КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
консультация

Рахимжанова Флорида Шамилевна

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

на тему:

«Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила:

Рахимжанова Ф.Ш.

        

        2021

          В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Это связано с тем, что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования воспитательно-образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, субъектности, целостности и интегративности. Именно гуманное отношение к ребенку как субъекту воспитательно-образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития дошкольного воспитания и образования. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.

         

Как же проводится подготовка к ООД и что следует учитывать?

Подготовка к ООД включает следующие компоненты:

• интеграция пяти образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя и обогащая друг друга при решении дидактических задач особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в теме, уровня подготовленности детей на данном этапе от простого к сложному);

• соответствие и продуманность структуры ООД задачам и сюжетная линия ООД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов перехода от одной части к другой) целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, вариативность задания;

• подготовка материала и оборудования (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).

• целевая составляющая (триединство - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО (обучающая: повышать уровень развития ребёнка; воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения; развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие).

          Сегодня, формулируя задачи образовательной деятельности, мы убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, обогащать, формировать и т. д.

          Организуя ООД с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта ООД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей ООД (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей ООД они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

          Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка); сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они и известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими.

Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ.    

Алгоритм постановки цели: оценка имеющейся проблемы и определение главной, чёткой ее формулировки; определение шагов (действий) по её решению, их последовательность; точное определение промежуточного результата (эффекта) исполнения каждого шага (действия); оценка каких (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной ООД; определение и формулировка цели ООД, содержащей описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ОД.

Способ достижения цели в НОД - это совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели, которая называется методом.

Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности педагога и воспитанника в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания ООД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Каждый метод состоит из определённых приёмов (элементы того или другого метода, частное по отношению к общему, которые направлены на решение более узкой учебной задачи и чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят).

При организации ООД используют методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые).

Методика проведения ООД включает следующие компоненты:      

- реализация всех видов детской деятельности и использование разнообразных форм организации детей, которые зависят от степени активности детей, наличия интереса, навыка самостоятельности, уровня коммуникативности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности, сложности материала.

- форма организации обучения осуществляется в определенном порядке и режиме и отличается по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения.

 Структура ООД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится:

- на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка;    - на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;

- на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- на партнёрской форме организации образовательной деятельности 

 (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

          Этапы реализации ООД:

  1. Вводная часть:
  • Создание игровой ситуации (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность). Предполагает: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность.  Детям предлагается личностно-значимая ситуация, которая должна заканчиваться фразами: «Хотите?», «Сможете?» и др..
  • Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе ООД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе ООД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог).
  1. Основная часть: 
  • Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация, мотивационная игра), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений.
  • Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
  • Решение проблемы. Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).
  • Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового. Повторение и развивающие задания  по желанию воспитателя.
  1. Заключительная часть.  Рефлексия.

Подведение итогов ООД:

  • описание положительных действий воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали, где новое пригодится).
  • воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке (взаимооценке) результатов деятельности:

- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;

          - в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке     результатов деятельности детей;

          - в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и  самооценке результатов привлекаются дети.

          Какие же инновационные технологии используются?

Это проектная деятельность, проблемно-поисковая  исследовательская деятельность, ТРИЗ, метод моделирования, дифференцированное обучение, деятельностный метод, интегрированное обучение, проблемно-игровое обучение, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии.

          Успешность формирования ООД зависит от того, какими мотивами она побуждается: от определения содержания, направленности и характера деятельности. Выбор мотивации зависит от задач и целей, учёта возрастных особенностей. Мотивация должна быть экономной. Основной мотив участия/неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие/отсутствие интереса.

          Воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, поэтому он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Особое внимание уделяется предметной развивающей среде, которая должна быть ориентированной на ребенка и способствовать тому, что дети самостоятельно делают выбор; активно играют; используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; работают все вместе и заботятся друг о друге; отвечают за свои поступки.

          При проведении ООД следует выполнять ряд санитарно-гигиенических требований: прежде всего это учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей и соблюдение гигиенических условий (помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям); удовлетворение двигательной активности; длительность ООД должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

          Дидактические требования: точное определение образовательных задач ООД, ее место в общей системе образовательной деятельности; определять оптимальное содержание ООД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели ООД; обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер ООД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия; использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами, сюжетно-дидактические и игры-инсценировки ит.д.); систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

          Организационные требования: иметь в наличие продуманный план проведения ООД; четко определенные цель и дидактические задачи ООД; грамотно подобранные для рационального использования различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ; необходимая дисциплина и организованность детей при проведении ООД. ООД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям, ее следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на ООД, используются в свободной деятельности);  полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

Также следует создать обеспечение психолого-педагогических условий в ООД: обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивная помощь детям; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; развитие коммуникативных способностей детей и умения детей работать в группе сверстников.

 Какая должна быть форма общения педагога с детьми при проведении ООД? Это - партнерские отношения: взрослый – партнер, рядом с детьми, вместе, в круге. В ходе проведения ООД разрешено свободное размещение детей и их свободное перемещение в процессе деятельности, а также свободное общение детей (рабочий гул). Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе); образовательная деятельность детей в режиме дня.

          В проявление личностных качеств педагога следует отметить речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность, его педагогическую культуру, такт, позицию по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид. Организация ООД в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

В заключение хочется сказать, что от педагога зависит успех и эффективность воспитательно- образовательной работы, основной целью которой является реализация требования программы воспитания и обучения, а главной задачей – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. Современные подходы к организации ООД требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. А достичь этого можно только в процессе правильной организации ООД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. ООД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Таким образом, правильно организованная НОД это:

- мотивация;

- субъект-субъект, сотрудничество;

- интеграция;

- проектная деятельность;

- партнерство;

- комплексный подход к обучению;

- самостоятельно-поисковая деятельность;

- разнообразие видов деятельности;

- совместная деятельность воспитателя и ребенка;

- взаимодействие с семьями детей;

- учет интересов детей;

- эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

    В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и ...

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках....

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции областей в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила воспитатель МКДОУ "Детский сад "Сказка": Юрьева Ю.Е.1Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (и...