«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования Самарской области
«Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации ИОЧ
«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей
в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
на тему:
«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной к школе группе»
время обучения: 05.12.2016-09.12.2016г
Выполнила:
Баева Татьяна Валерьевна,
воспитатель, МБДОУ д/с №193
г.о. Самара
Самара, 2016
Тема недели | НОД тема, задачи, материалы и оборудование | Место в режимных моментах | Средства для самостоятельной деятельности | Ожидаемый результат | Вовлечение родителей в образовательную деятельность | |
1 неделя | Деревья и кустарники | 1.Тема: «Деревья и кустарники». Задачи: 1.формировать умение группировать предложенные объекты, опираясь на схему; 2.выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много); 3.Закреплять умение схематично изображать дерево, куст. Материалы и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата. А5, карандаш. 2.ФЭМП Тема «Число 7, цифра 7» Задачи: 1.Познакомить с образованием и составом числа 7. 2. Закрепить представление о цифре 7 из меньших чисел. 3. Закрепить прямой и обратный счет до 7. Материалы и оборудование: Числовой отрезок, кружочки из цветной бумаги, карточки с цифрами от 1 до 7. | Утро: Беседы: «Лес полный чудес»,«Пожар в лесу?»,«Зачем нужна кора деревьям?» Закрепить знания о деревьях и их свойствах. Просмотр видео фильма «Как растет дуб?» Беседа о просмотренном фильме. Прогулки: 1.Наблюдение «Листопад» – закрепить знания признаков осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом. 2.Наблюдение «Кора деревьев» - формировать умение определять возраст по коре (старое дерево - молодое дерево). Ведерки, лопатки, грабли, скакалки. 3.Наблюдение «Многообразие формы и цвета листьев»- Продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира; учить различать растения по внешнему виду. Наблюдение « За деревьями без листьев»- Закрепить умение узнавать деревья по внешнему виду. Исследовательская деятельность: Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. - Что мы увидели? (еле заметные почки) - Что это значит? (деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья) Игры с листочками: «Дорожка из листьев», «Образы из листьев» Игровое упражнение: «Раздели на части» Д/И «Кто быстрее сосчитает» Загадки о цифре 7. Опорные таблички для закрепления состава числа. Вечер: Просмотр мультфильма «Сказки старого дуба». Д/Игра «Такие разные листочки» Цель: Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине, согласование прилагательных с существительными в роде. Ситуативный разговор «Могут ли деревья лечить?» | Иллюстрации и картинки с изображение деревьев и кустарников. Раскраски с изображением деревьев и кустарников Лото «Деревья» Настольно-печатная игра «Найди свое место» Игра «Собери дерево и угадай его» (разрезные картинки) Игра «Кошки-мышки» Лото «Я считаю…» Конструктор, лото, азбука, книги о деревьях,"Кольцеброс» | Умеют группировать объекты, выделять признаки и различия деревьев и кустарников, схематично изображать деревья и кусты. Умеют составлять число 7 из меньших чисел, считать до 7 и обратно. | Рекомендовать родителям вместе с детьми выучить пословицы и поговорки о деревьях и кустарниках. |
2 неделя | Воздух | Тема «Удивительные свойства воздуха» Задачи: 1.Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.. 2.Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека. 3.Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы. Материалы и оборудование: кусок ткани, иллюстрации: парашютисты, небо с самолетом, загрязнение окружающей среды (пожар, заводы), полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, карточки с изображением живой и неживой природы, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутые цветные пятна, перечеркнутый глаз), акварельные краски, кисточки, коктейльные трубочки, альбомный лист А5, стаканчики с водой. 2. ФЭМП «Число 8» 1. Закрепить порядковый номер и количественный счет в пределах 8, знание числа 8. 2. Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар. Материалы и оборудование: кубики 2-х цветов, фломастеры, счетные линейки, счетные палочки. | Утро: Беседы: 1. «Что мы знаем о воздухе?» Цель: познакомить детей со свойствами воздуха., уточнить значение для всего живого; развивать любознательность. 2. «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека» Цель: Обобщить имеющиеся знания о значении солнца, воды и воздуха; развивать умение вести беседу (говорить и слушать); воспитывать любовь и доброе отношение к живому. 