Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »
материал на тему

Татьяна Владимировна Шкомлотова

Инновационная площадка ДОУ

Тема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"

Экологическое воспитание дошкольников- это не просто дань" модному "направлению в педагогике.Это воспитание в детях способности понимать, любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического и нравственного воспитания. Общение детей с природой обогощает духовную сферу человека, способствует формированию положительных  моральных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ploshchadka_dokument_microsoft_office_word.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16»

«Формирование экологической культуры и  самосознания  дошкольников в совместной проектно-исследовательской  образовательной деятельности »

подготовила

старший воспитатель МДОУ «ДС №16»

Шкомлотова  Татьяна Владимировна

2018г.

Инновационная площадка

муниципального   дошкольного  образовательного учреждения

«ДС №16» с. Сотниковское.

Тема проекта:

«Формирование экологической культуры и  самосознания  дошкольников в совместной проектно-исследовательской  образовательной деятельности »

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

1. Цели, задачи и основная идея инновационного проекта (программы)

1.1. Тема проекта: «Формирование экологической культуры и  самосознания  дошкольников в совместной проектно-исследовательской  образовательной деятельности »

  1.2. Цель проекта: повышение качества работы ДОУ на основе создания экологообразовательной среды в ходе развития экологического взаимодействия в совместной проектно-исследовательской  образовательной деятельности .

1.3. Задачи проекта: - разработка , апробация и внедрение комплексной программы инновационной деятельности на основе современных педагогических технологий  и методов обучения дошкольников;

- повышение качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС,

 - формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности экологической направленности;

- включение педагогов ДОУ, воспитанников, родителей, представителей  общественности в систему эффективного социального партнерства;

 - создание банка данных экологообразовательных инициатив решения локальных экологических проблем;

-оценка функционирования и диагностика эффективности инновационной программы;

 - распространение опыта по преобразованию образовательного пространства, созданию экологообразовательной среды, вовлечению родителей и др. социальных партнеров в образовательный процесс ДОУ;

- составление экологического паспорта  ДОУ.

- формирование позитивного имиджа ДОУ.

1.4. Идея инновационного проекта: Дошкольное образовательное учреждение представляется нами как самоорганизующаяся система, способная выявить нравственно-экологический потенциал своего развития через возможности: - ранней актуализации индивидуальных способностей детей в условиях выбора ими экологообразовательной деятельности, взаиморазвивающего влияния педагога и ребенка, формирования культурно-нравственных ценностей дошкольников с учетом многообразия интересов в детском коллективе и социуме; - учета потребностей родителей, педагогов в условиях экологического взаимодействия;

2. Программа реализации инновационного проекта (программы)

 2.1. Огромными возможностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности.. Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

 Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Направления экологического образования и воспитания успешно реализуются посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как: проектные методы, естественнонаучные методы, социально-игровые методы, компьютерные технологии.

. Реализация данного проекта возможна в соответствии со следующими документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инфраструктуры в системе образования»;

 -Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

 - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013- 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ 22.11.2011 года 2148-р).

2.2. Этапы, содержание и методы инновационной деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу:

1. Организационно-подготовительный: выявление интересов и потребностей детей, родителей, педагогов, научной общественности.

 2. Внедренческий: моделирование и внедрение программы инновационной деятельности в образовательный процесс ДОУ.

 3. Результативно-обобщающий: обобщение и распространение опыта, итоговая диагностика.

2.2. Этапы, содержание и методы инновационной деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу:

Этапы

Прогнозируемый результат

Сроки

 Организационно-подготовительный

1. Разработка методического аппарата эксперимента (изучение методической литературы по данной теме, выбор методов, технологий, средств и форм реализации программы)

2. Диагностика и анализ исходного состояния уровней вовлеченности дошкольников, педагогов, администрации и родителей ДОУ в экологообразовательную деятельность.

 3. Подготовка педагогического коллектива к проведению инновационной деятельности. Обучение педагогов новым формам и методам работы по формированию ценностного отношения к природе дошкольников.

4. Разработка комплексной программы инновационной деятельности.

 5. Координация деятельности субъектов экологообразовательного процесса (дети, родители, педагоги).

6. Создание и регулярное обновление страницы «Инновационная деятельность» на официальном сайте ДОУ в сети Интернет

2018 г

Внедренческий

1. Внедрение комплексной программы инновационной деятельности

2. Создание и развитие экологообразовательной среды ДОУ.

