Главные вкладки

    Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл flyura.docx26.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования науки Самарской области

    Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

    профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

    Самарский областной институт повышения квалификации

    и переподготовки работников образования

    Итоговая работа

                          по курсу повышения квалификации по ИОЧ

    «Содержание и методика организации

    познавательно-исследовательской деятельности

    детей дошкольного возраста»

    на тему:

    «Разработка содержания познавательно-исследовательской

    деятельности дошкольников

           в непосредственно образовательной деятельности»

    «Наше удивительное солнце»

                                                                      время обучения: с 11.03 по 15.03.2013

    Выполнила

     

    Ибятуллина Флюра Энверовна

    Воспитатель

    МБДОУ детского сада № 321 г.о. Самара

                                                    Самара, 2013 г.

    План – конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.

    Тема: «Наше удивительное солнце».

    Цель: Сформировать представление о солнце, как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле.

    Задачи:

    • Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света. («Познание»).
    • Познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее  поглощения  разными предметами, материалами. («Познание»).
    • Расширять представление детей о свойствах предметов. («Социализация»).
    • Развивать логическое мышление и воображение детей. ("Коммуникация").
    • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, к солнечной системе, без которой немыслима жизнь на нашей планете - Земля. ("Безопасность").
    • Закреплять и расширять словарный запас. («Социализация»).
    • Воспитывать любовь к музыке, к художественным произведениям. («Чтение художественной литературы», «Музыка»).

    Методы и приемы:

    • Практические.
    • Наглядные.
    • Словесные.

    Материалы и оборудование:

     Настольная лампа, мольберт, набор предметов, изготовленных из разных материалов: лист бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, разрезные картинки "Космические корабли", картинки с изображением телескопа, скафандра, велосипеда, ракеты, машины, ракеты, самолета, фотография солнца, зеркальце, мячи, карандаши, пластилин, диски с музыкой.

    Предварительная работа:

    Чтение сказки К.И. Чуковского "Краденое солнце", наблюдение за солнцем через солнечные очки, эксперимент с комнатным растением (часть листа комнатного растения закрывается кусочком чёрной фотобумаги. Через несколько дней бумага снимается, рассматриваются и обсуждаются результаты эксперимента); посадка и содержание лука на солнце и в темном помещении.

    Используемая литература: Методика планирования. Н.А. Короткова. Экспериментальная деятельность детей среднего возраста и старшего возраста. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова.

    Логика образовательной деятельности:

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Ожидаемые результаты

    1

    Чтение сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». Сюрпризный момент: появляется кукла Карлсон.

    Слушают, отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы.

    Организация специфических и интересных для воспитанников, специальным образом мотивированных видов деятельности.

    2

    Внесение материалов и предметов: настольная лампа, набор предметов, изготовленных из разных материалов: лист бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камки, песок.

    Рассматривают, задают вопросы.

    Обогащение предметно-развивающей среды.

    3

    Экспериментирование, проведение опытов: наблюдение за солнцем через солнечные очки, эксперимент с комнатным растением (часть листа комнатного растения закрывается кусочком чёрной фотобумаги. Через несколько дней бумага снимается, рассматриваются и обсуждаются результаты эксперимента); посадка и содержание лука на солнце и в темном помещении.

    Экспериментальная деятельность.

    Использование разнообразных форм работы с детьми в соответствии с тем или иным видом детской деятельности.

    4

    Показ познавательно-исследовательской деятельности.

    Продуктивная деятельность: совместный труд, рисование.

    Выводы, умозаключения как солнце влияет на предметы, как оно работает, что происходит с растениями без солнечного света.

    Ход итоговой непосредственно-образовательной деятельности:

    Воспитатель: Ребята, когда я шла к вам, то по дороге встретила красивого, в меру упитанного мальчика в самом расцвете сил с моторчиком за спиной. Как вы думаете, кто это был? Вы представляете себе, Карлсон собрался полететь на Солнце. Да-да, я не шучу. Кстати, а вот и он, собственной персоной (воспитатель достает из-под стола куклу).

