Главные вкладки

    «Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    презентация к уроку (подготовительная группа)

    Съедина Людмила Ивановна

    Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл preemstvennost_nachalnogo_i_doshkolnogo_obrazovaniya.docx23.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования».

    «Быть готовым к школе –

    не значит уметь читать,

    писать и считать.

    Быть готовым к школе – значит

    быть готовым всему этому научиться»

    д. п. н.   Л. А.Венгер.

    Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

    Слайд2Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

     Слайд 3На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного выпускника ДОУ становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

    Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

    Слайд 4Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребёнок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребёнку». Они указывают на то, что родители, воспитатели и учителя должны знать, что успешная адаптация к школьной жизни гораздо важнее, чем читать и считать. Ребёнку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в Стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений. Следовательно, задача ФГОС – учить детей учиться самостоятельно. Именно поэтому основным видом деятельности является игра и метод проектов.

    Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.Поэтому я пытаюсь  создать условия для обеспечения легкой адаптации, эмоционального благополучия каждого ребенка к новому этапу жизни. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью:инициативность, самостоятельность, креативность, любознательность, произвольность.

    И на примере целевых ориентиров хотела бы вас сегодня ознакомить со своей работой с детьми.

    К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

    Слайд  6-7 • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.Это сюжетно ролевые, игры, драматизации.

    Слайд 8-9 •        Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.  Это помощь и в труде, в виде игровых  путешестсвий в прошлое пылесоса, Игра «Путешествие в страну чистоты»  Дежурство по столовой, по занятиям : конкурс самый аккуратный стол

    Слайд         9-10Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

    •        Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

    В нашей группе развиты партнерские отношения и если у ребят что то не получается, они приходят друг другуи на помощь. Что не получаеется сделать одному, удается в вместе.

    Слайд 11,12,13,14•        Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

    •        Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

    •        Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

    Слайд 15-16•        Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. Так же различные проблемные ситуации: Они очень любят заниматься конструированием, особенно их увлекает помощь инопланетянам А как мы можем помочь? Помоги пришельцам,придумай  новыйтранспорт

    Слайд 17•        Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Это и открытые занятия путешествия и использования мнемотоблиц, сотрудничество с учителем –логопедом.

    Слайд 18-22        Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.). Это и различные праздники и посиделки, посещение выставки картин, вождение хороводов и музыкальные минутки,

    Слайд 23-28•        У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Этому направлению я уделяю особое внимание.Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. В своей работе использую различные пособия и дидактические игры.К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д.

    Слайд 29-31 -Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

    •        Проявляет ответственность за начатое дело.

    •        Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Одно из самых любимых и увлекательных занятий. Начинаем от простого и заканчиваем выращиванием прстейшего организма.

            Слайд 31-35        Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

    •        Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу. Это совместные пректы с родителями посвященные 9 маю, утренник, изготовление поделок и плакатов памяти, целевые прогулки с родителями к памятнику и запуск голубей и шаров. Просмотр достопримечательностей родного края и экскурсии по поселку, музею.

    Слайд 36-Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.Викторина, экскурсии в гибдд и пожарную часть..

    Слайд 37        Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. Ребята очень любят оказывать первую мед помощь, это и беседы о зож и проблемные ситуации если ты поранился, если друг попал в беду. Совместные участия в играх хоккей в валенках, 23 февраля, олимпиада.

    Слайд42        Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

    •        Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

    Это традиционные формы работы образовательная деятельность, беседы: «Что будет в школе?», «Каким я буду школьником?», д/и «Школьные принадлежности», «Что нужно для учебы?»; Путешествия в академию наук. Также нетрадиционные формы ввиде большого проекта Геокешинг

    Цель проекта: обеспечить положительную динамику  любознательности, активности, самостоятельности в решении интеллектуальных задач, адекватных возрасту с помощью «образовательного геокэшинга». Поиск клада.

    •        Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

    •        Развитие активной жизненной позиции.

    •        Формирование коммуникативных умений детей, культуры общения в жизненных ситуациях.

    •        Формирование исследовательских умений воспитанников.

    •        Развитие таких качеств как целеустремленность, концентрация внимания, логическое мышление.

    •        Закрепление у детей умения ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.

    •        Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.

    •        Развитие умения создавать пространственные образы объектов и оперировать ими в различных условиях организации деятельности.

    •        Выявить уровень сформированности пространственных представлений у детей.

    •        Показать родителям возможности развития кругозора ребенка.

    •        Познакомить детей с картами, схемами, планом, маршрутом.

    •        Формировать умение «Читать» простейшую графическую информацию.

    И что самое главное внедрение данной технологии помогает расширить границы образовательного пространства и вывести его за рамки ограниченного пространства детского сада.

    Задача воспитателей дошкольного учреждения донести до родителей всю важность полноценной совместной жизни с ребенком, помочь родителям вспомнить себя детьми. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Для родителей мы разработали темы родительских собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.

    Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет мне добиваться положительных результатов в работе. И проводимый мониторинга в конце учебного годамоихвыпускников покажетвысокий уровень адаптации к школе.

    СЛАЙД По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

    «Организация образовательного процесса по физической культуре в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    Виды двигательной деятельности в ДОУ:-Утренняя гимнастика;- Физкультурные занятия;- Физкультурные минутки;- Динамические паузы;- Прогулка;-Подвижные игры с правилами, с элементами спортивных игр;- Спо...

    «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»...

    Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    В законе «ОБ образовании в Российской Федерации» отмечается важная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.  Признание приоритета семейного воспитания требует и ...