Опыт работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 4 «РОДНИЧОК»
ОПЫТ РАБОТЫ
«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Автор работы
воспитатель МДОУ № 4
Сабельникова И.Ю.
2025 год
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М.Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Актуальность
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.
Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Систематичность и планомерность проведения поисковой деятельности прослеживается в последовательности, предложенной перспективным планом работы.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому взяла тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Работая над темой, поставила для себя цель: организация опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения этой цели поставила задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
3. Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.
4. Представить опыт работы по проблеме организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через научные труды Е.А. Мартыновой, И.М. Сучковой,Л.М. Менщиковой.
В работе с воспитанниками поставила цель: развитие познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
2. Формировать диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.
Организацию опытно-экспериментальной деятельности в группе строила по следующим принципам:
- Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
- Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
- Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальнойдеятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
- Принцип активного обучения:
- организация экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
- Принцип креативности:
- «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
- Принцип результативности:
- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Ожидаемые результаты:
1. Развит познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
2. Сформировано диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью
наглядных средств.
4. Сформированы самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.
Работу по теме провожу в следующих направлениях:
- Работа с детьми.
- Взаимодействие с педагогами.
- Взаимодействие с родителями.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы:
Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.
Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.
Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.
Средствами обучения детей являются:
- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;
- использование исследовательских действий;
- интеграция познавательных и исследовательских действий.
Организация опытно-экспериментальной деятельности предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.
- Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
- Самостоятельная деятельность.
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.
При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание обращаю на:
- соблюдение правил техники безопасности;
- культуру поведения;
- проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
- доброжелательное отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.
Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами-заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.
Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек;
Живая природа: в данном направлении обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.
С детьми проводила опыты: «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», «Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.
По направлению «Неживая природа» провожу опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, температурой и др. С детьми провела исследования по темам: «Волшебница вода», «В поисках сокровищ», «Магнитное притяжение земли» и др.
Направление «Человек» раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений. С детьми провожу исследования по темам: «Откуда берется голос», «Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники»,«Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.
II. Взаимодействие с педагогами
Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:
- консультации по организации опытно – экспериментальной деятельности у детей;
- разработка единого тематического планирования;
- проведение интегрированных занятий;
- трансляция опыта.
Взаимодействие с семьей
Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.
Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:
1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)
- информационные стенды;
- памятки, буклеты;
- сайт ДОУ;
- папки-передвижки.
2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.
- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования);
- посещение открытых мероприятий «Почему семена сеют в землю?»;
Работа с родителями осуществляется через проведение:
- родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в
семье», «Проведение экспериментов летом»;
- консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;
- открытые занятия;
- дни открытых дверей;
- создание совместных проектов: «Почему растет растение».
Перспектива
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой
обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Работа по данной теме поможет мне в преобразовании предметно-пространственной среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей. Наработка конспектов позволит осуществлять деятельностный поход к развитию познавательной активности детей. Собранный материал поможет мне создать методическое пособие «Экспериментируем вместе с детьми».
Методический блок
- Перспективные планы: по организации опытно – экспериментальной деятельности.
- Конспекты непосредственно образовательной деятельности:
«Магнитное притяжение земли»,
«Волшебница вода»,
«В поисках сокровищ»,
«Почему семена сеют в землю».
Проект: «Почему растет растение».
- Алгоритмы:
- Живая природа,
- Транспорт.
- Модели:
- Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды.
- Модель взаимосвязей в экосистемах.
- Модель, отображающая влияние факторов неживой природы на животный мир.
- Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды.
- Консультации:
- «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка»;
- «Детское экспериментирование»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и ...

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Консультация для воспитателей с презентацией...

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный ...
Новые подходы к организации краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Доклад на педсовете для воспитателей ДОУ...

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...