Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Канафеева Зейтуна Сайфуловна

План работы по позновательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_kanafeevoy_z.s.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки Самарской области

Государственное автономное учреждение дополнительного

 профессионального образования Самарской области

 «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации  ИОЧ

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей

в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

на тему:

«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности

с детьми дошкольного возраста»

время обучения: 24-28 октября 2016 года

Выполнила:

Канафеева Зейтуна Сайфуловна,

музыкальный руководитель

СП ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка детский сад «Звёздочка»

м.р. Кинель-Черкасский

Самара, 2017


Возрастная группа: старшая

Тема недели

НОД

тема, задачи, материалы и оборудование

Место в режимных моментах

Средства для самостоятельной

 деятельности

Ожидаемый результат

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

1 неделя

Воздуш-ная неделя

«Этот удивительный воздух»

 (экспериментирова-ние)

Задачи: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; подвести к пониманию, что воздух является основной составляющей частью условий для жизни живых организмов.

Оборудование и материалы: ИКТ, слайдовая презентация, стакан с водой, трубочки для коктейля, воздушные шарики, насос для воздушных шаров.

Утро

Беседа  «Как я дышу» (органы дыхания человека, принцип дыхания).

Экспериментирование: «Мы дышим воздухом», «Вдох и выдох».

Индивидуальная работа:  дид. игра "Куда дует ветер?"- закреплять у Маши К., Оли Л., Миши К.  умение ориентироваться в пространстве.

I прогулка

- Наблюдение за птицами. Цель: определить, с помощь чего птицы передвигаются по воздуху.

- Установка флюгера. Цель: учить определять наличие и направление ветра.

Вечер

«Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним свойством воздуха – движение; движение воздуха – это ветер.

Показ мультфильма «Путешествие муравьишки»

Анализ сюжета мультфильма: способность воздуха – ветра отнести любой предмет, даже насекомое на дальние расстояния.

Индивидуальная работа: игра «Летает – не летает» - закрепить умение Ксюши П., Леши Ч., Дианы К. классифицировать виды транспорта.

II прогулка

Наблюдение за движением автомобилей. Цель: обратить внимание  детей на выхлопы газа при движении машины. Объяснить, что данные выхлопы загрязняют воздух.

Д/и «Какой ветер?»

Подставить лицо ветру, вспомнить каким он бывает в разное время года (зимой, весной, летом, осенью).

Вывешивание схемы: «Свойства воздуха»

(не имеет формы, запаха, вкуса, цвета).

Оборудование для уголка экспериментирования

«Весы с надутым шариком», «Воздух в стакане», «Вертушки и султанчики».

Организация выставки иллюстраций воздушного транспорта.

 

Внесение конструктора ЛЕГО для развития конструктивных способностей.

Внесение атрибутов для организации сюжетно-ролевой игры «Мы - пилоты».

Дети имеют представления:

о свойствах воздуха (способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, от времени, в течение которого человек может находиться без него, о том, что в воде тоже есть воздух, которым дышат рыбы);

– о том, что он может быть чистым и грязным;

– о том, как соблюдать правила безопасности при проведении эксперимента. 

Знают об источниках загрязнения воздуха, сформировано желание заботиться о чистоте воздуха.

Рекомендовать в ветреную погоду пронаблюдать, как движутся облака, как качаются ветки деревьев, определить силу ветра по качанию веток, сделать вывод: чем  сильнее дует ветер,  тем  сильнее  качаются ветки.

2 неделя

Транспорт

«Виды транспорта»

(классификация)

Задачи:  развивать умение сравнивать различные виды транспорта, выявляя сходства, различия, признаки для классификации (по среде передвижения, по наличию двигателя).

Оборудование и материалы: сюжетные и предметные картинки из серий «Транспорт»; разрезные картинки с изображением разных видов транспорта; музыкальный центр и записи звуков транспорта; наложенные друг на друга изображения транспорта, незаконченные изображения транспорта.

Утро

Рассматривание иллюстраций о транспорте – вводная беседа в тему недели, расширение кругозора.

Настольно-печатные игры «Лото» и «Пазлы» по теме «Транспорт».

Музыкально-дидактическая игра «Поезд» Цель: развивать умение детей двигаться в определенном темпе и ритме, согласуя движения со словами песни, звукоподражать гудкам и движениям поезда.

Индивидуальная работа:

с Сергеем А., Машей К., Никитой У.: дидактическое упражнение «На перекрестке» - упражнение в ориентировке в пространстве.

I прогулка

Наблюдение:  за объектами окружающей действительности – транспорт. Предложить детям понаблюдать за передвижением транспорта, вспомнить, какие группы транспортных средств им известны. Предложить детям составить рассказы о заинтересовавших их машинах.

Вечер

Общение «Правила поведения в транспорте».  Цель: познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в общественном транспорте.

Беседа о профессии водителя, различие грузового и легкового транспорта.

Сюжетно – ролевая игра «Шофёры».

Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа - милиционер».

Анализ сюжета мультфильма: необходимость соблюдать ПДД.

Индивидуальная работа  в уголке сенсорного воспитания (работа с моделями различного транспорта) с Олей М., Машей Т., Сашей П..  Цель: закреплять навыки обследования предметов при помощи зрения и осязания, совершенствовать восприятие детей, формировать умение передавать в речи результаты обследования предметов; активизировать в речи детей понятия, обозначающие действия с предметами и качества предметов.

II прогулка

Наблюдение за работой светофора.

Подвижная игра «Красный, жёлтый, зелёный»

Размещение выставки «Виды транспорта».

Игры с конструктором ЛЕГО (конструирование различных транспортных средств).

Внести игрушки – рули для сюжетно-ролевой игры «Шофёры».

Размещение книг в книжном уголке для чтения и рассматривания по теме недели.

Размещение в уголке сенсорного воспитания моделей транспорта из различного материала (металл, пластик, дерево и др.)

Уголок строительно-конструктивных игр: создание мини-выставки «Дорога»; создание схем, чертежей построек; строительный материал, модули, конструкторы.

Уголок продуктивных видов деятельности: подборка иллюстраций; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации, художественного труда.

Дети знакомы с понятием транспорт, умеют классифицировать транспорт: наземный, воздушный, водный. Правильно называют виды транспорта и умеют составлять  небольшой описательный рассказ. Имеют представление о труде  людей, работающих на разных видах транспорта. Знают правила поведения в общественном транспорте, а также правила безопасного поведения на улице, ПДД. 

Посоветовать родителям, по дороге из детского сада, обратить внимание дошкольников на то, как пешеходы и автомобилисты подчиняются правилам дорожного движения.

3 неделя

Дом, в котором мы живем

«История жилища»

(путешествие по «реке времени»)

Задачи: познакомить с историей жилища людей, побуждать устанавливать связи между образом жизни людей и жилищами, в которых они жили. Оборудование и материалы: ИКТ, слайдовая презентация, панно «Река времени» иллюстрации жилищ: древности -  пещеры, землянки, шалаши, хижины;   старины -   деревянные избы и каменные города-крепости, современности -  современные городские и сельские здания; «метки»,  цветные карандаши; клей, кисть для клея.

Утро

Чтение стихотворения  Маршака «Дом, который построил Джек». 

Решение проблемной ситуации: «Что делать, если потерялся».

Д/игра «Найди отличия». Показать и рассказать, чем отличается древние, старинные жилища от современных.

Индивидуальная работа: дидактическая игра «Чей дом?» - учить Дашу Б., Киру П., Максима С. правильно называть и классифицировать виды жилищ.

I прогулка

Наблюдение: за домами, стоящими вокруг территории детского сада. Рассматривание окон, заборов, нахождение сходств  и различий.

Вечер

Экспериментирование: «Как построить прочный дом» (испытание прочности материалов: солома, ветки, камни).

Сюжетно – ролевая игра «Строим дом».

Просмотр мультфильма «Дом, который построили все», обсуждение сюжета.

Индивидуальная работа: упражнять Сашу П., Ваню П., Артура Н., Рому Б. в назывании домашнего адреса, развитие умения составлять план-схему дома, ориентироваться в пространстве.

II прогулка

Наблюдение: Предложить детям посмотреть в окошки домов, находящихся рядом и придумать рассказ на тему «Кто бы там мог жить»

Разместить в группе иллюстрации и макетов различных видов домов: одноэтажных, многоэтажных, каменных, соломенных, из снега, деревянных и др.

Внесение схем построек, Лего, крупного конструктора для  свободного конструирования.

Выставить настольно – печатные игры по теме недели.

Внесение в группу мелких игрушек для

режиссерской игры (обыгрывание постройки).

Уголок продуктивных видов деятельности: подборка иллюстраций; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации, художественного труда.

Размещение в уголке сенсорного воспитания различного материала (солома, ветки, камни, пластик, дерево и др.)

У детей сформировано  представление о различных видах архитектурных сооружений, они называют различные виды жилищ, умеют их классифицировать (древние, старинные, современные). Знают и называют составные части дома.

Предложить родителям подготовить вырезки из журналов на тему «Такие разные дома».

Попросить родителей выучить с детьми домашний адрес.

Попросить родителей, дома побеседовать с детьми о том, где они живут, научить ребенка описывать свой дом, нарисовать свой дом.

4 неделя

Моё село

«Наше родное село» (путешествие по карте) Задачи: познакомить детей с планом села. Учить ориентироваться по нему и составлять свой план. Развивать способность ориентироваться в пространстве.

Оборудование и материалы: иллюстрации объектов родного села, физическая карта села, цветные карандаши; клей, кисть для клея.

Утро

Беседа «Чем отличаются город и село» (Самара и Кротовка) - формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия.

Д/игра «Найди знакомые места». Рассматривание картинок, фотографий посёлка, пейзажей. Предложить детям выбрать те из них, на которых изображено наше село, объяснить, как они догадались.

Индивидуальная работа: упражнять Ваню П., Лешу П., Сашу К. в назывании улиц и учреждений села.

I прогулка

Беседа-наблюдение за красотой поселка «Улицы нашего села».

Вечер

Сюжетно – ролевая игра «Встречаем гостей» - в игровой форме закрепить знания детей о родном селе.

Логика игры: предупредить детей, что к нам в село приедут гости, которые ничего не знает о нашем селе Кротовка. Дети должны встретить гостей и познакомить их с селом.

Организация встреч с известными людьми села. Воспитывать уважение к людям, живущим в родном селе. 

Индивидуальная работа: дид. игра «Угадай, где я нахожусь?» - упражнять Олю Н., Катю Ч., Илью Ш, Данила С. в умении ориентироваться по плану.

II прогулка

Экскурсия (автобусная) по селу (поликлиника, ветлечебница, почта, парикмахерская, церковь и др.)– расширять представления детей о своём родном селе. Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий.  

Внесение картинок, фотографий села, пейзажей.

Внести кубики, конструктор, мелкие игрушки для  строительной  игры «Здания моего села».

Внесение в группу мелких игрушек для

режиссерской игры (обыгрывание постройки).

Уголок продуктивных видов деятельности: подборка иллюстраций; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации, художественного труда.

Организация в книжном уголке выставки «Поэты с. Кротовки».

У детей сформированы представления о родном селе (названия улиц, учреждений, достопримечательностей); умения ориентироваться на улицах села; знания гимна и герба села Кротовки,  элементарные понятия о большой и малой Родине; развиты интерес к прошлому села, а также чувства гордости и любви к своему селу.

Посоветовать родителям, по дороге из детского сада, обратить внимание дошкольников

на расположение улиц, различных учреждений села, рассказать детям о достопримечательностях  Кротовки.

Попросить родителей оказать помощь в оформлении стенда о родном селе – принести фотографии с изображением улиц, учреждений, достопримечательностей села.

Приложение

Проведение опытов по теме ««Этот удивительный воздух»

Опыт  «Воздух в стакане»

Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.

Подуйте через трубочку на свою ладошку.

Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).

Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.

Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?

Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.

На воде появились пузырьки.

Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).

Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).

Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт «Движение воздуха»

Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

Вывод: Воздух движется.

Опыт «Имеет ли воздух вес?»

Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).

Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.

Проткните зубочисткой один из надутых шаров.

Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).

Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?

Проткните зубочисткой второй шарик.

У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод: Воздух имеет вес.

Конспект «Беседа о воздухе»

Цель: познакомить с «воздухом» как фактором, влияющим на здоровье человека.

Задачи: познакомить со свойством воздуха, рассказать, какую роль он играет для человека, как можно использовать его для закаливания; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать любознательность.

- Ребята, в последнее время мы много говорим о таких наших друзьях, как «солнце», «воздух» и «вода». Давайте побеседуем о воздухе! Как вы думаете, зачем он нам нужен?. (воздух- это кислород. Мы им дышим.) Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух, правда?

- Где же находится этот свежий, чистый воздух?. Что помогает очищать воздух?. (растения) Значит, самый чистый воздух – в лесах и садах, так как там много растений. А в городе что загрязняет воздух?. (транспорт, заводы…)

- Друзья мои, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом?. что следует делать, чтобы воздух был свежее?. (проветривать) Верно! Только проветривать помещения следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете, почему?. (может продуть)

- Все верно, ребята! Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещения и стараться хотя бы иногда бывать в лесу или саду, парке…где много растений. И подальше стараться находиться от дорог, где много транспорта.

- Ребята, а вы знаете, что мы дышим не только носиками, но и кожей?. если присмотреться к нашей коже, мы увидим маленькие отверстия. Это – поры. Через них кожа дышит. Мы должны помнить об этом и давать ей возможность каждый день дышать. Что это значит? Например, перед тем, как вы ложитесь вечером спать, не спешите кофточки с рукавами и штанишки или колготочки поменять на плотную пижаму с рукавами и длинными штанинами. Можно несколько минут, или даже час побыть в легкой одежде, например, маечке на лямочках и шортиках, босиком. Это тоже закаливание. Кожа открыта и ей легко дышать.

- Вот, оказывается, как важен для всего организма воздух! Давайте еще раз повторим, чем он полезен для организма….) Что нового вы сейчас узнали о воздухе….) Молодцы, ребята!

Тема: «История жилища и бытоустройства»

Для введения в тему предварительно почитаем сказку Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе».

Предложим детям рассмотреть панно «река времени», поясним, что это такое, и отправимся в воображаемое путешествие по «реке времени» — от настоящего в прошлое.

Обсудим, как живет человек сейчас, в наше время; рассмотрим большие иллюстрации и выберем подходящие маленькие карточки-«метки» — современные городские и сельские здания, расположим их в конце «реки времени». Поговорим о том, что люди не сразу научились строить такие дома (заполним «метками» промежуточную остановку на «реке времени» — избы, деревянные и каменные города-крепости). Опираясь на прочитанную сказку Р. Киплинга и иллюстрации, уточним, как жил человек в древности (пещеры, землянки, шалаши, хижины и пр.). Выберем и прикрепим соответствующие «метки»-символы древности в начале «реки времени».

Аналогичным образом обсудим, как одеваются люди сейчас и как одевались в старину, какая у них была посуда, инструменты, оружие (выберем подходящие «метки» для каждой остановки).  Можно завершить занятие практическим исследованием: рассмотреть лапти, домотканый коврик, необожженный глиняный горшок и т. п.; сравнить эти вещи с нашей обувью, одеждой и посудой.

Исследовательская тема может быть продолжена на занятии продуктивной деятельностью: предложим детям объединиться в подгруппы по 4—5 человек и сделать макеты старинных городов-крепостей из бумаги, картона, пластилина, бросового материала (с опорой на разные иллюстрации — по выбору). Масштабы макетов можно задать наборами фигурок средневековых рыцарей, русских богатырей, которые станут обитателями построенных крепостей.

Предложим поискать дома и рассмотреть старинные вещи; если возможно, что-то принести в группу для нашего музея старинных вещей.

Список  произведений художественной литературы

«Воздух»

  1. Н. Коростелев «Свежий воздух».
  2. Отрывок из сказки А.Пушкина "Сказка о Мертвой Царевне и о Семи Богатырях"-  «Ветер, ветер, ты могуч».
  3. С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках».
  4. Р. н. с. «Мороз, Солнце и Ветер».

«Транспорт»

  1. С. Я. Маршак «Багаж».
  2. Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».
  3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход».
  4. Н. Саконская «Песенка о метро».
  5. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице».
  6. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
  7. Лермонтов «Воздушный корабль»
  8. Пантелеев Л. «Чесное слово», «Белочка и Тамарочка», «Веселый трамвай»

«Дом, в котором мы живем»

  1. В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».
  2. Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка».
  3. А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (первая глава).
  4. Р.н.с. «Зимовье зверей», «Теремок».
  5. С. Михалков «Три поросенка».
  6. Демыкина Г. «Дом на сосне»
  7. Эмден Эсфирь «Дом с волшебными окнами»
  8. С. Баруздин «Кто построил этот дом?»

«Моё село»

  1. З. Александрова «Родина».
  2. С. Михалков «Моя улица».
  3. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного процесса по физической культуре в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Виды двигательной деятельности в ДОУ:-Утренняя гимнастика;- Физкультурные занятия;- Физкультурные минутки;- Динамические паузы;- Прогулка;-Подвижные игры с правилами, с элементами спортивных игр;- Спо...

«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...