Сборник игр, направленных на развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
картотека по художественной литературе

Иванова Наталия Ивановна

Предлагаемые материалы могут быть  использованы в деятельности воспитателя детей  дошкольного возраста, направленной на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой. Сборник может быть рекомендован воспитателям, родителям детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_igr_po_hudozhestvennoy_literature.docx428.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник игр, направленных на развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Выполнил: Иванова Н. И.

Воспитатель

2020 г.

пгт Смышляевка

Предлагаемые материалы могут быть  использованы в деятельности воспитателя детей  дошкольного возраста, направленной на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой. Сборник может быть рекомендован воспитателям, родителям детей дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие речи можно рассматривать в качестве методических наработок, дополняющих разработанные программно-методические комплексы, и позволяющего организовать игровую деятельность детей, направленную на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой. 

 дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок

«Кто за кем? »

Цель игры: Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) ; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

1. Ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, используя различные предлоги. Ведущий задаёт наводящие вопросы.

2. Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.

За правильное выполнение задания ребёнок получает жетон.

«Что изменилось? ».

Цель игры: Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) и предметов; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры;

1. Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на фланелеграфе сюжет какой – либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две – три фигурки местами (если дети старше шести лет, количество изменений можно увеличить до пяти). Ребёнок должен сказать, что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает тот кто наберет больше всех жетонов.

2. Если дети успешно освоили эту игру, попросите их самих выложить сюжет какой – нибудь сказки и самим без ведущего продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.

«Расскажи по картинке».

Цель игры: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др., кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.

Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.

«Найди по силуэту».

Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) . Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Далее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчиком силуэт фигурки, а затем – карандашом.

Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит найти героев сказки, предметы.

«Покажи одинаковое».

Цель игры: Расширение словарного запаса. Учить детей мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развивать фантазию, уметь классифицировать предметы по разным признакам.

Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами, выбранной сказки.

Ход игры.

Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.

Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д.

«Раскрась по описанию».

Цель игры: развитие речи, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; закрепление понятия «силуэт»; развитие наблюдательности, образного мышления и воображения.

Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами из игры «Собери и расскажи сказку», выбранной сказки; загадки к героям сказки; цветные карандаши, бумага.

Ход игры.

Ведущий рассказывает детям сказку, и выкладывает опорные картинки с сюжетами сказки. Затем вместе с детьми отбирает фигурки героев сказки.

Когда фигурки лежат перед детьми, взрослый зачитывает по карточке загадку про одного из героев. Дети должны отгадать, о ком идёт речь. Тот, кто первым отгадал, становится рассказчиком.

Ведущий переворачивает карточку и просит найти точно такую же фигурку – силуэт.

Дети, каждый на своём месте, обводят силуэт. После этого опорные картинки убираются, и рассказчик вместе с ведущим должен описать изображение, а дети должны дорисовать и раскрасить силуэты, не глядя на фигурку.

Вначале рекомендуется играть простыми фигурами (репка, колобок, теремок, рукавичка). После каждого описания показывайте фигурку и сравнивайте, у кого какой силуэт получился. Следующим рассказчиком становиться тот, у кого точнее всех получился рисунок, или можно загадать загадку про следующего героя.

«Кто самый наблюдательный? ».

Цель игры: Закреплять умение составлять рассказ по картинке, развивать внимание, расширять словарный запас.

Материал: сюжетные картинки из игры «Собери и расскажи сказку».

Ход игры.

Взрослый показывает картинку с изображением сюжета одной из сказок и просит детей описать, что изображено на картинке. Дети перечисляют и описывают героев, события, предметы. За каждый правильный ответ они получают жетоны.

Детям 3 – 5 лет можно играть два – три раза по одному сюжету. Если дети старше пяти лет, они играют по данному сюжету один раз. Победитель выкладывает свой сюжет.

«Разведчик».

Цель игры: Развитие речи, внимания, образной памяти; закрепление понятий: на, над, под, перед, с, внутри и т. д.

Материал: Фигурки героев сказок; картинки с сюжетами сказок; бумага, цветные карандаши, загадки.

Ход игры:

Взрослый загадывает загадку. Тот, кто её отгадал, становятся «разведчиком». Ему показывают картинку – сюжет, и он должен описать картинку с героем как можно точнее, а другие дети, используя фигурки, рисуют у себя картинку по описанию.

Взрослый помогает «разведчику» описать картинку более точно.

«Цветные кружочки».

Цель игры: Развитие связной речи, образной памяти, обучение детей мнемотехникам.

Материал: Цветные кружочки, отличающиеся цветом и размером в соответствии с героями сказок; фигурки героев сказки; картинки с сюжетами сказки.

Ход игры:

Расскажите сказку детям и попросите их показать соответствующие фигурки. Попросите малыша разыграть сюжет из сказки.

Если ребёнок не справляется, покажите ему картинку – сюжет, и пусть он расскажет сюжет, используя фигурки.

Затем расскажите ему сказку, выкладывая лишь кружочки. После этого он должен заменить героев кружочками и пересказать сказку, используя кружочки.

«Собери из частей».

Цель игры: развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.

