статья "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста"

Любознайки, почемучки... Все это наши детки. Как я в своей работе помогаю им узнать окружающий мир вы узнаете, прочитав мою статью....

Консультация для воспитателей. "Опытно - экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста."

Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспери...

Картотека опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в зимнее время

Картотека опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в зимнее время...