Практико-значимый проект, Тема: Развитие нравсвенных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной литературой.
статья (средняя группа) на тему

Перевезенцева Марина Николаевна

Вопросы нравственного воспитания с наибольшей остротй всают в наши дни. ныне материальные ценности доминируют над духовными, у детей искаженное понятие о доброте, смелости, честности, справедливости, великодушии, патриотизме, гражданственности.  Детей отличает волевая, духовная и эмоциональная незрелость.

В настоящее время в силу сложившихся обстоятельств нравственное развитие ставится на первое место в воспитании.

Педагогические и психологические исследования показывают, что возраст 4-5 лет самый продуктивный период жизни дошкольника. Имено на этом периоде складфваются многие познавательные спосбности и личностные осбенности. Они обладают значительно большими возможностями, чем малышитретьего и четвертого года жизни.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определённых средств, художественная литература является одним из средств нравственного развития. Знакомясь с художественным литературой, дети усваивают такиенравственными  понятиями, как добро, долг, справедливость, честность,совесть, смелость. Дети живо и эмоцинально воспринимают читаемы им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации.

Важную роль в формировании нравственных качеств играет сказка, кладезь народной мудрости. современные дети не знают сказок, не умеют их слушать, это связано с обилием мультфильмов, не желанием родителей читать сказки. Наша задача донести до родителей , детей, что чтение и слушание сказок, рассказов, стихов помогает развивать ребёнка, воспитывать, привиать нравственные качества ,честность, справедливость, лоброту,  великодушие, отзывчивость. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №5 «Родничок».

Практико-значимый проект

Тема:

Развитие нравственных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной    литературой.

                                                                           

                                                                         

                                                                            Выполнила:    

                                                                            Воспитатель

                                                                     Перевезенцева   Марина                      

                                                       Николаевна,

                                                                     МБДОУ детский сад

                                                                            комбинированного вида                          №5 «Родничок»,

г. Луховицы.

                                                               

                                                                       

Содержание:

Введение                                                                                                3

Глава I. Теоретические основы развития нравственных качеств у детей

4-5 лет                                                                                        

§1.1.Развитие нравственных качеств, как психолого-педагогическая

 проблема                                                                                                5

§1.2.Особенности развития нравственных качеств у детей 4-5 лет                  8

§1.3.Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств у детей 4-5 лет                                                                                        11

Глава II. Реализация педагогических условий развития нравственных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления  с художественной литературой                                                              

§2.1. Выявление  уровня сформированности нравственных качеств у детей

4-5 лет                                                                                               17

§2.2. Совершенствование нравственных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной литературой                                               21

Заключение                                                                                       32

Литература                                                                                               33

Введение.

Актуальность исследования.

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В настоящее время  в силу сложившихся обстоятельств  нравственное развитие ставится на первое место в воспитании.

Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Педагогические и психологические исследования показывают, что возраст 4-5лет, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный период жизни дошкольника. Именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности. Они обладают значительно большими возможностями, чем малыши третьего и четвертого года жизни. Пятилетние дети накапливают определенный опыт, который важно учитывать взрослым.

Анализ научной литературы показал, что проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста исследуется многими педагогами и психологами: Буре Р.С., Островской Л.Ф., Бондаренко А.К., Матусик А.И., Жуковской Р.И., Запорожец А.В., Козловой Н.М., Куликовой Т.А., Курочкиной И.Н. и др.

Важным  средством  нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста являются  сказки, своеобразный "учебник жизни".  

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.  

Влияние сказки на развитие  нравственных качеств у детей дошкольного возраста исследовали многие психологи и педагоги, это А.В.Запорожец, Л.П.Стрелкова, Н.С. Карпинская, Н.К.Зимина,  А.М. Леушина, С.Я.Маршак, О.И.Иванова, В.В. Гербова,  Т.С. Комарова, О.С.Ушакова, Т.А.Шорыгина, и т.д.

Цель исследования – выявить педагогические условия развития нравственных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной литературой и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Объект исследования – образовательный процесс, направленный на развитие нравственных качеств у детей 4-5 лет.

Предмет исследования – влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств у детей 4-5 лет.

Гипотеза - развитие нравственных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной литературой будет наиболее эффективным, если:

1.Осуществляется целенаправленный отбор художественной литературы;

2. Разработано содержание образовательной деятельности с детьми;

3.Используются специальные формы и методы работы с детьми.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого- педагогическую литературу по теме исследования.

