Опыт работы на тему: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной - городом Выкса"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Степнова Марина Вениаминовна

Данный материал отражает опыт работы в рамках проекта по воспитанию патриотизма и гражданственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

 «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной – городом Выкса».

        В наше время идея   патриотизма и гражданственности, приобретая все большое значение, становится задачей государственной важности.  При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе и культуре родного края с любви, к которому начинается любовь к Родине, поэтому детей необходимо подвести к пониманию, что их город – частица России – страны, которая считается родным домом для всех россиян.

        Я работаю с детьми старшего возраста. Дети моей группы очень любят гулять по улицам города, наблюдать за его жизнью. Но из бесед с ними я поняла, что у ребят слабые, поверхностные знания о нашем городе. И это подтолкнуло меня на мысль о необходимости восполнить пробел в знаниях детей. Я поставила перед собой цель.

        Цель: формирование у детей интереса, чувства любви и уважения к малой Родине в процессе проектной деятельности.

Из цели вытекают следующие задачи:

- Способствовать воспитанию чувства любви к малой Родине через знакомство с её историческими, культурными и природными ценностями.

- Расширять знания детей о географическом расположении, природно-экологическом своеобразии родного края, о главных достопримечательностях и людях, его прославивших.

- Создать условия для:

- развития эстетического отношения к родному краю;

-творческой самореализации каждого ребёнка через его участие в познавательно – исследовательской  деятельности.

- Формировать социально-нравственные качества: потребность в проявлении добра, милосердия, заботы, справедливости, патриотизма.

Я предполагаю, что в результате проведённой работы дети моей группы будут знать:

 - название своей малой Родины,

 - историческое прошлое родного города.

        Что дети будут иметь представление:

- о себе как о жителе города,    

- о природе родного края,  

- о его достопримечательностях,

- о предметах местного производства,                          

- о предметах материальной культуры;    

        Ожидаю, что дети будут стремиться к экспериментированию, познанию, творчеству.  

        И очень надеюсь, что они будут:

- гордиться своим городом,

- проявлять любовь к родному краю,

  - интересоваться событиями, происходящими в городе,

  - любоваться красотой окружающей природы,

  - проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края,    

        заботиться о них,

  - проявлять осознанное восхищение, бережное  отношение к изделиям  

        народных промыслов, к рукотворному миру малой Родины,

  - проявлять любовь к труду, чувство гордости за людей, работающих в городе Выкса.

      Работу по данной теме я строила с учётом следующих возрастных особенностей детей.  Для детей старшего дошкольного возраста характерен более высокий (по сравнению с детьми 4-5 лет) уровень развития мышления. Развивающееся у них в этом возрасте умение замечать изменения в окружающем мире, сравнивать, обобщать, классифицировать различные предметы и объекты обуславливает возможность познания детьми не только фактов, но и достаточно сложных связей и зависимостей, существующих в жизни.

      Во взаимодействии с взрослыми дети старшего возраста используют разные формы общения (деловое, познавательное, личностное), которые находят  выражение  при  взаимодействии с окружающим  миром и способствуют развитию у детей  ценностных ориентаций в поведении и деятельности, углублению познавательных интересов.

      Поэтому в этом возрасте важно способствовать расширению и уточнению представлений детей об окружающем посредством конкретизации имеющихся у них знаний и развития, соответствующих их возможностям познавательных умений, а также обобщать и систематизировать представления детей об окружающем мире.

      Необходимо как можно чаще ставить пред детьми интересные и доступные задачи, обеспечивать возможность взаимодействовать с объектами, наблюдать за ними.

Однако у детей 5-6 лет имеются  некоторые возрастные ограничения. Это несформированность исторического сознания; они не могут представить историческую прямую времени, определять своё место на неё и проследить удаленность тех или иных событий.

В связи с этим кроме учёта психолого-педагогических особенностей при выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом я опиралась на следующие принципы: историзма, гуманизации,    дифференцирования,         интегрирования,  краеведения.

      Наше  дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

     Работая над проблемой  знакомства детей с родным городом, я изучила в этой программе раздел «Ребёнок и окружающий мир» (явления общественной жизни). В этом разделе определены задачи работы с детьми по данному направлению.

     Однако в программе нет конкретного материала по ознакомлению детей с малой Родиной. И тогда я обратилась к другой методической литературе: я изучила парциальные  программы:

    - «Мой родной дом»  Костиной Э.П., Кочневой Н.Н., в которой упор делается на нравственно – патриотические качества личности ребёнка на основе приобщения к истокам русской национальной культуры.

    - «Край родной»  Серебряковой  Т.А., упор на знакомство с природой родного края.

А также методические разработки по данному вопросу:

  -  Дыбиной О.В. «Ребёнок и окружающий мир»,  

  -  Кондрыкинской Л.А. «С чего начинается Родина?».

 - Данилиной Г.М. «Дошкольнику об истории и культуре России», здесь рассматривается вопрос знакомства детей с родным краем в процессе интегрированных занятий, включающих все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

        Кроме перечисленной выше,  я использовала дополнительную литературу:

а) Книги краеведческого характера:

  • «Здравствуй Выкса!: прогулки по улицам нашего города», составитель: Н.М. Арсентьев, А.В. Кузнецов.
  • «Второе рождение», составитель М.М. Рогов.

б) Художественную литературу.

в) Периодические издания: газеты, журналы.

     Каждая из перечисленных программ и дополнительная литература  в том или ином аспекте затрагивают вопрос формирования у детей интереса к малой Родине  и позволяют выстроить систему работы по данному направлению.

На основе выше перечисленных методик мною была разработана система работы по ознакомлению детей с родным краем, работа велась по следующим направлениям: обогащение знаний детей и РППС, а также  взаимодействия с родителями, со специалистами и с социумом.

        Одними из главных форм работы с детьми я считаю экскурсии и целевые прогулки.

        Есть такая пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вот почему я считаю экскурсии и целевые прогулки одними из главных форм работы с детьми.

     Задача экскурсий по городу, в музей, на различные выставки – активизировать имеющиеся знания, побуждать их устанавливать связь между ними и новой информацией, полученной из повседневной жизни.

        Я заметила, что среда города (достопримечательности, культурные объекты, такие как библиотека, музей, природа и т.д.), а также повседневное общение с взрослыми и сверстниками в ходе прогулок, экскурсий, наблюдений, посещений общественных и культурных заведений, обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края более эффективно, чем какие либо другие формы и методы.

               Кроме этого, я использовала в своей работе такую форму как занятия (комплексные, тематические и др.)

        Я старалась, чтобы информация, полученная детьми на занятиях, не только вызывала у них положительные эмоции и чувства, но и побуждала их к активной деятельности. Так, например, после занятия, на котором шла речь о том как сделать наш город чистым и уютным, дети сами предлагали посадить около дет. сада цветы, чтобы наш дет. сад стал ещё красивее.

        Также я использовала в работе беседы (о прошлом и настоящем родного края), различные беседы (познавательные, этические, эвристические), которые я проводила  в процессе свободной деятельности (во время утреннего приёма детей, прогулок, в вечерний отрезок времени). Определённым итогом моей работы стало проведение тематического праздника «Вы откуда? – Мы из Выксы!»

        В своей работе я использовала различные методы и приёмы: развивающие методы обучения ТРИЗ. Но я считаю, что наиболее целесообразной формой  для решения задач знакомства с родным городом является проектный метод.

    Во-первых, он позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем.

    Во-вторых: проектный метод позволяет объединять детей, родителей, воспитателей в совместной деятельности.

    В-третьих: ребёнок сам выбирает тему, способ работы и получает результат. Мною был реализован проект на тему «Вы откуда?! – Мы из Выксы!».

        Все свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности, например: коллективная аппликация «Мы в Выксе родились, мы в Выксе живем», рисунки детей на тему: «Мой любимый город Выкса».

        Спецификой организации всего педагогического процесса является построение работы с детьми по сюжетно – тематическим линиям. Оно позволяет объединить различные виды деятельности детей на основе единого содержания.

        Например: при знакомстве с Выксунским Металлургическим Заводом сначала была экскурсия к проходной ВМЗ, затем занятие на тему:  «Знакомство детей с прошлым и настоящим ВМЗ».

        На занятии по развитию речи дети составляли рассказы  о Выксе, разучивали стихи о заводе.

        На музыкальном занятии разучивали песню о ВМЗ.

        В процессе изобразительной деятельности рисовали совместно с родителями «Наш завод», а в группе делали аппликацию «Заводская проходная».

        Из строительного материала строили «Главные объекты ВМЗ (проходную, заводоуправление, цеха завода).

        Играли в сюжетно - ролевую игру «Завод».

        Проводили эстафеты, соревнования «Кто быстрее приступит к работе».

        А в заключении изготовили альбом «Выксунский Металлургический Завод». Таким же образом строилась работа и по другим темам проекта.

        Создание в детском саду системы работы по ознакомлению детей с малой Родиной предполагает тесное сотрудничество всех специалистов. Мне в моей работе помогают:

  • Старший воспитатель
  • Музыкальный руководитель
  • Инструктор по физической культуре
  • Педагог- психолог

Старший воспитатель подбирала мне методическую и дополнительную литературу по данному вопросу. Поправляла мою работу, консультировала меня.

Музыкальный руководитель организовывала концерт русской народной песни и танца. Организовала знакомство детей с таким социальным объектом нашего города, как музыкальная школа. Принимала участие в организации и подготовке праздников. Знакомила детей с музыкальной жизнью нашего города.

Инструктор по физической культуре развивает интерес к русским народным играм. Организовала знакомство с такими социальными объектами нашего города, как стадионы, спортивные комплексы.

Педагог- психолог

  • формирует навыки сотрудничества .
  • Обучает адекватному выражению эмоций и чувств.           

        Особое внимание в своей работе я уделяла укреплению связей с родителями. Я поняла, чтобы пробудить у них интерес к жизни детей и активизировать их участие в различных мероприятиях, необходимо вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними.

        Чтобы привлечь родителей к активному обсуждению вопросов воспитания детей, я использовала в своей работе:

  • групповые и индивидуальные консультации
  • родительские собрания

Очень запомнилось всем родителям собрание на тему: «воспитание любви к родному городу», совместно с психологом С.А.Медведевой. Я предложила родителям «Памятку по воспитанию любви к родному городу».

В своей работе я старалась добиться того чтобы родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Мамы и папы участвуют и совместных театральных постановках, тематических праздниках и развлечениях. Так, на празднике нашего города дети с удовольствием слушали песню о Выксе в исполнении мам. А мама Маши Ф. Преобразилась в скомороха и завлекала детей, организовывая игры и хороводы. Такие виды досуга объединяют детей и взрослых.

Родители были вовлечены и в исследовательскую деятельность  с дальнейшим предоставлением ее результатов, (творческие семейные проекты я предоставляю вашему вниманию). Таким образом, использование разнообразных форм работы с родителями дало положительный результат. Родители стали полноправными участниками педагогического процесса, моими помощниками в воспитании детей. 

Кроме родителей я начала работать в тесном контакте с культурно-образовательными учреждениями. Так, например, я наладила связь с библиотекарем Ниной Николаевной, которая помогла мне подобрать интересный материал о Выксе для занятий, организовала встречу детей с выксунскими поэтами.

  Я познакомилась с директором музея, и она помогла мне в подборе информации о прошлом Выксы. Работники музея познакомили детей с изделиями выксунских мастеров.

Работники художественной школы рассказали детям о бывшем директоре школы Б.И. Бедине (он жил и работал в доме, где находится школа). Дети побывали на выставке рисунков детей художественной школы, также была налажена связь с учителем школы №6 Ермохиной Ларисой Энгельсовной, она пригласила нас на обзорную экскурсию в школу.

        Наиболее тесная связь была установлена с Дк. им. Лепсе и стадионом «Металлург». Особенно детям запомнилась обзорная экскурсия, которую провела Нина Ивановна Черняк. Посетили мы с детьми выставку кукол России и др. стран.

Тесный контакт был установлен с тренером футбольной команды «Металлург» Малеевым В.М. Он помог нам познакомиться со стадионом и знаменитыми спортсменами города.

Познакомились с Курганским Андреем Сергеевичем, который играет в футбол за сборную команду «Металлург», с Матюковым Сергеем Васильевичем, чемпионом многих соревнований по борьбе «самбо». Они являются родителями моих воспитанников.

Для реализации поставленных задач, в группе были созданы следующие условия:

центр социального развития, где находится следующий материал

  • макет микрорайона Гоголя
  • карты города и Нижегородской области
  • герб города
  • тематические папки с фото и иллюстрациями Выксы
  • открытки, альбомы с достопримечательностями родного края
  • дидактические игры: «собери герб», «найди памятник», «узнай пруд»

В книжном уголке у нас книги о родном крае, стихи местных поэтов. В  центре экологического развития находятся альбомы с фото и иллюстрациями растений и животных Выксунского района и Нижегородского края.

Я собираю и пополняю материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:

  • предметы старины
  • русские игрушки

Таким образом, дети моей группы имеют возможность пополнить и закрепить знания, полученные на занятиях, в самостоятельной деятельности.

Результативность проведенной работы отслеживалась с помощью диагностической методики «Я и мой город», разработанной коллективом кафедры дошкольного образования РГПУ им. Герцена г. Москвы.

Результат диагностики позволяет сделать следующий вывод:

  • Увеличился процент детей, имеющих условно-высокий и условно-средний уровень знаний о родном крае.
  • Условно-низкий уровень знаний не прослеживается.
  • Появились знания у детей об основателях города Выксы, о гербе города, о прошлом родного края. Затруднения у детей вызывают знания о знаменитых людях города, что я постараюсь учесть в своей дальнейшей работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с малой родиной - родным городом

Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убран...

НОД для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - поселок Газырь"

Данная тема направлена на развитие чувства патриотизма у детей, сначала за свой поселок, а потом и за Родину....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста " Моя малая родина".

Ознакомительное занятие по достопримечательностям города Северска....

Литературная композиция для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина" В. М. Шукшин

Василий ШУКШИНСЛОВО О «МАЛОЙ РОДИНЕ»Литературная композиция для детей старшего дошкольного возраста.Наша сегодняшняя встреча будет посвящена нашему земляку В.М.Шукшину (1 слайд).Он был актером, снимал...

Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина"

Проект "Моя малая Родина" поможет детям узнать историю возникновения родного города Березники, основные достопримечательности, флаг и герб города, известных людей....

Деятельности педагога с детьми по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Малой Россией. «Город Энгельс-город мой родной.»

Энгельсский муниципальный район Саратовской областиМуниципальное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №76»...