Творческий отчет на тему: «Эффективность метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
материал на тему

Творческий отчет

в рамках программы

«Школа методического мастерства.

С инициативой в образование»

на тему: «Эффективность метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx826.98 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет

в рамках программы

«Школа методического мастерства.

С инициативой в образование»

на тему: «Эффективность метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Выполнила: педагог-психолог

МБОУНОШ №12

Синицына М.В.

Тула, 2015 г.

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке.

Изменяется роль взаимоотношения ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Появляется интерес к личностным качествам других детей. Происходит разделение детей на популярных («лидеров» группы) и малозаметных («отвергнутых»). В связи с этим у многих детей наблюдается повышенный уровень тревожности, агрессивности, заниженная самооценка, неадекватное поведение, проблемы общения со сверстниками. 

Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, что у  большинства детей отмечается низкий уровень самооценки, у 40% детей выявлен высокий уровень тревожности, у 25% детей - высокий уровень агрессивности. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно-нравственных качеств детей.

Сегодня существует множество различных методов, форм и направлений коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Я выбрала сказкотерапию, как один из наиболее эффективных и целесообразных методов.

Сказкотерапия  - это современное направление прикладной психологии, направленное на решение различных проблем с помощью сказки. Сказку можно подобрать под любую сложную ситуацию, в игровой форме мы можем научить ребенка нормам поведения, преодолевать барьеры общения с другими детьми, избавиться от страхов, неуверенности в себе. После курса занятий по сказкотерапии ребенок становится более спокойным, уверенным в себе, хорошо формирует и выражает свои мысли.

Сказка, по мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, позволяет ребенку почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, оказывает поддержку его возможностей и стремлений, помогает поверить в себя. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

По данной теме я работаю с сентября 2014г.

Целью моей работы является оптимизация межличностных отношений в группе, овладение навыками контроля над собственным поведением, снижение тревожности, развитие коммуникативных навыков детей с помощью сказки.

Основные задачи:

- развитие умения сотрудничать;

- воспитание доброжелательного отношения друг к другу;

- профилактика и коррекция поведенческих нарушений (агрессивность и враждебность, гиперактивность);

-  снижение тревожности и напряжения;

- повышение самооценки;

- развитие коммуникативных навыков.

Для решения поставленных задач была проведена следующая работа:

- сентябрь-октябрь:

  • проведена диагностика эмоционально-личностных особенностей детей, которая включает следующие методики:

- анкета наблюдения за общением ребенка со взрослыми и сверстниками для воспитателей (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков;

- цветовой тест Люшера;

- проективная методика «Кактус» М.А. Панфиловой;

  • изучена литература по данной теме (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии», «Практикум по сказкотерапии»);
  • разработана сказкотерапевтическая программа для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку»;
  • создана методическая копилка сказок для детей, испытывающих страх расставания с мамой, страх темноты и др.страхи;
  • опубликована статья на официальном сайте ОУ «Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

- ноябрь-декабрь:

  • изучена литература по данной теме (Д.Соколов «Сказки и сказкотерапия»);
  • создана методическая копилка сказок для детей, испытывающих неуверенность в себе, чувство неполноценности;
  • начата апробация сказкотерапевтической программы для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку».

Программа по сказкотерапии «Путешествие в сказку» была составлена на основе пособий «Лабиринт души. Терапевтические сказки» под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева; И. В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост». В соответствии с задачами, были подобраны соответствующие сказки, такие как «Маленький котенок», «Случай в лесу», «Сказка про ежика Витю», «Сказка о Вороненке», «Сказка о ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание», «Сказка о ежонке», «Сказка о непоседливой обезьянке» и другие.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Цели занятия

Сроки

проведения

1

«Знакомство»

Создать благоприятную атмосферу, положительный настрой на работу, принятие правил и норм работы группы, снижение тревожности и напряжения.

Ноябрь

2 неделя

2

Надо ли учиться дружбе?

Снижение агрессивности и враждебности, развитие коммуникативных навыков, воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Ноябрь

3 неделя

3

«Скажи пару ласковых!»

Коррекция нарушений в общении со сверстниками, повышение самооценки

Ноябрь

4 неделя

4

«Если дружбой дорожить…»

Коррекция агрессивности, нарушений в общении, укрепление группового доверия.

