Главные вкладки

    МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Шорникова Марина Владимировна

    МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»

    Заводского района г.Саратова

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                                                                          Воспитатель:

                                                                                                          Шорникова М.В.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Саратов

    2017

     

     

              Организуя с воспитанниками ДОУ экспериментально- исследовательскую деятельность необходимо учитывать, что эксперименты бывают:

    – индивидуальные или групповые

    – однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.);

    – по характеру мыслительных операций эксперименты могут быть: • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление),

    • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

     • обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам); – по способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.

    Демонстрационные проводит воспитатель, а воспитанники следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детям или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям дошкольников.

    В качестве условий проведения экспериментирования выделяются следующие:

     – учёт того, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т.к. именно в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает активно развиваться, а затем заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух;

     – учёт индивидуальных различий, имеющихся у детей;

    – необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения воспитанников в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, например, при демонстрационных экспериментах, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.;

     – педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

     – в работе с воспитанниками надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

    Прежде чем приступать к экспериментальной деятельности воспитателям необходимо провести подготовительную работу:

     1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

    2. Разработка и проведение педагогической диагностики воспитанников, с целью фиксации личностного роста и объёма умений детей.

    3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

    4. Определение основных форм работы с воспитанниками.

    5. Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность воспитанников экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

    6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике экспериментальной деятельности воспитанников, оснащение уголка экспериментирования:

     • специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки),

    •природный материал (камешки, песок, семена и т.п.),

    •утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…)

    •прочие материалы - лупы, термометры…

    7. Подборка практического материала, включающего:

    7.1. Работа с воспитанниками:

     – конспекты НОД с элементами экспериментирования;

     –перспективный план по проведению непосредственно экспериментов; – картотеку экспериментов.

    7.2. Работа с родителями (законными представителями):

     – консультации по данной теме

    – памятки.

    Приступая к организации непосредственной экспериментальной- исследовательской деятельности необходимо осуществлять работу по определённому алгоритму:

    1. Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определённой темы.

     2. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.

     3. Экспериментальная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.

    4. Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями (законными представителями). Реализация поставленных задач по организации экспериментирования осуществлялась в трёх основных формах:

    • непосредственно образовательная деятельность, • самостоятельная деятельность воспитанников,

     • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником.

     Непосредственно образовательная деятельность. Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети всё проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое – это «Занятия – открытия», много удивлялись – это «Занятия-удивления». После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

     Примерная структура экспериментального (исследовательского) занятия:

    1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

    2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

     3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.

    4. Уточнение плана исследования.

     5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

    6. Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты: совместной деятельности детей в группах.

    7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Самостоятельная деятельность воспитанников.

    Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приёмы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Рассмотрим несколько примеров:

     • Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

    • Проблемная ситуация.

    • «Чудесная коробка» с предметами.

     • Совместное начинание.

    Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в экспериментальной деятельности.

    Позитивные моменты:

    – закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

    – продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

    – свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

    – роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнёр);

    – в процессе экспериментальной деятельности воспитанники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.

    Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов воспитанников.

    Совместная деятельность дошкольника и воспитателя.

    Воспитанник

    Воспитатель

    проявляет познавательный интерес

    помогает сформулировать тему исследования

    открывает новые знания

    рекомендует источники получения информации

    приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием

    формирует исследовательские умения и навыки

    экспериментирует

    раскрывает возможные формы работы

    выбирает пути решения

    содействует прогнозированию результатов

    делает самостоятельные выводы

    помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует

     

    При организации экспериментальной деятельности с воспитанниками следует использовать широкий спектр методов, представленных ниже:

                                          Используемые методы:

                                            Группы методов

    Методы обучения поисковым процедурам

    Методы обсуждения процедурам обсуждения

    Методы эмоционально-личностной направленности

    метод постановки проблемы

    проблемный диалог

    метод «шести шляп мышления

    продуцирование гипотез

    эвристическая беседа

    метод целеполагания

    метод постановки вопросов

     

    метод решения мыслительных задач

    метод конструирования понятий

    метод рецензирования

    метод направленного воображения

    метод умозаключений

    дебаты

    метод эмпатии

    метод парадокса

    дискуссия

    мнемотехнические методы

    метод наблюдений

    синектическая дискуссия

    методы эмоционально-волевой регуляции

    метод эксперимента

    метод доказательств

     

    метод сравнения

    метод аргументов и контраргументов

    метод рефлексии

    «мозговой штурм»

    метод самооценки

    «мозговой штурм»

     

     

    1. «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» – популярный метод мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Мышление делится на 6 различных режимов. Для удобства автор предлагает каждый из них представить в виде шляпы определенного цвета. Вот описание каждого из режимов:

     – Белая Шляпа – информация. Факты, цифры. Что мы уже знаем? Какая информация необходима? Как мы ее получим?

