Главные вкладки

    «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Баева Татьяна

      

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon itogovaya_pozn-issled.doc81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и  науки Самарской области

    Государственное автономное  учреждение дополнительного

     профессионального образования Самарской области

     «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

    Итоговая работа

    по курсу повышения квалификации  ИОЧ

    «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей

    в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    на тему:

    «Модель организации познавательно-исследовательской деятельности

    в подготовительной к школе группе»

    время обучения: 05.12.2016-09.12.2016г

    Выполнила:

    Баева Татьяна Валерьевна,

    воспитатель, МБДОУ д/с №193

    г.о. Самара

    Самара, 2016


    Тема недели

    НОД

    тема, задачи, материалы и оборудование

    Место в режимных моментах

    Средства для самостоятельной

     деятельности

    Ожидаемый результат

    Вовлечение родителей в образовательную деятельность

    1 неделя

    Деревья и кустарники

    1.Тема: «Деревья и кустарники».

    Задачи: 

    1.формировать умение  группировать предложенные объекты, опираясь на схему; 2.выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много);

    3.Закреплять умение  схематично изображать дерево, куст.

    Материалы и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата. А5, карандаш.

    2.ФЭМП

    Тема «Число 7, цифра 7»

    Задачи: 1.Познакомить с образованием и составом числа 7.

    2. Закрепить представление о цифре 7 из меньших чисел.

    3. Закрепить прямой и обратный счет до 7.

    Материалы и оборудование: Числовой отрезок, кружочки из цветной бумаги, карточки с цифрами от 1 до 7.

    Утро:

    Беседы: «Лес полный чудес»,«Пожар в лесу?»,«Зачем нужна кора деревьям?» Закрепить знания о деревьях и их свойствах.

    Просмотр видео фильма «Как растет дуб?»

    Беседа о   просмотренном фильме.

    Прогулки:

    1.Наблюдение «Листопад» – закрепить знания признаков  осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом.

    2.Наблюдение «Кора деревьев» - формировать умение определять возраст по коре (старое дерево - молодое дерево).

    Ведерки, лопатки, грабли, скакалки.

    3.Наблюдение «Многообразие формы и цвета листьев»-

    Продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира; учить различать растения по внешнему виду.

    Наблюдение « За деревьями без листьев»-

    Закрепить умение узнавать деревья по внешнему виду.

    Исследовательская деятельность:

    Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.

    - Что мы увидели? (еле заметные почки)

    - Что это значит? (деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья)

    Игры с листочками: «Дорожка из листьев», «Образы из листьев» 

    Игровое упражнение: «Раздели на части»

    Д/И «Кто быстрее сосчитает»

    Загадки о цифре 7.

    Опорные таблички для закрепления состава числа.

    Вечер:

    Просмотр мультфильма «Сказки старого дуба».

    Д/Игра «Такие разные листочки» Цель: Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине, согласование прилагательных с существительными в роде. Ситуативный разговор «Могут ли деревья лечить?»

    Иллюстрации и картинки с изображение деревьев и кустарников.

    Раскраски с изображением деревьев и кустарников

    Лото «Деревья»

    Настольно-печатная игра «Найди свое место»

    Игра «Собери дерево и угадай его» (разрезные картинки)

    Игра «Кошки-мышки»

    Лото «Я считаю…»

    Конструктор, лото, азбука, книги о деревьях,"Кольцеброс»

    Умеют группировать объекты, выделять признаки и различия деревьев и кустарников, схематично изображать деревья и кусты.

    Умеют составлять число 7 из меньших чисел, считать до 7 и обратно.

    Рекомендовать родителям вместе с детьми выучить пословицы и поговорки о деревьях и кустарниках.

    2 неделя

    Воздух

    Тема «Удивительные свойства воздуха»

    Задачи:

    1.Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха..

    2.Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

    3.Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

    Материалы и оборудование: кусок ткани, иллюстрации: парашютисты, небо с самолетом, загрязнение окружающей среды (пожар, заводы), полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, карточки с изображением живой и неживой природы, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутые цветные пятна, перечеркнутый глаз), акварельные краски, кисточки, коктейльные  трубочки, альбомный лист А5, стаканчики с водой.

    2. ФЭМП «Число 8»

    1. Закрепить порядковый номер и количественный счет в пределах 8, знание числа 8.

    2. Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар.

    Материалы и оборудование: кубики 2-х цветов, фломастеры, счетные линейки, счетные палочки.

    Утро:

    Беседы:

    1. «Что мы знаем о воздухе?»

    Цель: познакомить детей со свойствами воздуха., уточнить значение для всего живого; развивать любознательность.

    2. «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека» Цель:

    Обобщить имеющиеся знания о значении солнца, воды и воздуха; развивать умение вести беседу (говорить и слушать); воспитывать любовь и доброе отношение к живому.

    3. «Есть ли у растения  органы дыхания?»

    Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании;

    понять, как происходит процесс дыхания у растений.

