Главные вкладки

    Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации исследовательского проекта "Умный взгляд на мусор".
    методическая разработка на тему

    Воробьева Татьяна Михайловна

    Опыт работы воспитателя по экологическому образованию старших дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл umnyy_vzglyad_na_musor.docx28.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации исследовательского проекта «Умный взгляд на мусор».

    Воробьёва Татьяна Михайловна,

    воспитатель

    МБДОУ «Алешковский детский сад»

                                                                                                    Богородский район

                                                                                            Нижегородская область

                         

                         Берегите эти земли, эти воды,

                          даже малую былиночку любя.

                          Берегите всех зверей внутри природы,

                          Убивайте лишь зверей внутри себя!

                                                                                Е.Евтушенко.                                                                                                                      

         Экология – это наука, которая учит нас бережно  относиться к окружающему миру, к Земле. Любимый цвет экологии – зелёный. Он стал символом защиты Земли. «Мир вокруг нас, Земля – это наш зелёный дом», - говорят экологи. Моря, реки, леса и горы, деревни и города. Как много всего в этом замечательном доме!  И вместе с нами живут растения, грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

        Человек был и остаётся сыном природы и  неразрывно связан с ней. Погубив природу, человек погибнет сам. Дети – это наше будущее. И мы, взрослые, должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать её богатства. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, поэтому экологическое воспитание является необходимой составляющей в работе с детьми дошкольного возраста.

        Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются способности, нравственные качества, вырабатываются черты характера. В детстве начинается длительный процесс познания и умом и сердцем нравственных ценностей. В.А. Сухомлинский [1] говорил: «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

        Наш  «Алешковский детский сад» находится в прекрасном  месте. Природа, окружающая детский сад (яблони, берёзы, рябины), и находящийся рядом лес -   неиссякаемые источники духовного обогащения ребёнка. А где – то рядом в селе растут стремительно безобразные «холмики» - свалки мусора. Их складываем мы, жители села, каждый из нас. Эти «холмики» складываются из наших  мусорных пакетов и вёдер и того мусора, который люди выбрасывают вне дома – кто-то в урну, кто-то на обочину из окна машины…Если всё сосчитать, оказывается, что один человек выбрасывает сотни килограммов мусора в год. Вот последние данные [2]: средний американец образует свыше 900килограммов твёрдых бытовых отходов, житель России за год отправляет на свалку примерно 340кг, индеец -124кг.С каждым  выброшенным пакетом, игрушкой, стулом, холодильником выбрасывается на свалку то, из чего их сделали – дерево, металл, пластик (то есть нефть, из которой и делаются разнообразные виды пластика). И ещё расходуется топливо, которое сожгли при производстве этих вещей! В  мусор безвозвратно уходит природа, и в процесс всё ускоряется! Поэтому проблема отходов тесно связана с другими экологическими проблемами – загрязнением среды  и истощением ресурсов. Проблема отходов сложна, и всё-таки она имеет решение. Как  помочь природе, нашей Земле, самим себе? Наша задача – донести до детей экологические проблемы, связанные с ухудшением среды жизни человека: загрязненная вода, воздух. И, конечно же, в первую очередь от этих факторов страдают сами дети. Нужно помочь им переосмыслить отношение к окружающей среде и  место в ней каждого человека.

        Мы решили, что наилучшим образом задачи экологического образования можно решить средством реализации проекта [3] «Умный взгляд на мусор».Данный подход позволит сформировать  не только бережное отношение к природе, но и обеспечит «вторую жизнь ненужным вещам, бросовым материалам, защищая при этом окружающую среду от загрязнения.

          Цель проекта: формирование представлений о единстве природы и человека, ответственного отношения к природе.

        Задачи:

    1. формирование системы знаний о возможных причинах загрязнения окружающей среды, норм и правил взаимодействия с природой;
    2. развитие неравнодушного отношения к бедствиям природы и потребности бороться за её сохранение,
    3. развивать осознанно правильного отношения к себе как активному субъекту окружающего мира;
    4.   развитие потребности в созидательной деятельности;
    5. воспитание бережного отношения к природной среде и формирование  чувства ответственности за свои действия.

