Формирование экологической культуры у детей в процессе исследовательской деятельности.
консультация на тему

Емельянова Татьяна Викторовна

Статья о том, как организовать исследовательскую работу в ДОУ с детьми, педагогами и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, т.е. правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе в исследовательской дятельности.

        Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому оно занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире. Период дошкольного детства благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонно в обществе.

        Тема формирования экологической культуры обширна и может рассматриваться через разнообразные формы детской деятельности.

        Экспериментальная работа – формирование экологической культуры через организацию исследовательской деятельности детей предполагает три этапа.

  1. Организационный этап.
  2. Опытно-экспериментальный.
  3. Контрольный

На организационном этапе работа строится по нижеприведенным модулям.

                      Модуль 1.

                      «Самообразование по теме»

Цели: накопить теоретические знания, вычислить нужную информацию для правильного подхода в работе с детьми.

Задачи

  1. Подбор научно-методической литературы, ее изучение и анализ.
  2. Изучение парциальной программы Н. Рыжовой «Наш дом – природа».
  3. Подготовка каталогов опытов, дидактических игр, наглядного и демонстрационного пособия для работы.
  4. Формирование творческих групп.

Результаты.

 - сформировать диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

 - развить у ребенка собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

 - расширить перспективы развития поисково-познавательной деятельности ребенка путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

 - поддержать у ребенка инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Поэтому единственно правильный путь, ведущий к познавательной активности, состоит в применении методов обучения, способствующих нормальному и полноценному интеллектуальному развитию. Обучение дошкольников, основанное на использовании исследовательской деятельности, относится к таким методам.

        В целях проведения эксперимента создаются творческие группы по выбранным тематическим направлениям. В процессе работы творческими группами определяются основные направления, которые являются примерным содержанием  программы: «Птицы», «Растения», «Животные», «Насекомые», «Рыбы». В каждой творческой группе выбирается руководитель, координирующий действия педагогов по сбору информации.

         Для выявления способностей педагогов к инновационной деятельности проводится анкетирование «Изучение профессиональной готовности воспитателя к экспериментальной работе», которое показывает, что коллектив готов, педагоги владеют навыками самоанализа, могут осуществлять педагогическое наблюдение, осознают цели и задачи организуемого эксперимента. Далее организуется проведение информационных совещаний, на которых рассматривается:

 - формирование творческих групп и выбор руководителей групп;

 - определение примерного содержания разрабатываемой программы;

 - обсуждение использования форм детской исследовательской деятельности;

 - выбор форм работы с родителями.

             Модуль 2.

«Диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей»

Цель: выявить уровень познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи

  1. Составление диагностических карт с критериями оценок.
  2. Обработка и анализ результатов.

Чтобы грамотно спланировать свою работу по познавательному развитию, необходимо выявить уровень знаний и умений детей по данной теме.

Диагностические карты составляются из блоков.

  1. Эвристическая беседа.
  2. Игра.
  3. Опытническая деятельность.
  4. Моделирование.

В каждый блок закладывается тот объем знаний, которым ребенок предположительно обладает в определенном возрасте. Диагностирование проводится индивидуально с каждым ребенком. При обработке данных применяется цветовая схема.

1. Красный цвет – высокий уровень.

2. оранжевый цвет – достаточный уровень.

3. Синий цвет – допустимый уровень.

4. Зеленый цвет – низкий уровень.

        Для выявления уровня детей подсчитывается суммарная оценка в процентном соотношении:

 - 85 – 100% - высокий уровень сформированности исследовательских навыков, ребенок в состоянии делать выводы на основе имеющихся знаний, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать получаемую информацию;

 - 75 – 85% - достаточный уровень сформированности исследовательских навыков. Ребенок в состоянии делать выводы на основе имеющихся знаний, но с незначительными ошибками, устанавливать причинно-следственные связи;

 - 50 – 75% - допустимый уровень  сформированности исследовательских навыков. Ребенок делает выводы на основе имеющихся знаний при помощи взрослого, не способен устанавливать причинно-следственные связи, обобщать получаемую информацию.

 - 0 – 50% - низкий уровень сформированности исследовательских навыков. Ребенок не делает выводы на основе имеющихся знаний, не способен устанавливать причинно-следственные связи, обобщать получаемую информацию.

             

                                                   Модуль 3.

