Главные вкладки

    ОПЫТ РАБОТЫ "Сохранение положительного эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста по средством танцевально- ритмической деятельности"
    статья по музыке (старшая группа) на тему

    Ещенко Лариса Викторовна

    Педагогический опыт представлен ввиде исследования влияние танцевально-ритмической деятельности на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сохранение положительного эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста по средством танцевально- ритмической деятельности.

    На современном этапе развития нашего общества проблема охраны и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста - одна из наиболее актуальных. Одним из условий, необходимых для создания  социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является обеспечение эмоционального благополучия детей, развитие умения работать в группе, коммуникативных способностей, поддержка индивидуальной инициативы детей.

    В дошкольном возрасте право ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость.

    Проблема формирования психологического здоровья детей остается одной из ведущих в педагогической системе.

    Состояние ребенка характеризуют эмоции. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Они помогают  ему  приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан – значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым – значит, в его мире все хорошо.

    В старшем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

    Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе – в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. Поэтому важным моментом является координация эмоционального состояния ребенка.

    Использование психогимнастических  игр способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию ловкости и меткости, координации движений, повышению эмоционального тонуса детей (Чистякова М.И.).

    В сохранении психологического здоровья и снятии психоэмоционального напряжения у детей очень велика роль музыки и танца.

    Какие  же методы и приемы нужно использовать нам, педагогам, на музыкально-ритмических и танцевальных занятиях?

    Опираясь на опыт работы таких педагогов-психологов, как Т.А. Данилина,  Н.М. Степина,  Н.Л. Кряжева , были определены ведущие методы: игры, этюды, танцевально- двигательные техники  В качестве ведущих методов были определены:   игры, этюды, танцевально-двигательные техники, релаксационные  и гимнастические упражнения.

    С помощью мимических и пантомимических этюдов  дети учатся

    выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольств. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений.

    Танцевально-двигательные техники развивают пластику, гибкость тела, снижают мышечные зажимы, дают ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение.  

    В ходе педагогической деятельности мной использовался вышеуказанный способ снятия психоэмоционального  напряжения.  Например, танцевальная композиция: «Морские волны». Детям предлагалось тесно сжаться в шеренге, руки поднять вверх и постепенно в такт медленной музыке опускать и поднимать руки ( иногда выполнять, сидя на одном колене) . «Волны» ритмично  покачивался то в одну, то в другую сторону, становились то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают  и покачиваются). Дул сильный ветер, и «Волны» распадались на маленькие капельки, которые свободно разлетались, кружились, соединяясь друг с другом. «Волны» светились радостью и добром. При выполнении этого упражнения основная часть детей активно включались в танцевально-двигательный процесс.

        Для  активизации  эмоции радости  использовались  такие этюды,  как «Кто как радуется», «Новые игрушки», «Встреча с другом», «После дождя», «Танец радости», «День рождения», «Салют», «Золотые капельки»,  «Веселый хоровод» и другие.

          В ходе  выполнения танцевальной игры «Веселые бабочки и грустные аисты»

     я предлагала  детям  поочерёдно превращаться то в грустных аистов, то в веселых бабочек. Играя роль аистов, дети высоко поднимали ноги, широко шагали с отведёнными в стороны руками, с нахмуренными бровями, покачивая  печально головой. Играя роль бабочек,  все улыбались, легко двигались по залу, махали крылышками, подпрыгивая и кружась от радости.

       Совместная форма работы с детьми в конкретной игровой ситуации – лучший  способ добиться позитивного результата.

    В ходе  выполнения этюдов  детям предлагалось  выполнить  определенные

    движения с помощью мимики, пантомимики, жестовой коммуникации:  

    - «Покажи, как идет мелкий и частый дождик, а теперь, как   с неба падают тяжелые  большие капли».

    - «Полетаем, как маленький, шустрый воробей, а теперь – как чайка или  как орел».

    - «Походим как старая бабушка, а теперь попрыгаем, как веселый клоун».

    - «Пройдите как ребенок, который учится ходить».

    - «Осторожно подкрадываемся, как кошка к мышке».  

    - «Задумчиво пройдемся как рассеянный человек» и другие.

    Анализ проведенной работы показал, что  игры, упражнения, танцевально-двигательные техники  способствовали  психологической разгрузке,  создавали эмоциональную поддержку, укрепляли климат психической безопасности в группе.

    Для создания танцевальных композиций необходимо обеспечить творческий процесс разнообразным, ярким, эстетичным и безопасным оборудованием (атрибутами), которые в полной мере соответствуют возрасту и индивидуальным способностям дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

    Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы...

    Формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста как средство социально – коммуникативного развития.

    В статье представлены цель, предмет, объект, задачи исследования по формированию эмоциональной сферы дошкольников....

    «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» (Опыт работы)

     Почему я считаю проблему развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальной в наши дни?     Данная проблема приобретает все большее значение в настоя...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...

    Педагогический опыт.Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) средствами песочной терапии»

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речевое развитие в ДОУ включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного ...

    Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

    Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.Цели:Учить детей адресовывать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам.Актуал...