«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Баева Татьяна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_pozn-issled.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки Самарской области

Государственное автономное  учреждение дополнительного

 профессионального образования Самарской области

 «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации  ИОЧ

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей

в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

на тему:

«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе»

время обучения: 05.12.2016-09.12.2016г

Выполнила:

Баева Татьяна Валерьевна,

воспитатель, МБДОУ д/с №193

г.о. Самара

Самара, 2016


Тема недели

НОД

тема, задачи, материалы и оборудование

Место в режимных моментах

Средства для самостоятельной

 деятельности

Ожидаемый результат

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

1 неделя

Деревья и кустарники

1.Тема: «Деревья и кустарники».

Задачи: 

1.формировать умение  группировать предложенные объекты, опираясь на схему; 2.выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много);

3.Закреплять умение  схематично изображать дерево, куст.

Материалы и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата. А5, карандаш.

2.ФЭМП

Тема «Число 7, цифра 7»

Задачи: 1.Познакомить с образованием и составом числа 7.

2. Закрепить представление о цифре 7 из меньших чисел.

3. Закрепить прямой и обратный счет до 7.

Материалы и оборудование: Числовой отрезок, кружочки из цветной бумаги, карточки с цифрами от 1 до 7.

Утро:

Беседы: «Лес полный чудес»,«Пожар в лесу?»,«Зачем нужна кора деревьям?» Закрепить знания о деревьях и их свойствах.

Просмотр видео фильма «Как растет дуб?»

Беседа о   просмотренном фильме.

Прогулки:

1.Наблюдение «Листопад» – закрепить знания признаков  осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом.

2.Наблюдение «Кора деревьев» - формировать умение определять возраст по коре (старое дерево - молодое дерево).

Ведерки, лопатки, грабли, скакалки.

3.Наблюдение «Многообразие формы и цвета листьев»-

Продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира; учить различать растения по внешнему виду.

Наблюдение « За деревьями без листьев»-

Закрепить умение узнавать деревья по внешнему виду.

Исследовательская деятельность:

Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.

- Что мы увидели? (еле заметные почки)

- Что это значит? (деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья)

Игры с листочками: «Дорожка из листьев», «Образы из листьев» 

Игровое упражнение: «Раздели на части»

Д/И «Кто быстрее сосчитает»

Загадки о цифре 7.

Опорные таблички для закрепления состава числа.

Вечер:

Просмотр мультфильма «Сказки старого дуба».

Д/Игра «Такие разные листочки» Цель: Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине, согласование прилагательных с существительными в роде. Ситуативный разговор «Могут ли деревья лечить?»

Иллюстрации и картинки с изображение деревьев и кустарников.

Раскраски с изображением деревьев и кустарников

Лото «Деревья»

Настольно-печатная игра «Найди свое место»

Игра «Собери дерево и угадай его» (разрезные картинки)

Игра «Кошки-мышки»

Лото «Я считаю…»

Конструктор, лото, азбука, книги о деревьях,"Кольцеброс»

Умеют группировать объекты, выделять признаки и различия деревьев и кустарников, схематично изображать деревья и кусты.

Умеют составлять число 7 из меньших чисел, считать до 7 и обратно.

Рекомендовать родителям вместе с детьми выучить пословицы и поговорки о деревьях и кустарниках.

2 неделя

Воздух

Тема «Удивительные свойства воздуха»

Задачи:

1.Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха..

2.Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

3.Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Материалы и оборудование: кусок ткани, иллюстрации: парашютисты, небо с самолетом, загрязнение окружающей среды (пожар, заводы), полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, карточки с изображением живой и неживой природы, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутые цветные пятна, перечеркнутый глаз), акварельные краски, кисточки, коктейльные  трубочки, альбомный лист А5, стаканчики с водой.

2. ФЭМП «Число 8»

1. Закрепить порядковый номер и количественный счет в пределах 8, знание числа 8.

2. Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар.

Материалы и оборудование: кубики 2-х цветов, фломастеры, счетные линейки, счетные палочки.

Утро:

Беседы:

1. «Что мы знаем о воздухе?»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха., уточнить значение для всего живого; развивать любознательность.

2. «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека» Цель:

Обобщить имеющиеся знания о значении солнца, воды и воздуха; развивать умение вести беседу (говорить и слушать); воспитывать любовь и доброе отношение к живому.

3. «Есть ли у растения  органы дыхания?»

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании;

понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Исследовательская деятельность:

«Что выделяет

    растение?»- помочь установить, что растение выделяет кислород;

понять необходимость дыхания для растений.

Игра: «Какой бывает воздух?»- закрепить и повторить свойства воздуха.

Прогулки:

Наблюдения:

1.За ветром - объяснить детям, что ветер это движение ветра, что с приходом осени стали дуть холодные ветры.

2. Исследовательская деятельность:

Опыт «Дует ветер озорной»-  закреплять умение детей реагировать на направление ветра и замечать его изменения.

1. Игровое упражнение «Раздели на части», загадки о цифре 8.

Вечер:

1.Игра «Ветер добрый, ветер злой».

2.Опыт «Ветер по морю гуляет»- продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

3. «Реактивный  шарик»-

 выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Малоподвижная игра «Море волнуется»

Цель: Формировать умение  детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.

Д/игра «А ну-ка подуй» -развивать интерес к играм с воздухом, формировать умение делать плавный выдох изо рта.

Опыт:  «Буря в стакане»- воспитывать самостоятельность. Домино, карточки с изображением цветных предметов, настолько – печатная игра «Найди место».

Конструктор, лото, домино.

Получены новые знания о значимости воздуха в жизни человека, закреплены полученные ранее знания, научились

устанавливать причинно-следственные связи.

Предложить родителям совместно с детьми создать картотеку опытов и экспериментов с воздухом.

3 неделя

Дом в котором мы живем

Тема: Кто нам с вами дом построил.

Задачи:

1. Расширить знания детей о строительных профессиях.

2. Расширить у детей кругозор в пространстве и во времени;

3. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям строительных профессий.

Оборудование и материалы:  демонстрационный материал  (картинки: пещера, шалаш, древний человек, орудия труда; пирамиды, египтяне, орудия труда;  деревянные дома, сруб, человек, живущий на Руси, топор; картинки со строительными  профессиями, специальной техникой, орудиями труда данной специальности: картинки необычных домов), песок с водой, различный конструктор, цветные карандаши.

ФЭМП «Число 9»

1. Знакомить детей с цифрой 9, составом и написанием числа, счета в пределах 9.

2. Развивать наблюдательность, внимание, математическую речь.

Материалы и оборудование: карточки с цифрами от 1 до 9, карточки с изображением кругов разной величины, мяч, фото с изображением предметов домашнего обихода: стол, стул, шкаф, кровать и тд.

Утро:

Беседы:

1. «Кто  построил этот дом?»- продолжать формировать представление о строительных профессиях, знакомить с различными строительными материалами.

2. « Строительные профессии» - закрепить названия строительных профессий и их функций.

3. «Кто построил детский сад»- познакомить с профессиями людей, которые могли участвовать в строительстве детского сада.

Исследовательская деятельность:

Конструирование: «Дом, в котором мы живем»- формировать умение использовать в постройках разные виды конструктора.

Прогулки:

1. Наблюдение за поведением птиц осенью.

Дидактическая игра «Считай дальше»

 Пальчиковая гимнастика «Продолжи»

Игровое упражнение «Кто в доме живет»

Игра «Найди цифру»

Вечер:

1. Просмотр детского мультфильма «Почему у деревьев к зиме опадают листья?»

Чтение художественного произведения по выбору детей

Ситуативный разговор «Мама может»

Игра «Строим дом» (крупный деревянный конструктор).

 Цель: развитие творчества.

Д/игра «Кому, что нужно»- закреплять знания профессий и инструментов соответствующих этим профессиям.

С/ролевая игра «Строитель»-закреплять навыки распределения ролей в игре.

Рассматривание картинок по теме, составление описательного рассказа.

Игра с мячом: «Кто что делает?»-закреплять знания детей о строительных профессиях.

Получены дополнительные знания по теме «Строительные профессии», расширен кругозор детей.

Рекомендации родителям расширять кругозор детей по тем строительство и профессии.

4 неделя

« Наша родина – Россия».

Тема: « Наша родина – Россия».

1.Обобщить и систематизировать знания детей о России;
2.Формировать уважительное отношение к государственным символам;  закрепить названия народных промыслов;
3.Воспитывать любовь к Родине, гражданско  – патриотические чувства.

Материалы и оборудование: Изображения гербов и флагов; портрет президента РФ; карта России; магнитофон, ноутбук, экран, мольберт.

ФЭМП

«Занимательная математика»

1.Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10.

2. Развивать умение называть соседние числа.

Материалы и оборудование: карточки с заданиями, наборы цифр, знаков на каждого ребенка.

