Обобщение педагогического опыта «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
проект (старшая группа)

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном», психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

Известно, что эмоции играют большую роль в жизни человека, в осуществлении деятельности. От того, какие переживания вызывают у человека жизненные проблемы, ситуации, деятельность, зависит и характер их решения, преодоления трудностей, достижение результата.

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Поэтому педагогам необходимо так построить свою работу, чтобы помочь открыть себя наиболее полно, создать условия для его творческого, интеллектуального роста и поддерживать стремление узнать мир во всех его проявлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_samoobrazovania.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном», психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

Известно, что эмоции играют большую роль в жизни человека, в осуществлении деятельности. От того, какие переживания вызывают у человека жизненные проблемы, ситуации, деятельность, зависит и характер их решения, преодоления трудностей, достижение результата.

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к 
трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Поэтому педагогам необходимо так построить свою работу, чтобы помочь открыть себя наиболее полно, создать условия для его творческого, 
интеллектуального роста и поддерживать стремление узнать мир во всех его 
проявлениях.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на собственном этапе. Занятия художественно — творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми. Кроме того, художественно — творческая деятельность, выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Мы знаем, что ребенок постоянно находится в состоянии познавательной потребности. Поэтому овладение ребенком навыками и умениями в различных видах ИЗО — деятельности также способствуют удовлетворению потребности ребенка в познании. Известно стремление ребенка в стремлении чему-то научится, чем-то обладать, и когда это ему удастся, он с радостью сообщает об этом близким, воспитателю, товарищам.

Положительное — эмоциональное отношение к ИЗО — деятельности 
возникает в процессе содержательного, дружеского, теплого общения детей
между собой, и воспитателем в процессе интересной для них деятельности на занятиях.

Темы работ могут быть весьма разнообразны и включать сюжеты из 
жизни, природы, сказок, рассказов, песен, музыки, декоративных композиций.

В процессе ИЗО — деятельности, в первую очередь оценивается общение ребенка с воспитателем, а так — же между сверстниками, воспитатель должен разрешать детям общаться друг с другом, поощрять тихое, спокойное общение, обращать их внимание на то, что и как делают дети сидящие рядом, если они нуждаются в помощи, побуждать оказывать ее.

Эмоциональное отношение к ИЗО — деятельности проявляется и тогда, когда ребенок испытывает те или иные переживания в процессе своей деятельности, в процессе создания изображения. Все, что значило для ребенка, что ему интересно, вызывает положительное эмоциональное отношение у него. Преодоление трудностей, также вызывает положительные эмоции.

Отсюда следует педагогический вывод: нужно так строить обучение ИЗО-деятельностью, так организовать занятия рисованием и лепкой, чтобы они вызывали у детей положительное эмоциональное состояние:
1. Положительные эмоции вызывать у детей поможет предоставление им свободы выбора темы  рисунка (по замыслу), лепки, а также материалов их изображения (например, для рисования, каждый может выбрать карандаш, краски, гуашь или акварель, цветные восковые мелки и др., бумагу разного цвета и формата и т.п.).

Следует отказаться от сложившихся штампов, например: дерево надо                     рисовать так, а дом так и т.д.; создающих на занятии однообразие и скуку.
2. Вызвать на занятии хорошую эмоциональную атмосферу, может и должен сам воспитатель, от его такта, терпения, умения понять ребенка, вовремя его поддержать, помочь, отметить его успехи.

Я стараюсь так, организовать ИЗО — деятельность, чтобы положительные эмоции и чувства окрашивали весь процесс изображения. С этой целью,кроме всех известных приемов и методов обучения детей на занятиях, использую связь изобразительной деятельности с игрой. Например: предлагаю детям выполнить сказку про колобка. Спрашиваю, как заканчивается сказка. Дети отвечают грустно, печально. Предлагаю сделать сказку веселой, доброй, слушаю ответы, предложения детей. Приходим к общему выводу, что колобка нужно спрятать, т.е. «замаскировать» так, чтобы лиса не смогла его съесть. Дети приступают к работе с большим воодушевлением, радостью. Они начинают фантазировать, то одевают колобка во все возможные одежды, то прячут под видом, какого — либо животного. Такие занятия доставляют детям неоценимое удовольствие.

Я включаю в занятие музыку классическую и современную, например: Чайковского П.Н., Вивальди П.М., Шаинского,  а так же шутку, юмор, сюрпризные моменты.

хочу отметить, что цвет — является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образу, он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому проявить свою индивидуальность.

Так, обычно для передачи горя, страдания художники используют      неяркие, приглушенные цвета. .Например: синий цвет нередко вызывает ощущение печали и грусти. А вот желтый цвет  излучает тепло, веселье, оранжевый также веселый, радостный, добрый цвет. Богат ассоциациями зеленый цвет, кроме того он создаст спокойное уравновешенное, миролюбивое настроение.

В своей работе я часто наблюдаю, как дети воспринимают цвет, для передачи своего отношения к изображенному предмету. Заметила то, что рисуя, обычно пользуются одним и тем же карандашом и красками, не стремясь создавать новые цвета и оттенки. Почти не используют цвет для того чтобы выразить свое отношение к изображаемому. Чтобы повысить эмоциональный отклик к изображаемому, я предлагаю детям, как можно чаще использовать палитру для смешивания красок и получения разных оттенков. В процессе обучения, учу детей с помощью цвета передавать свои чувства: любовь, радость, отчаянье, гнев и т.д.