    Исследовательская деятельность:

    «Что выделяет

        растение?»- помочь установить, что растение выделяет кислород;

    понять необходимость дыхания для растений.

    Игра: «Какой бывает воздух?»- закрепить и повторить свойства воздуха.

    Прогулки:

    Наблюдения:

    1.За ветром - объяснить детям, что ветер это движение ветра, что с приходом осени стали дуть холодные ветры.

    2. Исследовательская деятельность:

    Опыт «Дует ветер озорной»-  закреплять умение детей реагировать на направление ветра и замечать его изменения.

    1. Игровое упражнение «Раздели на части», загадки о цифре 8.

    Вечер:

    1.Игра «Ветер добрый, ветер злой».

    2.Опыт «Ветер по морю гуляет»- продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

    3. «Реактивный  шарик»-

     выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

    Малоподвижная игра «Море волнуется»

    Цель: Формировать умение  детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.

    Д/игра «А ну-ка подуй» -развивать интерес к играм с воздухом, формировать умение делать плавный выдох изо рта.

    Опыт:  «Буря в стакане»- воспитывать самостоятельность. Домино, карточки с изображением цветных предметов, настолько – печатная игра «Найди место».

    Конструктор, лото, домино.

    Получены новые знания о значимости воздуха в жизни человека, закреплены полученные ранее знания, научились

    устанавливать причинно-следственные связи.

    Предложить родителям совместно с детьми создать картотеку опытов и экспериментов с воздухом.

    3 неделя

    Дом в котором мы живем

    Тема: Кто нам с вами дом построил.

    Задачи:

    1. Расширить знания детей о строительных профессиях.

    2. Расширить у детей кругозор в пространстве и во времени;

    3. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям строительных профессий.

    Оборудование и материалы:  демонстрационный материал  (картинки: пещера, шалаш, древний человек, орудия труда; пирамиды, египтяне, орудия труда;  деревянные дома, сруб, человек, живущий на Руси, топор; картинки со строительными  профессиями, специальной техникой, орудиями труда данной специальности: картинки необычных домов), песок с водой, различный конструктор, цветные карандаши.

    ФЭМП «Число 9»

    1. Знакомить детей с цифрой 9, составом и написанием числа, счета в пределах 9.

    2. Развивать наблюдательность, внимание, математическую речь.

    Материалы и оборудование: карточки с цифрами от 1 до 9, карточки с изображением кругов разной величины, мяч, фото с изображением предметов домашнего обихода: стол, стул, шкаф, кровать и тд.

    Утро:

    Беседы:

    1. «Кто  построил этот дом?»- продолжать формировать представление о строительных профессиях, знакомить с различными строительными материалами.

    2. « Строительные профессии» - закрепить названия строительных профессий и их функций.

    3. «Кто построил детский сад»- познакомить с профессиями людей, которые могли участвовать в строительстве детского сада.

    Исследовательская деятельность:

    Конструирование: «Дом, в котором мы живем»- формировать умение использовать в постройках разные виды конструктора.

    Прогулки:

    1. Наблюдение за поведением птиц осенью.

    Дидактическая игра «Считай дальше»

     Пальчиковая гимнастика «Продолжи»

    Игровое упражнение «Кто в доме живет»

    Игра «Найди цифру»

    Вечер:

    1. Просмотр детского мультфильма «Почему у деревьев к зиме опадают листья?»

    Чтение художественного произведения по выбору детей

    Ситуативный разговор «Мама может»

    Игра «Строим дом» (крупный деревянный конструктор).

     Цель: развитие творчества.

    Д/игра «Кому, что нужно»- закреплять знания профессий и инструментов соответствующих этим профессиям.

    С/ролевая игра «Строитель»-закреплять навыки распределения ролей в игре.

    Рассматривание картинок по теме, составление описательного рассказа.

    Игра с мячом: «Кто что делает?»-закреплять знания детей о строительных профессиях.

    Получены дополнительные знания по теме «Строительные профессии», расширен кругозор детей.

    Рекомендации родителям расширять кругозор детей по тем строительство и профессии.

    4 неделя

    « Наша родина – Россия».

    Тема: « Наша родина – Россия».

    1.Обобщить и систематизировать знания детей о России;
    2.Формировать уважительное отношение к государственным символам;  закрепить названия народных промыслов;
    3.Воспитывать любовь к Родине, гражданско  – патриотические чувства.

    Материалы и оборудование: Изображения гербов и флагов; портрет президента РФ; карта России; магнитофон, ноутбук, экран, мольберт.

    ФЭМП

    «Занимательная математика»

    1.Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10.

    2. Развивать умение называть соседние числа.

    Материалы и оборудование: карточки с заданиями, наборы цифр, знаков на каждого ребенка.

    Утро:

    Беседа «Наша планета»  – уточнение представлений детей о планете. 

    Рассматривание глобуса, карты страны, республики – формирование знаний детей о местоположении своей родины.