Декабрь

1 неделя

5

«Поверь в себя»

Снижение тревожности и напряжения, повышение самооценки

Декабрь

2 неделя

6

«Будем дружить!»

Коррекция нарушений в общении со сверстниками, воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Декабрь

3 неделя

7

«Посмотри на меня!»

Профилактика и коррекция поведенческих нарушений (агрессивность и враждебность, гиперактивность)

Декабрь

4 неделя

8

«У меня все получится!»

Снижение тревожности и напряжения

Январь

3 неделя

9

«Драться отменяется!»

Коррекция нарушений в общении со сверстниками, воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Январь

4 неделя

10

«Сильная воля»

Овладение навыками контроля над собственным поведением

Январь

5 неделя

11

«Ничего не боюсь!»

Снижение тревожности и напряжения, овладение навыками контроля над собственным поведением

Февраль

1 неделя

12

Надо ли учиться дружбе?

Коррекция нарушений в общении со сверстниками, воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Февраль

2 неделя

13

«Я не могу усидеть на месте»

Овладение навыками контроля над собственным поведением, профилактика гиперактивности

Февраль

4 неделя

14

«Вместе весело шагать…»

Коррекция нарушений в общении со сверстниками, воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Март

1 неделя

15

«Последняя встреча»

Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать

Март

2 неделя

Структура наших занятий по сказкотерапии строится следующим образом:

  • Ритуал «входа» в сказку (коллективное упражнение);
  • Повторение (повторение того, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, чему научились);
  • Расширение (рассказ новой сказки, рисование, сочинение сказки);
  • Закрепление (приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка);
  • Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью);
  • Резюмирование (обобщение приобретенного опыта, связывание его с уже имеющимся);
  • Ритуал «выхода» из сказки (закрепление нового опыта).

На занятиях мы используем следующие формы работы со сказкой:

1. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения детей, выявляет его систему оценок в категориях «хорошо-плохо».

2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

3. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Интересно, что часто дети, идентифицируя себя с героями сказок, сообщают об этом группе. Иногда дети говорят, что и у них когда-то был подобный случай. Так, один участник группы (мальчик 5 лет) после прочтения сказки «Как Кенгуреныш стал самостоятельным» высказался так: «И со мной, похожее было, - один раз мама меня оставила одного на улице, потому что я баловался. Я сильно испугался, как и Кенгуреныш в сказке». Здесь важно обратить внимание детей на положительный финал сказки, помочь перенести его в конкретную ситуацию жизни ребенка.

Также можно проиграть сказку в песочнице или осуществить ее постановку с помощью кукол. Работа с куклами помогает ребенку корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.

4. Использование сказки как притчи-нравоучения, которая подсказывает детям с помощью метафоры вариант решения проблемы.

Конспект занятия

Занятие 9 «Драться отменяется!»

Цель: коррекция нарушений в общении со сверстниками, воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Ход занятия:

Вводная часть

Упр. «Здравствуй»

Участникам предлагается поздороваться различными способами: глазами, локтями, бедрами, носами…Анализ: какие ощущения возникли? Было ли вам комфортно?

Основная часть

Повторение того, что было на предыдущем занятии.

Рассказ новой сказки:

Сказка «Маленький медвежонок»

Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.

Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать», так думал Медвежонок.

 Ему было грустно всегда одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.

- Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом, - сказала Белочка.

 - Но посмотрите, - закричал Зайчик, - он сжал кулаки и собирается с нами драться!

Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимал кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться.

- Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться, - закричали зверята. – Мы будем защищать себя!

И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.

- Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться, - сказали зверята. – Мы думали, ты наш новый друг, а ты!.. – закричали они.

- Мы не будем с тобой дружить!

И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками? – думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.

«Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!» - решил Медвежонок.

 На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

Вопросы для обсуждения:

- почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть?

- так ли это было на самом деле?

- почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они будут с ним дружить?

- из-за чего они так подумали?

- что помогло Медвежонку подружиться со зверятами?

- что бы ты еще ему посоветовал сам?

Заключительная часть

Упр. «Хоровод»

Ведущий предлагает встать детям в круг, взяться за руки, все друг другу улыбаются и говорят хором: «До свидания!»