    Ожидаемый результат в развитии детей: развитие потребности в охране природы, в созидательной деятельности.

    Ожидаемый результат в формировании жизненной позиции у взрослых: повышение уровня экологической культуры, активное участие в экологических мероприятиях.

    Проект предполагает работу по трём направлениям:

      - работа с детьми;

     - работа с родителями;

     - работа с социумом.

    Этапы проекта:

    1.Подготовительный этап.

    Задачи:

     - познакомить детей и родителей с проблемой загрязнения воздуха, воды,  почвы;

     - развить положительно- эмоциональное восприятие природы;

     - учить находить пути решения из трудных ситуаций.

    На этом этапе была проведена следующая работа: наблюдения за местами скопления мусора в селе, обсуждение увиденного, этические беседы на темы: «Чистота  залог здоровья»,«Как помочь природе?».С детьми и родителями составлен план предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, сбор информации о бумаге, о пластике, о бросовом материале и т. д. Прошло чтение и обсуждение книг: М.М.Ушакова. Экологические сказки как средство воспитания экологической этики [4]., Б.Заходер «Что случилось с водой».

    2.Основной этап – практическая деятельность.

    Задачи: познакомить с классификацией мусора и способами его практического использования.

     (Листья с территории детского сада собирают в кучи  для формирования в клумбы для цветов; используемую бумагу собирают для сдачи в макулатуру, а также из неё можно изготовить разные карнавальные костюмы, поделки, стеклянные  и пластиковые бутылки, алюминиевые банки могут стать сырьём для производства различной продукции).

        Содержанием  данного этапа стали следующие мероприятия:  проведение игр-занятий: «Земля -  наш общий дом» [5],[6],«Как человек использует воду»[6], развлечения «Путешествие в Мусорное Царство» и  «День рождения пластиковой бутылки», после которого было проведено занятие «Мы – волшебники», где дети пластиковую бутылку превращали в красивую матрёшку, нужную для игры детям; изготовление кукольного театра из бутылок.

        Вместе с родителями проведён  конкурс  «Отходы в доходы», на котором дети вместе с родителями приняли участие в изготовлении поделок: из старых газет получились замечательные шляпы, вееры, юбочки; из картонных коробок – шкатулки, машины, дома, из пластиковых бутылок – разнообразные игрушки, атрибуты. Многие поделки из пластиковой бутылки использовались для оформления нашего участка старшей группы ( голова жирафа, лягушки, насекомые и т. д.)

       Но самым  интересным, на мой взгляд, стало появление в нашей сельской библиотеке экологического дерева жизни. А появилось оно так: на экскурсии в библиотеку дети увидели кучу старых книг с надписью «Макулатура». По предложению мальчика Дениса было решено сделать поделку (дерево).Изготавливали дерево вместе с библиотекарем: клеили ствол, родители помогли закрепить ветки. На занятиях в группе клеили, вырезали листья из газет, красили, делали  аппликации, поделки для украшения дерева. Решили отметить день рождения нашего экологического дерева в библиотеке.

    3.Заключительный этап  включил в себя проведение праздника  «День рождения экологического дерева жизни» ( его мы отметили в библиотеке) и  проведение  выставки поделок из нетрадиционных материалов «Отходы в доходы» в детском саду (она прошла в детском саду).

        Цель дальнейшей работы – продолжать формировать экологическое сознание детей, желание защитить природу, помочь детям понять значимость проделанной работы, развивать ребёнка в природоохранной деятельности.

    Наша работа дала уже свои результаты:

     Вырос уровень экологической культуры у детей, родителей и педагогов. Дети получили  представления о возможных загрязнениях окружающей среды, научились сопереживать  бедствиям природы, вырос их  интерес к природоохранной деятельности. Дошкольники  стали более внимательными к окружающему миру, теперь они замечают  то,  мимо чего раньше проходили, спешат поделиться увиденным со сверстниками и взрослыми.

