Методика организации музыкально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Жапова Татьяна Викторовна

Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое и музыкальное развитие детей, реализовать потенциальные возможности детей в музыкальной деятельности.

Разработана система музыкальных занятий, направленных на развитие разных видов музыкальной деятельности с использованием дидактических и музыкальных игр. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается ,когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей в том числе и малоактивных.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предлагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.

Детям  воспитатель нравятся игры,  доставляющий включающие воспроизведение  тренируют мелодии голосом  наибольшее или на музыкальном  заключается инструменте. Для  точно активизации музыкально-слуховых представлений  методика применяются музыкально-дидактические  действия пособия, настольные  правильного и хороводные игры. Моделирование  венгер отношений звуков  игра по высоте с помощью  отрезком различных средств  важное позволяет развивать  связанных способность музыкально-слуховых  организованная представлений, связывая  ознакомление воедино слуховые,  насколько зрительные, и двигательные  пособий представления детей.

Развитие  отрезком чувства ритма,  хранения способности активно переживать  целью музыку, ощущать  особенности эмоциональную выразительность  дидактической музыкального ритма  игровое и точно его  участие воспроизводить – предполагает  знания использование музыкально-дидактических  такой игр и пособий,  играх связанных с воспроизведением  выполнением ритмического рисунка  учится мелодии в хлопках,  смоленцова на музыкальных инструментах  людях и передачей смены  ведущий характера музыки  спокойное с помощью движений. Применяются  решении все виды  играх игр для  игра передачи ритма  обучения и характера музыки  варьировать в движениях.

Развитие у детей  разнообразных музыкальных способностей  общему должно быть  эстетическому постоянно в поле  отрезком зрения педагога,  здоровье осуществляться различными  воспитывается методами и средствами,  младшего в том числе  ведущего с помощью организации  интерес различных форм  оформленная музыкальной деятельности.

Таким образом,  групповой методически правильно  разнообразных и целесообразно организованная  дидактические музыкально – игровая  настрой деятельность доставляет  основой детям удовольствие  удовольствием и удовлетворение, вызывает  учится их интерес к музыкальным  рустамова занятиям, а также  оказание решает многие психолого–педагогические  радостное задачи по развитию  воспитатель всех личностных  эстетическому качеств детей.

           Музыкальные  игровых занятия — основная  методике форма организации  связанных воспитания, обучения,  воспринимать развития детей — базируется  небольшими на обязательных программных  способствуют требованиях, составленных  места с учетом возрастных  необходимо особенностей дошкольников. Это  разнообразных форма учебного  самим процесса, в котором  разработанные одновременно участвуют  игрового все дети  такие того или  двигательно иного возраста. Они  знакомство коллективно поют,  детям играют, пляшут. Объединенные  дидактические общими переживаниями,  после стремлением выполнить  игры общее дело,  дети дети чувствуют,  выполнять что успех  знакомит и неудача каждого — успех  аванесова и неудача всего  игровыми коллектива. Такая  награждается форма организации  методика детской музыкальной  правую деятельности является  старший наиболее эффективной.

           Занятия  дидактическая проводятся в соответствии  органичный с программой планомерно  торможение по всем видам  разнообразных музыкальной деятельности. Педагог  прежде распределяет материал  учит на несколько занятий,  какие организуя каждое  иного из них так,  построенные что оно  познавательной является и самостоятельным,  процессе и как бы отрезком  время целостного педагогического  учит процесса. Важно  почве также заинтересовать  основные детей последующими  радостное занятиями, рассказать,  быть какие они  различной выучат песни,  себе как подготовятся  методика к празднику и т. п. Любое  детей занятие должно  форма быть связано с предыдущими  время и последующими. Можно  требует наметить примерную  проведении схему организации  иного учебного процесса:  организовать ознакомление с новым  ведущего материалом, разучивание  вдвоем частично усвоенного,  игра закрепление полученных  ходе знаний. На занятиях  практическое происходит различная  направленных смена деятельности:  прежде дети поют,  общему танцуют, играют, слушают  дать музыку. Это  есть создает известные  доступной трудности для  функции педагога, так  зрения как он должен,  закрепление умело переключая  выводы внимание ребят,  взрослых настраивать их на иное  педагоги переживание в связи  достигает с меняющимся характером  доступной музыки. Вместе  всевозможных с тем сочетание  дальнейшем заданий различной  соревнования эмоциональной и физической  музыкальных нагрузки одновременно  дидактические помогает руководителю  небольшими динамично и разнообразно  воспитатель вести обучение.

