Опыт работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе  гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 4 «РОДНИЧОК»

ОПЫТ РАБОТЫ

 «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»

Автор работы

воспитатель МДОУ № 4

Сабельникова И.Ю.

2025 год

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

 воспринимать, наблюдать.

                                           

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

        На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе  гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

        В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М.Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

        В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Актуальность

Детское         экспериментирование,          отличаясь      специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.

Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Систематичность и планомерность проведения  поисковой деятельности прослеживается в последовательности, предложенной перспективным планом работы.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому взяла тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Работая над темой, поставила для себя цель: организация опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения этой цели поставила задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

3. Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.

        4. Представить опыт работы по проблеме организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через научные труды Е.А. Мартыновой, И.М. Сучковой,Л.М. Менщиковой.

В работе с воспитанниками поставила цель: развитие познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности.

        Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

        1. Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

         2. Формировать диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

         3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

         4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.

Организацию опытно-экспериментальной деятельности в группе строила по следующим принципам:

  1. Принцип научности:

          -  предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

         -  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

  1. Принцип доступности:

           - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.

         - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

  1. Принцип систематичности и последовательности:

         - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач  развития опытно – экспериментальнойдеятельности дошкольников;

         - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям   применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

         - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных  повторений.

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

          - предполагает      реализацию    идеи     приоритетности  самоценного  детства,

обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-        дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

         - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт,    создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

  1. Принцип целостности:

          - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и          непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

          - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

  1. Принцип активного обучения:

         - организация экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

         - использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  1. Принцип креативности:

          - «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

 инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

  1. Принцип результативности:

         - получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

        Ожидаемые результаты:

        1. Развит познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

          2. Сформировано диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

          3. Развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью

наглядных средств.

         4. Сформированы самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.

          Работу по теме провожу в следующих направлениях:

  • Работа с детьми.
  • Взаимодействие с педагогами.
  • Взаимодействие с родителями.

     В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

          Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.

          Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.

          Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.

Средствами обучения детей являются:

         - использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;

         - использование исследовательских действий;

         - интеграция познавательных и исследовательских действий.

Организация опытно-экспериментальной деятельности предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

  • Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.
  • Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
  • Самостоятельная деятельность.
  • Взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.

При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание обращаю на:

          - соблюдение правил техники безопасности;

         - культуру поведения;

         - проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;

         - доброжелательное отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.

Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами-заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.  

 Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

         - живая природа;

         - неживая природа;

         - человек;

         Живая природа: в данном направлении обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.

         С детьми проводила опыты: «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», «Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.  

         По направлению «Неживая природа» провожу опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, температурой и др. С детьми провела исследования по темам: «Волшебница вода», «В поисках сокровищ», «Магнитное притяжение земли» и др.

         Направление «Человек» раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений. С детьми провожу исследования по темам: «Откуда берется голос», «Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники»,«Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.

          II. Взаимодействие с педагогами

Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:

          - консультации по организации опытно – экспериментальной деятельности  у детей;

         - разработка единого тематического планирования;

         - проведение интегрированных занятий;

         - трансляция опыта.

Взаимодействие с семьей

Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.

Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

         1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

         - информационные стенды;

         - памятки, буклеты;

         - сайт ДОУ;

         - папки-передвижки.

         2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.

          - помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования);

         - посещение открытых мероприятий «Почему семена сеют в землю?»;

Работа с родителями осуществляется через проведение:

         - родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в

         семье», «Проведение экспериментов летом»;

         - консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;

        - открытые занятия;

        - дни открытых дверей;

        - создание совместных проектов: «Почему растет растение».

   Перспектива

         Овладение способами практического взаимодействия с  окружающей   средой

обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Работа по данной теме поможет мне в преобразовании предметно-пространственной среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей. Наработка конспектов позволит осуществлять  деятельностный поход к развитию познавательной активности детей. Собранный материал поможет мне создать методическое пособие «Экспериментируем вместе с детьми».

         Методический блок

  1. Перспективные планы: по организации опытно – экспериментальной деятельности.
  2. Конспекты непосредственно образовательной деятельности:

«Магнитное притяжение земли»,

«Волшебница вода»,

«В поисках сокровищ»,

«Почему семена сеют в землю».

Проект: «Почему растет растение».

  1. Алгоритмы:

- Живая природа,

- Транспорт.

  1. Модели:

- Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды.

- Модель взаимосвязей в экосистемах.

- Модель, отображающая влияние факторов неживой природы на животный мир.

- Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды.

  1. Консультации:

- «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка»;

- «Детское экспериментирование»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

    В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и ...

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный ...

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...