3. Разработка  методических рекомендаций для экологообразовательной и инновационной деятельности: педагогов ДОУ и социальных партнеров из других дошкольных образовательных учреждений Благодарненского района .

 4. Создание банка данных экологообразовательных инициатив педагогической, родительской и научной общественности в решении локальных экологических проблем.

 5. Создание и эффективное функционирование системы социального партнерства на нескольких уровнях: партнерство внутри ДОУ (инициативная группа, администрация ДОУ, педагогический коллектив, в т. ч. педагоги дополнительного образования, а также контингент воспитанников и их родителей

2019-2020

Результативно-обобщающий

1. Выявление положительной динамики в формировании ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

 2. Мониторинг степени усовершенствования экологообразовательной среды ДОУ.

3. Подведение итогов по реализации комплексной программы инновационной деятельности.

 4. Представление аналитических материалов о ходе и результатах экспериментальной работы на научно-практических конференциях.

 5. Теоретическая интерпретация выводов и результатов инновационной деятельности

2021

Для достижения желаемых результатов педагоги планируют применять новаторские методы, формы и технологии, способствующие развитию личности ребенка на основе сотворчества педагога, воспитанника, родителя. Планируется широко использовать проектный метод, личностно-ориентированные, игровые, информационно-коммуникативные технологии, методику проблемного обучения, моделирование и др. Формы организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию с дошкольниками: проекты, периоды непрерывной образовательной деятельности, образовательные игровые ситуации, праздники, развлечения, игры, квесты, конкурсы, выставки, экологические акции, работа в студиях, кружках, мастерских (с учетом потребностей и интересов детей) и др.

 Формы организации взаимодействия с родителями: совместные мероприятия (праздники, развлечения, дни открытых дверей, родительские собрания, акции, мастер-классы, круглые столы и др.), преобразование предметно-пространственной среды ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

Формы организации взаимодействия с педагогами ДОУ Благодарненского района: совместная реализация районного социально-значимого экологического проекта, заседания методических объединений руководителей образовательных организаций, районные семинары-практикумы, круглые столы и др.

Формы организации взаимодействия с научной общественностью: конференции, семинары, форумы и др.

2.3. Анализ условий, необходимых для реализации программы/проекта (кадровое, информационное, финансовое, материально-техническое обеспечение, характеристика имеющихся ресурсов, социальных партнеров и опыта работы в данной сфере)

МДОУ «ДС№ 16» располагает необходимым кадровым потенциалом, отвечающим требованиям ФГОС дошкольного образования. Педагоги, работающие в ДОУ, имеют базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, способны к инновационной деятельности, обладают необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в профессиональной деятельности. В их компетентность входит осуществление обучения и воспитания дошкольников с использованием современных образовательных технологий, в том числе деятельностного и проектного методов, информационно-коммуникационных и личностно-ориентированных технологий. Педагоги ДОУ способны эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы для реализации инновационной деятельности. Педагоги ДОУ повышают свою квалификацию, посещая семинары,  проводимые по вопросам реализации ФГОС дошкольного образования и системы экологического образования в регионе. В ДОУ   15 педагогических работников, 12 из них имеют первую и высшую квалификационную категорию, 3 педагога- соответствие занимаемой должности.. Помимо воспитателей образовательную деятельность осуществляют узкие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед).

 В учреждении созданы необходимые для ведения инновационной деятельности финансовые условия. Территория ДОУ располагает необходимыми для инновационной деятельности материально-техническими объектами: экологической зоной, экологической тропой (25 станций ), участками для прогулок, экспериментальной деятельности и трудовых действий детей и взрослых,)

Для решения образовательных задач экологического воспитания дошкольников используются групповые помещения, музыкально-физкультурный зал и кабинеты ДОУ. Групповые помещения, зал и кабинеты ДОУ снабжены современным оборудованием (в т.ч. игровым), компьютерными, техническими и информационно-коммуникативными средствами, методическими и демонстрационными пособиями, стендами экологической направленности.  В учреждении имеется система видеонаблюдения и голосового оповещения. Подключен высокоскоростной интернет, создана сеть Wi-Fi, эффективно функционирует официальный сайт ДОУ (веб-адрес: ds16sot.ru  ).      

