Консультация для воспитателей : "Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"
консультация (старшая группа) на тему

Жужель  Елена Ивановна

Консультация для воспитателей по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей20.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Теремок» п.Зеленолугский

Консультация для педагогов

на тему: 

«Экологическое воспитание дошкольников

 в процессе ознакомления

с

 художественной литературой»

Подготовила и провела воспитатель  Жужель Е.И.

2017г

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

 Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник мира человечности в человеке. «Годы детства — это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой — семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в  дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, а природа в свою очередь нуждается в заботе и защите человека. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может поймать бабочку,  сломать ветку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи всему живому , он встанет в ряды защитников и друзей природы. Экологическое образование посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней. Чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детские, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Еще великий А. С. Пушкин говорил: «Чтение - вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье.  Современные родители не осознают силу воздействия художественно - познавательной литературы на интеллектуальное развитие и воспитание ребёнка. Ведь именно книга, является носителем важных знаний, достояний культуры, идей, рассказов о природе. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку. Наша задача - приобщить детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями. Нет нужды доказывать, что воспитание чувства природы у детей неразрывно связано с воспитанием этого чувства у взрослых. В мире информационного взрыва, глобальной сети, высоких технологий книга утрачивает свою ценность. Привлекательность передачи информации - телевидения, необъятные просторы интернате, должны быть лишь ярким  дополнением, познавательного интереса.

Писатели, поэты,  всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Оно, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А.В.Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир». Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению художественных произведений.

   У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является  детский фольклор. Его используют  чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу,  дождю, радуге, птицам, подражание голосам  птиц и животных

Еще один вид -фольклора, как загадки. Они играют  большую роль  в ознакомлении детей с природой. Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому объекту.

  Во многом «экологичны» сказки: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений. В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Дети очень хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. И часто эти представления остаются на всю жизнь.

При отборе художественной литературы нужно руководствоваться  следующими принципами:

  1. Доступность произведений детскому пониманию. Произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им.
  2. Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.
  3. Привлекательность для детей. Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами.

Чтение художественных произведений  хорошо сочетать с беседами, играми, решением экологических задач. Дети с увлечением отгадывают загадки, решают логические задачи, слушают рассказы.

  Свою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера сыграл  Л.Н. Толстой большое внимание уделял устному народному творчеству.

 Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считают В.Бианки.  

Михаил Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы.

Близок по своему творчеству к В. Бианки и М. Пришвину  Евгений Чарушин. Он сыграл свою роль в природоведческой литературе для детей в основе творчества которого лежит образ природы.

Научно-художественный характер имеют произведения Б. Житкова. В его творчестве нашлось место и для детей дошкольного возраста. Особенностью его рассказов является то, что рядом с животным всегда находится рядом человек, как заботливый друг. Такие рассказы помогают педагогу воспитать у детей заботливое отношение к животному миру.

Неизгладимое впечатление в сердце детей оставляют рассказы К.Г. Паустовского.

 Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому использовала поэзию. Детям  дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских поэтов,  как А. Пушкин,  Ф. Тютчев,  А. Фет, Н.Некрасов, С. Есенин, А.Блок,  И.Бунин,  И.Суриков.

Природоведческой литературе всегда уделялось большое внимание в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Статья "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературы" раскрывается актуальность проблемы, представлен опыт работы по этой теме...

Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть...

Консультация для воспитателей на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой".

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках ...

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание старших дошкольников."

В данной консультации дано объяснение, что относится к экологическому воспитанию дошкольников. Какие цели и задачи ставит перед собой воспитатель. Как они решаются....

Развитие образной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой и фольклором.

В настоящее время нет необходимости доказывать, что на современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования культуры речи. Одним из важнейших источников развития в...

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями"

Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями...

Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Подготовила: воспитатель Завьялова Наталья Сергеевна МКДОУ дет/сад №29 Еманжелинского муниципального района  Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ...