Педагогическая статья "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста"
статья ( группа) на тему

Сафаргулова Ирина Сергеевна

Любознайки, почемучки... Все это наши детки. Как я в своей работе помогаю им узнать окружающий мир вы узнаете, прочитав мою статью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Однажды на просторах интернета я столкнулась с одним очень интересным высказыванием древнего китайского мыслителя и философа Конфуция: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, позволь мне попробовать  самому и я научусь». Это высказывание мне не только очень понравилось, но и заставило меня задуматься о том, что действительно, информация усваивается крепко и надолго, если ребенок сам видит, слышит и делает сам.

Я решила узнать мнения современных педагогов на эту тему, и меня заинтересовали статьи Николая Николаевича Подьякова- доктора  психологических наук, академика, ведущего научного сотрудника  Центра «Дошкольное Детство» города Москвы. Академик считает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка и чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребенок и тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

И действительно, одно дело просто дать детям готовые знания, а совсем другое - позволить малышам самим найти решение проблемы. И поэтому, работая в детском саду, я взяла за основу своей работы с детьми опытно-экспериментальную деятельность.

Мы знаем, что огромное значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность. Что такое познавательная деятельность? Познавательная деятельность это поиск новых знаний. То есть это или самостоятельное приобретение знаний или приобретение знаний под руководством взрослого.

«Ужасно интересно, все то, что неизвестно! Ужасно неизвестно, всё то, что интересно!» - поется в знакомой нам песенке из мультфильма. И ведь не зря!

Малыши – очень-очень любознательный народ. Опыты и эксперименты они просто обожают. Детям все хочется потрогать, пощупать, рассмотреть и они, сами того не подозревая, проводят опыты с разными материалами и веществами, пытаясь узнать для себя что-то новое.

Поэтому в какой бы группе я ни работала - и в младшей и в средней и в подготовительной, и какого бы возраста не были мои воспитанники- и 3 и 5 и 7 лет, в нашей группе всегда найдется место для таких «пощупываний» и «узнаваний» или по-другому уголок экспериментирования.

Что такое «уголок экспериментирования»? «Уголок экспериментирования» это уголок маленьких «почемучек» и «любознаек». Перейдя в новую группу детского сада, прежде чем приступить к наполнению такого уголка я провожу опрос детей. Я задаю им один единственный вопрос: «С какими веществами тебе больше всего нравится «возиться»?» и, опираясь на результаты этого обследования, подбираю материалы для экспериментального уголка, а так же в течение года заменяю их на другие по интересам детей.

При оборудовании уголка я конечно же учитываю определенные требования. Такие как в первую очередь безопасность для жизни и здоровья детей, эстетичность (все должно быть красиво и аккуратно), наполняемость (как можно больше материалов для экспериментов) и, конечно же, доступность расположения (дети должны все сами доставать, трогать, щупать).

Что же есть в нашем экспериментальном уголке? Это и природный материал, и бросовый материал, и бумага и ткани разных видов, и даже пищевые красители, и много- много другого. Поэтому, наш уголок никогда не бывает пустым, он всегда заполнен и даже переполнен огромным количеством самого разнообразного оборудования и материалов.

Конечно, особое место в нашем уголке экспериментирования занимают приборы - помощники - это и увеличительные стекла, и сосуды из различных материалов и разной формы, и магниты, и песочные часы и многое- многое другое.

А еще в нашем уголке всегда живет какой - нибудь очень любопытный сказочный герой, который все хочет знать и время от времени подкладывает для детей записочки с увлекательными заданиями. Например,  перед новым годом жил вот такой симпатичный Дедушка Мороз, который все - все хотел узнать. Например, как и почему наши варежки в помещении из мокрых превращаются в сухие или как из снега и сосулек получается обычная вода.

Проводимые опыты безопасны для детей, удовлетворяют их любознательность, знакомят с законами природы. Во время экспериментов, малыши учатся размышлять, правильно отвечать на вопросы, наблюдать, делать выводы. А еще «маленькие почемучки» чувствуют себя учеными, исследователями, и даже первооткрывателями. Наверное, будет лишним говорить, как опыты нравятся детям, в каком они восторге и как с нетерпением ждут следующих экспериментов.

За время моей работы с детьми я провела огромное количество опытов: и с водой, и со снегом, и со льдом, и с бумагой, и с семенами, и с комнатными растениями… Да с чем только мы не проводили опытов…

Экспериментируем мы не только в помещении, большое количество опытов у нас происходит на прогулке. Эксперименты проводим с песком, почвой, воздухом, уличными растениями…

Каждому нашему опыту мы стараемся дать какое-нибудь необычное название. Например, «Волшебница вода», «Необычный песок - необычные свойства», «Сила травинки», «Лук - полезный овощ», «Такие красивые и такие опасные сосульки» и т.д.

Проводить опыты можно в течение всего дня, во время всех режимных моментов: во время приема пищи (на горячее блюдо надо подуть, чтобы остыло), во время игры ( строим башню пока она не упадет), во время занятий (смешивание красок для получения нового цвета), во время прогулки (впитывание воды в почву), и даже во время подготовки ко сну (при закрывании штор становится темно).

Чаще всего я провожу непродолжительные по времени опыты - это когда результат дети видят сразу, например "Растворяется - не растворяется". Такие «быстрые» опыты детям особенно нравятся, потому что они похожи на фокус.

А еще я провожу продолжительные опыты. Например, мы с детьми опустили листья пекинской капусты в баночки с подкрашенной водой, и несколько дней наблюдали, как они окрашиваются. Такие опыты очень полезны для развития наблюдательности, терпения, умения фиксировать промежуточные результаты и в основном я провожу их с детьми старшей или подготовительной групп.

Проводя эксперименты я стараюсь не просто провести опыт,  но и рассказать детям что-нибудь интересное и удивительное о материале, с которым мы проводим опыт.. Например, возьмем ту же самую пекинскую капусту. Пользуясь интернетом, я узнала, что оказывается, в Японии такую капусту используют не только в пищу как овощ, но и как декоративное растение.. Этими знаниями я конечно же сразу делюсь со своими детишками. А почему? А чтобы лучше запомнилось. Ведь все знают, что удивило - то запомнилось.

Но больше всего моим деткам нравятся «вкусные» опыты, например выпечка печенья. Это ведь тоже эксперимент… Тут уж радости нет предела, а с каким аппетитом они потом все это уплетают!!!

А сейчас я хочу вам показать несколько опытов. Предлагаю вам на несколько минут превратиться в моих малышей.

Ребята, скажите, какое сейчас время года? Да, зима заканчивается, и мы с нетерпением ждем прихода красавицы весны с ее капелью, теплой погодой и конечно же с первыми цветочками. Посмотрите, у нас группе тоже появились вот такие красивые цветы. Скажите пожалуйста, а из какого материала сделаны цветы? Правильно, из бумаги. Ребята, посмотрите, а цветочки-то совсем разные… А давайте их потрогаем. Ой, как интересно. Оказывается, бумага-то бывает разная: и гладкая, и шершавая, и твердая и мягкая. Вот это картон, а это бумажная салфетка, а это бархатная бумага. А давайте-ка мы сейчас превратимся в маленьких ученых и немного поэкспериментируем с бумагой. Согласны?

Ребята, давайте проверим прочная бумага или нет, а для этого опустим кусочек бумаги в воду. Посмотрите, что происходит? Бумага размокает. Оказывается, бумага состоит из мельчайших волокон и клея, которые в воде размокают. Вывод: бумага боится воды, значит она непрочная. Молодцы.

Ребята, а как вы думаете, бумага легкая или тяжелая? Чтобы это проверить, давайте сделаем небольшой ветерок, то есть подуем. Вывод: когда дует ветер, бумага разлетается, значит, она очень легкая. Молодцы.

Ребята, посмотрите, у меня в баночке мелко нарезанная бумага. Возьмем расческу, потрем её о наши волосы и поднесем к нашей бумаге. Посмотрите, что произошло?  Кусочки бумаги примагнитились, потому что в наших волосах есть электричество, а мы его поймали, натерев расческу о волосы. Вы наверное замечали, что когда снимаешь кофточку, волосы встают дыбом, так вот, это как раз из-за статического электричества. Вывод: бумага может притягиваться. Молодцы.

Вот в такой ненавязчивой форме я познакомила детей с видами бумаги, её свойствами и даже со статическим электричеством.

Большое внимание я так же уделяю и работе с родителями. Именно папы и мамы оказывают огромную помощь при оборудовании нашего экспериментального уголка. Почти каждый родитель нашей группы принес материалы или оборудование. И приносят они не только один раз в год, а несут в течение года. А еще они нам помогают с поделками… Никто не остается в стороне!

В помощь родителям мною были разработаны советы «Помоги маленькому исследователю», а так же я предложила родителям картотеку простейших опытов и экспериментов, которые можно провести с детишками дома.

Охотно я делюсь опытом и со своими коллегами на педсоветах и мастер-классах. И надеюсь, они тоже берут из моих выступлений что-то для своей работы.

Таким образом, опытно - экспериментальная  деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и, конечно же, мыслительную деятельность. И беря за основу своей работы опытно-экспериментальную деятельность, я стараюсь воспитать инициативного, думающего, способного на творческий подход человека. И, надеюсь, у меня это получается.

А закончить свою статью я хочу вот таким стихотворением.

 Почему растет цветок,  зреет в поле колосок-

Ваш малыш узнать все хочет. Днем и ночью, нету мочи.

Ты ему все расскажи, расскажи и покажи.

Пусть попробует с друзьями, пусть увидят они сами.

И тогда ваши детишки будут вовсе не глупышки

Будут думать, отвечать, рассуждать, ответ искать.

И ответит малыш вам :«Я теперь все знаю сам.

Колосочек любит пить, зашивает дырку нить

Я земле нашей огромной буду пользу приносить».

Список литературы:

1. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – Москва :Сфера, 2012.

2. Подьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста». Концептуальный аспект . Волгоград: Перемена, 1997.

3. Султанова М. «Простые опыты с бумагой для дошкольников».-Москва: ООО « Хатбер-пресс», 2014.

4. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям».- Киев: «Радянська школа», 1973.

5. Материалы интернет сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Работа по обобщению педагогического опыта "Познавательно – исследовательская Деятельность с детьми дошкольного возраста"

Экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте- это его каждодневная жизнь....

Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста». Цель: повышение профессиональной компетентност...

Педагогический опыт «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста»

Введение Важная черта детского поведения – любопытство, постоянное стремление наблюдать и эксперᡃименᡃтирᡃовать, искать нᡃовые сведенᡃия об окрᡃужающем мирᡃе. Рᡃебенᡃок рᡃождается исследова...