2. Выявить педагогические условия развития нравственных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной литературой и проверить их эффективность в практической деятельности.

3.Обобщить результаты исследования.

Методы:

1.Анализ психолого- педагогической литературы  по проблеме исследования.

2.Наблюдение за детьми 4-5 лет в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

3. Диагностика нравственных качеств у детей 4-5 лет.

4. Практическая деятельность.

Глава 1. Теоретические основы развития нравственных качеств у дошкольников.

§ 1.1. Развитие нравственных качеств как психолого-педагогическая проблема.

Стержнем всего процесса воспитания является воспитание нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность – это

личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как

доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[9, С.104]

Выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. [20, С. 29]

И.П.Подласый в своей книге «Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов» пишет: «Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения».[31, С. 163]

Л.С. Выготский утверждает, что результат нравственного развития еще до его начала существует в окружающей социальной среде в виде некоторой идеальной формы. 15, с.308-314]

Нравственное развитие – процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

 [41, С.329]

«Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.[9, С.104]

«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих

нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.»[21, С.266]

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [39, С. 170]

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является, по мнению Б.Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.»[21, С. 265]

К нравственным чувствам относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность и др.  К.Д. Ушинский  писал, что нравственное чувство живет в каждом из нас точно так же, как и чувство личности, эгоизма.

В процессе развития личность проходит периоды особой открытости  определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой  открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство.

Дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». [2, С. 102].

Механизм  нравственного  воспитания дошкольников таков:  ребенку нужны знания на основе чего  будут складываться представления  о нравственных качествах, о его необходимости и о преимуществах его овладения.  Это знания об отдельных сторонах социального окружения, о труде людей, о нормах морали и правилах поведения.  

У ребенка должно появиться  желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли  мотивы для  приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует  социальные чувства. Чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам и радостям.

В дальнейшем нравственные представления, знания и суждения, чувства  порождают  потребность с их практической реализации – в поступках, поведении.

Нравственное поведение ребенка складывается  из множества множеств отдельных маленьких поступков: из слова, действия, бездействия, из отношения к действиям и словам других… Их все предвидеть невозможно, но есть поступки и отношения, в которых  ребенок должен быть тверд: должен знать, что можно, что нельзя, как  нужно поступать. «Как грамотный человек читает слово, не останавливаясь мыслью на каждой букве, так для нравственно воспитанного человека благородный поступок не нуждается в логическом обосновании идеи, сущность которой выражает этот поступок. Но как чтение слова невозможно без знания букв, так и нравственная убежденность невозможна без поступков, без нравственных привычек»  [1, С.21]

§ 1.2. Особенности развития нравственных качеств у детей  4-5 лет.

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как можно научить ребенка быть добрым?

С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям?

«Чем  моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», - подчеркивал В.Г. Белинский.[20, С.267]

Пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет. Этот  возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный период жизни дошкольника. Именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности. В процессе развития он в значительно большей степени приближается к старшему возрасту и в меньшей сохраняет черты предшествующего младшего возраста.

Важнейшее образование этого периода – произвольное поведение: импульсивное  и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами  и правилами. Впервые возникает вопрос: как надо себя вести? Иными словами, создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор.  Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми; осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения; способен произвольно регулировать поведение, принимать и понимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам.

В этом возрасте созданы наиболее благоприятные  условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система  взаимоотношений ребенка  с взрослыми и сверстниками.[4, С. 44-46]

В  поступках детей, в их взаимоотношениях проявляются и положительные качества, которые, укрепляясь, создают основу доброжелательности, деликатности, правдивости, организованности.

У детей  4-5 лет развиваются представления  о справедливости, доброте, дружбе,  отзывчивости, смелости, щедрости  на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.

 В  эмоционально – чувственной сфере  ребенок учится  понимать  переживания свои, других людей или литературных персонажей. Дети 4-5 лет обычно эмоционально оценивают поступки сверстников,  героев  литературных произведений. Они улыбаются, смеются при оценке положительных поступков  или  возмущаются, размахивают руками, когда видят отрицательный поступок.

В сфере развития  нравственного поведения продолжается формирование умений, навыков  и привычек культурного поведения, которые проявляются в умении считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, уступать место, играть вместе общими игрушками, регулярно участвовать в труде, самостоятельно выполнять порученное дело, трудиться в природе.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умению дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких, проявлять щедрость, уметь правильно оценивать поступки свои и своих друзей, корректировать свое  поведение в общении со сверстниками.

Постепенно дети начинают понимать суть понятий: вежливый, аккуратный, заботливый, справедливый, честный. Отрицательные поступки сопровождаются оценкой: «Это стыдно» - и объяснением почему. Дети понимают, что стыдно обижать другого, обманывать, дразнить; гордятся тем, что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я не лентяй», «Я послушный», «Я честный». Следовательно, они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми.

 « Ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь когда высказать участие, а когда  и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастает «желание быть хорошим» - стремление к нравственному самосовершенствованию».  [40, С.212]

Таким образом, надо сделать так, чтобы все,  что достигнуто детьми к концу пятого года жизни, ложилось в основу дальнейшего нравственного, умственного и эстетического развития ребенка.  

§ 1.3. Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств у детей 4-5 лет.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познавательных моральных явлений. Многочисленные исследования (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова,  А.М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам.

Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с таким нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость.

«Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания», - писал К.Д. Ушинский. [44,С. 113]

А. В. Запорожец, писал: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие». [12, С.76].

Важную роль  в формировании нравственных суждений  и оценок у детей играет   сказка.  Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о сказках: «это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться…  с педагогическим гением народа». [14, С.117]

К.И. Чуковский писал:  « По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».  [8, С.60]

Сказка дает  ребенку первые уроки нравственности (формирует представления о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности и др., учит жизни, вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью, справедливость – над произволом, добро – над злом). [8, С.61]

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Каждая сказка содержит в себе нравственные нормы. Например, сказка «Зимовье»  учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить  можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ слушаться родителей, старших, будь добрым и смелым звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка».  Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк». Трудолюбие и  доброта  в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко»,  «Красная Шапочка «Золушка»).  Честность,  справедливость,  мудрость восхваляется («Мужик и медведь», "Лиса и козел"). Осуждается жадность и поощряется щедрость «Два жадных медвежонка», смелость восхваляется «Тараканище», «Жихарка».

У детей 4-5 лет  формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. В этом возрасте с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Например, дети видят, что Крошечка-Хаврошечка в одноименной сказке – олицетворение доброты и трудолюбия, а её мачеха – жестокости и коварства; понятен  убедителен для детей образ кота в сказке «Кот, петух и лиса»- трудолюбив рассудителен, не оставляет товарища в беде, а лиса - хитрая, коварная.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Для этого предполагается  система работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

В дошкольной педагогике и в детской литературе на основе общих положений разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям.

В программе  «От рождения до школы» под редакцией  Веракса Н. Е., Гербовой В.В. помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки народов России и зарубежных стран), произведения русских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномерно распределен с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. Распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по воспитанию нравственных качеств детей целенаправленно и комплексно.

Ушинский уделяет большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность.[44 С.67]

        Нравственный урок, который маленький читатель извлекает из прочитанного, обогащает его только в том случае, если усваивается как нечто личное, пережитое самим собой, а не отстраненное нравоучение.

Для выбора  форм, методов и приемов работы  по развитию нравственных качеств у детей 4-5 лет  в процессе ознакомления с  художественной литературой необходим: учет психологических возможностей и особенностей усвоения знаний детьми пятого года жизни. Наиболее ярко характеризует развитие детей 4-5 лет следующие особенности: возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность, что свидетельствует об увеличивающемся участии воли в процессах восприятия,  памяти, внимания; сравнительно быстрое формирование на протяжении года основных элементов, из которых состоит любая деятельность. Дети  этого  возраста не умеют еще достаточно хорошо перерабатывать материал логически. Дети 4-5 лет довольно хорошо воспринимают тексты произведений художественной литературы. Процесс обучения и воспитания осуществляется в определенном порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму.  Занятия, проводимые  в соответствии с основной общеобразовательной  программой дошкольного образования по ознакомлению с художественной литературой  содействуют развитию важных нравственных качеств, как организованность, целенаправленность, настойчивость,  готовность преодолевать препятствия, проявлять сочувствие, сопереживание, а также формирование скромности. Кроме этого на таких занятиях   развивается мышление, речь, память, внимание.  О.И.Иванова, Г.Я. Затулина, О.С.Ушакова, В.В. Гербова  разработали  конспекты занятий  по ознакомлению детей дошкольного возраста  с художественной литературой.  На основе этих трудов  нами был разработан перспективный план  работы  по ознакомлению с художественной литературой, отобраны произведения и  составлены конспекты занятий по данной теме.

