Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
консультация (подготовительная группа) на тему

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник мира человечности в человеке. «Годы детства — это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_starshih_doshkolnikov.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

                                                        Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №5

                                                 «Ромашка» Муштаева О.Д.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник мира человечности в человеке. «Годы детства — это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой — семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей.

В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения воспитателем художественной литературы, поведенных наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше.  В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.

За годы работы с детьми я убедилась, что чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности. Поэтому в своей работе по экологическому воспитанию детей широко использую художественную литературу. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детские, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.

Для решения задач экологического воспитания я использовала художественные произведения, рекомендуемые программой, а также природоведческую литературу разных жанров, помогающую детям узнать и понять окружающий мир. При отборе художественной литературы руководствовалась следующими принципами:

  1. Доступность произведений детскому пониманию. Произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им.
  2. Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.
  3. Привлекательность для детей. Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами.

Исходя из этого, я подобрала соответствующую художественную литературу, которую и использовала в своей работе.

На занятиях по чтению художественных произведений мною были использованы следующие формы работы по экологическому воспитанию:

  • экскурсии;
  • экологические праздники;
  • практическая деятельность детей в природе;
  • природоохранительные акции.

Чтение художественных произведений сочетала с беседой, играми, решением экологических задач. Дети с увлечением отгадывали загадки, решали логические задачи, задачки на удивление, слушали рассказы.

В начале своей работы с детьми старшего дошкольного возраста провела беседу «Наш дом - природа». Чтение стихотворения В. Орлова «Дом под крышей голубой» и его обсуждение помогло детям понять, что человек — часть природы, что надо быть друзьями по отношению к растениям и животным.

Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту. Художественное слово, поэзия помогают открывать детям неповторимую красоту окружающего мира.

Встречая детей по утрам, я не упускаю случая обратить внимание на красоту, которая их окружает: солнце своими лучами будит природу, греет землю, помогает расти всему живому. И чтобы усилить эмоциональное впечатление от общения с солнышком, читаю стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики». А игра с солнечными зайчиками вызывает восторг и удивление, желание узнать больше о солнышке.

На одной из прогулок обратила внимание детей на красоту деревьев, растущих на участке. Прочитала стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую», предложила подойти к дереву. Дети любовались зеленой листвой, слушали, как шелестят листочки, гладили руками ствол и радовались, что такое прекрасное дерево растет рядом с ними. На следующей прогулке, подойдя к березе, ребята нашли на ветке письмо. В письме березка просила почитать о ней стихи, спеть песни. Дети с огромным удовольствием водили хоровод вокруг березки, читали ей небольшие стихи. Играя в тени березки, любуясь ею, дети в то же время могли сорвать листок, сломать ветку, не задумываясь о том, что это вредит дереву. Я предложила детям прочитать интересный рассказ С. Воронина «Моя березка». После чтения задала вопрос: «Как вы думаете, деревья живые? Почему вы так считаете?» Зная особенности строения деревьев, ребята ответили, что у каждого дерева есть ствол, веточки и листья, а в земле находятся корни. Ими деревья пьют воду, с их помощью питаются. Значит — они живые. Деревья, как и люди, любят свет и тепло. Без них они не смогут жить. Значит — деревья живые и к ним нужно относиться бережно. Беседа «Деревья нашего участка» позволила расширить представления детей о разновидностях деревьев, научила узнавать деревья по внешнему виду, находить сходства и различия.

Во время прогулки задала вопрос: «Какое дерево вам нравится больше?» Предложила понаблюдать за ним, чтобы понять как приспосабливаются растения к сезонным изменениям в природе. Наблюдения детей привели к выводу, что изменения в жизни и развитии растений находятся в тесной взаимосвязи с сезонными изменениями в природе. Потеря листвы помогает деревьям выжить в холодную, снежную зиму.

Знакомство детей с деревьями продолжила на экскурсии «Деревья на нашей улице». Во время экскурсии обратила внимание на красоту и разнообразие деревьев, растущих на улице. Дети узнавали деревья, с большим интересом рассматривали их. Попросила детей найти вместе с родителями стихи и загадки о деревьях, которые растут рядом с нами. Непосредственное общение с природой играет большую роль в воспитании бережного отношения к ней.

