Обобщение педагогического опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) с помощью дидактической игры»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Наталья Владимировна Зайцева

Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) посредством дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znv.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) с помощью дидактической игры»

                                                        Воспитатель: Зайцева Наталья Владимировна

Описание: сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) посредством дидактической игры

Цель: создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ; разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации; расширять кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения; способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и сенсомоторному развитию детей раннего возраста

Материал: дидактическая игра "Разрезные картинки", дидактическая игра "Воздушные шарики", дидактическая игра "Подбери по цвету", дидактическая игра "Весёлые прищепки", дидактическая игра "Геометрическая мозаика", дидактическая игра "Игрушки-веселушки"

Период раннего дошкольного возраста (от 1,6 до 2 лет) характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия.

Направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Так как этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка.

Актуальность темы обобщения педагогического опыта

Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; развивает умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; познаёт мир.

Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности. Предметами, стимулирующими познавательную активность, служат дидактические игры. Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, величины, цвета предмета, но и чёткие элементарные представления связи и отношениях вещей, их взаимодействие с окружающей средой. Поэтому дидактические игры незаменимы в развитии чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира.

Практическая значимость темы обобщения педагогического опыта

Организация работы по сенсорному развитию детей посредством использования дидактических игр позволяет педагогу:

создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;

разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;

расширять кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения;

способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и сенсомоторному развитию детей раннего возраста.

Новизна темы обобщения педагогического опыта

Цель деятельности педагога заключается не только в том, чтобы с помощью дидактической игры формировать у ребёнка умение ориентироваться в различных свойствах предметов. Использование дидактических игр помогает развивать у детей первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д. В ходе дидактической игры развивается и аналитическое восприятие ребёнка.

Итак, целью сенсорного развития ребёнка является формирование у него сенсорных способностей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

формирование у ребёнка систем перцептивных действий;

формирование у ребёнка систем сенсорных эталонов;

формирование у ребёнка умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Для решения поставленных задач детям предлагаются следующие дидактические игры:

Дидактическая игра "Разрезные картинки", направленная на:

развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;

ознакомление с понятиями "часть" и "целое";

развитие зрительного восприятия и внимания.

Детям предлагается внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей путём прикладывания одной половинки к другой. По завершению игры педагог побуждает детей к называнию полученного предмета (предмет мебели, одежды, обуви, посуды, транспорт, животное, игрушка).

Дидактическая игра "Воздушные шарики", направленная на:

развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;

развитие умения различать и называть цвета;

развитие тактильных ощущений;

развитие зрительного восприятия и внимания.

Детям предлагается завязать ленточку на шарике. При выборе шарика с ленточкой педагог побуждает ребёнка к словесному обозначению выбранного цвета.

Дидактическая игра "Подбери по цвету" , направленная на:

развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;

развитие умения различать и называть цвета;

развитие тактильных ощущений;

развитие зрительного восприятия и внимания.

Детям предлагается подобрать рыбкам чешуйки в соответствии с цветом. В ходе игры педагог побуждает детей называть цвет выбранных чешуек, сравнивать/обозначать различия/классифицировать словами "такой" - "не такой".

Дидактическая игра "Весёлые прищепки", направленная на:

развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;

развитие умения различать и называть цвета;

развитие тактильных ощущений;

развитие зрительного восприятия и внимания.

Детям предлагается найти потерянные солнцем жёлтые лучики, потерянные елочкой зелёные иголочки, потерянный тучкой дождик в виде синих капелек и потерянные рыбкой плавники и хвостик. В ходе игры педагог побуждает детей называть цвет выбранных прищепок, сравнивать/обозначать различия/классифицировать словами "такой" - "не такой".

Дидактическая игра "Геометрическая мозаика", направленная на:

развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;

развитие умения различать и называть цвета;

развитие умения различать и называть геометрические фигуры;

развитие умения различать размер фигуры;

развитие зрительного восприятия и внимания.

Детям предлагается сложить из фигурок картинку, изображенную на раздаточных карточках. Таким образом педагог побуждает ребёнка создавать какой-либо предмет окружающего мира посредством геометрических фигур (отличающихся цветом, формой и величиной) в соответствии с плоскостным изображением на раздаточной карточке. Также педагог побуждает детей называть цвет, форму, величину выбранных геометрических фигур, сравнивать/обозначать различия/классифицировать словами "такой" - "не такой".

Дидактическая игра "Игрушки-веселушки", направленная на:

развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;

развитие тактильных ощущений;

развитие зрительного восприятия и внимания.

Детям предлагаются к реализации различные игровые ситуации: покачаем игрушку, тянемся с игрушкой к солнышко, улыбнёмся игрушке, пожалеем игрушку, погладим игрушку по головке. Игра может проводиться как за столами, так и в кругу. В последнем случае детям предлагается с игрушками покружится: "Я кружусь, кружусь, кружусь, еле-еле покружусь, быстро-быстро покружусь и остановлюсь"; спрятать игрушки за спинку: "Где наши игрушки?" - "Вот они!". Каждая игрушка набита своей крупой: греча, горох, рис, фасоль.

Подводя итог, можно сказать, что использование дидактических игр в организации познавательной деятельности детей в течение одного учебного года благотворно отразилось на их навыках и умениях. Анализ деятельности по сенсорному развитию показал, что дети  успешно овладели навыками и умениями, на развитие которых была рассчитана та или иная дидактическая игра.

 В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

В связи со сказанным становится очевидным, что, используя дидактические игры для формирования сенсорного опыта, педагог решает важнейшую задачу своевременного развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...

Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоп...

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Актуальность проекта:Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а...

Обобщение педагогического опыта «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном», психической жизни чело...

Обобщенный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр».

Проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительнос...

Обобщение педагогического опыта «Гендерное развитие детей младшего возраста»

Обобщение педагогического опыта «Гендерное развитие детей младшего возраста»...