Материал: разрезные картинки героев сказок, фигурки героев сказок из «Сказочного сундучка», соответствующие разрезным картинкам, загадки.

Ход игры:

Взрослый показывает детям фигурки героев сказок. Спросите, как их зовут. Затем покажите, что из частей можно сложить фигурку любого из героев.

Затем части карточек перемешиваются, и взрослый просит малыша отгадать загадку и сложить фигурку героя.

«Шляпа фокусника».

Цель игры: закрепление знания сказок; развитие речи; развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, внимания и образной памяти.

Материал: резиновые игрушки из настольного театра, шляпа или коробка, платок.

Ход игры:

Взрослый показывает шляпу и платок: «Это шляпа фокусника, в ней лежат герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь определить героя, назвать его и сказать, из какой он сказки.

«Я назову, а вы продолжите».

Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход игры:

Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст

Мышка - … (норушка)

Лягушка - … (квакушка)

Зайчик - … (побегайчик)

Лисичка - … (сестричка)

Волчок - (Серый бочок)

Медведь - … (косолапый)

Петушок - (Золотой гребешок)

Гуси - (Лебеди)

Сестрица - (Алёнушка)

Братец - (Иванушка)

Серый … (волк)

Баба - … (Яга, костяная нога)

Коза - … (дереза)

Красная (шапочка)

Курочка - … (Ряба)

Муха - … (Цокотуха)

Старшая и подготовительная группа

Крошечка – … (Хаврошечка)

Царь … (Салтан)

Царевна - … (лягушка)

Сивка … (бурка)

Финист - … (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик - … (семицветик)

Илья … (Муромец)

Добрыня … (Никитич)

Соловей - … (разбойник)

Василиса … (Прекрасная)

Царевич … (Елисей)

Мальчик … (с пальчик)

Конёк – (Горбунок)

Гадкий … (утёнок)

«Из какой сказки герой? ».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Материал: большая карточка с изображением героя сказки; маленькие карточки, с изображением сюжетов разных сказок.

Ход игры:

Детям раздаются большие карточки. Ведущий показывает карточки с сюжетами сказок. Тот ребёнок, у которого на большой карточке изображен герой из сюжета сказки, называет сказку и берёт карточку себе.

Выигрывает тот, кто быстрее соберет все сказки.

«Помоги герою найти свою сказку».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Материал: На листе бумаги изображён герой сказки и три картинки – сюжеты сказок, в которых этого героя нет, и одна картинка, в которой этот герой есть.

Ход игры:

Взрослый показывает детям картинку и говорит, например: «Петушок пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.

«В какую сказку попал Колобок? ».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Материал: Картинка с изображением сюжета сказки, на которую приклеен Колобок.

Ход игры: Взрослый показывает детям сюжетную картинку. Дети называют сказку, и описывают картинку.

«Сказочная путаница»

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Материал: Картинка с изображением двух разных сказок.

Ход игры: взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.

«Кто как кричит? »

Цель: Развитие ЗКР.

Материал: Картинки, изображающие животных, загадки.

Описание игры: Взрослый загадывает загадку о животных, дети её отгадывают. Взрослый показывает картинку и говорит: «Как говорит это животное? » Дети имитируют животного.

«Собери и расскажи сказку».

Цель: Закрепление знания сказок; расширение словарного запаса, развитие связной речи, внимания, памяти.

Материал: картинки с изображением сюжетов, выбранной сказки.

Ход игры: Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

«Чья песенка».

Цель: Расширение словарного запаса, развитие речи, закрепление знания сказок.

Описание игры: Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова. Например:

Я, Колобок, Колобок,

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

(Сказка «Колобок», песенка Колобка)

Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, Коща, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечка во сыру землю.

(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)

Вы, детушки, вы, батюшки

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла,

Полны копытся водицы!

Сказка «Волк и козлята», песенка волка)

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Была внучка Снегурушка,

Её подружки в лес заманили,

Заманили – покинули.

(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки) .

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши) .

Как выскочу, как выпрыгну –

Полетят клочки по закоулочкам.

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы) .

Петушок, Петушок

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку.

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы) .

Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы!

Котик-братик,

Выручи меня!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка) .

Эта ложка простая – Петина,

Эта ложка простая – Котова,

А это ложка не простая, - точёная,

Ручка золочёная, -

Эту ложку я себе возьму.

(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)

Ку – кА – ре – ку!

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи!

Поди лиса, вон!

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка) .

Стрень, брень, гусельки,

Золотые стунушки,

Дома ли лиса?

Выходи лиса!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота) .

Сяду на пенёк

Съем пирожок.

(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя

«Сказочные зайцы».

Цель: развитие речи, воображения, наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры: Взрослый предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы. Желающие рассказывают, какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки. Остальные дети отгадывают, из какой сказки заяц.

«Большой – маленький».

Цель: Упражнять в образовании слов по аналогии. Развитие речи, наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры: Воспитатель называет название взрослого животного. Ребёнок называет название его детёныша. Затем изображают детёныша животного.

«Волшебный кубик».

Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти.

Материал: разноцветный кубик, на каждую грань которого, с помощью липучки, прикрепляются герои или сюжеты сказок.