3. «Есть ли у растения органы дыхания?» Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений. Исследовательская деятельность: «Что выделяет растение?»- помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений. Игра: «Какой бывает воздух?»- закрепить и повторить свойства воздуха. Прогулки: Наблюдения: 1.За ветром - объяснить детям, что ветер это движение ветра, что с приходом осени стали дуть холодные ветры. 2. Исследовательская деятельность: Опыт «Дует ветер озорной»- закреплять умение детей реагировать на направление ветра и замечать его изменения. 1. Игровое упражнение «Раздели на части», загадки о цифре 8. Вечер: 1.Игра «Ветер добрый, ветер злой». 2.Опыт «Ветер по морю гуляет»- продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. 3. «Реактивный шарик»- выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Малоподвижная игра «Море волнуется» Цель: Формировать умение детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку. Д/игра «А ну-ка подуй» -развивать интерес к играм с воздухом, формировать умение делать плавный выдох изо рта. Опыт: «Буря в стакане»- воспитывать самостоятельность. Домино, карточки с изображением цветных предметов, настолько – печатная игра «Найди место». Конструктор, лото, домино. | Получены новые знания о значимости воздуха в жизни человека, закреплены полученные ранее знания, научились устанавливать причинно-следственные связи. | Предложить родителям совместно с детьми создать картотеку опытов и экспериментов с воздухом. |
3 неделя | Дом в котором мы живем | Тема: Кто нам с вами дом построил. Задачи: 1. Расширить знания детей о строительных профессиях. 2. Расширить у детей кругозор в пространстве и во времени; 3. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям строительных профессий. Оборудование и материалы: демонстрационный материал (картинки: пещера, шалаш, древний человек, орудия труда; пирамиды, египтяне, орудия труда; деревянные дома, сруб, человек, живущий на Руси, топор; картинки со строительными профессиями, специальной техникой, орудиями труда данной специальности: картинки необычных домов), песок с водой, различный конструктор, цветные карандаши. ФЭМП «Число 9» 1. Знакомить детей с цифрой 9, составом и написанием числа, счета в пределах 9. 2. Развивать наблюдательность, внимание, математическую речь. Материалы и оборудование: карточки с цифрами от 1 до 9, карточки с изображением кругов разной величины, мяч, фото с изображением предметов домашнего обихода: стол, стул, шкаф, кровать и тд. | Утро: Беседы: 1. «Кто построил этот дом?»- продолжать формировать представление о строительных профессиях, знакомить с различными строительными материалами. 2. « Строительные профессии» - закрепить названия строительных профессий и их функций. 3. «Кто построил детский сад»- познакомить с профессиями людей, которые могли участвовать в строительстве детского сада. Исследовательская деятельность: Конструирование: «Дом, в котором мы живем»- формировать умение использовать в постройках разные виды конструктора. Прогулки: 1. Наблюдение за поведением птиц осенью. Дидактическая игра «Считай дальше» Пальчиковая гимнастика «Продолжи» Игровое упражнение «Кто в доме живет» Игра «Найди цифру» Вечер: 1. Просмотр детского мультфильма «Почему у деревьев к зиме опадают листья?» Чтение художественного произведения по выбору детей Ситуативный разговор «Мама может» | Игра «Строим дом» (крупный деревянный конструктор). Цель: развитие творчества. Д/игра «Кому, что нужно»- закреплять знания профессий и инструментов соответствующих этим профессиям. С/ролевая игра «Строитель»-закреплять навыки распределения ролей в игре. Рассматривание картинок по теме, составление описательного рассказа. Игра с мячом: «Кто что делает?»-закреплять знания детей о строительных профессиях. | Получены дополнительные знания по теме «Строительные профессии», расширен кругозор детей. | Рекомендации родителям расширять кругозор детей по тем строительство и профессии. |