Если говорить о цвете — как о самом важном средстве художественной 
выразительности, то можно с уверенностью сказать, что цвет является одним из главных «информаторов» передачи эмоционального состояния ребенка. С помощью цвета можно выплеснуть на лист бумаги радость и гнев, печаль или страх, а можно создать впечатления покоя и равновесия. С самого рождения цвет управляет эмоциональным состоянием. Так, например: детей радует яркий цветок, они стараются покормить птицу с ярким оперением и т.д.

Цвет — одно из самых сильных средств, в выразительности художников-
живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Поэтому очень важно научить детей в дошкольном возрасте выражать свои 
чувства, эмоции — цветом.

Чтобы дети могли использовать, такое могучее средство как цвет, 
необходимо помочь детям познать секреты образования цветных оттенков, 
т.е. научить их работать с палитрой.

Мы прекрасно знаем, что живопись — один из основных видов изобразительного искусства. Возьмем пейзаж дети любят рисовать природу, они рисуют ее такой, какой они ее видят, иногда работы получаются однообразными, отсутствует нужный колорит, форма, пространственное расположение, ребенок не находя самовыражения начинает расстраиваться и занижать свои способности. На занятии — слышится: «А я так не смогу, я так не нарисую». И у ребенка пропадает желание рисовать пейзажную картину. Поэтому мы воспитатели должны в первую очередь поднять у ребенка эмоциональный интерес, заинтересовать его так, чтобы он с желанием и уверенностью взялся за работу.

Прежде всего, мы должны проводить предварительную работу, связанную в первую очередь с наблюдением, изображаемого объекта. 
Например, осенью мы рисовали «осеннюю березу». Перед началом занятия рассмотрели ее, растущую на участке, рассмотрели со всех сторон, полюбовались «золотым   нарядом». Прочитали стихотворение о березе Е.Есенина, загадывали загадки. Обратила внимание детей на то, как поэт описывает березу «белый сарафан», «нежный стан». Поэт своими стихами пробуждает у нас светлые, добрые, радостные желания любоваться красотой «осенней березы». В итоге рисунки детей получились в красивой, теплой цветовой гамме. Дети передали свое настроение красками коричневато — желтых «теплых» тонов. Работы вызвали у них радость и удивление, желание продолжать рисовать на тему «Осени». Поэтому чтобы позже, дети рисовали на тему «Поздняя осень». Предварительно была рассмотрена картина Е.Е.Волкова «Октябрь» и картина И.И.Левитана «Осенний день», «Сокольники». При рассматривании дети уже самостоятельно находили различия в изображении картин. Дети высказывали свое мнение: «что цвета превратились из теплых в холодные, что небо пасмурное — скучное», «ветер — злой и холодный, он унес все листочки, и деревья стоят голые». Цель была такова, чтобы дети чувствовали изменения в состоянии осенней природы, привести их к пониманию того, что художник нарисовал реальную картину — то, что он видит. В итоге дети по-своему выразили свое отношение, свое настроение к нарисованному.

Примеров можно проводить много.

На моих занятиях по рисованию, атмосфера взаимопонимания, обстановка живая и непринужденная, без жестких дисциплинарных мер. Как можно больше даю возможности детям само выражаться, пусть рисуют разными материалами, традиционными и нетрадиционными. Это воодушевляет детей. Иногда я вижу, что у детей появился интерес, радостные, увлеченные лица, значит занятие не прошло даром.

Лепка — процесс довольно нелегкий, требует внимания, усидчивости. В лепке дети выражают эмоции, формой, цветом, мимикой, жестом, динамикой движений. Часто это происходит при лепки животных, птиц, игрушек, человека, сказочных героев. Например: лепим животных из пластилина. В конце занятия анализ в форме беседы
Можно бесконечно приводить примеры, но главное в том, что у детей постепенно, не только развиваются творческие способности, но и формируется эмоциональная компетентность. Дети отличают добро от зла, обиду от гнева. На занятиях отсутствует агрессия, дети стараются помогать друг другу, перестали смеяться над чужими неудачами.

Я считаю своим долгом, делать все возможное, чтобы на занятии по ИЗО-деятельности, царило спокойная, творческая обстановка, чтобы каждый ощущал себя личностью, был на равных со всеми, не сомневался в своих способностях. Моя цель помочь в этом детям. Чтобы они работали на занятие с желанием проявить себя, как можно более познать о мире искусства, которые должно вызвать только положительный эмоциональный отклик у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...

Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...

Проект по теме: «Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»

В основе художественно – эстетического воспитания лежит приобщение ребёнка к великому духовному эмоциональному опыту, вложенному в искусстве народов земли, через полноценное творчество и сотворчества ...

Обобщение педагогического опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) с помощью дидактической игры»

Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) посредством дидактической игры....

Обобщение педагогического опыта «Гендерное развитие детей младшего возраста»

Обобщение педагогического опыта «Гендерное развитие детей младшего возраста»...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых»

    Трудолюбие, как нравственное качество, формируется в сложном многогранном процессе, который требует от воспитателей не только большого терпения, но и определенных знаний возрастно...