Описание игры:

I вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети называют героя и сказки с его участием.

II вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети изображают этого героя.

III вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные). Дети называют сказку и её героев.

IV вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки, и называет героя и сказки с его участием.

V вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные, и называет сказку и её героев.

«Опиши героя».

Цель: Развитие грамматического строя речи, умения подбирать прилагательные.

Материал: Сказка, картинка или фигурка героя для описания; карточки со схематическими изображениями эмоций, цвета, строения тела.

Ход игры:

I вариант (для детей 3 – 4 лет) :

После прочтения сказки, воспитатель спрашивает: (например, сказка «Лиса и заяц») – Какой Петушок?

Дети отвечают: «Добрый, смелый и т. д. »

II вариант (для детей 4 – 7 лет) :

После прочтения сказки, или при сравнении сказок, воспитатель просит описать одного из героев, используя схематические карточки.

«Я начну, а ты продолжи».

Цель: Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умение внимательно слушать друг друга.

Материал: персонаж – герой выбранной сказки.

Ход игры: Дети сидят в кругу. У воспитателя в руках персонаж – герой сказки, которую дети будут рассказывать. Воспитатель начинает сказку (говорит одно – два предложения) и передаёт сидящему рядом ребёнку. Ребёнок продолжает, говоря тоже одно – два предложения, и передаёт следующему.

«Маски».

Цель: Развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Материал: маски сказочных персонажей – животных.

Описание игры: Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

«Угадай сказку».

Цель: Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Материал: используются фигурки сказочных героев одной из сказки.

Ход игры: Взрослый прикрепляет на фланелеграф фигурки сказочных героев персонажей какой - либо сказки и просит детей назвать эту сказку.

«Назови сказку»

Цель: Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, памяти, наглядного мышления.

Материал: игровое поле, на котором помещены сюжеты разных сказок; кубик.

Ход игры: Ребёнок бросает кубик на игровое поле. Когда кубик остановиться на одном из сюжетов, ребёнок называет сказку и её героев.

«Что изменилось? » - 2.

Цель игры: Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Материал: Игрушки из настольного театра.

Ход игры;

На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки. Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и воспитатель убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает: «Кто убежал в лес? » Дети должны сказать, что изменилось.

«Найди сказочных героев».

Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей. Развитие речи, памяти, внимания, мышления.

I вариант:

Материал: Фигурки сказочных героев, сюжеты сказок.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям фигурки или резиновые игрушки сказочных героев. На столах разложены сюжеты разных сказок. По команде воспитателя дети к каждому сюжету ставят своего сказочного героя.

II вариант.

Материал: большие карты, на которой изображен сюжет какой – либо сказки; маленькие карточки с изображением сказочных героев сказки.

Ход игры:

Игра проводиться по принципу лото. Детям раздаются большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки. Дети, у которых герой из сказки, изображенной на большой карте, называет героя и берёт его себе. Выигрывает тот кто первым заполнит свою карту.

«Отгадай слово».

(для тех кто знает буквы)

Цель: закрепление первого звука в слове, закрепление знаний о сказочных героях, развитие ЗКР, мышлении, памяти, внимания.

Материал: двухстороннии карточки: с одной стороны буква, с другой стороны изображение сказочного персонажа название, которого начинается на эту букву.

Ход игры:

I вариант:

Воспитатель показывает картинку сказочного персонажа. Ребёнок проговаривает название и выделяет первый звук. Воспитатель переворачивает карточку.

II вариант:

Воспитатель выкладывает из карточек слово картинками вверх. Ребёнок проговаривает название каждой картинки, выделяя первый звук. Воспитатель переворачивает карточку буквой вверх, ребёнок складывает (прочитывает) загаданное слово.

 «Расскажи сказку по картинке»
Цель: Формировать умение пересказывать знакомую сказку с опорой на иллюстрации.
Оборудование: Сюжетные картинки к сказкам или серия сюжетных картинок.
Ход игры: Воспитатель показывает ребёнку сюжетную картинку. Ребёнок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью.

«Кто лишний персонаж?»
Цель: Уточнить знания детей по содержанию сказок и сказочных персонажей.
Оборудование: фигурки героев сказок из различных видов театра.
Ход игры: На столе выставляются герои одной из сказок с одним лишним персонажем. Детям 5 лет, называется сказка. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился.
Дети после пяти лет, должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.

Лото «Найди сказочных героев»
Цель: Формировать умение узнавать сказку и её персонажей.
Оборудование: Большие карты с сюжетом сказки; маленькие карточки с изображением сказочных героев сказки
Ход игры: У детей большие карты с сюжетом сказки. Ведущий показывает маленькие карточки. Ребёнок, у которого герой из сказки, изображенной на большой карте, называет героя и берёт его себе. Выигрывает тот кто первым заполнит свою карту.

«Кто быстрее соберётся»
Цель: Закреплять содержание сказок.
Оборудование: Фигурки сказочных героев, иллюстрации сюжетов сказок.
Ход игры: На столах разложены сюжеты разных сказок. Детям раздают фигурки или иллюстрации сказочных персонажей. Дети под музыку танцуют со своими персонажами. По команде воспитателя дети находят нужный сюжет, ставят своего сказочного героя.

«Назови сказку»
Цель: Закреплять содержание сказок и сказочных героев.
Оборудование: Игровое поле, на котором по очереди помещены сюжеты разных сказок; кубик.
Ход игры: Ребёнок бросает кубик. Делает ход в соответствии с выпавшим количеством точек. Называет сказку, на которую он попали и её героев. Если справился, продолжает игру в порядке очерёдности. Если не справился, возвращается на старт.

«Что изменилось?»
Цель: Закреплять умение различать и называть персонажи сказок.
Оборудование: фигурки (иллюстрации) из настольного театра, из одной или нескольких сказок (усложнение).
Ход игры: Перед детьми стоят фигурки героев одной сказки (или из нескольких). Уточняют названия героев. Затем дети закрывают глаза и воспитатель убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и должны сказать, что изменилось.

«Угадай сказку»
Цель: Закреплять названия сказок и сказочных героев.
Оборудование: Карточки с изображением отрывка из сказки или сказочного персонажа.
Ход игры: карточки перевернуты, дети по очереди подходят, выбирают карточку, называют сказку или персонажа. Если ответ правильный карточку забирают себе, если нет, кладут на место. В конце игры подсчитывают выигравшие карточки.

 

Словесная игра «Чья песенка?»  (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок).

«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули».                             Песенка Снегурушки
                                                                     Сказка «Снегурушка и лиса»

«Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие, 
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!»                               Братец Иванушка
                                            Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Словесная игра: «Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки).

«Спи, глазок, спи, другой».                            Сказка «Хаврошечка»

«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!»        
                                             Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  «Носик, носик, пей водичку»,                 Сказка «Петушок и чудо – меленка»

«Ловись, рыбка, и мала, и велика!»        
                                               Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»   
                                                                           Сказка «Кот, петух и лиса»

«Сяду на пенёк, съем пирожок».                    Сказка «Маша и медведь»

Словесная игра: «Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»
          Кот, петух, Жихарка.              Сказка «Жихарка»

«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
           Лиса, Журавль.                       Сказка «Лиса и журавль»

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».
           Бык, свинья, баран, петух, кот.      Сказка «Зимовье»

Словесная игра: «Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).

Работать умела красиво и ловко,
 В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была?                                         ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ

Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его…                                                                  ЕМЕЛЯ

Сдобный, пышный, круглощёкий,
У него румяный бок. 
Убегает по дорожке
И зовётся…                                                                             КОЛОБОК

Унесла его лиса
Аж за тёмные леса,
Слышен тонкий голосок
Кто же это?                                                                             ПЕТУШОК

Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать …                                                                  ЕМЕЛЯ

Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь…                                                                     КАЩЕЙ

Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна - …                                                                             ЛЯГУШКА

Словесная игра: «Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)
«По щучьему велению, по моему хотению…» 
                                          Сказка «По щучьему велению»

«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом».
                                           Сказка «Царевна – лягушка»

«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»
                                            Сказка «Сивка – бурка»

«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает».
                                            Сказка «Волшебное кольцо»

Словесная игра: «Закончи фразу» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

Кощей  - … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк - …(Горбунок)
Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга)
Мальчик - … (с-пальчик)
Марья - …(искусница)

Дидактическая игра: «Кто за кем?»

Цель игры: Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка)» и др.); кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

1. Ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто, как стоит, используя различные предлоги. Ведущий задаёт наводящие вопросы.

2. Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.

За правильное выполнение задания ребёнок получает жетон.

Дидактическая игра: «Цветные кружочки».

Цель игры: Развитие связной речи, образной памяти, обучение детей мнемотехникам.

Материал: Цветные кружочки, отличающиеся цветом и размером в соответствии с героями сказок; фигурки героев сказки; картинки с сюжетами сказки.

Ход игры:

Расскажите сказку детям и попросите их показать соответствующие фигурки. Попросите малыша разыграть сюжет из сказки.

Если ребёнок не справляется, покажите ему картинку – сюжет, и пусть он расскажет сюжет, используя фигурки.

Затем расскажите ему сказку, выкладывая лишь кружочки. После этого он должен заменить героев кружочками и пересказать сказку, используя кружочки.

Дидактическая игра: «Полетушки»

Все игроки садятся вокруг стола, каждый кладет руку с вытянутым указательным пальцем в центр стола. Ведущий поочередно называет персонажей разных литературных произведений, причем к каждому слову он прибавляет глагол «летает».

- Баба Яга летает! Колобок летает! Серый волк летает! Змей Горыныч летает! Красная шапочка летает! Карлсон летает!

Ведущий сам поднимает руку с вытянутым пальцем каждый раз, когда произносит очередное словосочетание – независимо от того, действительно летает этот предмет или нет. Его задача запутать игроков.

Игра продолжается, пока у ведущего не иссякнет перечень героев или пока не останется один игрок – победитель.

Словесная игра: «Отгадай сказочного героя»

Игрушку – сказочного героя прячут за ширму. Педагог от лица героя сказки односложно отвечает на вопросы детей: «да» или «нет». Играющие задают вопросы, сужающие круг поиска. По ответам дети должны догадаться, кто прячется за ширмой. Например: «ты человек? - Нет. – Ты животное? – Нет. – Ты большой? – Нет. – Ты круглый? – Да. – Тебя сделали из муки? – Да».