    Беседа «В каком городе ты живешь?» - формировать представления детей о родном городе.

    Д/и «Проведи дорожку»- формирование представлений о

    месте работы родителей, об организациях соц.значения: детский сад, школа, больница, магазин, ДК .

    Прогулки:

    Игра-соревнование «Кто больше назовет улиц в нашем городе».

    Наблюдение за поведением деревьев осенью.

    Игра «По порядку стройся»

    Загадки о цифре 10

    Игра «Строимся! считаемся»

    Вечер:

    Рассматривание картин «История России» - продолжать приобщать детей к истории страны.

    Беседа: « Моя страна. Мой город»- систематизировать и закрепить знания детей о стране и городе.

    Чтение и разучивание стихов о городе -

    развивать память, умение выразительно рассказывать стихи.

    Прослушивание песен о родном городе (в записи) – воспитывать любовь к своему городу.

    Рассматривание альбомов, книг «Моя планета», «Моя страна», «Город Самара»,

    Свободная творческая деятельность: предложить детям рассмотреть иллюстрации по теме «Мой город», предложить раскраски по тематике недели.

    СРИ «Улицы города»   - воспитывать дружеские чувства;

    Сюжетно-ролевая игра

    «Морское путешествие  по Родной стране» - представление об окружающем мире,

    формирование интереса к истории своей страны; воспитание чувства гордости за свою страну, любви к ней.

    -Сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;

    -сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;

    -воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства;

    -сформирован интерес к познанию истории России.

     Оформление фотоальбома

    « Путешествие всей семьи».Предложить родителям принести фотографии из семейного архива.

    Предложить родителям нарисовать вместе с детьми

    рисунок «Мой город».

    Занятие по ФЭМП «Число 7, цифра 7»

    Образовательная область. Познавательное развитие.

    Формирование элементарных математических представлений. Тема. Число 7, цифра 7.

    Педагогическая цель. Систематизировать знания о числе 7; формировать представление о составе числа 7; учить раскладывать число на два меньших и получать число 7 из двух меньших.

    Целевые ориентиры. Активно участвует в играх, любознательный, задает вопросы; умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; может применять знания для решения каких –либо задач.

    Образовательные области. «Познание»«Социализация»«Коммуникация».

    Виды деятельности. Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

    Средства реализации.

    Этапы деятельности Деятельность педагога Деятельность детей

    Мотивационный Читает строки из сказки «Волк и семеро козлят»

    - Козлятушки, ребятушки!

    Отопритеся, отворитеся!

    Ваша мать пришла - молока принесла;

    Бежит молоко по вымечку,

    Из вымечка по копытечку,

    Из копытечка во сыру землю!

    - Из какой сказки строки? Найдите карточку с цифрой, которая звучит в сказке.

    Слушают строчки.

    Находят карточку с цифрой 7.

    Организационно-поисковый На что похожа цифра семь?

    Вот семерка-кочерга.

    У нее одна нога. (С. Маршак)

    ***

    Семь, точно острая коса.

    Коси, коса, пока роса. (Г. Виеру)

    -Послушались ли козлятки свою мать?

    Вот зашел волк в избушку все козлятки попрятались, а самый маленький нет.

    Сколько козлят спряталось?

    Сколько козлят осталось?

    (на доске выставляются карточки с цифрами 1 и 6).

    Сколько вместе козлят?

    Как еще мы можем получить число 7?

    На доске появляются 2 и 5, 3 и 4.

    Физминутка.

    Я коза-дереза,

    Все деревни я гроза!

    Забодаю я рогами,

    Дай мне каши с пирогами!

    У меня крутые рожки,

    Дай конфеток мне немножко!

    А вот и мама пришла. Как она могла собрать своих козляток?

    А вот и веселая загадка для козлят.

    Сколько в радуге цветов,

    Дней в неделе у китов.

    Гномиков у Белоснежки,

    Братьев-близнецов у пешки,

    Нот, что знают даже дети,

    И всего чудес на свете,

    Разобраться с этим всем

    Нам поможет цифра… Слушают. Возможны ответы детей.

    Ответы детей (вместе 7)

    Дети отвечают с помощь карточек-козлят, раскладывая каточки.

    Ответы детей 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.

    Ответ детей. (семь)

    Рефлексивный - с какой цифрой мы сегодня знакомились?

    Какое правило нужно соблюдать, чтобы не попасть в трудную ситуацию как козлята? Ответы детей 7.

    Дети проговаривают правила безопасности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Организация образовательного процесса по физической культуре в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    Виды двигательной деятельности в ДОУ:-Утренняя гимнастика;- Физкультурные занятия;- Физкультурные минутки;- Динамические паузы;- Прогулка;-Подвижные игры с правилами, с элементами спортивных игр;- Спо...

    «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»...

    Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    В законе «ОБ образовании в Российской Федерации» отмечается важная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.  Признание приоритета семейного воспитания требует и ...

    «Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...