Организация  дидактическая занятий определяется  дидактические возрастными особенностями  образы детей и сказывается  соотносить на изменяющихся взаимоотношениях  выполнял взрослого и ребенка. Учитывая  случае задачи, возникающие  круга в ходе работы,  дидактические педагог может  чисто применить форму  учатся индивидуальных занятий. Иногда  воспитатель ребенок после  вдвоем долгого отсутствия  отношение теряется, не понимает,  игра как себя  сказывается вести в той  вопросы или иной  необходимо ситуации, выключается  дети из общего коллективного  игровое ритма действий. В  поэтому таком случае  насколько целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные  решает занятия, которые  характеристика проводятся после  учит общего. Педагог  разнообразных выясняет причину  развития отставания ребенка,  образными объясняет и показывает  показывает тот или  справедливыми иной прием  дошкольного в пении, движении,  свободная упражняет его  действиям в выполнении какого-либо  лишь задания. Достаточно позаниматься  сказывается с отстающим  выполнением 3 - 4 раза,  правилам и он уже с удовольствием  варьировать начинает активно  музыкальные действовать в коллективе. Однако  большую в дальнейшем педагог  лучшее продолжает наблюдать  эстетическим за ним и по мере  любое необходимости опять  явления привлекает на некоторое  круга время к индивидуальным  ходе занятиям. Задачи музыкального  настрой воспитания и образования  оформленная решаются в ходе  зависимости обучения. Детям  действия рассказывают о музыке,  иной знакомят с выразительными  дидактические средствами, обращают  активизации внимание на форму  воспитатель произведения: на характер  каждого контрастных частей,  инструментах фраз.

Главная задача- практическое овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движений и игры на музыкальных инструментах. Дети легко справляются с заданиями, если понимают его смысл. Например ,спокойную колыбельную песню следует петь напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выразительного исполнения. Овладевая навыком, дети одновременно получают некоторые сведения о содержании, характере музыки, ее исполнения.

Также музыкально-дидактические игры применяются и в повседневной жизни,  при проведении праздников  развлечений.
         Праздники и развлечения  являются источником, питающим самостоятельную музыкальную деятельность ребенка. Праздничные утренники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго.

Сценарии праздничных  утренников включает в себя различные  виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на инструментах оркестром и индивидуально. С детьми всех возрастных групп  на праздниках можно проводить музыкально-дидактические игры. В основном они хорошо знакомы детям, но требуют новой формы обыгрывания, особого праздничного оформления.
             На утреннике можно  проводить и новые музыкально-дидактические игры. Содержание таких игр строится на знакомом детям материале. Многие музыкально-дидактические игры вносятся как сюрприз, они могут быть связаны с раздачей подарков и т.д.
        На праздниках обычно присутствуют две группы детей, поэтому  содержание музыкально-дидактической  игры должно быть доступно всем детям. Составляя сценарий праздничного утренника, следует всегда помнить о занятости  всех детей. Активное участие каждого ребенка находит затем отражение в его самостоятельной деятельности. Застенчивые дети, которые боятся присутствия гостей, принимают самое активное участие в музыкально-дидактической игре, предложенной ведущим.
         Естественно, музыкально-дидактическую игру надо подбирать с учетом программы всего утренника, она должна быть связана с отдельными номерами и создавать единое целое всего сценария.  
         Развлечение, так же как и праздничный утренник, - радостное событие в детском саду, каждое развлечение должно обогащать впечатления детей, вызывать радостные эмоции. В нашем детском саду проводятся различные виды театров, организуется просмотр диафильмов, устраиваются музыкально-литературные вечера, конкурсы детских рисунков, детского творчества, инсценируются сказки, отмечаются дни рождения детей, на которых главное место занимает выступление оркестра.
      В развлечения мы также  включаем музыкально-дидактические  игры. В игровой форме, доступной каждому, дети вспоминают произведения, услышанные в исполнении детского оркестра или в грамзаписи, повторяют знакомые песни, пляски.
       Таким образом, использование  в развлечениях музыкально-дидактических  игр дает возможность активно  включать детей в творчество. Музыкально-дидактические  пособия способствуют более активному  восприятию музыки дошкольниками, позволяют  в доступной форме приобщить  их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».

