Развитие образной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой и фольклором.
материал по развитию речи на тему

Музычко Светлана Валерьевна
В настоящее время нет необходимости доказывать, что на современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования культуры речи. Одним из важнейших источников развития выразительной и образной речи является художественная литература и малые фольклорные жанры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obraznoy_rechi_starshih_doshkolnikov.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Музычко Светлана Валерьевна

воспитатель первой

квалификационной категории

МАДОУ №26 «Кораблик»

г. Бердск, Новосибирская область

Развитие образной речи старших дошкольников в процессе ознакомления

с художественной литературой и фольклором.

     В настоящее время нет необходимости доказывать, что на современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования культуры речи. Под культурой речи подразумевают умение грамматически правильно и связно строить высказывания, а также умение владеть богатством родного языка, его выразительными средствами.

     Дошкольное детство является периодом становления и развития речи

(словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны). В это время развиваются и такие важные качества речи: правильность, точность словоупотребления, выразительность и образность языка.

     Одним из важнейших источников развития выразительной и образной речи является художественная литература и малые фольклорные жанры. Имеющиеся в них выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения), фразеологизмы обогащают эмоции, будят воображение, оживляют речь, обогащают и совершенствуют словарь детей.

     Разнообразные жанры литературы и фольклора способствуют развитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества.

     Помогая ребенку овладеть языком художественных произведений, педагог выполняет задачи по развитию речи, что в соответствии с ФГОС ДО является одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования.

     Активная исследовательская деятельность детей в процессе восприятия художественной литературы, момент «сотворчества», возможность «играть» с художественным словом, способствует развитию и обогащению речи. А, насыщенные синонимами, антонимами, сравнениями, эпитетами, метафорами и фразеологизмами художественная литература и фольклор являются ценнейшим языковым материалом с большим развивающим резервом.

     Выстраивая систему работы по развитию образной речи, важно определить основные направления педагогической деятельности:

- систематическая, комплексная работа по общению и взаимодействию с    

  детьми и использование инновационных методов в педагогической

  деятельности;

- взаимодействие педагогов, воспитателей и родителей в выстраивании единой  

  позиции и понимании перспектив развития детей по данному  

  направлению;

- создание условий: развивающая предметно-пространственная среда (далее

  РППС) для свободной, самостоятельной деятельности детей;

- сотрудничество с социальными партнерами (городская библиотека, музей,

  театр) для развития представлений о многообразии окружающего мира.

     Так же важно учитывать общие специфические и индивидуальные особенности развития детей.  Применять дифференцированный подход в зависимости от состояния их психического здоровья.

      Реализовать данные направления вам помогут различные формы работы:

- организованная образовательная деятельность;

- социально-игровая деятельность;

- художественно-творческая деятельность;

- чтение литературы по тематике программы;

- проектная деятельность.

     Работу по обогащению речи детей образной речью начинайте с чтения произведений художественной литературы и фольклора. Основное правило при чтении литературы – эмоциональный настрой. Это помогает детям почувствовать радость, гнев, печаль, жалость, шутку, насмешку и т.д., что позволяет усваивать речь и развивать языковое чутье и чувство языка

    В процессе работы над текстом художественных произведений используйте следующие игровые приемы:

- подбор эпитетов, синонимов, антонимов, определений, характеризующих  

  персонаж, его настроение, состояние, действия, поступки;

- задание на формообразование и словотворчество;

- толкование слов и объяснение фразеологизмов;

- придумывание новых окончаний к знакомым сказкам;

- соединение сюжетов произведений разных жанров;

- отдельное исполнение реплик героев;

- драматизация наиболее понравившегося отрывка произведения.

     Таким образом, в процессе работы над текстом художественного произведения с помощью творческих заданий на основе литературного материала, речь детей обогатиться образными средствами языка.

     Активизируйте применение образных средств в речи, в различных видах деятельности. Помощниками станут конструирование, оригами и ручной труд. В процессе выполнения задания, дети подбирают слова-определения, учатся правильно употреблять прилагательные. А, выполнив поделки, используют их в игре, инсценировке, по своему усмотрению. 

     При проведении музыкально-дидактической игры: «Что подсказала музыка?», при ознакомлении с картиной художника, дети могут охарактеризовать героев, провести сравнения, дать название картинам. Такая взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь.