     – Красная Шляпа – эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Какие возникают чувства, догадки?

     – Желтая Шляпа – логический позитив. Поиск достоинств, преимуществ. Почему это нужно сделать? Почему это сработает?

     –  Черная Шляпа – критика. Она защищает от непродуманных действий, указывает на риск. Правда ли это? Что здесь неправильно?

    –  Зеленая Шляпа – творчество. Творческое мышление, поиск интересных идей.

    – Синяя Шляпа – организация мышления. Контроль над мыслительным процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

    2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – постановка цели или совокупности целей в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем.

     3. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – специальный метод, характерным признаком которого являются, умело наводящие вопросы педагога, с помощью которых дети подводятся к приобретению новых знаний.

     4. ПАРАДОКС – отрицание некоторого мнения, кажущегося «безусловно правильным»: «А почему не наоборот?»

    5. СИНЕКТИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ – эффективный способ стимуляции творческого воображения в процессе группового решения проблем.

    6. МЕТОД ЭМПАТИИ – сочувствие. Сопереживание, умение поставить себя на место другого.

     7. МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – основаны на построении ассоциативных цепочек.

    8. МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ – метод, при котором задается тема для направленного фантазирования, ассоциирования.

     9. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ – психические процессы, осуществляемые с использованием собственной активности человека.

    Экспериментирование можно включать в другие разные формы работы с воспитанниками: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                    ЛИТЕРАТУРА

     

    1. http://docplayer.ru/32019299-Konsultaciya-metodika-organizacii-proektnoy...

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                      МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»

    Заводского района г.Саратова

    МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                                          Воспитатель:

                                                                                                          Шорникова М.В.

    Саратов

    2017

              Организуя с воспитанниками ДОУ экспериментально- исследовательскую деятельность необходимо учитывать, что эксперименты бывают:

    – индивидуальные или групповые

    – однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.);

    – по характеру мыслительных операций эксперименты могут быть: • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление),

    • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

     • обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам); – по способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.

    Демонстрационные проводит воспитатель, а воспитанники следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детям или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям дошкольников.

    В качестве условий проведения экспериментирования выделяются следующие:

     – учёт того, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т.к. именно в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает активно развиваться, а затем заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух;

     – учёт индивидуальных различий, имеющихся у детей;

    – необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения воспитанников в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, например, при демонстрационных экспериментах, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.;

     – педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

     – в работе с воспитанниками надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

    Прежде чем приступать к экспериментальной деятельности воспитателям необходимо провести подготовительную работу:

     1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

    2. Разработка и проведение педагогической диагностики воспитанников, с целью фиксации личностного роста и объёма умений детей.

    3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

    4. Определение основных форм работы с воспитанниками.

    5. Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность воспитанников экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

    6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике экспериментальной деятельности воспитанников, оснащение уголка экспериментирования:

     • специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки),

    •природный материал (камешки, песок, семена и т.п.),

    •утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…)

    •прочие материалы - лупы, термометры…

    7. Подборка практического материала, включающего:

    7.1. Работа с воспитанниками:

     – конспекты НОД с элементами экспериментирования;

     –перспективный план по проведению непосредственно экспериментов; – картотеку экспериментов.

    7.2. Работа с родителями (законными представителями):

     – консультации по данной теме

    – памятки.

    Приступая к организации непосредственной экспериментальной- исследовательской деятельности необходимо осуществлять работу по определённому алгоритму:

    1. Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определённой темы.

     2. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.

     3. Экспериментальная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.

    4. Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями (законными представителями). Реализация поставленных задач по организации экспериментирования осуществлялась в трёх основных формах:

    • непосредственно образовательная деятельность, • самостоятельная деятельность воспитанников,

     • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником.

     Непосредственно образовательная деятельность. Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети всё проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое – это «Занятия – открытия», много удивлялись – это «Занятия-удивления». После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

     Примерная структура экспериментального (исследовательского) занятия:

    1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

    2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

     3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.

    4. Уточнение плана исследования.

     5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

    6. Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты: совместной деятельности детей в группах.

    7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Самостоятельная деятельность воспитанников.

    Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приёмы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Рассмотрим несколько примеров:

     • Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

    • Проблемная ситуация.