Утро:

Беседа «Наша планета»  – уточнение представлений детей о планете. 

Рассматривание глобуса, карты страны, республики – формирование знаний детей о местоположении своей родины.

Беседа «В каком городе ты живешь?» - формировать представления детей о родном городе.

Д/и «Проведи дорожку»- формирование представлений о

месте работы родителей, об организациях соц.значения: детский сад, школа, больница, магазин, ДК .

Прогулки:

Игра-соревнование «Кто больше назовет улиц в нашем городе».

Наблюдение за поведением деревьев осенью.

Игра «По порядку стройся»

Загадки о цифре 10

Игра «Строимся! считаемся»

Вечер:

Рассматривание картин «История России» - продолжать приобщать детей к истории страны.

Беседа: « Моя страна. Мой город»- систематизировать и закрепить знания детей о стране и городе.

Чтение и разучивание стихов о городе -

развивать память, умение выразительно рассказывать стихи.

Прослушивание песен о родном городе (в записи) – воспитывать любовь к своему городу.

Рассматривание альбомов, книг «Моя планета», «Моя страна», «Город Самара»,

Свободная творческая деятельность: предложить детям рассмотреть иллюстрации по теме «Мой город», предложить раскраски по тематике недели.

СРИ «Улицы города»   - воспитывать дружеские чувства;

Сюжетно-ролевая игра

«Морское путешествие  по Родной стране» - представление об окружающем мире,

формирование интереса к истории своей страны; воспитание чувства гордости за свою страну, любви к ней.

-Сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;

-сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;

-воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства;

-сформирован интерес к познанию истории России.

 Оформление фотоальбома

« Путешествие всей семьи».Предложить родителям принести фотографии из семейного архива.

Предложить родителям нарисовать вместе с детьми

рисунок «Мой город».

Занятие по ФЭМП «Число 7, цифра 7»

Образовательная область. Познавательное развитие.

Формирование элементарных математических представлений. Тема. Число 7, цифра 7.

Педагогическая цель. Систематизировать знания о числе 7; формировать представление о составе числа 7; учить раскладывать число на два меньших и получать число 7 из двух меньших.

Целевые ориентиры. Активно участвует в играх, любознательный, задает вопросы; умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; может применять знания для решения каких –либо задач.

Образовательные области. «Познание»«Социализация»«Коммуникация».

Виды деятельности. Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Средства реализации.

Этапы деятельности Деятельность педагога Деятельность детей

Мотивационный Читает строки из сказки «Волк и семеро козлят»

- Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

- Из какой сказки строки? Найдите карточку с цифрой, которая звучит в сказке.

Слушают строчки.

Находят карточку с цифрой 7.

Организационно-поисковый На что похожа цифра семь?

Вот семерка-кочерга.

У нее одна нога. (С. Маршак)

***

Семь, точно острая коса.

Коси, коса, пока роса. (Г. Виеру)

-Послушались ли козлятки свою мать?

Вот зашел волк в избушку все козлятки попрятались, а самый маленький нет.

Сколько козлят спряталось?

Сколько козлят осталось?

(на доске выставляются карточки с цифрами 1 и 6).

Сколько вместе козлят?

Как еще мы можем получить число 7?

На доске появляются 2 и 5, 3 и 4.

Физминутка.

Я коза-дереза,

Все деревни я гроза!

Забодаю я рогами,

Дай мне каши с пирогами!

У меня крутые рожки,

Дай конфеток мне немножко!

А вот и мама пришла. Как она могла собрать своих козляток?

А вот и веселая загадка для козлят.

Сколько в радуге цветов,

Дней в неделе у китов.

Гномиков у Белоснежки,

Братьев-близнецов у пешки,

Нот, что знают даже дети,

И всего чудес на свете,

Разобраться с этим всем

Нам поможет цифра… Слушают. Возможны ответы детей.

Ответы детей (вместе 7)

Дети отвечают с помощь карточек-козлят, раскладывая каточки.

Ответы детей 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.

Ответ детей. (семь)

Рефлексивный - с какой цифрой мы сегодня знакомились?

Какое правило нужно соблюдать, чтобы не попасть в трудную ситуацию как козлята? Ответы детей 7.

Дети проговаривают правила безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного процесса по физической культуре в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Виды двигательной деятельности в ДОУ:-Утренняя гимнастика;- Физкультурные занятия;- Физкультурные минутки;- Динамические паузы;- Прогулка;-Подвижные игры с правилами, с элементами спортивных игр;- Спо...

«Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»...

«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...

Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что и его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образо...