"Методика организации экспериментов и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Ермолаева Олеся Александровна

"Методика организации экспериментов и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (6-7 лет)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №103"

Заводского района г. Саратова

Сообщение к семинару

на тему:

 «Методика организации экспериментов

и исследовательской деятельности

с детьми дошкольного возраста»

(6-7 лет)

Подготовила:

Ермолаева О.А.

2016-2017 учебный год.


Современный образовательный процесс в детском саду немыслим без поиска новых, технологий.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Экспериментирование - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Оно способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Экспериментирование всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получают в процессе наблюдений и труда. Во время проведения экспериментов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.
         При экспериментировании  отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнерства. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
         Мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию используется  игровая деятельность.

Особенности организации по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста

Для детей старшего дошкольного возраста проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать  как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности.

Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Однако сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования и не считать, что он должен владеть ими только потому, что достиг того или иного возраста.

Особенности детского экспериментирования

  1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

  1. Жёсткая регламентация детского опыта не допустима. Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое на эксперимент по плану. Исключения составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред живому организму.

  1. Не следует четко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит от намеченной цели занятия. Если воспитатель радуется открытиям своих питомцев, одобряет их попытки мыслить самостоятельно, в группе создаётся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.

  1. Дети не могут работать в тишине. Многие психологи показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребёнка наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим, когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме. Создание возможности проговаривания своих действий, нужно рассматривать как один из ведущих факторов развития ребёнка в дошкольном возрасте.

  1. Учет индивидуальных особенностей детей. Поощрять детей ищущих собственные способы решения задачи, экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленнее, по какой-то причине отстает ни в коем случае «не давить» на них.

  1. Не увлекаться чрезмерно фиксированием результатов эксперимента. Главной задачей экспериментирования является обучение детей размышлению, а не формулирование выводов как таковых.

  1. Право ребенка на ошибку. Воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться «подогнать» его под представления, которые кажутся правильными. Непредусмотренный результат не является не правильным. Нужно позволить ребенку самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предложений (если при этом никому не будет нанесен вред).

  1. Строгое соблюдение правил безопасности. Дети воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но увлекаясь работой часто о них забывают. Поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности, целиком лежит на педагоге.

  1. Эксперименты незаметно и органично вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. В детском саду не должно быть четкой границы между жизнью и обучением. Эксперименты на самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

  1. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношение к работе. Нельзя порицать детей за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.

Место организации познавательно-исследовательской деятельности детей в распорядке дня.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня может быть разным.

  • Случайные эксперименты.

Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.

  • Плановые эксперименты.

К занятиям по экспериментированию воспитатель готовится заранее: определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства экспериментом. Плановые эксперименты имеют свои недостатки: занятия по экспериментированию ограниченны временными рамками, не учитывается состояние детей, их отношение к данному виду деятельности в данное время. Поэтому лучше всего проведение опытов планировать на вторую половину дня. Если ребенок испытывает интерес к работе ее можно продлить в дополнительные часы, а если наоборот, устал опыт можно прекратить и занять детей другим видом деятельности.

  • Эксперименты как ответ на детские вопросы.

К проведению таких опытов привлекаются либо тот ребенок который задал вопрос либо его товарищ. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. Самостоятельная исследовательская работа детей способствует развитию их инициативы, повышает образовательную и воспитательную ценность опытов. Если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если требуется значительная подготовка, воспитатель ее планирует.

Основные методы работы с детьми:

- экспериментальная деятельность

- решение проблемных ситуаций

Основное содержание исследований предполагает формирование у детей представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево и т.д.)

2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение)

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

Работа должна вестись по разделам:

Вода

Воздух

Песок и глина

Флора и фауна

Снег и лёд

Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для центра экспериментирования

1. Микроскопы, увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, акварельные краски, вата, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.


2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки


3. Материалы:

-природные: камешки  разного цвета и формы, глина, земля, крупный и мелкий песок,  птичьи перышки, ракушки, шишки, жёлуди, семена, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей
природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.),

-бросовые: пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки , кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, проволока, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки

Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:

-Экспериментирование;

-Исследование;

- Коллекционирование;

-Проектирование.

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заб...

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Педагогическая  идея воспитателя  рганизации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста....

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...