Путем создания инновационной  развивающей предметно –  пространственной среды в детском саду с использованием инновационных технологий в условиях введения ФГОС ДО, решаются главные  задачи экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Уровень компетентностей детей 5-7 лет будет определяться педагогами с помощью пособия "Педагогической диагностики компетентностей дошкольников" О.В. Дыбиной, И.В. Груздовой, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной. Для анкетирования педагогов, родителей, представителей научной общественности с целью выявления интересов и потребностей в экологическом взаимодействии будет использован опыт экологического анкетирования Л. Колотилиной, С. Голубевой.

3. План реализации инновационного проекта (программы)

 3.1. Календарный план реализации инновационного проекта (программы) (указываются подробно сроки реализации инновационного проекта (программы) по этапам, основные мероприятия, перечень конечных результатов.

№п/п

Перечень запланированных мероприятий

Сроки, место проведения мероприятий

Перечень конечных результатов/образовател ьных продуктов

1,

Заседание научно-методического совета ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников: давайте думать вместе»

 Сентябрь 2018 г. (Последующая периодичность заседаний – 1 раз в 2 месяца)

План работы инновационной деятельности на текущий год, организация рабочих и творческих групп

2

. Создание страницы «Инновационная деятельность» на официальном сайте ДОУ в сети Интернет

Сентябрь 2018г.

Материалы о реализации инновационного проекта

3

Анкетирование родителей, представителей научной общественности с целью выявления интересов и потребностей в экологическом взаимодействии

Сентябрь 2018 г.

Результаты диагностических процедур

4

Диагностика и анализ исходного состояния уровней готовности ребенка к проектной деятельности, уровень сформированности ценностного отношения к природе

Сентябрь 2018 г.

Результаты диагностических процедур

5

Анкетирование педагогов с целью выявления уровня готовности к инновационной деятельности

Сентябрь 2018 г.

Результаты диагностических процедур

6

Обучение педагогов новым формам и методам работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников, изучение федерального и регионального законодательства в области экологии

 Сентябрь 2018 г.

Повышение уровня компетентности педагогов

7

Организация районного социально значимого проекта «Зеленая планета»: 1 этап - экологический квест «Знатоки родного края»

Октябрь 2018 г. (Периодичность последующего взаимодействия – в соответствии с планом проекта)

Информация о развитии детей в области экологического образования и воспитания.

8

Проведение планового педагогического совета по  экологической теме

Март 2019г

Подведение итогов педагогического совета инновационной деятельности за учебный  год

9

Участие дошкольников в районных конкурсах экологоэстетической направленности

Ноябрь, апрель, июль

Развитие эмоций, творческих способностей, лидерских качеств детей

10

Проведение Дня открытых дверей

Май 2019

2

1

Заседания научно-методического совета ДОУ по вопросам реализации инновационной программы

Сентябрь 2019- 2020 гг. (Последующая периодичность заседаний – 1 раз в 2 месяца)

План работы инновационной деятельности на текущий год, организация рабочих и творческих групп

2.

Развитие экологообразовательной среды ДОУ в ходе организация социально-значимых проектов

В течении2019-2020

Отчетные материалы

2.1

Организация экологогражданского проекта «Мини-сад »

В течение 2018- 2021

(В соответствии с планом проекта) Расширение базы зеленых насаждений ДОУ и села

2.2

Организация экологического проекта «За лесными семенами»

В течение 2019- 2021 гг. (В соответствии с планом проекта)

Расширение базы зеленых насаждений ДОУ

2.3

Организация экологического проекта «Лаборатория природы»

В течение 2019- 2021 гг. (В соответствии с планом проекта)

Расширение базы зеленых насаждений ДОУ

2.4

Организация экологического проекта «Зеленая Красавица» («Зеленый маршрут»)

В течение 2019- 2021 гг. (В соответствии с планом проекта)

Расширение базы зеленых насаждений ДОУ

2.5

Организация экологического проекта «Птицы в нашем селе»

В течение 2019- 2021 гг. (В соответствии с планом проекта)

Портфолио участников проекта

2.6

Организация экологического проекта «Растем вместе»

В течение 2019- 2021 гг. (В соответствии с планом проекта)

Портфолио участников проекта

2.7

Организация экологического проекта «Зеленый маршрут»

В течение 2019- 2021 гг. (В соответствии с планом проекта)

Портфолио участников проекта

2.8

Организация районного экологического проекта «Зеленая планета»

В течение 2019- 2021 гг. (В соответствии с планом проекта)

Портфолио участников проекта

2.9

Организация экологического проекта «Живая карта земли Сотниковской»

