Работа по обобщению педагогического опыта "Познавательно – исследовательская Деятельность с детьми дошкольного возраста"
учебно-методический материал (младшая группа)

Экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте- это его каждодневная жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelno_-_issledovatelskaya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

     Познавательно – исследовательская

Деятельность с детьми дошкольного возраста

Воспитатель: Туманова И. А.                                                  

Вторая младшая группа                                                                      

2018 год                                                      

Детская любознательность,

если её удаётся сохранить,

даёт постоянный стимул к развитию.

Н.С. Лейтес

1 Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

2 Задачи исследовательской  деятельности и экспериментирования специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Я считаю что да. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Например: почему мячик катится, а куб нет, почему у кошки 4 ноги, а у птицы только 2 и т.д. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

3 Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в группе, я постаралась создать соответствующую предметно-пространственную среду, в которой главное место отвела центру экспериментирования «Песок-Вода»

4... Все это позволило нам проводить всевозможные игры - эксперименты. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки) нет. С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами. Из сказки «Про маленькую капельку» дети узнали, что когда очень холодно, водичка может превратиться в лед, а вернуться назад, ей поможет солнышко.

Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек. Для этого рассматриваем с детьми картины, ухаживаем за растениями.

В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Для этого я учу малыша способам обследования. Их формирование происходит по мере усвоения ребенком сенсорных эталонов слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем); зрительных (спектр цветов, геометрические формы); тактильных (представления о таких свойствах, как горячий - холодный, мягкий - твердый, гладкий - шершавый);обонятельных.

Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире.

Вывод: В ходе работы, я могу сказать, что дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей. Собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста....

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи в дошкольном возрасте»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей. ...

Обобщение педагогического опыта «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном», психической жизни чело...

Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к поси...