Чтобы расширить представление детей о роли деревьев в жизни человека, познакомила их с понятием — лес. Предложила послушать рассказ Ю.Дмитриева «Что такое лес». В нем в интересной форме дается представление о настоящем лесе. Из рассказа дети узнали, что в настоящем лесу есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Лес - это сообщество растений и животных, проживающие вместе на одной территории. Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Лес — это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. В лесном доме существует строгий порядок. Об этом дети узнали из рассказа М. Пришвина «Этажи леса». Вся лесная живность живет строго «по этажам». Поменяться этажами с соседями, спуститься или подняться им невозможно. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.

Рассказ В. Танасийчук «Цепочки в лесу» раскрывает связь растений и животных друг с другом. В лесу существует множество цепочек. Ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить. Для того, чтобы показать связь растений и животных в лесу, зависимость их друг от друга, провела занятие «С кем дружит ель...» Дети узнали, что ель - одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса. С этим деревом связана жизнь многих лесных животных. Белки, лесные мыши и полевки, дятлы, клесты питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей и под ними. Животные, жизнь которых зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Срывая шишку ели, клест выедает только часть семян, а затем бросают ее. Сброшенные шишки подбирают белки, дятлы. Но еще важнее эти шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сорвать их на деревьях. Эти факты расширяют представления воспитанников об экологических связях в природе.

В ходе занятия дети убеждаются в том, что вырубка елей наносит большой вред животным, живущим рядом с ней. Одно дело, если ребенку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу — это «плохо». И совсем другое — когда ребенок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом и сам может объяснить, что произойдет с ними после исчезновения дерева. Такой подход к изучению природы — то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей — позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Вопрос: Какую елку нарядить на праздник - живую или искусственную?» - не вызвал у детей сомнения в том, как поступить. Рассказ С. Михалкова «Елочка» помогает решить вопрос о праздничной елке.

Постепенно у детей формируется представление о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее. В подтверждение этому прочитала воспитанникам сказку В. Бианки «Сова». Из рассказа дети поняли, что нельзя нарушать связей, сложившихся в природе. Исключение одного из звеньев лесной цепочки ведет к гибели многих животных, растений, т.е. природы, частью которой является человек. Поэтому, чтобы изменить что-то в природе, надо дать оценку своему поведению, т.к. нарушение законов природы может нанести ей непоправимый вред. Рассказ «Олени и хищники» помог детям понять, что это действительно так.

Для закрепления полученных детьми знаний, использовала словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, игра «Пирамидки» («Птицы в природе») развивает умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев, экологическую пирамидку, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы. Игра «Меню для птиц», помогла уточнить представления о том, чем питаются пернатые. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе использовала дидактическую игру «Угадай правило».

Чтение рассказов В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка?» также закрепляет знания детей о культуре поведения в природе, учит правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

На итоговом занятии «Мы — друзья природы» дети закрепили свои знания о правилах поведения в природе, научились понимать, что природу надо не только любить и жалеть, но и хорошо знать. У детей появилось желание помогать животным, попавшим в беду, охранять окружающую природу. Человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть - забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Для формирования гуманного отношения к природе включаем детей в посильную для их возраста практическую деятельность. Вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях, разбиваем цветники. Дети не только видят окружающею красоту, но и принимают участие в ее создании. Это вызывает у воспитанников радость, поддерживает положительное эмоциональное состояние, способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Чувство сострадания, сопереживания определяет действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду. А активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Умение сопереживать и сочувствовать попеременно вырабатывает эмоциональное табу на действие, причиняющее страдание и боль всему живому.

Чтение и обсуждение рассказов В. Танайсичук «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «От чего погибли киты» подводит детей к пониманию, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю. Чтобы сохранить природу, не допустить ее гибели нужно знать и соблюдать строгие правила в науке экологии.

Художественная литература служит могучим средством в экологическом воспитании детей и способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экологическую культуру человека.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

  • сформированы начала экологической культуры детей;

- сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

  • дети участвуют в пассивной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности и помогает нам в этом незаменимые произведения - рассказы, стихи, сказки русских классиков и современников. Книги учат добру, ответственности, причастности человека ко всему, что его окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Статья "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературы" раскрывается актуальность проблемы, представлен опыт работы по этой теме...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

Экологическое образование посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннег...

Консультация для воспитателей на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой".

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках ...

Развитие образной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой и фольклором.

В настоящее время нет необходимости доказывать, что на современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования культуры речи. Одним из важнейших источников развития в...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой...