Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка

Гужова Ольга Борисовна

Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса  с детьми дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 16

города Белореченска, муниципального образования Белореченский район

Семинар-практикум

«Использование проблемных ситуаций

при организации воспитательно-образовательного процесса

с детьми дошкольного возраста»

Подготовила:

 Старший воспитатель Гужова О.Б.

                                        Г. Белореченск, 2023г

Цель: повышение уровня профессиональных знаний у педагогов в организации образовательного процесса с детьми с использованием проблемных ситуаций.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятием «проблемное обучение»;

2. Углубить знания педагогов о данной методике;

3. Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций на занятия с дошкольниками.

Ход семинара:

  1. Теоретическая часть

        Дети часто встречаются с трудностями, но мы, взрослые, стараясь оградить от них наших малышей, не даем им возможность самостоятельно думать, экспериментировать, принимать решения, решать проблемы. Дети привыкают просить, ждать помощи и подсказки взрослых, не могут справиться с трудностями реальной жизни. Мы, взрослые – родители и педагоги, должны учить детей давать оценку происходящему вокруг, закреплять умение делать обобщения, находить новые пути исследования и решения проблем, способствовать развитию познавательного интереса дошкольников. Наша цель, как педагогов: включить дошкольников в содержательную деятельность, развить у детей интерес к проблемным ситуациям, вызвать желание творчески решать их. В этом нам поможет технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения обогащает субъективный опыт детей, развивает самостоятельность, творческие способности детей.

Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Структурные единицы проблемного обучения

Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются проблемный вопрос, задача и ситуация. Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?

Рассмотрим их особенности.

Проблемный вопрос.

  Как вы думаете, все ли вопросы являются проблемными?

- Какой из этих вопросов является проблемным?

Вопросы: 1. Какие птицы улетают на юг первыми?

2. Почему ласточки улетают первыми в теплые края? (ответы участников)

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний, поэтому проблемный вопрос должен содержать в тексте вопросительные слова «Почему?», «Зачем?».

 Проблемная задача.

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.

Например: 

«Друзья живут в разных городах и хотят узнать, как выглядит их город,

какие интересные здания в нем построены, однако приехать друг к другу у них нет возможности». (Это условие). 

- Почему друзья не могут приехать друг к другу? (это проблемный вопрос).

- Что мы можем сделать, чтобы помочь друзьям?

(это вопрос для решения задачи).

Предполагаемые ответы: «Можно сфотографировать достопримечательности своего города и отправить другу фото. Можно записать видеоролик с подробным объяснением».

А сейчас переходим к следующей форме организации проблемного обучения – это проблемная ситуация. Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения, вызванное недостаточностью знаний для ее решения. Это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря, это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и  включить их в активную поисковую деятельность.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

- воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

- воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

- ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

- ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев,  сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

       Например, изучая тему «Вода», педагог сообщает достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды.

Посмотрев внимательно на комнатные цветы, овощи, выложенные на столе, дети с удивлением спрашивают: «Где же эта вода?».

Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие. Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира. Да и педагог не стремится его переубедить и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения). Он внимательно выслушивает все возражения, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно: выслушать все, подчеркиваем, все предположения детей, поблагодарить за активное участие и постепенно подвести к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?» (Чтобы убедиться в этом, надо их отжать через марлю или соковыжималку).

  1. Практическая часть

Уважаемые участники семинара, для практической части Вам необходимо разделиться на микрогруппы. Каждой команде предлагаются варианты ситуаций по разным лексическим темам. Вам необходимо эти ситуации сделать проблемными: выделить в них противоречие (проблему), а затем: поставить вопрос (вопросы) к детям, тем самым проблемную ситуацию превращая в проблемную задачу. Потом - предложить возможные варианты решения ситуации и определить, к какой образовательной области она относится (команды выбирают любую карточку и выполняют задание).

Пример работы с карточкой:

Ситуация по лексической теме «Я и мои друзья»:

два друга поссорились, не поделив между собой игрушку, но…

 

Противоречие

(проблема)

Вопросы к детям

Учебная задача

(варианты решения)

Образовательная область

 

 

 

Но, ребята не дружат и не хотят мириться, потому что не знают как.

 

 

 

Как помирить ребят?

1. Помирить их с помощью знакомых мирилок.

2. Рассказать детям пословицы про друзей: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дерево держится корнями, а человек друзьями».

3. Прочитать рассказ «Два жадных медвежонка»

4. Поиграть в игры на сплочение детского

коллектива: «Передача мяча», «Волшебный клубочек», «Нитка-иголка» и др.

5. Послушать песни про друзей.

 

 

 

«Социально-коммуникативное развитие»

 

Варианты ситуаций к карточкам:

 

Карточка № 1.Ситуация по лексической теме «Посуда»:

педагог сообщает детям, что получила письмо, где пишет вам бабушка Федора: «Я посуду перемыла и на стол поставила, но посуда спорит....»

 

Карточка № 2. Ситуация по лексической теме «Детский сад»:

в хорошую летнюю погоду дети просят воспитателя сходить в поход, но…

 

Карточка № 3. Ситуация по лексической теме «Профессии»:

Фиксики открыли свою магнитную лабораторию, но…

 

Карточка № 4. Ситуация по лексической теме «Мамин день»:

наступает международный женский день, но…

  1. Заключительная часть

Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.

На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей, ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы планирования воспитательно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГТ

Планирование воспитательно - образовательной работы по новым федеральным государственным требованиям...

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

В данной статье описан опыт по приминению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста...

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом....

«Формирование информационной среды в целях повышения уровня воспитательно – образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

1. Актуальность ИР Двадцать первый век – век информации.  Без информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) уже невозможно представить современное общество. Персональные компьютеры прочно заняли...

«Организация воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания»

Одним из путей снижения адаптационного стресса при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, повышению качества жизни ребенка является создание группы кратковременного пребывания для детей раннего ...

Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошк...

Мастер- класс "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

В 2022 году я поделилась своим опытом с молодыми педагогами детского сада по теме:"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Целью которого пов...