                         «Создание системы работы»

Цели

  1. Создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
  2. Научить сравнивать, анализировать и делать выводы.

Задачи

  1. Создание развивающей среды, подбор занимательного материала.
  2. Создание системы работы по развитию исследовательской деятельности.
  3. Разработка занимательного практического материала, побуждающего детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

        Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, эксперименты, всевозможные схемы, модели помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследование предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

        Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты, эксперименты, использовал схемы, модели, был активным участником обсуждения. Нельзя формировать за них выводы, лучше сделать это совместно.

        Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой работы с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. Чтобы у ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познать, необходимо создать в группе определенную предметно-развивающую среду для познавательного развития. Насыщение развивающей среды проходит  совместно при участии воспитателей, родителей и детей. А это значит, что родители, педагоги, объединив усилия, должны сообща решать следующие задачи.

  1. Побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойство, качество и назначение предмета; побуждать постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения.
  2. Поддерживать интерес к познанию действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования.
  3. Направлять поисковую деятельность детей.
  4. Помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания и умения.
  5. Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
  6. Учить анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

                   Чтобы решить намеченные задачи и вести работу по данным направлениям, необходимо обогащать и расширять развивающую среду.

        Исследовательская среда детского сада представлена следующими компонентами: экоцентр, зеленый коридор, экологическая лестница, зимний сад, природные центры групп, входы на территорию детского сада, огород на территории детского сада.

        Среди педагогов ДОУ можно организовать конкурс на лучшую мини-лабораторию в группе. При оценке созданных лабораторий учитывается не только внешний вид, выделяющий ее из предметно-развивающей среды в группе, но и содержание. Содержание лабораторий должно отвечать определенным критериям:

 - целесообразность размещения материала;

 - доступность для детей;

 - безопасность;

 - соответствие возрасту.

                       Модуль 4.

                    «Педагогическое просвещение родителей»         

                    В процессе работы становится очевидной необходимость подключения родителей к совместной активной деятельности. На опытно-экспериментальном этапе исследовательская деятельность представляет собой комплекс занятий и режимных моментов с приоритетным экологическим направлением. Они проходят в виде увлекательного путешествия в мир «науки», в котором участниками станут и взрослые, и дети. Вся организуемая деятельность, учитывая конечный результат, должна сводиться не только к набору сведений и практическим умениям, но самое главное – к формированию нравственного, экологически воспитанного человека, достойного называть себя «частичкой родной природы».

         Один из важнейших вопросов – организация предметно-развивающей среды в ДОУ и групповых комнатах по формированию экологической культуры:

 - экоцентр;

 - зеленый коридор;

 - экологическая лестница;

 - зимний сад;

 - физкультурно-оздоровительный комплекс;

 - природные центры групп;

 - входы на территорию и в здание детского сада.

 Все базовые компоненты комплексно либо в определенных сочетаниях формируют экологическое мировоззрение и способствуют становлению личности ребенка.

Определяются формы работы по детской исследовательской деятельности:

 - дидактические игры;

 - эвристические беседы, включающие решение речевых логических задач, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов;

 - использование моделей и деятельности моделирования;

 - опытническая деятельность.

        На организационном этапе разрабатываются конспекты занятий по выбранным направлениям с учетом цели эксперимента.

        Для выявления уровня познавательно-исследовательской деятельности детей и контроля результатов эффективности форм и методов работы возникает необходимость разработки диагностического материала, который включает в себя диагностическую форму с вопросами для изучения, критериями оценки и стимульным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование экологической культуры у детей в процессе общения с природой."

Планета Земля переживает глобальный экологический кризис. Проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Такое вза...

Презентация для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"

Консультация для воспитателей (молодых специалистов) в виде презентации на тему  "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».

Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной...

Формирование экологической культуры дошкольников через организацию проектно-исследовательской деятельности

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Д...

Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности

На летних каникулах для детей и родителей был объявлен сбор природного материала для будущих занятий в детском саду. Дети и родители откликнулись с удровольствием. в начале учебного года одним из ребя...

Статья "Формирование экологической культуры у детей через познавательно-исследовательскую деятельность".

В настоящее время экологическое воспитание занимает важную роль в образовательном процессе. Особое внимание в своей работе, я отвожу загрязнению экологической среды. Загрязнение окружающей среды это о...