    Сюрпризный момент:

    Появляется Карлсон с «Чудесным мешочком», приглашает детей посмотреть, что в мешочке. (Книга К.И. Чуковского «Краденое солнце»).

    Карлсон: Здравствуйте, ребята, вы рады меня видеть? Проснулся я сегодня утром от заглянувшего в окно солнышка, запел: "Солнце, Солнце, загляни в оконце". И вдруг подумал: "А почему бы мне не совершить путешествие на Солнце? Правда, это будет здорово? (Ответы детей.)

    Воспитатель: На чем же ты собрался лететь на Солнце, Карлсон?

    Карлсон: Как на чем? У меня же на спине есть моторчик, на нем и полечу.

    Воспитатель: Ребята, сможет ли Карлсон совершить космическое путешествие на своем моторчике? Почему? (Солнце очень далеко, оно очень горячее, в космосе холодно, нет воздуха).

    Воспитатель: Знаешь ли ты, Карлсон, на чем люди совершают космические путешествия? А вы, ребята?

    (Предлагает детям подойти к столу, на котором заранее подготовлены для каждого из детей разрезные картинки с изображением космического корабля).

    Смотрите, у меня есть составные части космических кораблей.

    Предлагаю собрать из них целый корабль и показать его Карлсону

    (Дети собирают космические корабли и показывают их Карлсону).

    После этого предлагаю детям поиграть в игру “Космонавты”.

    Подвижная игра “Космонавты”. По краям площадки чертятся контуры ракет (3-х местные). Общее количество мест должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: “Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет”. С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракете, закрыв глаза, по очереди рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.

    Карлсон: Ну что ж, уговорили, тогда я полечу на Солнце в космическом корабле.

    Воспитатель: В какой же одежде ты собираешься лететь?

    Карлсон: Конечно, в этих замечательных штанишках и рубашке.

    Воспитатель: Ребята, можно ему лететь в этой одежде? А в какой нужно? Почему?

    Дети объясняют Карлсону, что космонавтам необходима специальная одежда.

    Карлсон: Что ж, придется найти скафандр и защитный костюм.

    Воспитатель: Скажи нам, Карлсон, когда ты рассчитываешь вернуться из путешествия?

    Карлсон: Завтра, у меня дома очень много дел.

    Воспитатель: Как вы думаете, ребята, сможет ли Карлсон так быстро слетать на солнце (дети отвечают).

    Воспитатель: (предлагает детям выйти на середину группы и образовать полукруг, где заранее стоит фланелеграф). Оказывается, ребята, Солнце настолько далеко от нас, что на велосипеде до него можно доехать за 3000 лет, на машине за 1000 лет, на самолете за 20 лет (т. е. вы успеете стать взрослыми за время полета), на ракете за несколько месяцев (По мере сообщения о времени передвижения до Солнца воспитатель выкладывает на фланелеграф изображение велосипеда, машины, ракеты. Во время рассказа дети подражают езде на велосипеде, машине, самолете, ракете.) Так на чем же быстрее всего можно добраться до солнца?

    Карлсон: Ну что ж, тогда ждите меня через несколько месяцев.

    Воспитатель: И последний вопрос: скажи, Карлсон, ты хочешь близко подлететь к солнцу?

    Карлсон: Ну, конечно, и даже побегать по нему.

    Воспитатель: Дети, как вы считаете, это возможно? Почему?

    Дети объясняют, что солнце – огромный, раскаленный шар, и при приближении к нему можно сгореть.

    Воспитатель: Конечно, Карлсон, солнце настолько горячее, что на расстоянии нескольких тысяч километров от него ты сгоришь вместе с ракетой. Солнце раскаленное, с его поверхности постоянно извергаются языки пламени (демонстрирует изображение или фотографию солнца).

    Эксперимент с настольной лампой: представим, что электрическая лампа — эго Солнце. Подставьте ладошку. Что чувствуете? (Тепло, горячо.) Ладошка нагрелась. Проверьте, нагреваются ли от света электрической лампочки разные предметы. Что вы обнаружили? Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце — это раскаленное небесное тело.