Вариант. На ребенка надевают маску сказочного героя так, чтобы он не знал, какого именно. Он должен догадаться, чья эта маска, задавая остальным детям наводящие вопросы.

Дидактическая игра: «Покажи сказку»

Каждый из детей получает по картинке-эпизоду из сказки. По сигналу играющие определяют свою принадлежность к той или иной команде и выстраиваются в соответствии с имеющимися у них картинками, воспроизводя последовательность действий в сказке.

Игры к рассказу В. Бианки «Купание медвежат»

Игра «Странные слова»

Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.

Материал: В. Бианки «Купание медвежат»

Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе В. Бианки «Купание медвежат». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)

Пестун – медвежонок, оставшийся с матерью и помогающий заботиться о младших братьях и сёстрах, заботливый воспитатель

Медвежья нянька – медведь, который ходит со своим детенышем,

Схватил за шиворот – взять, поймать, схватить кого-либо с целью наказать, привлечь к ответственности.

Барахтался – делать быстрые беспорядочные движения телом, руками, ногами, стараясь подняться, освободиться от чего-либо или выплыть

Ненароком – случайно

Удирать – быстро, что есть силы убегать

Плюх надавала – пощёчина, ударить по щеке

Знойный день –жаркий день, солнечный

Игра «Я начну, а вы продолжите»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал: В. Бианки «Купание медвежат»

Инструкция: Воспитатель читает рассказ. Затем говорит незаконченные предложения, а дети должны их закончить, используя образные обороты речи.

Примерный набор предложений.

  1. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и… (пестун)
  2. Полоскал, полоскал его, да… (ненароком и выронил в воду)
  3. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был.. (знойным)

Игра «Исправь ошибки»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал: В. Бианки «Купание медвежат»

Инструкция: Я вам прочитаю отрывки из рассказа. Послушайте внимательно, найдите ошибку и исправьте ее.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и павлин — её годовалый сын, медвежья нянька. - Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

Пестун схватил одного медвежонка зубами за одежду и давай окунать его в речку. - Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Игра «Какой, какая какие»?

Цель: развивать умение придумывать свои слова и выражения по аналогии со словами, выделенными в тексте

Материал: В. Бианки «Купание медвежат»

Инструкция: Кто такой пестун? Какой пестун? Как еще можно назвать пестуна? Придумай необычное название пестуну?

Игра «Сочинялка»

Цель: развивать умение применять в речи образные средства

Материал: В. Бианки «Купание медвежат»

Инструкция: Мы узнали, как купаются медвежата. Попробуй составить рассказ о том, как медвежата делают себе берлогу. Не забудь, что ты составляешь рассказ, а не сказку.

Игры к рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»

Игра «Странные слова»

Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.

Материал: В. Драгунский «Тайное становится явным»

Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе В. Драгунского «Тайное становится явным». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)

Тайное становится явным - не нужно врать и говорить не правду если всё всегда раскрывается и становится явным

Раскромсал - неровно, небрежно разделить, разре́зать что-либо на части, на куски.

Вылитый Кощей - исхудалый, тощий и высокий человек

В Грановитой палате – ее фасад облицован белым камнем с острыми гранями наподобие бриллиантов

царь-пушки – большая пушка, на ней выгравирован портрет царя

Игра «Исправь ошибки»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал: В. Драгунский «Тайное становится явным»

Инструкция: Я вам прочитаю отрывки из рассказа. Послушайте внимательно, найдите ошибку и исправьте ее.

Посмотри, на кого ты стал похож! Не ешь. Ты должен похудеть. - Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.

Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Оранжевой палате и в Оружейной, стоял возле пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. - Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный.

Игра «Поступки»

Цель: развивать умение применять в речи образные средства

Инструкция: Ребята, давайте вспомним свои поступки, хорошие, а может быть плохие.

Игра «Что значит?»

Цель: развивать умение применять в речи образные средства

Материал: В. Драгунский «Тайное становится явным»

Инструкция: Как вы думаете, что значит «Все тайное становится явным»?

Игра «Загадки»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал: В. Драгунский «Тайное становится явным»

Инструкция: Перед вами загадка, отгадками которой являются слова, словосочетания и даже целые фразы из изученного нами произведения.
Ну что, начнём? Будьте внимательны!

У мамы сын Дениска был,

Который кушать не любил.

Он не хотел есть пищу нашу,

Особенно мамину …(кашу)

Дениска рано утром встал,

Почистил зубы и сказал:

(- Я эту кашу есть боюсь,

Я постоянно ей давлюсь.

Из-за стола я, мама, встану,

Но эту кашу есть не стану!)

Сидел он до-о-о-лго за столом,

Слегка перекусив …(яйцом)

Ведь ты не ешь ни каш, ни щей,

Ты словно сказочный …(Кощей)

А напоследок я вас, друзья,

Спрошу о самом главном:

- Какой урок из этой истории извлёк Денис?

Правильно: …(Тайное всегда становится явным)

Игры к рассказу Владимира Драгунского «Сверху вниз, наискосок»

Игра «Странные слова»

Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.

