Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста».
методическая разработка

Рзаева Ирма Анатольевна

 Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста». 

Цель: повышение профессиональной компетентности  воспитателей по организации и руководству проектной деятельностью воспитанников.

 

Содержание деятельности

Ответственные

1.

Анализ выполнения решений предыдущего педсовета.

Заведующий

Старший воспитатель

2.

 

Консультация для воспитателей на тему «Эффективные методы осуществления проектной деятельности».

 

Заведующий,

Старший воспитатель

3.

Представление исследовательских проектов «Я исследователь».  Тема: «Мир игрушки».

Воспитатели групп

№1, №2, №3, №4

4.

Подведение итогов педсовета.

 Принятие и утверждение решения педсовета.

Заведующий

Старший воспитатель

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon pedsovet.pdf2.1 МБ
Файл tekst_k_prezentatsii.docx96.87 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

«Эффективные методы осуществления проектной деятельности».

Слайд 6.

           Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Слайд 7

   Переход  дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция: частичная или полная;
  • метод проектов, как форма организации образовательного пространства;
  •  как метод развития творческого познавательного мышления.

***

    Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

    Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

Слайд 8

Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:

  •  экспериментировать, синтезировать полученные знания;
  • развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Слайд 9

    Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

 Первый этап- подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка.

      В этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Слайд 10

Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления;
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать к совместной поисковой деятельности, эксперимен-тированию.

     Совершенствование психических процессов:

  • формирование эмоциональной заинтересованности;
  • знакомство с предметами и действиями с ними;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие.

  Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • осознание поставленной цели;
  • овладение различными способами решения поставленных задач;
  • способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;
  • поиск различных средств достижения цели.

Слайд 11

  • Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
  • У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Слайд 12

  • Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Слайд 13

           Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:

  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  • развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
  • формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Также формируются предпосылки учебной деятельности:

  • произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  • потребности в создании собственной картины мира;
  • навыков коммуникативного общения.

Формируются проектно-исследовательские умения и навыки:

  • выявить проблему;
  • самостоятельно искать нужное решение;
  • выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  • самостоятельно анализировать полученные результаты.

        Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

        Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

  • Слайд 14

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

  • Слайд 15

Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над проектом:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

  • Слайд 16

Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.

Первый этап - Выбор темы.

Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:

1. Что знаю?

2. Чего хочу узнать?

3. Как узнать?

      На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

        Последовательность работы педагога на данном этапе следующая:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал.

  • Слайд 17

Второй этап - реализация проекта.

     Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

      Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

     Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:

  • проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,
  • использования операций сравнения и сопоставления,
  • проблемного изложения информации педагогом,
  • организации опытов и экспериментов.

                  Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • Слайд 18

Третий этап - презентация проекта.

        Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

      Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).  Последовательность работы педагога над проектом на  данном этапе:

  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).
  • Слайд 19

Четвёртый этап - рефлексия.

      Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

 Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
  • освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

        Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

      Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

       А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, образовательная система должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

          Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же  показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

Творческий отчет на тему: «Эффективность метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Творческий отчетв рамках программы «Школа методического мастерства. С инициативой в образование»на тему: «Эффективность метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»...

Методическая разработка по теме: «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

              Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Несомненно, проектная дея...

Выступление на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Рассказывается об организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, о традиции нашего десткого сада- проводить ежегодно фестиваль " Театральная весна"...