Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шилкина Наталья Николаевна

Экологическое образование посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

 Если ребенок поймет, что его благополучие это завтрашний день, что счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха, воды и от  конкретной помощи ручейку и березке, то он встанет в ряды защитников и друзей природы.

 

Писатели, поэты,  всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А.В.Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению художественных произведений.

Свою работу начала с диагностики. Результаты показали низкий уровень сформированности экологической культуры у большинства детей. Проведенное анкетирование родителей воспитанников «Что и как читаем дома?»( Прил. №1) показали, что существует опасная тенденция падения интереса к книге. На смену чтению в семье пришли компьютерные игры, интернет, телевизор. У детей пропадает интерес к художественной литературе. Я решила объединить эти две проблемы в одну: как  воспитать в детях позитивное отношение к природе через любовь к  художественной  литературе.

 Поставила перед собой  следующие задачи:
 

1.Познакомить детей  с творчеством писателей В.В.Бианки, К .Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.М.Пришвина , Е.И.Чарушина, Н.И.Сладкова и других писателей
2.Учить детей видеть красоту родной природы в художественных произведениях, реагировать на поэтическое слово
3. Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном.
4.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

5. Привлечь родителей к данной проблеме.

Составила план работы:

 

1.Создать картотеку книг по экологическому воспитанию.

2.Ежемесячно оформлять выставки природоведческой литературы.

3. Пополнить книжный уголок литературой экологического содержания.

4.Оформить папки-передвижки: «Портреты  детских писателей», «Пословицы и поговорки о природе»,  «Расскажем сказку вместе», «Что такое книга?» )

5.Пособия: «Мудрые  пословицы о природе», «Откуда к нам приходит книга», «Учим детей отгадывать загадки

6.Разнообразить методы и приемы.

7. Подготовить и провести КВН  совместно с родителями и детьми.

8.Использовать интеграцию в воспитательно-образовательном процессе.

9.Разработать цикл интегрированных занятий  с использованием художественных произведений.

 

 У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является  детский фольклор. Его я использовала чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу,  дождю, радуге, птицам, подражание голосам  птиц и животных. («Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще..»)

Постоянно использовала в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки. Они играют  большую роль  в ознакомлении детей с природой. Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому объекту.

  Во многом «экологичны» сказки: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В них, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов. В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Дети очень хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. И часто эти представления остаются на всю жизнь. В своей работе использовала творчество К.Д.Ушинского - основоположника русской педагогической науки. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях. Особенно ценны для детей дошкольного возраста небольшие рассказы педагога о животных. Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считаю В.Бианки. С удовольствием знакомила детей с его творчеством. Произведения В. Бианки помогли в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Использовала произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

  Творчеству этих авторов  были посвящены интегрированные занятия, выставки детских рисунков, литературные викторины. В группе были организованы авторские выставки. В наблюдениях за объектами и явлениями природы  часто использовала художественное слово. Это помогло детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Старалась умело сочетать художественное слово с непосредственным наблюдением детей.  

                                                                                           Стихотворную форму о природе использовала и в других видах деятельности:

 

                                                                                                                                               -пальчиковые игр

                                                                                                                                                                         «Вырос чудесный цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки

Всем лепесткам красоту и питание

                                         Дружно дают под землей корешк »

 

После чтения произведений использовала приемы:

-беседы по содержанию

-прием «Спроси меня» (дети учатся задавать вопросы воспитателю и друг другу)

- интересный прием  «Спроси у героя»( после прочтения произведения, где дети учились задавать вопросы главному герою)

- пересказывали небольшие произведения от 1, 2,3 лица

-обыгрывание сценок Для меня было очень важно донести до детей смысл произведений и всегда в  глазах  появлялось сочувствие, сопереживание, радость, восторг от прочитанного.Работа с родителями:

 1..Консультации «Что такое экологическое воспитание?», «Организация домашнего чтения в семье» «Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей»

3.Папки-передвижки «Воспитываем читателя», «Воспитание детей художественной литературой» «Что и как читаем детям о природе», 

 

4.Совместный КВН детей и родителей на тему « По лесным тропинкам»  

Результат показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру.  Увеличилось число детей, которые считают животных и растения самоценными живыми существами, Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, более наблюдательны, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появился интерес к чтению художественной литературы. Родители стали больше уделять внимания семейному чтению. Таким образом, на своем опыте я пришла к выводу, что художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

       

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Статья "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературы" раскрывается актуальность проблемы, представлен опыт работы по этой теме...

Консультация для воспитателей на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой".

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках ...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой...

Самообразование "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19650099","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19650120","...

Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Ребенок овладевает литературно-художественным наследием в процессе взаимодействия - общения со взрослым и друг с другом, друзьями, героями художественного произведения. При этом важно, чтобы дошкольни...