    • «Чудесная коробка» с предметами.

     • Совместное начинание.

    Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в экспериментальной деятельности.

    Позитивные моменты:

    – закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

    – продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

    – свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

    – роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнёр);

    – в процессе экспериментальной деятельности воспитанники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.

    Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов воспитанников.

    Совместная деятельность дошкольника и воспитателя.

    Воспитанник

    Воспитатель

    проявляет познавательный интерес

    помогает сформулировать тему исследования

    открывает новые знания

    рекомендует источники получения информации

    приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием

    формирует исследовательские умения и навыки

    экспериментирует

    раскрывает возможные формы работы

    выбирает пути решения

    содействует прогнозированию результатов

    делает самостоятельные выводы

    помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует

    При организации экспериментальной деятельности с воспитанниками следует использовать широкий спектр методов, представленных ниже:

                                          Используемые методы:

                                            Группы методов

    Методы обучения поисковым процедурам

    Методы обсуждения процедурам обсуждения

    Методы эмоционально-личностной направленности

    метод постановки проблемы

    проблемный диалог

    метод «шести шляп мышления

    продуцирование гипотез

    эвристическая беседа

    метод целеполагания

    метод постановки вопросов

    метод решения мыслительных задач

    метод конструирования понятий

    метод рецензирования

    метод направленного воображения

    метод умозаключений

    дебаты

    метод эмпатии

    метод парадокса

    дискуссия

    мнемотехнические методы

    метод наблюдений

    синектическая дискуссия

    методы эмоционально-волевой регуляции

    метод эксперимента

    метод доказательств

    метод сравнения

    метод аргументов и контраргументов

    метод рефлексии

    «мозговой штурм»

    метод самооценки

    «мозговой штурм»

    1. «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» – популярный метод мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Мышление делится на 6 различных режимов. Для удобства автор предлагает каждый из них представить в виде шляпы определенного цвета. Вот описание каждого из режимов:

     – Белая Шляпа – информация. Факты, цифры. Что мы уже знаем? Какая информация необходима? Как мы ее получим?

     – Красная Шляпа – эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Какие возникают чувства, догадки?

     – Желтая Шляпа – логический позитив. Поиск достоинств, преимуществ. Почему это нужно сделать? Почему это сработает?

     –  Черная Шляпа – критика. Она защищает от непродуманных действий, указывает на риск. Правда ли это? Что здесь неправильно?

    –  Зеленая Шляпа – творчество. Творческое мышление, поиск интересных идей.

    – Синяя Шляпа – организация мышления. Контроль над мыслительным процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

    2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – постановка цели или совокупности целей в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем.

     3. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – специальный метод, характерным признаком которого являются, умело наводящие вопросы педагога, с помощью которых дети подводятся к приобретению новых знаний.

     4. ПАРАДОКС – отрицание некоторого мнения, кажущегося «безусловно правильным»: «А почему не наоборот?»

    5. СИНЕКТИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ – эффективный способ стимуляции творческого воображения в процессе группового решения проблем.

    6. МЕТОД ЭМПАТИИ – сочувствие. Сопереживание, умение поставить себя на место другого.

     7. МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – основаны на построении ассоциативных цепочек.

    8. МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ – метод, при котором задается тема для направленного фантазирования, ассоциирования.

     9. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ – психические процессы, осуществляемые с использованием собственной активности человека.

    Экспериментирование можно включать в другие разные формы работы с воспитанниками: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

                                                    ЛИТЕРАТУРА

    1. http://docplayer.ru/32019299-Konsultaciya-metodika-organizacii-proektnoy-deyatelnosti-vospitannikov-dou.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

    Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

    Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2014-2015 учебный год.

    ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНА:Решением педагогического совета Заведующим МДОУ «Детский садМДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»комбинированного вида №103» Заводского района г. СаратоваЗаводского района ...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

    Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он п...

    "Методика организации экспериментов и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста"

    "Методика организации экспериментов и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (6-7 лет)"...

    Кружок экспериментальной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Юные эйнштейны»

    Программа по дополнительному образованию Кружок экспериментальной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста«Юные эйнштейны»...

    Консультации для воспитателей «Экспериментальная, познавательно- исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

    Консультации для воспитателей«Экспериментальная, познавательно- исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП «Математическое путешествие» в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста «Капитошка»:

    Цель:1. Образовательная:• Закрепить умение находить один и много предметов в специально-созданной обстановке, пользоваться словами один, много.• Закреплять умение выделять величи...