4 неделя | « Наша родина – Россия». | Тема: « Наша родина – Россия». 1.Обобщить и систематизировать знания детей о России; Материалы и оборудование: Изображения гербов и флагов; портрет президента РФ; карта России; магнитофон, ноутбук, экран, мольберт. ФЭМП «Занимательная математика» 1.Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10. 2. Развивать умение называть соседние числа. Материалы и оборудование: карточки с заданиями, наборы цифр, знаков на каждого ребенка. | Утро: Беседа «Наша планета» – уточнение представлений детей о планете. Рассматривание глобуса, карты страны, республики – формирование знаний детей о местоположении своей родины. Беседа «В каком городе ты живешь?» - формировать представления детей о родном городе. Д/и «Проведи дорожку»- формирование представлений о месте работы родителей, об организациях соц.значения: детский сад, школа, больница, магазин, ДК . Прогулки: Игра-соревнование «Кто больше назовет улиц в нашем городе». Наблюдение за поведением деревьев осенью. Игра «По порядку стройся» Загадки о цифре 10 Игра «Строимся! считаемся» Вечер: Рассматривание картин «История России» - продолжать приобщать детей к истории страны. Беседа: « Моя страна. Мой город»- систематизировать и закрепить знания детей о стране и городе. Чтение и разучивание стихов о городе - развивать память, умение выразительно рассказывать стихи. Прослушивание песен о родном городе (в записи) – воспитывать любовь к своему городу. | Рассматривание альбомов, книг «Моя планета», «Моя страна», «Город Самара», Свободная творческая деятельность: предложить детям рассмотреть иллюстрации по теме «Мой город», предложить раскраски по тематике недели. СРИ «Улицы города» - воспитывать дружеские чувства; Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие по Родной стране» - представление об окружающем мире, формирование интереса к истории своей страны; воспитание чувства гордости за свою страну, любви к ней. | -Сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого; -сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств; -воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства; -сформирован интерес к познанию истории России. | Оформление фотоальбома « Путешествие всей семьи».Предложить родителям принести фотографии из семейного архива. Предложить родителям нарисовать вместе с детьми рисунок «Мой город». |
Занятие по ФЭМП «Число 7, цифра 7»
Образовательная область. Познавательное развитие.
Формирование элементарных математических представлений. Тема. Число 7, цифра 7.
Педагогическая цель. Систематизировать знания о числе 7; формировать представление о составе числа 7; учить раскладывать число на два меньших и получать число 7 из двух меньших.
Целевые ориентиры. Активно участвует в играх, любознательный, задает вопросы; умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; может применять знания для решения каких –либо задач.
Образовательные области. «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Виды деятельности. Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Средства реализации.
Этапы деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивационный Читает строки из сказки «Волк и семеро козлят»
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
- Из какой сказки строки? Найдите карточку с цифрой, которая звучит в сказке.
Слушают строчки.
Находят карточку с цифрой 7.
Организационно-поисковый На что похожа цифра семь?
Вот семерка-кочерга.
У нее одна нога. (С. Маршак)
***
Семь, точно острая коса.
Коси, коса, пока роса. (Г. Виеру)
-Послушались ли козлятки свою мать?
Вот зашел волк в избушку все козлятки попрятались, а самый маленький нет.
Сколько козлят спряталось?
Сколько козлят осталось?
(на доске выставляются карточки с цифрами 1 и 6).
Сколько вместе козлят?
Как еще мы можем получить число 7?
На доске появляются 2 и 5, 3 и 4.
Физминутка.
Я коза-дереза,
Все деревни я гроза!
Забодаю я рогами,
Дай мне каши с пирогами!
У меня крутые рожки,
Дай конфеток мне немножко!
А вот и мама пришла. Как она могла собрать своих козляток?
А вот и веселая загадка для козлят.
Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра… Слушают. Возможны ответы детей.
Ответы детей (вместе 7)
Дети отвечают с помощь карточек-козлят, раскладывая каточки.
Ответы детей 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.
Ответ детей. (семь)
Рефлексивный - с какой цифрой мы сегодня знакомились?
Какое правило нужно соблюдать, чтобы не попасть в трудную ситуацию как козлята? Ответы детей 7.
Дети проговаривают правила безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация образовательного процесса по физической культуре в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Виды двигательной деятельности в ДОУ:-Утренняя гимнастика;- Физкультурные занятия;- Физкультурные минутки;- Динамические паузы;- Прогулка;-Подвижные игры с правилами, с элементами спортивных игр;- Спо...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
План работы по позновательной деятельности...
«Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»...
«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...
Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что и его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образо...