Материал: В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»

Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе. Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)

гремели, как железо на крыше

бригада

Шабаш

шипела, как змея

стал качать во всю ивановскую

остолбенел

глаза расширились

Игра «Кто больше скажет о профессии»

Цель: активизировать использование в речи образных средств языка

Инструкция: Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю спать... А как вы думаете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Высказывания детей.) Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и т. д.)

А что делает врач? (Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.)

А что делает портной? (Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)

Воспитатель называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия людей этих профессий.

Игра «Волшебный сундучок»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал: картинки, обозначающие профессии

Инструкция:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Оля (Маша и т. д.), загляни,

Вынь картинку, назови.

Слесарь, рабочие, маляр, монтер

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/06/13/k_59400f84916cc/421617_4.jpeg https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/06/13/k_59400f84916cc/421617_5.jpeg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/06/13/k_59400f84916cc/421617_6.jpeg https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/06/13/k_59400f84916cc/421617_7.jpeg

Игра «Какая, какой, какое?»

Цель: развивать умение придумывать свои слова и выражения по аналогии со словами, выделенными в тексте

Материал:

Инструкция: Какие девушки-маляры? Они все были очень красиво одеты: носили мужские длинные штаны, измазанные разными красками и совершенно твердые. Когда эти девушки ходили, штаны на них гремели, как железо на крыше. А на головах девушки носили шапки из газет. Эти девушки были маляры и назывались: бригада. Они были очень веселые и ловкие, любили смеяться и всегда пели песню «Ландыши, ландыши». Но я эту песню не люблю. И Аленка. И Мишка тоже не любит. Зато мы все любили смотреть, как работают девушки-маляры и как у них все получается складно и аккуратно. Мы знали по именам всю бригаду. Их звали Санька, Раечка и Нелли.

Игры к рассказу Г. Скребицкого «Осень»

Игра «Какого цвета осень?»

Цель: привлечь внимание к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал: Г. Скребицкий «Осень»

Инструкция: Какими красками наделила лес Художник-осень? (яркими, лимонной желтизной, ярко-красными, как огонь, пестрыми)

Игра «Странные слова»

Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.

Материал: Г. Скребицкий «Осень»

Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе Г. Скребицкого «Осень». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)

Осень зла –

Покрыла-

Разрумянила – разукрасила

Дуб-богатырь – большой могучий дуб

Осень думает –

Игра «Я начну, а вы продолжите»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал: Г. Скребицкий «Осень»

Инструкция: Воспитатель читает рассказ. Затем говорит незаконченные предложения, а дети должны их закончить, используя образные обороты речи.

Примерный набор предложений.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлт прощальный привет родным местам

Игра «Придумай и скажи»

Цель: развивать умение придумывать свои слова и выражения по аналогии со словами, выделенными в тексте.

Материал:

Инструкция: В тексте нам встретилось большое количество сравнений. Давай придумаем свои интересные образные слова к животным: ёж, барсук, медведь, белочка, лиса.

Игра «Сравнения»

Цель: научить выделять в тексте образные средства языка

Материал: Г. Скребицкий «Осень»

Инструкция: С чем сравнивает автор листья осинок? А осинник? Как описывает дуб? Птиц? И т.д.

листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки

осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит

дуб-богатырь «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть»

душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога

большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками

тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку

Игры к рассказу Е. Пермяка «Самое страшное»

Игра «Кто внимательнее?»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал: Е. Пермяк «Самое страшное»

Инструкция: Что автор считает самым страшным? Что значит «Один-одинешенек»?

Игра «Странные слова»

Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.

Материал: Е. Пермяк «Самое страшное»

Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе Е. Пермяка «Самое страшное». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)

Рожи строил – гримасы строил, менял выражение лица

Недобрые зеленые глаза – глаза с опаской

Игра «Опиши главного героя»

Цель: активизировать использование в речи детей образных авторских средств

Материал: Е. Пермяк «Самое страшное»

Инструкция: Опишите Вову. Какой он? Почему с ним перестали все играть?

Игра «Волшебная труба»

Цель: развивать умение придумывать свои слова и выражения по аналогии со словами, выделенными в тексте.

Материал: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку, Е. Пермяк «Самое страшное»

Инструкция: У меня есть волшебная труба. Если посмотреть через нее на героя рассказа, он поменяет свои черты характера на противоположные. Посмотри через волшебную трубу на героя и скажи, как он изменился.

Игра «Продолжи рассказ»

Цель: активизировать использование в речи образных средств в процессе составления рассказа

Материал: Е. Пермяк «Самое страшное»

Инструкция: Ребята, сейчас я вам предложу интересное задание – придумать окончание рассказа. Автор закончил рассказ тем, что Вова остался один, с ним никто не играет. А как бы вы закончили этот рассказ. Помните, что вам надо придумать окончание рассказа, а не сказки.





Игры к рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»

Игра «Странные слова»

Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.