     Солнце – светило, клокочет вулканом

    Бурлит, как кипящий котёл, непрестанно

    Жизнь и тепло дарит всем неустанно

    Солнце – звезда, преогромнейший шар

    Свет излучает, как будто пожар.

    Рисование: Детям раздают листочки с нарисованным кружком (контуром солнца) и предлагают подрисовать извергающиеся с поверхности солнца языки пламени. (Звучит космическая музыка)

    Карлсон: Такое маленькое и такое горячее. Откуда вы знаете?

    Воспитатель: Карлсон, а ты летом загорал на пляже? А вы ребята? (Демонстрирует картинку с загорелыми детьми). Почему дети такие загорелые? Как летом светит солнце? Значит, если оно успевает нас обжечь на таком огромном расстоянии, то оно действительно очень горячее. Давайте проверим, как сильно нагреваются железные предметы. (Эксперимент с лампой).

    Воспитатель: Ребята, вы тоже думаете, что солнце маленькое. Так ли это? Наблюдали ли вы за самолетом в небе? Каким он нам кажется в полете? Конечно, крошечным, потому, что летит далеко от нас. А ведь на самом деле самолет очень большой, правда? Так и солнце. Ведь мы знаем, насколько далеко от нас оно находится. Значит, Солнце…огромное.

    Карлсон: Вижу я, что придется отказаться мне от путешествия. Только откуда вы все про солнце знаете?

    Воспитатель: Об этом лучик рассказал, сыночек солнышка, а еще люди наблюдают за ним с помощью специального прибора – какого, ребята? (Демонстрирует картинку или модель прибора). Конечно, телескопа.

    Эксперимент с зеркалом и солнечным зайчиком.

    Карлсон: Многому вы меня сегодня научили, и за это хочу подарить вам всем по солнышку (раздает детям кружочки желтой бумаги).

    Воспитатель: Нет, Карлсон, ты не прав. Это издалека солнце похоже на круг. На самом деле солнце похоже на мяч, оно имеет форму… (Воспитатель ждет ответов детей) шара. Чем отличается круг от шара?

    Карлсон: А я и не знал. Тогда вот вам всем по солнышку (раздает небольшие мячи желтого цвета).

    Подвижная игра: Дети становятся в круг, держа в руках мячи. Воспитатель называет предметы различной формы, в том числе шарообразной (коробка, арбуз, яблоко, груша, теннисный шарик, и т. д.). Услышав название предмета, которое по форме напоминает солнце, дети садятся на корточки, поднимая вверх руки с мячами.

    Карлсон: Вот спасибо, ребята, что отговорили меня от путешествия, я лучше на Солнце буду смотреть из оконца. До свидания. (Весело напевая песенку о Солнце, Карлсон прячется под стол).

    Воспитатель: Ребята, помните сказку о том, как ужасный крокодил солнце в небе проглотил? Что же после этого произошло? Что же произойдет, если Солнце перестанет светить, то какие условия наступят на Земле (темно, холодно). Что тогда произойдет со всеми живыми организмами.

    Воспитатель достает горшки с луком и комнатным растением, поставленные один на солнце, а другой в темный шкаф на несколько дней и просит детей описать произошедшие  изменения. Чего не хватило растениям. Как влияет на растения холод? (Зимой растения не растут).

    Воспитатель: А теперь я хочу дать вам по куску пластилина, чтобы из него каждый из вас слепил себе солнышко.

    ИТОГ: Рассматривание готовых работ. Поощрение детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    «Планирование непосредственно образовательной деятельностикак элемента программы, обеспечивающего требованияобразовательной области «Речевое развитие»«Кот Васька в гостях у детей.»вторая младшая групп...

    Итоговая работа по курсу повышения квалификации. «Формирование ключевых компетенций в игровой деятельности дошкольников»

    Тема: Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада  на тему «Больница»...

    Итоговая работа по курсу повышения квалификации Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС дошкольного обраования

    Планирование НОД  как элемента программы,обеспечивающего требования образовательной области "речевое развитие""Путешествие в страну Смешариков"...