Фотоотчет:

DSC_0043   

DSC_0044

Занятие 1: знакомство, создание собственной сказки

DSC_0049

DSC_0050

Занятие 2: рисование сказки «Золотая рыбка» (цель сказки: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, учить прислушиваться к мнению другого)

DSC_3070

DSC_3079

DSC_3078

Занятие 6: «Сказка про ежика Витю» (цель сказки: повышение уверенности в себе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу)

H:\МБОУНОШ № 12\Сказкотерапия\моя программа\фото\DSC_3274.jpg

H:\МБОУНОШ № 12\Сказкотерапия\моя программа\фото\DSC_3280.jpg

H:\МБОУНОШ № 12\Сказкотерапия\моя программа\фото\DSC_3266.jpg

Занятие 8: «Сказка о Вороненке» (цель сказки: снижение тревожности и напряжения, повышение уверенности в себе)

H:\МБОУНОШ № 12\Сказкотерапия\моя программа\фото\DSC_3270.jpg

H:\МБОУНОШ № 12\Сказкотерапия\моя программа\фото\DSC_3283.jpg

Занятие 14: «Сказка «Помидор Сашка» (цель сказки: воспитание доброжелательного отношения друг к другу)

H:\МБОУНОШ № 12\Сказкотерапия\моя программа\фото\DSC_3282.jpg

Занятие 13: «Сказка о непоседливой обезьянке» (цель сказки: овладение навыками контроля над собственным поведением)

Результаты:

Результаты диагностики общения детей со взрослыми и сверстниками

(Анкета наблюдения за общением ребенка со взрослыми и сверстниками для воспитателей (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков)

(количество чел., %)

Характер общения

Всего

Общение со взрослыми

1 срез

2 срез

положительное

9 чел. (60,0%)

11 чел. (73,3%)

нейтральное

6 чел. (40,0%)

4 чел. (26,7%)

негативное

-

-

Общение со сверстниками

1 срез

2 срез

положительное

12 чел. (80,0%)

14 чел. (93,3%)

нейтральное

3 чел. (20,0%)

1 чел. (6,7%)

негативное

-

-

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод, что наблюдается небольшая, но положительная динамика. 73,3,1% детей успешно взаимодействуют с педагогами, это на 13,3% больше, чем при 1 срезе. 93,3% детей успешно взаимодействуют со сверстниками.

Результаты определения психологического состояния (методика ЦТЛ)

(количество чел., %)

Психологическое состояние

Всего

1 срез

2 срез

Адекватное мироощущение

1 чел. (6,7%)

2 чел. (13,3%)

Состояние дискомфорта

8 чел. (53,3%)

9 чел. (60,0%)

Состояние напряжения

5 чел. (33,3%)

4 чел. (26,7%)

Дезадаптация

1 чел. (6,7%)

-

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что для некоторых детей наблюдается положительная динамика. Ко 2 срезу не осталось детей с дезадаптацией, также 1 человек перешел в группу с адекватным мироощущением. В состоянии дискомфорта  60,0% детей, в состоянии  напряжения - 46,7%.

Результаты определения эмоционально-личностных особенностей

(проективная методика «Кактус» М.А. Панфиловой)

(количество чел., %)

Параметры

Всего

1 срез

2 срез

Наличие тревожности

9 чел. (60,0%)

6 чел. (40,%)

Наличие агрессивности

2 чел. (13,3%)

1 чел. (6,7%)

Интровертированность

7 чел. (46,7%)

7 чел. (46,7%)

Из таблицы видно, что наблюдается небольшая положительная динамика. Снизился процент детей, имеющих высокий уровень тревожности на 20,0%, агрессивности на 6,6%. Количество интровертированных детей осталось прежним (46,7%).

Таким образом, можно сделать вывод, что цикл занятий по сказкотерапии в некоторой степени помог детям решить ряд проблем в эмоциональной и поведенческой сфере, проблемы общения со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Камен...

Консультация по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель:  Показать актуальность сказкотерапевтических  занятий с детьми дошкольного возраста....

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассказывается об особенностях использования метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста....

Презентация " Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентация "Использование методов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

План по самообразованию Тема: «Применение метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Сказкотерапия-метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. Актуальность...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Так что же такое сказкотерапия? Первое, сто приходит в голову-лечение сказками. Знания испокон веков передавались через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение?...