Материал: К. Паустовский «Кот-ворюга»

Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе К. Паустовского «Кот-ворюга». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)

дикими глазами – испуганными глазами

отчаянный поступок – необдуманное действие

подскочил, как футбольный мяч – подпрыгнул высоко

сожженные солнцем – обгоревшие на солнце

выл, как подземный дух – ревел громко

Игра «Разноцветный сундучок»

Цель: применение в речи образных средств

Материал: Шкатулка. Предметные картинки

Инструкция:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Оля (Маша и т. д.), загляни,

Вынь картинку, назови.

По ходу рассматривания картинок воспитатель задает вопросы: «Какой кот? Какая ловушка была в рассказе?»

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/06/13/k_59400f84916cc/421617_8.jpeg https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/06/13/k_59400f84916cc/421617_9.jpeg

Игра «Дружные ребята».

Цель: активизация использования в речи образных средств

Материал: стулья

Инструкция: Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна — ребята, вторая — коты. Вот ваши дома (ставит в разных концах зала стулья). Когда услышите танцевальную музыку, будете танцевать и бегать — резвиться на лужайке. При команде «Опасно!» все бегите в свой дом. Как только прибежали, по очереди ребята описывают котов, а коты ребят. Выигрывает та команда, которая скорее соберется.

Игра «Я начну, а вы продолжите»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал: К. Паустовский «Кот-ворюга»

Инструкция: Воспитатель читает рассказ. Затем говорит незаконченные предложения, а дети должны их закончить, используя образные обороты речи.

Примерный набор предложений.

  1. Дом был маленький. Он стоял … (в глухом, заброшенном саду).
  2. Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался … (тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе).

Игра «Самый внимательный»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал:

Инструкция: Посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду задавать вопросы, а вы выберите правильный ответ

  1. Какого цвета был неуловимый кот?

белого

рыжего

серого

черного

  1. Что удалось установить о коте через неделю?

у кота разорвано ухо

у кота поцарапан нос

у кота большая рана на спине

у кота подбит глаз

  1. Что кот однажды своровал в чулане?

запас зерна для кур

соленые огурцы из бочки

банку с червями

рыбу из ведра

  1. С чем кот-ворюга залез на березу?

с куском мяса

с куском ливерной колбасы

со связкой сушеной рыбы

с коробкой конфет

  1. Кто вытащил кота из-под дома?

Ленька – сын сапожника

Петька – сын аптекаря

Ванька – сын охотника

Пашка – сын рыбака

  1. Что сделали с котом, после того, как поймали его?

выдрали его

заперли в доме

накормили до отвала

выгнали

Игры к рассказу Льва Толстого «Косточка»

Игра «Поступки»

Цель: активизировать использование в речи образных средств в процессе беседы.

Материал: Л.Н. Толстой «Косточка», карточки с изображением поступков

Инструкция: Посмотрите внимательно на стол, там лежат картинки. Выберете по одной картинке и расскажите, какой там нарисован поступок.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/06/13/k_59400f84916cc/421617_10.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/06/13/k_59400f84916cc/421617_11.jpeg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/06/13/k_59400f84916cc/421617_12.jpeg

Игра «Странные слова»

Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.

Материал: Л.Н. Толстой «Косточка»

Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе Л. Толстого «Косточка». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)

Покраснел, как рак – от стыда стал красного цвета, как вареный рак

Горница – светлая, красивая комната

Сочла – посчитала

Побледнел – стал белым, бледным от испуга

Игра «Опиши главного героя рассказа»

Цель: активизировать использование в речи образных средств в процессе беседы.

Материал: Л.Н. Толстой «Косточка»

Инструкция: Опишите Ваню словами из рассказа

Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. Ваня был ребенком

Игра «Исправь ошибки»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал: Л.Н. Толстой «Косточка»

Инструкция: Я вам прочитаю отрывки из рассказа. Послушайте внимательно, найдите ошибку и исправьте ее.

Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил и съел все сливы. - Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Папа покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел». - Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это хорошо..» - Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо…»

Игра «Объясни, покажи»

Цель: научить понимать и объяснять значение образных средств – фразеологизмов.

Материал: Л. Толстой «Косточка», карточки, отражающие прямое и переносное значение используемых фразеологизмов.

Инструкция: Сгореть со стыда. Что означает это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать? Подбери картинку, которая подходит к этому выражению

Игры к рассказу Николая Носова «Живая шляпа»

Игра «Вопрос-ответ»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте.

Материал: Н.Носов «Живая шляпа»

Инструкция: Ответь на вопросы:

Смешная это история или печальная?

Что вам показалось самым смешным?

Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

Расскажите, как мальчики испугались?

Как мальчики узнали секрет шляпы?

Игра «Странные слова»

Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.

Материал: Н.Носов «Живая шляпа»

Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе Н. Носова «Живая шляпа». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)

Плюхнулось –

Трясутся от страха –

Швырять –

Игра «Я начну, а вы продолжите»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал: Н. Носов «Живая шляпа»

Инструкция: Воспитатель читает рассказ. Затем говорит незаконченные предложения, а дети должны их закончить, используя образные обороты речи.

Примерный набор предложений.

  1. Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то … (плюхнулось)
  2. Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг… (шляпа поползла прямо к нему)
  3. - Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой… (тресну)
  4. - Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали… (швырять)

Игра «Разве так бывает?»

