Сообщение : Использование инновационных форм работы с детьми по формированию экологической культуры у дошкольников.
материал по окружающему миру (старшая группа)

Розаева Анна Владимировна

 Обзор инновационных форм работы с детьми по экологии в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Мечта» с. Троицкое

 

Сообщение : Использование инновационных форм работы с детьми по формированию экологической культуры у дошкольников.

                                                                   Воспитатель Розаева А. В.

                                                                    10.10.2019г.

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников

Актуальность экологического образования определяется тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества, а такое бережное отношение к окружающему миру нужно сформировать как можно раньше.

Цель экологического образования — формирование личности нового типа с особым экологическим мышлением, способной осознавать последствия собственных действий в отношении окружающей среды и умеющей жить в относительной гармонии с ней.

Задачи экологического образования: — ознакомить ребенка с флорой и фауной, с природой и с искусственно созданной средой обитания людей и животных; — сформировать у подрастающего поколения ответственное отношение к планете, к родной земле, к природе.

 Инновационные формы и методы экологического образования дошкольников

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы)  применяюся и инновационные формы и методы.

 Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.

Экологические игры. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

 Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий.

Выделяют следующие виды дидактических экологических игр: — игры, нацеленные на ознакомление с фауной и флорой; — игры, нацеленные на ознакомление с окружающей средой; — игры, нацеленные на ознакомление с созданной человеком средой обитания для людей и животных.

Примеры дидактических игр: 1. Тема: «Чьи семена?» Цели: — научить детей дифференцировать овощи, фрукты и их семена; — развивать сосредоточенность, память и наблюдательность.  Материал: карточки фруктов, овощей, плодовых деревьев; тарелка с различными семенами. Методика: дети должны соотнести семена с карточками соответствующих фруктов, овощей или плодовых деревьев.

2. Тема: «Вода, земля, воздух» Цели: — закрепить знания детей о природных объектах; — развить мышление, слуховое внимание и сообразительность. Материал: мяч. Методика: педагог бросает мяч ребенку и называет животное, которое ребенок должен отнести к одной из стихий (сорока — воздух; волк — земля; кит — вода) и бросить мяч обратно.

3. Тема: «Кто чем питается?» Цели: — закрепить знания детей о пищевых пристрастиях разных животных; — развить познавательный интерес. Материал: мешочек. Методика проведения: дети достают из мешочка разную «пищу» (мед, сыр, орехи, яблоко, пшено, морковь и т. д.) и угадывают, для кого она, кто ей питается.

4. Тема: «Береги природу» Цель: — закрепить знания об охране объектов природы. Материал: карточки с объектами живой и неживой природы. Методика: на столе располагаются картинки, изображающие зверей, птиц, растения, человека, солнце, воду и т. д.; педагог убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что случится с оставшимися живыми существами, если на Земле не окажется спрятанного объекта (убирает птицу — гибнут деревья от червяков и т. д.).

5. Тема: «Летает, плавает, бегает, прыгает» Цель: — закрепить знания об объектах живой природы. Материал: картинки с изображением разных животных. Методика: педагог показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны классифицировать животных по способу передвижения (прыгающие, летающие, бегающие, плавающие).

Содержание сюжетно-ролевых игр  так же имеет экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие к Нептуну», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», «Витаминный обед» и т.д.

 Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своей республики, и всей планеты.

 Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица). Примеры объявлений: 1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. 2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. 3. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. 4. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? 5. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! 6. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

