Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
статья на тему

Середюк Ксения Анатольевна

«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заботиться о том. Чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

             

               «Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заботиться о том. Чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».  

         Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открывать, изучать – значит делать шаг в неизведанное.

            Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано способствовать развитию исследовательской активности и инициативы у детей, именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности.

В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования  одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких  предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям живой и неживой природы. Склонен наблюдать, экспериментировать. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.  Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное  самовыражаться.

              В работе с детьми  дошкольного возраста познавательная деятельность построена с учётом программных рекомендаций  Вераксы Н.Е., Васильева.М.А.  Комарова Т.С..  Наша работа с детьми состоит в комбинации элементов традиционных методов организации мыслительной деятельности: словесных, наглядных и нетрадиционных (исследования, игры - фокусы, занимательные упражнения, эксперименты). Системность работы заключается в развитии познавательной активности с использованием исследовательских методов в режимных моментах и  в организационно-образовательной деятельности. Продумывая формы  и методы организации познавательной деятельности дошкольников, нами определён резерв познавательной активности детей в каждой возрастной группе, перенесён акцент образования с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческого применения в определенной жизненной или учебной ситуации. При этом обучение ведем с учётом интересов и возможностей самих детей, поощряем и стимулируем проявление творчества,  создаем  условия для успешного развития каждого ребенка, развиваем связную речь.

           В нашей работе используем следующие методы и приемы исследовательской деятельности: умение видеть проблему; выдвигать гипотезы; задавать вопросы; давать определения понятиям; видеть парадокс; классифицировать и анализировать; оценивать идеи; делать выводы и умозаключения; наблюдать; экспериментировать.  Даем возможность дошкольникам самостоятельно воспроизвести знакомые знания с опорой на собственный опыт и создание проблемной ситуации. Например, подойдя к столику, дети находят под салфеткой знакомые предметы и изображения. Поздней осенью обнаруживают макет с берёзами, покрытыми зелёной листвой (в начале лета дети праздновали «именины берёзки»). Эта встреча является радостной неожиданностью, вызывает желание что-то вспомнить и рассказать.  Это взаимодействие осуществляется именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, на основе которой происходит открытие новых знаний  у детей. Например: игра «Подбери значение к предмету» -  предлагаем карандаш, кусочек ткани, кирпич, газета. Предлагаем детям найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального решения их использования.  Игра «Карусель» помогает детям заметить вокруг себя то, что дети не замечали раньше (вода в блюдце под цветами, текущая из крана, аквариуме, роса, дождь за окном).

Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы дают возможность находить новые варианты решения проблем, оценивать их вероятность: «Давайте подумаем». (Как птицы узнают дорогу на юг? Почему птицы поют? Почему вода течёт? Почему дует ветер?  Почему летают самолёты?) Ответы (гипотезы) на эти вопросы дети дают самые разные. (Птицы определяют дорогу по солнцу, по растениям. Птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу. Может быть, внутри птиц есть компас и т.д.).

             Обучая детей умению задавать вопросы,  направляем  мышление  детей на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Применяем игры: «Какие вопросы помогут тебе узнать о предмете?», «Задай вопрос каждому герою сказки, стихотворения», «Исправь ошибку», «Раскрась разными цветами», «Всё ли мы увидели?», «Вопрос - ответ»,

Для развития познавательной активности, дети обучаются умению давать определения понятиям. Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.

Формируем у детей умения давать следующие определения понятиям:

  • Описательные. Например:  лес - это природный объект, где растут  цветы, грибы, ягоды, сосны, ели.
  • Отличительные. Например: стол и стул - это мебель, но на стуле сидят, а за столом едят, пишут, рисуют и т.д.
  • Логические. Лошадь – мышка, кошка-собака, жираф-кенгуру….
  • Характеризующие - перечисление внутренних свойств. Например: жираф – добродушное животное, у него добрые глаза, маленькие рожки, он никого не обижает и т.д.
  • Разъяснительные. Посредством примера.  «Странный след на песке, словно проехал игрушечный грузовик. Это проползла черепаха» (отрывок из книги Н.Сладкова «В песках»).
  • Сравнительные. Например: Лес - терем расписной; ели - вышки; просветы в небо - оконца и т.д.
  • Ограничение и обобщающие понятия. Квартира - дом - улица - город - столица - страна - континент.

             Важное средство развития умения давать определения понятиям - это загадки, так как они уже содержат определение и активизируют умственную деятельность.   В группе оформлен альбом «Загадки детей для всех».

              Развивая исследовательский поиск,  знакомим детей с парадоксами. Например, предлагаем воспитанникам опустить в воду гвозди, ложки, вилки, кнопки, шурупы, и отвечают на вопрос: «Из чего делают корабли?  Почему корабли  не тонут?» Дети начинают осознавать, что не всё в мире правильно, есть исключения.

              Неотьемлимой  частью исследовательского поиска является умение классифицировать.  Обучаем детей этому умению с помощью игр: «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Найди все красные..., синие..., зеленые..., круглые..., квадратные», «Собери под зонтик», Собери предметы по группам»  и другие. Важно так же научить детей анализировать, выделять главные и второстепенные признаки. Обучение детей этому умению проводится  в старшем дошкольном возрасте с помощью простых графических схем.  

С целью формирования представлений о животных и растениях как о живых организмах, показа взаимосвязей, существующих в природе, проводим экологические наблюдения на прогулках, используем пословицы и народные приметы, зашифрованные пиктограммами. , Пиктограммами пользоваться очень удобно, так как дети дошкольного возраста не все могут писать и читать. Таким образом, информация кодируется с помощью знаков, имеющих логические связи между изображением, символом и самим предметом.

             Эксперимент - важнейший метод исследования. Цель экспериментальной деятельности - углублять представления о живой и неживой природе, научить дошкольников размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты. Эксперименты бывают мыслительные и практические.

В ходе мыслительных экспериментов решаются следующие задачи:

  • Что можно сделать из куска бумаги?
  • Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?   т.д.

Практические эксперименты - это реальные опыты. Экспериментирование пронизывает все режимные моменты  детской деятельности: прием пищи, игру, ООД, прогулку, сон.

             Для организации экспериментальной деятельности детей в группе создан уголок экспериментирования. Там «живут» персонажи, любимые  детьми: «Почемучка», «Незнайка», «Мальвина - Любознайка», «Умный Буратино», «Муравьишка - Вопросик».

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Они вместе с детьми составляют правила работы, карточки-схемы по проведению опытов, «проводят» опыты с использование схем, заполняют дневники наблюдений.

Организовываем познавательную деятельность  в форме партнерского взаимодействия, в котором дошкольники получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

         Следующий метод – «Спросить у другого человека». Специалисты в области психологии считают, что умение поставить вопрос часто ценится больше, чем умение его решить.

Используем метод «Узнать из книг», заранее подбираем литературу. Договариваемся  с родителями о том, чтобы они помогали детям подбирать литературу и читали им нужную информацию об исследуемом объекте из справочника, энциклопедий.

              Метод «Наблюдение и эксперимент». Например: проводим наблюдения, за растениями, отмечаем их особенности, из чего они состоят, какой формы, цвета, размера, каковы на ощупь, какие запахи .

Познавательные занятия являются неотьемлемой частью нашей работы. Распределив их по вышеуказанным сериям,  используем следующий алгоритм построения занятия:

             Интересное начало: постановка  проблемного вопроса или проблемной  ситуации.

  • Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?».
  • Метод эмпатии (физкультурная минутка, не нарушающая логики занятия).
  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Умозаключения детей на основе опытов.
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование).

           Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. Другими словами, активность детей и их познавательный интерес связаны с активностью, идущей от взрослого, в данном случае, от родителей. В связи с этим мы в своей работе по познавательно исследовательской деятельности, большое внимание уделяем совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях.  С целью привлечения родителей к решению этой проблемы  используем различные формы взаимодействия: вечера вопросов и ответов,  специальный стенд, где ежедневно помещаем информацию о деятельности с детьми, предложения, советы, фоторепортажи о повседневной деятельности  в дошкольном учреждении.

        Очень интересны, на наш взгляд, разработанные нами, дневники наблюдений для родителей и детей. С ними очень легко и просто работать: в начале учебного года мы предлагаем родителям провести ряд опытов в домашних условиях (примерно один опыт в месяц). Для этого совсем необязательно иметь дома специально оборудованную лабораторию с множеством пробирок, «реактивов», микроскопов и других инструментов. Любое место в квартире может стать местом для экспериментирования, проведения опытов.

Таким образом, в результате познавательно-исследовательской деятельности у  дошкольника, расширяется   объем знаний, получаемых в процессе самонаблюдения и собственной деятельности,  развивается  мышление, совершенствуется  речь.  Экспериментальная деятельность с детьми существенно обогащает нравственную сторону личности ребенка: его отношение к природе, к деятельности человека;  дети учатся работать сообща, общаться друг с другом объединенные единой целью. Систематическое использование исследовательских методов обучения  в различных видах деятельности способствует удовлетворению потребности детей в новых знаниях, впечатлениях и позволяет избежать развития у воспитанников познавательной пассивности, что дает возможность детям в дальнейшем успешно учиться в школе. Такая форма работы также способствует развитию партнерских отношений педагогов дошкольных учреждений с семьями воспитанников.

              Поэтому заканчиваем описание нашего опыта работы словами известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».

Литература

                                                                                                                                                                                                                             1.Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2010 г.

2. Дыбина О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизвестное рядом:

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина (отв. ред.) - М.:   ТЦ «Сфера», 2010.

3. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2010 г.

4. Каменёва Л.А., Кондратьева Н.Н., «Мир природы и ребёнок» С-П.: Акцидент, 2010

5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 2010 г.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.

7. Рыжова Н. В. Игры с водой и песком. / Обруч, №2-2010 г. /

8. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки» М., 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

В сообщение делюсь опытом работы,  как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

Организация познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Познавательная деятельность - деятельность, в процессе которой ребенок познает окружающий мир в многообразии его явлений, связей и отношений. Познает ребенок мир двумя формами: восприятием и мышлением...

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...

памятка для воспитателей "Организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста"

Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму.                    китайская посл...

Система работы по организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста как фактор развития их познавательной активности

Проблемы модернизации образовательного процесса в ДОУ и школе.Педагогический форум Самарского региона 2019 года...