Проект «Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».
проект (средняя группа) на тему

Кулик Ирина Ивановна

Воспитатель МАДОУ №20 Кулик И.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperimentirovanie.docx855.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №20 станицы Крыловской муниципального образования Крыловский район.

Проект

 « Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».

                                       

 ст. Крыловская

   2016г

Актуальность: главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном , формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций.

Цель : Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности.

3. Развивать мышление, речь.

4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Срок проекта 1 месяц.

Участники: 20 детей и воспитатель.

Продолжительность исполнения -1 месяц.

Материалы и оборудование: груша , пипетка, губка, салфетка, коктейльные трубочки, вода, жидкость для мытья посуды, ванночка , стаканчики, гуашь, кисточки , лейка, песок ,формочки для куличей, зеркало.

Предварительная организационная деятельность :разучивание  потешек , рассматривание картины, рассматривание альбома « Дымковская игрушка», чтение художественной литературы соответствующей данной теме, дидактические игры, беседы, наблюдения, целевые прогулки.

      Перспективное планирование экспериментальной деятельности в  дошкольном возрасте.

Занятия.

Тема: Играем с песком.

Цель: Уточнить представления о свойствах песка. Подтвердить предположение в игре с песком.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2129.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2131.JPG

H:\фото проект\Фото-2137.jpg

Дидактические игры

Тема: «Вылепим куличики»

Цель: уточнить представления о свойствах сухого и мокрого песка.

H:\фото проект\Фото-2143.jpg

H:\фото проект\Фото-2132.jpg

 «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»H:\фото проект\Фото-2125.jpg

Тема: «Как вода гулять отправилась»

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Как вода гулять отправилась

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного! » Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит? » взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы! »

Берём поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Наливаем  воду в небольшой тазик, готовим  несколько пустых ёмкостей (стаканчики ) . Прошу детей опустить губку в воду и показать , как нужно отжать её в чашку. Потом набираем  воду резиновой грушей и переливаем  её в другую ёмкостью То же самое проделываем  и со шприцом.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2211.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2212.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2214.JPG

Занятия

Тема: «Волшебное мыло и мыльные пузыри»

Цель: закрепить знания о свойствах мыла и его назначении, путём экспериментирования.

Игры - эксперименты

Тема: «Мыльные пузырьки»

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Художественное слово

Водичка не любит нерях и грязнуль,

Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль! »

Но если мы вымоем руки и лица,

Водичка довольна и больше не злится.

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь .  Предложила детям  разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковый прозрачный стаканчик .

Воду для мыльных пузырей готовим  самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2195.JPG

«Кто разбудил китёнка.»

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Материал: ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Ветер дует-задувает,

Волны в море поднимает.

Море синее бурлит,

Недоволен папа-кит:

«Ну, на что это похоже!

Мой китёнок спать не может!

Ветер очень громко воет –

Не даёт нам всем покоя! »

Соглашается китиха:

«Надо, чтобы стало тихо!

Ветер, ветер, не гуди,

Нашу крошку не буди! »

Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и прошу детей подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2207.JPG

«Пенный замок».

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

Ход игры – эксперимента.

Художественное слово.

У нас из пены на глазах

Замок вырастит сейчас,

Мы подуем с вами в трубочку

Заиграет принц на дудочке.

В небольшую ёмкость наливаем  немного средства для мытья посуды, добавляем  воды и размешиваем. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у детей  вырастет облако переливающихся пузырей.

Даю детям  трубочку и предлагаю подуть сначала вместе со мной,  затем самостоятельно.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2209.JPG

Мыльные пузырьки

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материал: мыльная вода, коктельные трубочки, пластмассовые прозрачные стаканчики, корпус гелевой ручки.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2222.JPG

Солнечный зайчик

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Ход игры – эксперимента.

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, с помощью зеркальца  пытаемся поймать лучик и обращаю внимание детей на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предлагаю поймать убегающего «зайчика». Если детям  понравилась игра, меняемся ролями: даю   зеркало ребёнку и   показываю  как поймать луч, а затем встаю  у стены. Стараюсь  «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну-ка, заяц, спускайся к нам! » и т. д. Дети получают огромное удовольствие.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2227.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2226.JPG

«Пейте куклы вкусный сок».

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.

Материал: гуашь, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ход игры – эксперимента.

Художественное слово. Рассказываю детям небольшой рассказ о Зайке.

Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.

- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.

Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки) .

- Открывай! – скомандовал Зайка.

Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая.

- Как красиво! – восхитилась мама.

Предлагаю детям приготовить для кукол разноцветный сок, стараюсь привлечь внимание детей  элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок? »

 Расставляем  стаканы, и смотрим , что же получилось?  Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2198.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2201.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\DSCF2204.JPG

« Волшебное тесто».

Цель: познакомить со свойством муки, развиваем мелкую моторику, творческое мышление.

Оборудование: Чашечка с мукой, вода, скалка, доска для лепки , тарелочка с водой, формочки для вырезания теста, тряпочки.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мука\Фото-2206.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мука\Фото-2211.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мука\Фото-2214.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мука\Фото-2216.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мука\Фото-2210.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мука\Фото-2212.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мука\Фото-2215.jpg

        Хотела добиться положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

   В результате проведенной работы у детей сформированы следующие  качества :адекватно используются  вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми ;могут применять самостоятельно усвоенные знания и способы действия для решения новых задач, поставленных, как взрослым, так и ими  самими; в зависимости от ситуации могут  преобразовывать способы решения задач (проблем) ;умеют работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 С моей точка зрения наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют  накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Консультация "Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В.В. Воскобовича"

     Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Как с...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ по вопросу организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. Тема: Волшебница вода

Экспериментирование - способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в общих ситуациях....

«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в домашних условиях. Игры и опыты с водой»

В консультации представлены варианты организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста от 2 до 7 лет....