 Следующий метод – Кейс-технология – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс-технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?» Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Я предлагаю детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», « «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее. Деловая игра «Кто за кем?» показывает детям, что в природе всё связано между собой. Я предлагаю одному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара. Деловая игра «Что будет, если …?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? 5 Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу? Деловая игра «Береги природу». На столе или фланелеграфе располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д. Применяю в своей работе и игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: «Буратино беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом», «Незнайка знакомится с деревьями вокруг доу», «Айболит осматривает комнатные растения», «Чиполлино проводит опыты с фасолью». Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия – это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места лес, зоопарк, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе. Использую также диалоги с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности Диалоги осуществляются в различных вариантах- "секретные" (дети "один на один" общаются с природой) или "открытые" (устные обращения, обращаясь к Солнцу, Ветру, Дереву). Метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я- цветок… », «Я -сломанная ветка… », «Я- муравей… », «Я-ручей» помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно. Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы. Компьютерные технологии и мультимедийные презентации В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по экологии я нашла её решение в использовании современных информационных технологий. Одним из наиболее доступных средств использования 6 компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации. В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации. В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.); при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия. Активно использую мультимедийные презентации либо уже готовые, либо готовлю их сама. На сайтах http://planetadetstva.net/ - Интернет журнал, http://www.moi-detsad.ru/ - Всё для детского сада, http://dohcolonoc.ru/ - Сайт для воспитателей детского сада можно найти много готовых презентаций на экологическую тематику.

 Метод моделирования. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях

объектов природы, их структуры и взаимосвязях. В экологическом образовании дошкольников используются разные модели: предметные модели -интерактивные игрушки, изображающие животных (лающие собаки, мяукающие кошки, клюющие курицы и цыплята, т.д.). Самая распространенная предметная модель – это глобус. Он позволяет иметь элементарное географическое представление о планете детям старшего дошкольного возраста, который мы сами сделали с детьми из простого мяча и используем его для того, чтобы отмечать на нем разные объекты. Другая традиционная модель в нашем детском саду– это аквариум с рыбами, который имитирует природный водоём и является моделью экосистемы. При изготовлении и во время работы с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Данный метод создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с макетами, при изготовлении которых использовались разные по фактуре, по качеству, по форме материалы, способствующие развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

модель «Природный мир». Для создания природной модели детям предлагается разнообразный природный материал (шишки, веточки, камешки, листочки, сухоцветы и др.), бросовый материал (пробки, крышки, кусочки ткани и др.), материал – заместитель (ленточки, палочки, зёрновые и др..), это даёт возможность ребёнку самостоятельно создавать модель природного мира «Водный и подводный мир», «Лес», «Времена года» и др. Познание дошкольниками явлений природы или свойств объектов природы может проходить ещё путём практического моделирования, т.е. экспериментирования. Используя предметы-заместители дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти.

 Другой вид моделирования – графическое, которое помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Например, фенологические календари природы, которые мы ведем в группе. Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, 8 осадках в разные времена года и т.д. В разных возрастных группах мы заполняем календарь наблюдения за птицами, календарь роста и развития лука, фасоли.

 Моделирование (предметное, графическое, практическое) формирует глубокое и осмысленное познание явлений природы.

Использование методов мнемотехники.

Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Заниматься мнемотехникой лучше с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян, уход за аквариумными рыбками, и т.д. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий , персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Примером может служить мнемотаблица: «Путешествие капельки». Для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно давать цветные мнемотаблицы, так как у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, солнышко - желтое, ягодка красная.

Проектно-исследовательская деятельность

Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволяет педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы, используемые при формировании экологической культуры у дошкольников

Консультация для воспитателей детского сада. О формах и методах, используемых при формировании экологической культуры у дошкольников....

Сообщение по экологии: «Формы работы с детьми по развитию экологических представлений»

В педагогическом процессе детского сада используются следующие формы экологического воспитания:- занятия;- походы и экскурсии;- экологические праздники и досуги;- ознакомление детей с природой в повсе...

Консультация для педагогов: "Формы и методы, используемые при формировании экологической культуры у дошкольников ".

Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности.  В этот период закладываются основы личности, культуры.   Главная цель нравственно-экологического воспитания – форм...

«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»

Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...

публикация Использование инновационных форм работы с детьми по формированию экологической культуры у дошкольников.

Использование инновационных форм работы с детьми по формированию экологической культуры у дошкольников.в образовательном СМИ "Педагогический альманах"....