Цель: развивать умение называть образные слова и выражения

Материал: Н. Носов «Живая шляпа»

Инструкция: Какая оказалась шляпа? Почему мальчики так решили? Опиши, признаки живой шляпы. (Шляпа поползла, шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась, шляпа повернулась и поползла, шляпа как подскочит кверху)

Игра «Придумай окончание рассказа»

Цель: активизировать в использовании речи образных средств

Инструкция: Ребята, сейчас я предложу интересное задание – придумать окончание рассказа. Послушайте, с чего все начиналось: «Однажды летом дети пошли в лес собирать грибы. День был солнечный. На полянке видимо-невидимо ягод. Бросились дети собирать их: кто в кувшин, кто в корзинку, а кто в рот. Много ягод собрали. Устали. Сели отдохнуть под кустом. Пообедали тем, что принесли с собой, прилегли на траве и вдруг…» А что случилось дальше, и чем закончилась эта история, придумайте сами. Помните, что вам надо придумать окончание рассказа, а не сказки.

Игры к рассказу Николая Носова «На горке»

Игра «Я начну, а вы продолжите»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал: Н. Носов «На горке»

Инструкция: Воспитатель читает рассказ. Затем говорит незаконченные предложения, а дети должны их закончить, используя образные обороты речи.

Примерный набор предложений.

  1. Был ясный морозный день, снег на солнце... (сверкал, искрился, переливался, блестел).
  2. Миша сел на санки и помчался с горы... (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).
  3. Санки перевернулись, и мальчик... (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).
  4. Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился... (не покладая рук, без устали, в поте лица).

Игра «Скажи по-другому»

Цель: научить понимать и объяснять значение образных средств языка

Материал: Н.Носов «На горке»

Инструкция: Есть такое выражение – душа в пятки ушла. Что оно обозначает? Как сказать по-другому? - Когда человек очень сильно напуган

Выражения: надуть губы, откуда ни возьмись, зарубить на носу, повесить голову, вверх тормашками, как ни в чем не бывало, не покладая рук.

Игра «Объяснялки»

Цель: научить понимать и объяснять значение образных средств языка

Материал: Н.Носов «На горке»

Инструкция: Объясните, как вы понимаете пословицы:

Любишь кататься, люби и саночки возить;

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

О ком в рассказе так можно сказать?

Игра «Путаница»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Материал:

Инструкция: Восстанови последовательность событий рассказа Н. Носова "На горке». Расскажи, что происходит в каждой части.

  1. Дружная работа ребят.
  2. Котька вышел кататься.
  3. Ох, и скользко!
  4. Котька горку песком посыпает.
  5. Прибежали ребята.
  6. А с горки-то кататься нельзя!
  7. Положение надо спасать.
  8. Котька делает ступеньки.

Игра «Незнайка»

Цель: развитие умения применять в речи образные средства

Материал: игрушка Незнайки, сюжетные картинки по рассказу Н. Носова «На горке»

Инструкция: Незнайка никогда не читал рассказа Н. Носова «На горке». Давай познакомим его с героями рассказа. (детям предлагаются картинки, по которым они знакомят Незнайку с героями)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/06/13/k_59400f84916cc/421617_13.jpeg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/06/13/k_59400f84916cc/421617_14.jpeg



Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников» Учебное пособие. М.: Академия, 2008
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 1999
  3. Бианки В. Купание медвежат.
  4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  5. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в детском саду 2002, №2
  6. Драгунский В. Друг детства.
  7. Драгунский В. Сверху вниз, наискосок.
  8. Драгунский В. Тайное становится явным.
  9. Дунаев Н.О.«Значение художественной литературы в формировании личности ребенка» Дошкольное воспитание. 2007, №6
  10. Житков Б. Как я ловил человечков.
  11. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. «Развитие речи детей дошкольного возраста» Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004
  12. Носов Н. Живая шляпа.
  13. Носов Н. Леденец.
  14. Носов Н. На горке.
  15. Остер Г. Петька-микроб.
  16. Паустовский К. Кот-ворюга.
  17. Пермяк Е. Самое страшное.
  18. Скребицкий Г. Осень.
  19. Толстой Л.Н. Косточка.
  20. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2016
  21. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2009.
  22. Ушакова О.С. Развитие речи т творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. М. : ТЦ Сфера, 2015.
  23. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – М.: ТЦ Сфера. 2009.
  24. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет : программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения. М. : Вентана-Граф, 2014.
  25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  26. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей. М. : Баласс, 2014.


Приложение Материалы к занятиям по ознакомлению детей с художественной литературой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект, Тема: Развитие нравсвенных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной литературой.

Вопросы нравственного воспитания с наибольшей остротй всают в наши дни. ныне материальные ценности доминируют над духовными, у детей искаженное понятие о доброте, смелости, честности, справедливости, ...

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой. Перспективное планирование на год.

В  статье кратко описаны актуальность темы, задачи, методы работы по развитию творческих способностей детей среднего возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомлени...

Методические рекомендации для педагогов «Развитие креативных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Методические рекомендации для педагогов включают в себя цель, задачи, формы и методы работы по  развитию  творческих способностей  детей в условиях детского сада в процессе ознакомления...

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

   В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятиедетской художествен...

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные  технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...