Организация поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
презентация к уроку на тему
презентация к консультации с воспитателями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.pptx | 681.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике. Познавательная активность может стать устойчивой чертой личности дошкольника. Среди средств развития познавательной активности особого внимания заслуживает опытническая деятельность.
Основная задача воспитателя развивать интерес к исследованиям, открытиям , создать необходимые для этого условия
Научное обоснование вопроса Изучением проблемой развития экспериментальной деятельности занимались такие ученые как Н.Н. Подъяков , Ф.А. Сохин, С.Н. Николаева и др.
В процессе опытнической деятельности Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы Развивается речь ребенка Происходит накопление фонда умственных приемов и операций Формируется самостоятельность Развивается эмоциональная сфера , творческие способности Формируются трудовые навыки
Этапы становления опытнической деятельности 1 младшая группа Манипулирование Я сам 2 младшая группа Любопытство Вопросы Сопоставление
Этапы становления опытнической деятельности Средняя группа Вопросы Ответ на вопрос экспериментальным путем Эксперименты по выявлению причин отдельных явлений Старшая группа Вопрос-ответ Инициатива ребенка по проведению эксперимента Прогнозирование результатов Проведение опытов по этапам Длительные эксперименты Развитие самостоятельности
Этапы становления опытнической деятельности Подготовительная группа Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности Самостоятельные эксперименты детей Роль воспитателя – наблюдение за экспериментом Формулировка выводов детьми
Структура детского экспериментирования Цель Задачи Содержание Мотив Средства Формы Условия Результат
Последовательность детского экспериментирования Проблемная ситуация. Целеполагание . Выдвижение гипотез. Проверка предположения. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
Примерная структура занятия-экспериментирования -Постановка исследовательской задачи. -Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. -Уточнение плана исследования. -Выбор оборудования -Распределение детей на подгруппы -Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Содержание уголков экспериментальной деятельности
Младший дошкольный возраст Компонент дидактический Компонент оборудования ^ Компонент стимулирующий книги познавательного характера для младшего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.). Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст Компонент дидактический Компонент оборудования ^ Компонент стимулирующий - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы" - Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.) - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). - семена бобов, фасоли, гороха - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст Компонент дидактический Компонент оборудования ^ Компонент стимулирующий - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природных сообществ; - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции - мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня". - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. - сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста
Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...
Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заб...
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Педагогическая идея воспитателя рганизации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....