В течение 2019- 2020 гг. (В соответствии с планом проекта)

Презентация опыта работы в виде докладов

2,10

Развитие экологообразовательной среды ДОУ в ходе организации дополнительного образования детей и взрослых: студий, кружков и др

В течение 2019- 2020 гг. (В соответствии с планом проекта

Презентация опыта работы в виде докладов, публикаций, отчетов

2.11

Организация экологической театральной студии

В течение 2019- 2020 гг. (В соответствии с планом проекта

Участие в региональном фестивале детских экологических театров

2.12

Организация экологической художественной мастерской

В течение 2019- 2020 гг. (В соответствии с планом проекта

Выставки, конкурсы рисунков, поделок

2.13

Организация студии песочной анимации

В течение 2019- 2020 гг. (В соответствии с планом проекта

Презентация опыта работы в виде докладов, публикаций, отчетов

2.14

Организация научных и методических мероприятий в образовательном пространстве ДОУ: акции, семинары, круглые столы, мастер-классы, конференции, форумы

В течение 2019- 2020 гг. (В соответствии с планом проекта

Отчеты о проведении акции «За чистый микрорайон!», "Посади дерево" и др., экофлешмобы «Мусорный хвостик» и др., семинаров «Эколого-обучающие игру», «Развитие экологообразовательной среды ДОУ», «Роль информационнокоммуникативных технологий в экологическом воспитании дошкольников» и др.

2.15

Проведение Дней открытых дверей

Февраль – май 2018 – 2021 гг.

Показ открытых мероприятий для социальных партнеров

2.16

Проведение итогового педагогического совета

– май – 2020 гг.

Подведение итогов инновационной деятельности за уч. г.

3

1

Заседания научно-методического совета ДОУ по вопросам обобщения и распространения опыта инновационной деятельности

Сентябрь 2020 г., декабрь 2020 г. (Последующая периодичность заседаний – 1 раз в 2

План работы инновационной деятельности на текущий год, организация рабочих и творческих групп

2

Итоговая диагностика и анализ исходного состояния уровней готовности ребенка к проектной деятельности и уровня сформированности ценностного отношения к природе В течение 2020-2021 гг. Результаты диагностических процедур 3. Итоговое анк

В течение  2020-2021-

Результаты диагностических процедур

3

Итоговое анкетирование педагогов с целью выявления итогового уровня готовности к инновационной деятельности

В течение

2020- 2021

Результаты диагностических процедур

4

Итоговое анкетирование родителей воспитанников с целью В течение 2020-2021 гг.

В течение

2020- 2021

Результаты диагностических процедур

5

Итоговое анкетирование родителей воспитанников с целью выявления уровня удовлетворенности качеством экологического образования в ДОУ, развитием экологообразовательной среды

В течение

2020- 2021

Результаты диагностических процедур

6

Проведение итогового педагогического совета

– май – - 2021гг.

Выступление с докладами . Подведение итогов инновационной деятельности

7

Подготовка отчетных и итоговых результатов деятельности

– май – 2021 гг.

Методические пособия и публикации в научных сборниках

4. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

 4.1. Предложения по распространению и внедрению: представление аналитических материалов о ходе и результатах экспериментальной работы на научно-практических конференциях. (предложения по возможному распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы) в систему образования  Благодарненского округа.  сети Интернет.

 5. Устойчивость результатов проекта (программы)

5.1. Обоснование возможности реализации результатов проекта (программы) после окончания его реализации Работа носит многоплановый системный характер и будет продолжена в ходе реализации Концепции непрерывного экологического образования населения села Сотниковское.

Руководитель: Шкомлотова Т.В., старший воспитатель МДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Формирование экологической культуры у детей в процессе исследовательской деятельности.

Статья о том, как организовать исследовательскую работу в ДОУ с детьми, педагогами и родителями....

Формирование экологической культуры дошкольников через организацию проектно-исследовательской деятельности

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Д...

Проектная деятельность в рамках работы по формированию экологической культуры дошкольников

День Земли — это гражданская инициатива, которая призвана объединять всё население планеты в деле защиты окружающей среды....

публикация Использование инновационных форм работы с детьми по формированию экологической культуры у дошкольников.

Использование инновационных форм работы с детьми по формированию экологической культуры у дошкольников.в образовательном СМИ "Педагогический альманах"....

Отчет по теме самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласк...