Организация познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста
статья по окружающему миру на тему

Ахтонова Любовь Николаевна

Познавательная деятельность - деятельность, в процессе которой ребенок познает окружающий мир в многообразии его явлений, связей и отношений. Познает ребенок мир двумя формами: восприятием и мышлением.

В процессе восприятия познаются внешние признаки окружающей действительности (цвет, форма, величина, материал и т.д.), в процессе мышления познаются внутренние, существенные признаки, некоторые закономерности, связи и отношения.

Восприятие и мышление тесно связаны между собой, в генетическом плане первым формируется восприятие, но очень рано оно становится основой мышления. Восприятие питает мышление, а мышление готовит восприятие, совершенствует, делает его более точным, целенаправленным.

На протяжении всего дошкольного возраста взрослым необходимо постепенно вести ребенка от познания, основанного на восприятии к познанию, где играет большую роль мышление. При этом важно дать ребенку ключ к познанию.

Как это сделать? Необходимо изменить характер познавательной деятельности, придать ей поисковую направленность. Важно предоставить возможности для собственной исследовательской практики, поисковой активности, подвести детей к пониманию, что знания, что любая информация относительны, динамичны, неопределенны и т.д.

Взрослые должны сделать акцент на исследовательском поведении детей. Исследовательское поведение — универсальная характеристика деятельности ребенка. Побуждающей основой исследовательского поведения детей являются их любознательность, интерес, познавательная активность.

Результатом исследовательского поведения являются: прямые результаты (это новая информация об объектах, на которое было направлено исследование); побочные результаты (это новая информация о других объектах).

Исследовательское поведение требует овладения детьми исследовательскими умениями и навыками:

- умение видеть проблемы;

- умение задавать вопросы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение давать определенные понятия;

- умение классифицировать;

- умение и навыки проведения экспериментов;

- умение делать выводы и умозаключения и т.д.

Остановимся на формирование некоторых исследовательских умений и навыков.

Для формирования умения видеть проблему можно использовать специальные задания и упражнения: «Составь рассказ, используя концовку», «Назови как можно больше значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами» и т.п. Например, взрослый предлагает детям рассказ, в котором описывается появление первого снега. Задание - продолжи рассказ разными способами (например, ты гуляешь с друзьями, как ты относишься к появлению снега, как относятся к появлению снега твои друзья или ты водитель, едешь по дороге, или летчик, или зайчик, лиса в лесу и т.д.).

Интерес представляют игры типа «Используй по-другому»: «Магазин», «Назови по-другому», «Сделай по-другому», «Можно - нельзя» и т.д.

Так, в игре «Как можно по-другому использовать предмет?» взрослый показывает детям картинку с изображением какого-либо предмета. Дети называют его. Каждый участник игры по очереди рассказывает, как можно использовать предмет. Например, деревянной ложкой можно есть, мешать суп, использовать как музыкальный инструмент, как декоративное украшение и т.д.; зонтом можно укрыться от дождя и солнца, использовать как трость и палочку и т.д. Игра заканчивается, когда перечислены все предметы и варианты их использования.

Предлагаются варианты усложнения. Дети встают в круг, ведущий называет предмет, и бросает мяч ребенку, который должен сказать, как можно использовать названный предмет. Затем мяч бросают другому ребенку, который называет другой вариант использования. После перечисления всех вариантов ведущий называет следующий предмет.

Важно использовать наблюдение как способ выявления проблемы. Проблемами для детских исследований могут быть такие, как «Почему светит солнце», «Почему играют котята», «Почему дерево не тонет», «Почему ткань рвется» и т.д.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску проблем и способов их реализации. Например, «Откуда берется вода?». Взрослый предлагает детям накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время дети рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Выясняют, откуда взялась вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Дети могут с помощью опыта выяснить, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Например, опыт «Умная галка». Перед детьми ставится проблема: достать предмет, не опуская руку в воду. Дети предлагают вариант (например, класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев), выполняют его. Делают вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.

Интерес представляют такие проблемы, как дышат ли рыбы, у кого какие клювы, для чего корешки, где лучше расти, может ли растение дышать, нужен ли корешкам воздух и т.д.

Например, опыт «Дышат ли рыбы?». Дети наблюдают за рыбками и определяют, дышат они или нет (следят за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме). Затем выдыхают воздух через трубочку в воду, наблюдают за появлением пузырьков. Выясняют, есть ли воздух в воде. Палочкой двигают водоросли ' в аквариуме, появляются пузырьки. Наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды (или к компрессору), захватывают пузырьки воздуха (дышат). Взрослый подводит детей к пониманию, что дыхание рыб в воде возможно.