        Виды самостоятельной  деятельности ребенка в детском  саду разнообразны. Среди них и  музыкальная. В свободное от занятий  время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.
      Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:
Пособия, цель которых  дать детям представление о характере  музыки (веселая, грустная), музыкальных  жанрах (песня, танец, марш). Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах.

Пособия, которые формируют  у детей представление о средствах  музыкальной выразительности.

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
       Музыкально-дидактические  пособия способствуют более активному  восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».

     Виды самостоятельной  деятельности ребенка в детском  саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.
          Основное назначение музыкально-дидактических игр и  пособий – формирование у детей  музыкальный способностей; в доступной  игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку  в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
       Музыкально-дидактические  игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей  петь, слушать, играть, танцевать.
        В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни человека.   Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность.  

Музыка в часы досуга :
         Дети любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий: С большим удовольствием они слушают песни, танцевальную, инструментальную музыку в грамзаписи. 
          У детей старшего дошкольного  возраста возникает интерес к  музыке определенного характера, жанра, появляются любимые произведения, которые  хотелось бы слушать чаще. Поэтому  так важно иметь в каждом детском  саду электропроигрыватель и комплект грампластинок с записями детских песен, танцев, музыкальных сказок, инсценировок и т. д. Воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать ее. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей является закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях. С этой целью он поет вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца.
       Следовательно, воспитатель должен  хорошо знать  весь  музыкальный  репертуар, который разучивается во время музыкальных занятий.  В повседневной работе с детьми (особенно в группах с круглосуточным пребыванием детей) воспитателю помогают детские радио- и телепередачи, в которых также звучит музыка, исполняемая либо их сверстниками, либо профессиональными музыкантами.  Используя диапроекторы, фильмоскопы, воспитатель может показать диафильмы с музыкальным сопровождением.  Во многих детских садах организуются поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу.

Музыка во время игр детей:

В свободное от занятии  время дети часто устраивают игры    в которых музыке отводится значительная роль. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д.  
            Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми. 
           Во многих музыкально-дидактических  играх используются детские  музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.). Так, в игре на различение тембра воспитатель поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал, или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображен этот инструмент.  

Для дидактической игры на различение ритма воспитатель заранее  готовит  карточки  с  условной  записью  ритмического  рисунка знакомых песен . Перед началом игры каждый играющий выбирает себе музыкальный инструмент (металлофон, триолу, бубен, погремушку и т. д.) .Воспитатель показывает детям карточки, на которых в виде чередующихся прямоугольников и квадратиков разного цвета, условно обозначающих четверти и восьмью, «записан» ритм попевок. Сначала дети прохлопывают ритмический  рисунок,  изображенный  на  карточке, затем исполняют его на музыкальных инструментах и называют попевку.   Выигрывает  тот,   кто  правильно   назовет  большее количество попевок.  
             С помощью магнитофона, электропроигрывателя можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая танцевальную музыку в грамзаписи, дети стараются определить, что это — полька, вальс или русская плясовая. 
            Определить характер музыки иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методика  является организации музыкально-игровой  формируются деятельности с детьми  дидактических дошкольного возраста

Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое и музыкальное развитие детей, реализовать потенциальные возможности детей в музыкальной деятельности.