        Взрослые помогают детскому саду в изготовлении поделок, принимают участие в экологических мероприятиях,  в озеленении территории. Сделанные руками   детей и взрослых поделки из нетрадиционных материалов используются для оформления участка, для игр детей.

        Участие детей в проекте позволило сформировать такие личностные качества детской души, как отзывчивость, сочувствие, сопереживание, ответственность за своё поведение в природе. Всё это помогло ребятам осознать свою роль в природоохранной деятельности нашего детского сада.

                                         Слайды

    1).Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации исследовательского проекта «Умный взгляд на мусор».                     

                         Берегите эти земли, эти воды,

                          даже малую былиночку любя.

                          Берегите всех зверей внутри природы,

                          Убивайте лишь зверей внутри себя!

                                                                                Е.Евтушенко.                                                                                                                      

    2) Актуальность.    Человек был и остаётся сыном природы и  неразрывно связан с ней. Погубив природу, человек погибнет сам. Дети – это наше будущее. И мы, взрослые, должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать её богатства. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, поэтому экологическое воспитание является необходимой составляющей в работе с детьми дошкольного возраста.

        3) Актуальность Отходы – одна из основных современных экологических проблем, которая несёт в себе потенциальную опасность для здоровья людей, а также опасность для окружающей природной среды.

    Проблема отходов тесно связана с другими экологическими проблемами – загрязнением среды  и истощением ресурсов. Проблема отходов сложна, и всё-таки она имеет решение. Как  помочь природе, нашей Земле, самим себе? Наша задача – донести до детей экологические проблемы, связанные с ухудшением среды жизни человека. Нужно помочь детям  переосмыслить отношение к окружающей среде и  место в ней каждого человека.

       4) Мы решили, что наилучшим образом задачи экологического образования можно решить средством реализации проекта «Умный взгляд на мусор».Данный подход позволит сформировать  не только бережное отношение к природе, но и обеспечит «вторую жизнь ненужным вещам, бросовым материалам, защищая при этом окружающую среду от загрязнения.

          Цель проекта: формирование представлений о единстве природы и человека, ответственного отношения к природе.

        Задачи:

    1. формирование системы знаний о возможных причинах загрязнения окружающей среды, норм и правил взаимодействия с природой;
    2. развитие неравнодушного отношения к бедствиям природы и потребности бороться за её сохранение,
    3. развивать осознанно правильного отношения к себе как активному субъекту окружающего мира;
    4.   развитие потребности в созидательной деятельности;
    5. воспитание бережного отношения к природной среде и формирование  чувства ответственности за свои действия.

    5)Ожидаемый результат в развитии детей: развитие потребности в охране природы, в созидательной деятельности.

    Ожидаемый результат в формировании жизненной позиции у взрослых: повышение уровня экологической культуры, активное участие в экологических мероприятиях.

    6) Проект предполагает работу по трём направлениям:

      - работа с детьми;

     - работа с родителями;

     - работа с социумом.

    Этапы проекта:

    7)1.Подготовительный этап.

    Задачи:

     - познакомить детей и родителей с проблемой загрязнения воздуха, воды,  почвы;

     - развить положительно- эмоциональное восприятие природы;

     - учить находить пути решения из трудных ситуаций.

    8) На этом этапе была проведены мероприятия: наблюдения за местами скопления мусора в селе, обсуждение увиденного, этические беседы на темы: «Чистота  залог здоровья»,«Как помочь природе?».С детьми и родителями составлен план предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, сбор информации о бумаге, о пластике, о бросовом материале и т. д. Прошло чтение и обсуждение книг: М.М.Ушакова. Экологические сказки как средство воспитания экологической этики [4]., Б.Заходер «Что случилось с водой».

    9) 2.Основной этап – практическая деятельность.

    Задачи: познакомить с классификацией мусора и способами его практического использования.

     (Листья с территории детского сада собирают в кучи  для формирования в клумбы для цветов; используемую бумагу собирают для сдачи в макулатуру, а также из неё можно изготовить разные карнавальные костюмы, поделки, стеклянные  и пластиковые бутылки, алюминиевые банки могут стать сырьём для производства различной продукции).

        Содержанием  данного этапа стали следующие мероприятия:  проведение игр-занятий: «Земля -  наш общий дом» [5],[6],«Как человек использует воду»[6],

    10) развлечения «Путешествие в Мусорное Царство» и  

    11) «День рождения пластиковой бутылки»,после которого было проведено занятие «Мы – волшебники», где дети пластиковую бутылку превращали в красивую матрёшку, нужную для игры детям; изготовление кукольного театра из бутылок.

       12) Работа с родителями Вместе с родителями проведён  конкурс  «Отходы в доходы», на котором дети вместе с родителями приняли участие в изготовлении поделок: из старых газет получились замечательные шляпы, вееры, юбочки; из картонных коробок –шкатулки, машины, дома, из пластиковых бутылок – разнообразные игрушки, атрибуты.

    13) Оформление участка. Многие поделки из пластиковой бутылки использовались для оформления нашего участка старшей группы( голова жирафа, лягушки, насекомые и т. д.)

       14) Работа с социумом. Но самым  интересным, на мой взгляд, стало появление в нашей сельской библиотеке экологического дерева жизни. А появилось оно так: на экскурсии в библиотеку дети увидели кучу старых книг с надписью «Макулатура».По предложению мальчика Дениса было решено сделать поделку(дерево).Изготавливали дерево вместе с библиотекарем: клеили ствол, родители помогли закрепить ветки. На занятиях в группе клеили, вырезали листья из газет, красили, делали  аппликации, поделки для украшения дерева. Решили отметить день рождения нашего экологического дерева в библиотеке.

    15) 3.Заключительный этап  включил в себя проведение праздника  «День рождения экологического дерева жизни»( его мы отметили в библиотеке) и  

    16) проведение  выставки поделок из нетрадиционных материалов «Отходы в доходы» в детском саду (она прошла в детском саду).

    17) Выводы: Наша работа дала уже свои результаты:

     Вырос уровень экологической культуры у детей, родителей и педагогов. Дети получили  представления о возможных загрязнениях окружающей среды, научились сопереживать  бедствиям природы, вырос их  интерес к природоохранной деятельности. Дошкольники  стали более внимательными к окружающему миру, теперь они замечают  то,  мимо чего раньше проходили, спешат поделиться увиденным со сверстниками и взрослыми.

        Взрослые помогают детскому саду в изготовлении поделок, принимают участие в экологических мероприятиях,  в озеленении территории. Сделанные руками   детей и взрослых поделки из нетрадиционных материалов используются для оформления участка, для игр детей.

        Участие детей в проекте позволило сформировать такие личностные качества детской души, как отзывчивость, сочувствие, сопереживание, ответственность за своё поведение в природе. Всё это помогло ребятам осознать свою роль в природоохранной деятельности нашего детского сада.

    18) Большое спасибо.

    Литература:

    [1].Умом и сердцем. Мысли о воспитании.    Москва, Издательство политической литературы 1982г. (В.А.Сухомлинский из книги «Сердце отдаю детям»).

    [2].Фуфаева И.В.Спасаем от свалок свой город. Нижний Новгород, 2012г  [3].Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Творческий Центр,  Москва, 2008г.

    [4].Ушакова М.М.Экологические сказки как средство воспитания экологической этики.   Нижний Новгород, 2009г.

    [5].Аджи А.В. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Метода, Воронеж 2014г.

      [6].Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург, Детство- ПРЕСС, 2012г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

    Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

    Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

    Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть...

    Программа тематического контроля «Организация воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию старших дошкольников в рамках НРК»

    Цель:  определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ  по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста  в рамках национально-регионального компонента....

    Инновационный опыт «Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»

    Обоснованиe актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процессаВопрос качества экологического воспитания детей дошкольного возраста возрастает в на...

    Инновационный опыт «Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»

    laquo;Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»...

    Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности

    На летних каникулах для детей и родителей был объявлен сбор природного материала для будущих занятий в детском саду. Дети и родители откликнулись с удровольствием. в начале учебного года одним из ребя...