Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дёмина Надежда Юрьевна

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta.docx74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта воспитателя

МБДОУ №2 «Дюймовочка»

Дёминой Надежды Юрьевны 

По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е. Тимирязев.

Актуальность и проблематика. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Проблема повышения познавательной активности детей существует в современной действительности и поэтому актуальность этой темы очевидна.

В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.

Учитывая:

• тенденцию модернизации дошкольного образования;

• недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельного подхода к детскому экспериментированию;

• противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, актуальной становится разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования.

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.

Новизна данного опыта, комплексное использования элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.

Задачи, решаемые в процессе познавательно-исследовательской деятельности:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств(эталонов , символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Фундаментом при разработке системы работы по организации познавательно – исследовательской деятельности лежат научные исследования Л.А. Парамоновой, О.В.Дыбиной, Н.Н.Подьякова, А.Л.Венгер в основе их работ лежит деятельный подход. Разработчики отмечают, что деятельность развивается от возраста к возрасту, меняется ее содержание форма. 

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую я стараюсь развивать, совершенствовать в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы.

Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:

− сюжетно-ролевая игра;

− рассматривание;

− наблюдение;

− беседа;

− экскурсии;

− конструирование;

− экспериментирование;

− исследовательская деятельность;

− коллекционирование;

− развлечения, викторины, конкурсы.

Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.

В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания.

Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисунков, слайдов и т.д.; позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, тех, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление ребёнка, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).

Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт.

Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и расширяет познавательные интересы. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в конструировании заложено познавательное начало: ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов.

Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей.

Экспериментирование – форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.

Развлечения, викторины, конкурсы я рассматриваю как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.

Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность.

Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.

Мой тематический план составлен для детей дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем, темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом, у детей появляется больше возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в разных возрастных группах обеспечивает достижения единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандартам планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.

Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям,  каждое из которых представлено несколькими темами:

1.Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.

При организации работы с детьми я не забываю о ведущих принципах развития дошкольников которые помогают мне продуктивно организовывать познавательно – исследовательскую деятельность:

Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий. В моей группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности. 

     При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, также материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, но необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям я подобрала практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты. 

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: « Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться ».

Используемая литература:

1. Н.Н.Поддьяков. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект.- Волгоград: Перемена, 1995.-48с.

2. Н.Н.Поддьяков. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.: 1996.-32с.

3. О.В.Дыбина. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010.-192с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ПРИКАЗ №1155 от 17 октября 2013г. МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ.

5.Л.А. Парамоновой . Развивающие занятия с детьми. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010г.

6. Е.В.Волкова, С.Л. Микерин. Играем в ученых. Новосибирск: Сиб. унив.изд-во,2008.-256с.

7. Генезис сенсорных способностей М.: Педагогика , 1976. - 256 с. . / Под редакцией Л.А. Венгера

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение ,1989.- 127 С Под редакцией Л.А. Венгера

9. Программа «Одаренный ребенок» М.: Новая школа , 1995. – 64 с. Под редакцией Л.А. Венгера

10. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение , 1994.—96 с. 2-е изд Под редакцией Л.А. Венгер

Приложение

Тематическое планирование познавательно – исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста.

 

              Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

месяц

Познавательно – исследовательская деятельности

Формы работы

Задачи исследования

Интегрируемые образовательные области

Материал

сентябрь

Может ли растение дышать?

(исследование + опыт)

Наблюдение

Моделирование

Проблемная ситуация

Беседа

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растений участвуют в дыхании.

Познание

Коммуникация

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, прозрачная емкость с водой, лист на длинном стебельке.

сентябрь

Для чего корешки?

(опыт)

Моделирование Наблюдение Рисование

Беседа

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, карандаши, бумага.

октябрь

Как устроены перья у птиц?

(исследование)

Рассматривание

Моделирование Обсуждение

Беседа.

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Познание

Коммуникация

Перья куриные, гусиные, лупы, «замок – молния», свеча, волос, пинцет.

октябрь

Почва.

(опыты)

Проблемная ситуация

Наблюдение

Беседа

Опыт

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Познание

Коммуникация

Почвы, спиртовка, металлическая тарелка. Стекло или зеркало, емкость с водой.

ноябрь

Кто чистит аквариум?

(исследование)

Проблемная ситуация

Рассматривание

Наблюдение

Выявить взаимосвязь в живой природе экосистемы «пруд».

Познание

Коммуникация

Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупы, кусок белой ткани.

ноябрь

Упрямый воздух.

(опыты)

Рассматривание

Беседа

Опыт

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Познание

Коммуникация

Шприцы, емкость с водой (подкрашенной)

декабрь

«Сухой из воды».

(опыты)

Моделирование

Наблюдение

Выдвижение гипотез

Опыт

Определить, что воздух занимает место.

Познание

Коммуникация

Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой, деревянные бруски с флажками.

декабрь

Сравнить жизнь диких и домашних животных.

(исследование)

Чтение литературы, проблемные ситуации. Рассматривание и обсуждение иллюстраций

Уточнить с детьми признаки домашних и диких животных; Доказать, что домашние животные отличаются от диких.

Познание

Коммуникация

Видеофильмы, энциклопедии.

январь

Волшебница вода.

(опыты)

Моделирование

Рассматривание

Беседа

Опыт

Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Выявить процесс испарения воды. Познакомиться с процессом конденсации.

Познание

Коммуникация

Социализация

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, схемы.

февраль

Почему первые птицы не летали?

(исследование)

Проблемная ситуация

Чтение энциклопедий

Рассматривание иллюстраций

Опыт

Рисование

Выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.

Познание

Коммуникация,

Художественное творчество

Социализация

Модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупы, бумага, картон, тонкая бумага.

февраль

Свойства воды.

(опыты)

Наблюдение

Моделирование

Рассматривание

Проблемная ситуация

Сравнить свойства воды, льда, снега. Выявить особенности их взаимодействия.

Познание

Коммуникация

Емкости со снегом, водой, льдом.

март

Как появились моря и материки.

(исследование)

Проблемная ситуация

Опыт

Создание макета

Рисование

Объяснять происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний.

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Емкость с почвой, камешки, вода. Карандаши, бумага.

март

Мы – фокусники.

(опыты)

Проблемная ситуация

Выдвижение гипотез

Опыт

Наблюдение

Игровые ситуации

Выявить свойства магнита; прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.

Познание

коммуникация

Пластмассовая тарелка, фанера, картон, ткань, бумага, стаканы с водой, магнит; мелкие реагирующие на магнит предметы; емкость с песком и мелкими металлическими предметами.

апрель

«Вершки – корешки»

(опыт)

Моделирование

Опыт

Наблюдения

Выяснить, что раньше появляется из семени.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки). Прозрачные емкости, зарисовка с использованием символов строения растения.

апрель

Опыление растений.

(исследование)

Моделирование

Рассматривание иллюстраций

Рисование

Выявить, как происходит процесс опыления у растений.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Ватные шарики, порошок краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупы. Карандаши, бумага.

май

 

Итоговые мероприятия по содержании тематического плана

 

                  Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.

месяц

Познавательно – исследовательская деятельности

Формы работы

Задачи исследования

Интегрируемые образовательные области

Материал

сентябрь

Куда тянутся корни?

(исследование + опыт)

Проблемная ситуация

Наблюдение

Рассматривание

Беседа

Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

Познание

Коммуникация

Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.

сентябрь

Какие корни у растений тундры?

(опыты)

Моделирование

Опыт

Наблюдение

Рисование

Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости.

Листы белой бумаги, карандаши.

октябрь

Как появились острова, материки.

(исследование)

Моделирование

Проблемная ситуация Наблюдение

Опыт

Объяснить происходящее на планете изменения с использованием полученных знаний

Познание Коммуникация Социализация

Емкость с почвой, камешками, залитая водой

октябрь

Изобретаем прибор для вскапывания почвы.

(исследование)

Проблемная ситуация, Рассматривание

Беседа

Моделирование

Уметь самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием; проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет.

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Иллюстрации с изображением орудий труда для обработки почвы, карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры.

ноябрь

«Растущие малютки»

(исследование)

Моделирование

Наблюдение

Рисование

Экспериментирование

Выяснить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Емкости с крышкой, молоко, полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупы.

Карандаши, тетради.

ноябрь

Свечка в банке.

(опыт)

Проблемная ситуация

Опыт

Наблюдение

Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения пожара.

Познание

Коммуникация

Социализация

Свеча, банка, бутылка с обрезным дном.

декабрь

Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу?

(исследование)

Опыт

Моделирование

Проблемные ситуации

Создание макета «Пустыня»

Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно – климатические зоны)

Познание

Коммуникация

Социализация

Ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета.

декабрь

Почемучкины вопросы.

(опыты)

Моделирование

Конструирование

Опыт

Беседа

Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается в верх, т. е. легче холодного, воздух плохо проводит тепло.

Познание

Коммуникация

Папиросная бумага, подставка с иглой.

январь

Фильтрование воды.

(опыты)

Моделирование

Проблемная ситуация

Опыт

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Познание

Коммуникация

Социализация

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

февраль

Фильтрование воды.

(опыты)

Моделирование

Проблемная ситуация

Опыт

Продолжать знакомить с процессами очистки воды путем фильтрования.

Познание

Коммуникация

Социализация

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости

февраль

Зеленые витамины для птиц.

(эксперимент)

Сюжетно – ролевая игра, труд в уголке природы (посадка), проблемные ситуации.

Систематизировать представления о птицах;

Закрепить знания об особенностях зимующих птиц;

Закрепить знания детей о росте растений, условиях для его роста.

Познание

Коммуникация

Социализация

Почва, ящик для рассады, семена разных трав, овса, лейка, палочки для рыхления земли.

март

Почему растаяла избушка лисы?

(опыт со льдом)

Игра – ситуация, моделирование, слушание музыки.

Закрепить свойства снега и льда, умение определять разные состояния воды, устанавливать причинно – следственные связи в явлениях окружающей жизни.

Познание

Коммуникация

Социализация

Домик из кусочков льда, лампа, иллюстрация к сказке, поддон.

март

Земля – магнит

(опыт)

Моделирование

Игровая ситуация

Проблемная ситуация

Беседа

Выявить действие магнитных сил.

Познание

Коммуникация

Социализация

Гвозди по количеству детей, батарейки, проволока; иголки, тарелки с водой, растительное масло, магниты на каждого ребенка; металлические опилки, металлические скрепки.

апрель

Почему в пустыне мало воды?

(исследование)

Рассматривание карты

Эксперимент

Беседа

Объяснять некоторые особенности природно – климатических зон Земли.

Познание

Коммуникация

Макет «Солнце – Земля», две воронки, прозрачные емкости, мерные емкости, песок, глина.

апрель

Быстрые растения.

(исследование)

Труд в уголке природы

Наблюдение

Беседа

Выявить приспособление некоторых растений к короткому, благоприятному для жизни периоду.

Познание

Коммуникация

Социализация

Луковицы тюльпанов, почва.

май

Итоговые мероприятия по содержании тематического плана

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заб...

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Педагогическая  идея воспитателя  рганизации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста....

Методическая разработка по теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста».

Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности....

Опыт работы по теме "Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста"

Вашему вниманию предоставлен опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»...