      В работе с пословицами и поговорками помогите понять детям прямой и переносный смысл высказываний, этимологию слов, выражений, например: («Зарубить на носу», «Намотать на ус»). Научите подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу. Для лучшего запоминания и понимания пословиц, поговорок и скороговорок используйте картинки, мнемотаблицы и дидактические игры: «Одни начинают, другие продолжают», «Какая пословица спряталась», «Найди лишнюю пословицу», «Нарисуй пословицу», «Изобрази пантомимой», «Собери пословицу» (настольно печатная игра) и др.

     Особое место в развитии образной речи занимают загадки (отгадывание и

придумывание). Загадки помогают выделять наиболее существенные признаки, обобщать, анализировать, образно мыслить. Поэтому познакомьте детей со способами составления и отгадывания загадок:

- выбирать предмет, и дать образные характеристики по заданным признакам

 - предложить схему составления загадок

     Хорошими помощниками будут игры и творческие задания: «Угадай по описанию»; «Выбери признак, который есть у других объектов»; «Кто так делает»; «Я загадала» (дети задают наводящие вопросы).

     Игра занимает в жизни дошкольников особое место. И потому дидактические и театрализованные игры являются эффективным средством решения задач по развитию образной речи.  Подберите картотеку коммуникативных и театрализованных игр, картотеку русских народных игр и игр по сказкам картотеку словесных игр и считалок.

      С целью активизации образных средств проводите конкурсы «Конкурс сочинителей», «Самый выразительный диалог», «Лучший театральный актер»; игры «Исправь путаницу», «Подбери сравнения», «Кто внимательнее», «Что на что похоже?»; литературные викторины «Что, где, когда?», «Наши любимые сказки»;  развлечения «День рожденье детской книги».

      На этапе обучения творческому рассказыванию используйте различные формы работы: по образцу, по плану, по теме, по схемам, по иллюстрациям.

     Хорошо зарекомендовали себя игра-задание, интервью; постановки проблемных вопросов: «А если бы?», «Каким образом?», творческое задание «Превращение – оживление», игра-фантазия «Мешок сказок» и многое другое.

     Не забывайте применять фольклор и художественное слово в здоровьесберегающих технологиях: зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутки и тд.

     Развить образную речь детям помогает и та пространственная среда, в которой они находятся. Уделите особое внимание РППС группы. Оформите центр литературы, в котором будут находиться разнообразные по жанру книги, иллюстрации литературных произведений. Сделайте наглядно- дидактические пособия: «Синонимы-антонимы», «В гостях у сказки», «Пословицы и поговорки», дидактические игры по сказкам: «Разрезные картинки», «Сказка по порядку», «Зашумованые сказки», «Отгадай и раскрась», «Чей предмет», а так же лепбуки по познавательно- речевому развитию. Организуйте театральный уголок (настольный, пальчиковый, теневой), уголок ряженых с атрибутами и костюмами. Создайте фонотеку и цикл мультимедийных презентаций русских народных сказок, песен, потешек.

     Добиться успеха в работе можно только в триаде «педагог-ребенок-родитель». Активно привлекайте родителей к участию в конкурсах, выставках, экскурсиях, к проектной, театральной и музейной деятельности. Проводите анкетирования, давайте консультации и рекомендации, мастер-классы и открытые занятия.  Привлекайте к формированию РППС группы.

     Применяя различные форм работы по данным направлениям вы поможете детям:

- уметь выделять в тексте образные средства, понимать и объяснять их

  значения;

- самостоятельно создавать рассказы, сказки, придумывать загадки, используя в

  своих сочинениях запас образной лексики и средства художественной  

  выразительности;

- самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения, метафоры; использовать

  синонимы и антонимы.

- повысить эмоциональный уровень развития и познавательный процесс,

   развить коммуникативные умения и более связную речь.

   

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ«Развитие образной речи старших дошкольников на основе ознакомления с поэтическими произведениями С.А.Есенина»

 Вид проекта: краткосрочный групповой познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста.     Продолжительность проекта: 1 месяц....

Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

- педагогический эксперимент (констатирующие, формирующие, контрольные опыты) с применением разных методик обучения...

"Развитие речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"

Особое значение в дошкольный период приобретает знакомство с художественной литературой. Это является одним из главных условий овладения ребёнком связной речью. условием её развития и совершенствовани...

Распознование связной речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Распознование связной речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой...

Сборник игр, направленных на развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Предлагаемые материалы могут быть  использованы в деятельности воспитателя детей  дошкольного возраста, направленной на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой. Сб...