Опыт «У кого, какие клювы?» Дети - «птички» выбирают, чем они хотят питаться, подбирают нужный по размеру, форме, прочности клюв (из бумаги, картона, дерева, металла, пластмассы), «добывают» себе пищу с помощью клюва. Рассказывают, почему выбрали именно такой клюв (например, аисту нужен длинный, чтобы достать из воды корм; сильный крючковатый - нужен хищным птицам, чтобы разрывать, расщеплять добычу; тонкий и короткий -насекомоядным птицам).

Для формирования умения выдвигать гипотезы можно использовать упражнения на обстоятельства. Необходимо придумать условия, при которых будут полезными эти предметы: утюг, телевизор, холодильник, лист бумаги, книга, автобус и т.д. При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны. Кроме того, включают в познавательную деятельность задания «Как вы думаете» почему весной тает снег или почему цветы осенью вянут, или почему самолет оставляет след в небе, или почему комар пищит, а шмель жужжит или почему бывают наводнение и т.д.

Например, опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит». Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями - звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з»; у шмеля - низкий, грубый, звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Умению задавать вопросы помогает упражнение «Найди загаданное слово», его можно проводить в разных вариантах. Например, наиболее простой - задать вопросы друг другу об одном предмете, использовать вопросы что? как? где? и т.д. Можно провести игру «Угадай, о чем спросили». Ребенку тихо на ушко задают вопрос. Он, не произнося его вслух, громко отвечает. Например, «Я люблю все фрукты, но больше всего яблоки и груши». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Кроме того, огромное удовольствие дети получают, когда сведения затрагивают нерешенные задачи. Следует побуждать детей решать некоторые общечеловеческие проблемы (экологические, проблемы здоровья, космоса и т.д.) и представлять, каким будет общество, если эти проблемы не решать или решать. Необходимо создать ситуации для развития умения самостоятельно и критически мыслить, находить нестандартные способы решения проблем и формирования интереса к будущей жизни.

Итак, исследовательские умения и навыки позволяют ребенку легко осваивать окружение в изменении, движении, развитии, что дает толчок к появлению прогностического взгляда на действительность.

Список литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akhtonova2.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Ахтонова Любовь Николаевна

воспитатель МБУ детского сада № 54 "Алёнка", г.о.Тольятти

Организации познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Познавательная деятельность - деятельность, в процессе которой ребенок познает окружающий мир в многообразии его явлений, связей и отношений. Познает ребенок мир двумя формами: восприятием и мышлением.

В процессе восприятия познаются внешние признаки окружающей действительности (цвет, форма, величина, материал и т.д.), в процессе мышления познаются внутренние, существенные признаки, некоторые закономерности, связи и отношения.

Восприятие и мышление тесно связаны между собой, в генетическом плане первым формируется восприятие, но очень рано оно становится основой мышления. Восприятие питает мышление, а мышление готовит восприятие, совершенствует, делает его более точным, целенаправленным.

На протяжении всего дошкольного возраста взрослым необходимо постепенно вести ребенка от познания, основанного на восприятии к познанию, где играет большую роль мышление. При этом важно дать ребенку ключ к познанию.

Как это сделать? Необходимо изменить характер познавательной деятельности, придать ей поисковую направленность. Важно предоставить возможности для собственной исследовательской практики, поисковой активности, подвести детей к пониманию, что знания, что любая информация относительны, динамичны, неопределенны и т.д.

Взрослые должны сделать акцент на исследовательском поведении детей. Исследовательское поведение — универсальная характеристика деятельности ребенка. Побуждающей основой исследовательского поведения детей являются их любознательность, интерес, познавательная активность.

Результатом исследовательского поведения являются: прямые результаты (это новая информация об объектах, на которое было направлено исследование); побочные результаты (это новая информация о других объектах).

Исследовательское поведение требует овладения детьми исследовательскими умениями и навыками:

- умение видеть проблемы;

- умение задавать вопросы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение давать определенные понятия;

- умение классифицировать;

- умение и навыки проведения экспериментов;

- умение делать выводы и умозаключения и т.д.

Остановимся на формирование некоторых исследовательских умений и навыков.

Для формирования умения видеть проблему можно использовать специальные задания и упражнения: «Составь рассказ, используя концовку», «Назови как можно больше значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами» и т.п. Например, взрослый предлагает детям рассказ, в котором описывается появление первого снега. Задание - продолжи рассказ разными способами (например, ты гуляешь с друзьями, как ты относишься к появлению снега, как относятся к появлению снега твои друзья или ты водитель, едешь по дороге, или летчик, или зайчик, лиса в лесу и т.д.).

Интерес представляют игры типа «Используй по-другому»: «Магазин», «Назови по-другому», «Сделай по-другому», «Можно - нельзя» и т.д.

Так, в игре «Как можно по-другому использовать предмет?» взрослый показывает детям картинку с изображением какого-либо предмета. Дети называют его. Каждый участник игры по очереди рассказывает, как можно использовать предмет. Например, деревянной ложкой можно есть, мешать суп, использовать как музыкальный инструмент, как декоративное украшение и т.д.; зонтом можно укрыться от дождя и солнца, использовать как трость и палочку и т.д. Игра заканчивается, когда перечислены все предметы и варианты их использования.

Предлагаются варианты усложнения. Дети встают в круг, ведущий называет предмет, и бросает мяч ребенку, который должен сказать, как можно использовать названный предмет. Затем мяч бросают другому ребенку, который называет другой вариант использования. После перечисления всех вариантов ведущий называет следующий предмет.

Важно использовать наблюдение как способ выявления проблемы. Проблемами для детских исследований могут быть такие, как «Почему светит солнце», «Почему играют котята», «Почему дерево не тонет», «Почему ткань рвется» и т.д.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску проблем и способов их реализации. Например, «Откуда берется вода?». Взрослый предлагает детям накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время дети рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Выясняют, откуда взялась вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Дети могут с помощью опыта выяснить, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Например, опыт «Умная галка». Перед детьми ставится проблема: достать предмет, не опуская руку в воду. Дети предлагают вариант (например, класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев), выполняют его. Делают вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.

Интерес представляют такие проблемы, как дышат ли рыбы, у кого какие клювы, для чего корешки, где лучше расти, может ли растение дышать, нужен ли корешкам воздух и т.д.

Например, опыт «Дышат ли рыбы?». Дети наблюдают за рыбками и определяют, дышат они или нет (следят за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме). Затем выдыхают воздух через трубочку в воду, наблюдают за появлением пузырьков. Выясняют, есть ли воздух в воде. Палочкой двигают водоросли ' в аквариуме, появляются пузырьки. Наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды (или к компрессору), захватывают пузырьки воздуха (дышат). Взрослый подводит детей к пониманию, что дыхание рыб в воде возможно.

Опыт «У кого, какие клювы?» Дети - «птички» выбирают, чем они хотят питаться, подбирают нужный по размеру, форме, прочности клюв (из бумаги, картона, дерева, металла, пластмассы), «добывают» себе пищу с помощью клюва. Рассказывают, почему выбрали именно такой клюв (например, аисту нужен длинный, чтобы достать из воды корм; сильный крючковатый - нужен хищным птицам, чтобы разрывать, расщеплять добычу; тонкий и короткий -насекомоядным птицам).

Для формирования умения выдвигать гипотезы можно использовать упражнения на обстоятельства. Необходимо придумать условия, при которых будут полезными эти предметы: утюг, телевизор, холодильник, лист бумаги, книга, автобус и т.д. При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны. Кроме того, включают в познавательную деятельность задания «Как вы думаете» почему весной тает снег или почему цветы осенью вянут, или почему самолет оставляет след в небе, или почему комар пищит, а шмель жужжит или почему бывают наводнение и т.д.

Например, опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит». Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями - звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з»; у шмеля - низкий, грубый, звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Умению задавать вопросы помогает упражнение «Найди загаданное слово», его можно проводить в разных вариантах. Например, наиболее простой - задать вопросы друг другу об одном предмете, использовать вопросы что? как? где? и т.д. Можно провести игру «Угадай, о чем спросили». Ребенку тихо на ушко задают вопрос. Он, не произнося его вслух, громко отвечает. Например, «Я люблю все фрукты, но больше всего яблоки и груши». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Кроме того, огромное удовольствие дети получают, когда сведения затрагивают нерешенные задачи. Следует побуждать детей решать некоторые общечеловеческие проблемы (экологические, проблемы здоровья, космоса и т.д.) и представлять, каким будет общество, если эти проблемы не решать или решать. Необходимо создать ситуации для развития умения самостоятельно и критически мыслить, находить нестандартные способы решения проблем и формирования интереса к будущей жизни.

Итак, исследовательские умения и навыки позволяют ребенку легко осваивать окружение в изменении, движении, развитии, что дает толчок к появлению прогностического взгляда на действительность.

Список литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...

Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.

Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....

Краткосрочный проект "Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Раскрыты цели и задачи, этапы подготовки и реализации проекта. Значение в развитии детей....

Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальнос...

Система работы по организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста как фактор развития их познавательной активности

Проблемы модернизации образовательного процесса в ДОУ и школе.Педагогический форум Самарского региона 2019 года...