Разработана система музыкальных занятий, направленных на развитие разных видов музыкальной деятельности с использованием дидактических и музыкальных игр. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается ,когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей в том числе и малоактивных. 

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предлагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.

Детям  воспитатель нравятся игры,  доставляющий включающие воспроизведение  тренируют мелодии голосом  наибольшее или на музыкальном  заключается инструменте. Для  точно активизации музыкально-слуховых представлений  методика применяются музыкально-дидактические  действия пособия, настольные  правильного и хороводные игры. Моделирование  венгер отношений звуков  игра по высоте с помощью  отрезком различных средств  важное позволяет развивать  связанных способность музыкально-слуховых  организованная представлений, связывая  ознакомление воедино слуховые,  насколько зрительные, и двигательные  пособий представления детей.

Развитие  отрезком чувства ритма,  хранения способности активно переживать  целью музыку, ощущать  особенности эмоциональную выразительность  дидактической музыкального ритма  игровое и точно его  участие воспроизводить – предполагает  знания использование музыкально-дидактических  такой игр и пособий,  играх связанных с воспроизведением  выполнением ритмического рисунка  учится мелодии в хлопках,  смоленцова на музыкальных инструментах  людях и передачей смены  ведущий характера музыки  спокойное с помощью движений. Применяются  решении все виды  играх игр для  игра передачи ритма  обучения и характера музыки  варьировать в движениях. 

Развитие у детей  разнообразных музыкальных способностей  общему должно быть  эстетическому постоянно в поле  отрезком зрения педагога,  здоровье осуществляться различными  воспитывается методами и средствами,  младшего в том числе  ведущего с помощью организации  интерес различных форм  оформленная музыкальной деятельности.

Таким образом,  групповой методически правильно  разнообразных и целесообразно организованная  дидактические музыкально – игровая  настрой деятельность доставляет  основой детям удовольствие  удовольствием и удовлетворение, вызывает  учится их интерес к музыкальным  рустамова занятиям, а также  оказание решает многие психолого–педагогические  радостное задачи по развитию  воспитатель всех личностных  эстетическому качеств детей.

           Музыкальные  игровых занятия — основная  методике форма организации  связанных воспитания, обучения,  воспринимать развития детей — базируется  небольшими на обязательных программных  способствуют требованиях, составленных  места с учетом возрастных  необходимо особенностей дошкольников. Это  разнообразных форма учебного  самим процесса, в котором  разработанные одновременно участвуют  игрового все дети  такие того или  двигательно иного возраста. Они  знакомство коллективно поют,  детям играют, пляшут. Объединенные  дидактические общими переживаниями,  после стремлением выполнить  игры общее дело,  дети дети чувствуют,  выполнять что успех  знакомит и неудача каждого — успех  аванесова и неудача всего  игровыми коллектива. Такая  награждается форма организации  методика детской музыкальной  правую деятельности является  старший наиболее эффективной.

           Занятия  дидактическая проводятся в соответствии  органичный с программой планомерно  торможение по всем видам  разнообразных музыкальной деятельности. Педагог  прежде распределяет материал  учит на несколько занятий,  какие организуя каждое  иного из них так,  построенные что оно  познавательной является и самостоятельным,  процессе и как бы отрезком  время целостного педагогического  учит процесса. Важно  почве также заинтересовать  основные детей последующими  радостное занятиями, рассказать,  быть какие они  различной выучат песни,  себе как подготовятся  методика к празднику и т. п. Любое  детей занятие должно  форма быть связано с предыдущими  время и последующими. Можно  требует наметить примерную  проведении схему организации  иного учебного процесса:  организовать ознакомление с новым  ведущего материалом, разучивание  вдвоем частично усвоенного,  игра закрепление полученных  ходе знаний. На занятиях  практическое происходит различная  направленных смена деятельности:  прежде дети поют,  общему танцуют, играют, слушают  дать музыку. Это  есть создает известные  доступной трудности для  функции педагога, так  зрения как он должен,  закрепление умело переключая  выводы внимание ребят,  взрослых настраивать их на иное  педагоги переживание в связи  достигает с меняющимся характером  доступной музыки. Вместе  всевозможных с тем сочетание  дальнейшем заданий различной  соревнования эмоциональной и физической  музыкальных нагрузки одновременно  дидактические помогает руководителю  небольшими динамично и разнообразно  воспитатель вести обучение.

Организация  дидактическая занятий определяется  дидактические возрастными особенностями  образы детей и сказывается  соотносить на изменяющихся взаимоотношениях  выполнял взрослого и ребенка. Учитывая  случае задачи, возникающие  круга в ходе работы,  дидактические педагог может  чисто применить форму  учатся индивидуальных занятий. Иногда  воспитатель ребенок после  вдвоем долгого отсутствия  отношение теряется, не понимает,  игра как себя  сказывается вести в той  вопросы или иной  необходимо ситуации, выключается  дети из общего коллективного  игровое ритма действий. В  поэтому таком случае  насколько целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные  решает занятия, которые  характеристика проводятся после  учит общего. Педагог  разнообразных выясняет причину  развития отставания ребенка,  образными объясняет и показывает  показывает тот или  справедливыми иной прием  дошкольного в пении, движении,  свободная упражняет его  действиям в выполнении какого-либо  лишь задания. Достаточно позаниматься  сказывается с отстающим  выполнением 3 - 4 раза,  правилам и он уже с удовольствием  варьировать начинает активно  музыкальные действовать в коллективе. Однако  большую в дальнейшем педагог  лучшее продолжает наблюдать  эстетическим за ним и по мере  любое необходимости опять  явления привлекает на некоторое  круга время к индивидуальным  ходе занятиям. Задачи музыкального  настрой воспитания и образования  оформленная решаются в ходе  зависимости обучения. Детям  действия рассказывают о музыке,  иной знакомят с выразительными  дидактические средствами, обращают  активизации внимание на форму  воспитатель произведения: на характер  каждого контрастных частей,  инструментах фраз.

Главная задача- практическое овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движений и игры на музыкальных инструментах. Дети легко справляются с заданиями, если понимают его смысл. Например ,спокойную колыбельную песню следует петь напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выразительного исполнения. Овладевая навыком, дети одновременно получают некоторые сведения о содержании, характере музыки, ее исполнения.

Также музыкально-дидактические игры применяются и в повседневной жизни,  при проведении праздников  развлечений.
        Праздники и развлечения  являются источником, питающим самостоятельную музыкальную деятельность ребенка. Праздничные утренники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго.

Сценарии праздничных  утренников включает в себя различные  виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на инструментах оркестром и индивидуально. С детьми всех возрастных групп  на праздниках можно проводить музыкально-дидактические игры. В основном они хорошо знакомы детям, но требуют новой формы обыгрывания, особого праздничного оформления.
            На утреннике можно  проводить и новые музыкально-дидактические игры. Содержание таких игр строится на знакомом детям материале. Многие музыкально-дидактические игры вносятся как сюрприз, они могут быть связаны с раздачей подарков и т.д.
       На праздниках обычно присутствуют две группы детей, поэтому  содержание музыкально-дидактической  игры должно быть доступно всем детям. Составляя сценарий праздничного утренника, следует всегда помнить о занятости  всех детей. Активное участие каждого ребенка находит затем отражение в его самостоятельной деятельности. Застенчивые дети, которые боятся присутствия гостей, принимают самое активное участие в музыкально-дидактической игре, предложенной ведущим.
        Естественно, музыкально-дидактическую игру надо подбирать с учетом программы всего утренника, она должна быть связана с отдельными номерами и создавать единое целое всего сценария.  
        Развлечение, так же как и праздничный утренник, - радостное событие в детском саду, каждое развлечение должно обогащать впечатления детей, вызывать радостные эмоции. В нашем детском саду проводятся различные виды театров, организуется просмотр диафильмов, устраиваются музыкально-литературные вечера, конкурсы детских рисунков, детского творчества, инсценируются сказки, отмечаются дни рождения детей, на которых главное место занимает выступление оркестра.
     В развлечения мы также  включаем музыкально-дидактические  игры. В игровой форме, доступной каждому, дети вспоминают произведения, услышанные в исполнении детского оркестра или в грамзаписи, повторяют знакомые песни, пляски.
      Таким образом, использование  в развлечениях музыкально-дидактических  игр дает возможность активно  включать детей в творчество. Музыкально-дидактические  пособия способствуют более активному  восприятию музыки дошкольниками, позволяют  в доступной форме приобщить  их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».

        Виды самостоятельной  деятельности ребенка в детском  саду разнообразны. Среди них и  музыкальная. В свободное от занятий  время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.
     Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:
Пособия, цель которых  дать детям представление о характере  музыки (веселая, грустная), музыкальных  жанрах (песня, танец, марш). Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах.

Пособия, которые формируют  у детей представление о средствах  музыкальной выразительности.

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
      Музыкально-дидактические  пособия способствуют более активному  восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».

     Виды самостоятельной  деятельности ребенка в детском  саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.
         Основное назначение музыкально-дидактических игр и  пособий – формирование у детей  музыкальный способностей; в доступной  игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку  в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
      Музыкально-дидактические  игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей  петь, слушать, играть, танцевать.
       В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни человека.   Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность.  

Музыка в часы досуга :
        Дети любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий: С большим удовольствием они слушают песни, танцевальную, инструментальную музыку в грамзаписи. 
         У детей старшего дошкольного  возраста возникает интерес к  музыке определенного характера, жанра, появляются любимые произведения, которые  хотелось бы слушать чаще. Поэтому  так важно иметь в каждом детском  саду электропроигрыватель и комплект грампластинок с записями детских песен, танцев, музыкальных сказок, инсценировок и т. д. Воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать ее. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей является закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях. С этой целью он поет вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца.
       Следовательно, воспитатель должен  хорошо знать  весь  музыкальный  репертуар, который разучивается во время музыкальных занятий.  В повседневной работе с детьми (особенно в группах с круглосуточным пребыванием детей) воспитателю помогают детские радио- и телепередачи, в которых также звучит музыка, исполняемая либо их сверстниками, либо профессиональными музыкантами.  Используя диапроекторы, фильмоскопы, воспитатель может показать диафильмы с музыкальным сопровождением.  Во многих детских садах организуются поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу.

Музыка во время игр детей:

В свободное от занятии  время дети часто устраивают игры    в которых музыке отводится значительная роль. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д.  
           Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми. 
          Во многих музыкально-дидактических  играх используются детские  музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.). Так, в игре на различение тембра воспитатель поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал, или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображен этот инструмент.  

Для дидактической игры на различение ритма воспитатель заранее  готовит  карточки  с  условной  записью  ритмического  рисунка знакомых песен . Перед началом игры каждый играющий выбирает себе музыкальный инструмент (металлофон, триолу, бубен, погремушку и т. д.) .Воспитатель показывает детям карточки, на которых в виде чередующихся прямоугольников и квадратиков разного цвета, условно обозначающих четверти и восьмью, «записан» ритм попевок. Сначала дети прохлопывают ритмический  рисунок,  изображенный  на  карточке, затем исполняют его на музыкальных инструментах и называют попевку.   Выигрывает  тот,   кто  правильно   назовет  большее количество попевок.  
             С помощью магнитофона, электропроигрывателя можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая танцевальную музыку в грамзаписи, дети стараются определить, что это — полька, вальс или русская плясовая. 
           Определить характер музыки иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...