Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Кириллова Кристина Олеговна

Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ по вопросу организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_vospitateley_dou.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ

 «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

  1. поддержка разнообразия детства;
  2. сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Проблема состоит в том, что понятие «период дошкольного детства» по-разному воспринимается родителями, педагогами и самим ребенком. Большинство родителей хотят, чтобы ребенок был хорошо подготовлен к школе, сам ребенок в свою очередь хочет играть и удовлетворять свое любопытство, в итоге перед педагогом ставится непростая задача: направить познавательную энергию дошкольника в правильное русло, при этом в результате ребенок получает не просто новые знания, а также опыт их получения, что безусловно поможет ему в школе.

Задача педагога - воспитание внутренней потребности ребенка в знаниях

Экспериментальная работа:

- расширяет представления об окружающем мире;

- вызывает интерес к исследованию;

- развивает мышление.

Большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.

Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»

удивление,

сказочный сюжет,

проблемные вопросы и ситуации,

создание ситуации потребности в самовыражении,

стремление помочь и научить,

интрига,

сюрпризный момент,

внесение предмета с необычным эффектом или назначением

Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. 

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

 - ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;

 - предлагает различные варианты ее решения;

 - проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

 - делает выводы.

Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется педагогом. Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются  и фиксируются.

Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование  могут быть также частью любого занятия с детьми (по фэмп, развитию речи, ознакомлению с окружающим).

Основным оборудованием в уголке являются: 

  • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум  для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное внимание необходимо уделять организации познавательной, поисковой деятельности детей, которая понимается как поиск зн...