Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) на тему

Родькина Надежда Николаевна

Педагогическая  идея воспитателя  рганизации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

                                          РодькинаНН воспитатель

                                         МБДОУ Краснослободский                        детский сад комбинированноговида «Солнышко»

 Чем так похожи все дети дошкольного возраста, девочки и мальчики, шалуны и тихони? Они все маленькие «почемучки», - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В своё время И. М. Сеченов писал о прирождённой нервно- психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь.  Это свойство И.П. Павлов назвал рефлексом " что это такое?", а Н.Н. Поддъяков, считал детское экспериментирование ведущей деятельностью дошкольников, идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни, интенсивно развивается в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже вопреки их действиям

- Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития познавательных потребностей и нам педагогам дошкольникам важно не пресекать, а стимулировать желание найти ответ на «Почему?»

Значимость познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками прослеживается в ФГОС дошкольного образования, где в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного возраста прописано, что ребенок любознателен, склонен наблюдать,экспериментировать; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, что созвучно и с требованиями Федерального закона "Об образовании"

Это подводит нас педагогов к пересмотру технологий образования дошкольников, ориентирует на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, чтобы строить педагогический процесс на основе развивающего обучения

  Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам, и педагогу надо уметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает задачи развития и актуальные интересы детей. А модернизация дошкольного образования подводит нас к созданию среды развития продуктивного мышления и технических способностей на детей на первой ступени образования.

 Так возникла необходимость в создании комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно-исследовательской деятельности. Новизна данного опыта в комплексном использовании элементов традиционных и современных методик при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми и создание особой развивающей среды, которые позволят сформировать у ребенка способность видеть многообразие мира, развивать собственный познавательный опыт, поддержать в ребенка инициативу, самостоятельность

За основу я взяла научные исследования Л.А. Парамоновой. О.В.Дыбиной, Н.Н. Подъякова. А.Л. Венгера, потому что в основе их работ лежит деятельностный подход. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую я стараюсь развивать, совершенствовать в условиях своей группы. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и ребенка и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:

 Мы играем - здесь ребенок систематизирует информацию. Расширяет ее и закрепляет.

 Мы рассматриваем - ,особенно когда объясняем детям про явления, объекты, которые не можем видеть, наблюдать в реальной жизни.

 Мы наблюдаем – даем детям представления, информацию. Подключая все познавательные процессы – восприятие, воображение. Память. Мышление. Речь.

Мы беседуем – через диалог уточняем полученные знания и актуализируем личный опыт малыша.

- Мы ходим на экскурсии, где непосредственно участвуем, фиксируем в естественной обстановке , явления и объекты окружающего мира.

 Мы конструируем и это ценно за познавательное начало – познаем форму, величину . цвет и получаем как результат продукт.

Мы собираем коллекции и организуем выставки - позволяет ребенку проявить себя и расширить свои представления.

 Мы исследуем – моделируем картину мира, основываясь на личный опыт.

 Мы весело проводим время – в конкурсах, викторинах мы можем ярко представить уже полученные знания и навыки.

 Мы экспериментируем – изменяем привычнее предметы, ускоряем различные процессы.

Эксперимент осуществляем по этапам. Дети повторяют алгоритм проведения эксперимента, учатся самостоятельно экспериментировать, фиксируют полученные результаты в индивидуальных дневниках наблюдений. Ценно, что ребенок увлекается, ему интересно и хочется еще чему-то научиться

Не могу не остановиться на методе проектирования, который активно используется в практике нашего дошкольного учреждения. В проекте объект изучается с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие! Тему исследования вам подскажет сам ребенок, стоит только не пропустить, что именно ему интересно:

 • Почему в холодильнике холодно?

• Почему звезды не падают?

 • Почему радуга цветная?

  Мы с детьми ориентируемся в реализации проекта, приняв за основу понимание, зачем нам проект и для чего нам получаемые знания

 Мы запомнили, что проект – это 5 «П»:

 Проблема; Проектирование или планирование; Поиск информации; Продукт; Презентация.

 Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям , каждое из которых представлено несколькими темами:

1.Живая природа.

 2. Неживая природа.

 3. Человек.

Темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми .

 При организации работы я не забываю о ведущих принципах развития дошкольников, которые помогают мне продуктивно организовывать познавательно – исследовательскую деятельность: Принцип психологической комфортности , природосообразности , дифференцированного подхода , деятельности , творчества и интеграции.

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно- развивающей среды в группе, которая должна быть развивающей. В группе вместо традиционного уголка экспериментирования создана лаборатория, -центр «Науки и природы» где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне. - «Я исследователь» проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскоп. Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения -Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы). Недавно появились наборы для сенсорного развития и исследований, лупы ,чемоданчик «Магнетизм», макет солнечной системы и т.д. Разработана картотека опытов по каждой возрастной группе, по видам исследований (почва, воздух, металл и др.), картотека наблюдений .Дети работают в центре не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, но необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития. Много материала собираем сами. Изготавливаем макеты, ландшафты, модели, активно используем возможности проектора при изучении темы, которую невозможно представить, кроме как с помощью современных технологий.

Моими первыми помощниками в решении задач по поисково- исследовательской деятельности являются родители. Мы привлекаем родителей к активной помощи. Так, например, мы предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Создают совместные детско-родительские проекты по интересующим ребенка темам ,которые они представляют к вниманию своим сверстникам. Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

У моего опыта есть перспектива применения в работе сетевой экспериментальной площадки по теме: «Создание и внедрение мотивирующей интерактивной среды непрерывного инженерного образования Краснослободского муниципального района Республики Мордовия» на базе нашего детского сада «Солнышко». Планируется создание особым образом организованной предметной образовательной среды учреждения, которая способствует проявлению творческой индивидуальности и развитию технического, продуктивного мышления детей. Опыт организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников будет востребован при формировании у детей естественнонаучный представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста "Все профессии важны"

       Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в ж...

Методика организации музыкально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста

Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое и музыкальное развитие детей, реализовать потенциальные возможн...

Каримова Мария Ришатовна .ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на тему: «По следам сказок Шарля Перро»

Создание условий для формирования основ речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка в рамках интеграции образовательных областей....