Для целей воспитания важно использовать все художественные возможности,  заложенные в произведениях  - это и  художественное  исполнение  сказки.

В работе  по развитию нравственных качеств у детей 4-5 лет  в процессе ознакомления с художественной литературой используется метод беседа, который  помогает ребенку осознать содержание произведения.  Дошкольник легко и с удовольствием включается в  беседу, он  уточняет свое индивидуальное  понимание прочитанного, осознает его, осмысливает Методика бесед по литературным произведениям разработана педагогами  Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, Н.С.Карпинской ит.д.

Есть  приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

Приемы первой группы:

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности, конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения.

2.Прием.   Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке.

Для более полного понимания сказки помогают пословицы и поговорки, они  являются одним из приемов  формирования нравственных качеств у детей 4-5 лет.  Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Например, «Колобок» «Чем хвалимся, на том и провалимся», «На языке медок, да на сердце - ледок»

«Теремок» «Не бравши топор, жилья не срубишь», «Легко взято, легко и потеряно». «Репка» «Из многих малых одно большое выходит», «Капля по капле и камень долбит».  «Лиса и журавль» «Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков и ответ».

Одним из условий  развития нравственных качеств  у детей 4-5 лет является использование  игровых методов и приемов.

Игра — основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Среди разнообразных  детских игр выделяется игра-драматизация. Источником для неё служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события.

Важное значение для решения задач в нравственном воспитании  имеют:   игры смешинки, игры с заданными условиями, истории с продолжением, подвижные игры, игровые упражнения.

 «До тех пор пока дети находятся в радостном состоянии доверчивого созерцания мира, до тех пор пока сказочный способ мышления является, пожалуй основным и самым главным для них, у взрослых есть возможность яркими и простыми образами сказки донести до сознания детей те сложные, но самые главные принципы нравственности и морали, по которым живут люди. [30, С.100]

Ш.А.Амонашвили: « Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то – на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но всеобща.  «Спеши творить добро» - в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты… Добрый человек не может не любить глубже. В  добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность.…  В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств».[45, С.9]

Глава. II Реализация педагогических условий развития нравственных

качеств у детей 4-5 лет в процессе  ознакомления с художественной литературой.

§ 2.1. Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей 4-5 лет.

Для определения уровня сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного уровня нами проводилась диагностика.

Задача исследования проверить эффективность условий:

- целенаправленный отбор отбора художественных произведений для детей;

- разработанная система занятий с детьми;

- использование специальных  форм и методов работы с детьми.  

Для реализации исследования использовался  диагностический комплекс  методик, разработанных Г.А.Урунтаевой   и доработанной Л.А. Головей,  Е.Ф.Рыбалко, обработка результатов исследования предложена Р.Р. Калининой.

Диагностика развития нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает  изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной  направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т. д.

Обследование проводилось в индивидуальной форме, оно включает в себя беседу, использование сюжетных картинок, наблюдение.

К диагностическим методикам предъявляются следующие требования: материал и условия выполнения с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам, в методику включаются однородные задания, что исключает влияние случайных причин.

 В каждом задании давались четкие инструкции и ход их выполнения ребенком. Материалом для обследования являются: вопросы, сюжетные картинки, геометрические фигуры.  Наглядные и словесные инструкции, предъявляются ребенку четко и точно.  

Для объективного анализа результатов разработана бальная качественно-количественная оценка. При обследовании за каждый критерий уровня развития нравственный сферы, ребенок получает определенное количество баллов от 0 до 3, в зависимости от качества его выполнения. Оценка результатов проводится по следующим критериям:

Первый критерий развития нравственной сферы когнитивный.

Это критерий определяется тем,  что у ребенка развито представление о нравственных качествах (щедрый,  смелый, честный, добрый, хороший);  нравственные качества характеризует, ссылаясь на литературных и сказочных персонажей;  может дать подробный ответ, ссылаясь на: совокупность жизненных ситуаций, на конкретных людей в конкретной ситуации.  

Второй критерий развития нравственной сферы – эмоциональный.

Он характеризуется тем, что ребенок правильно интерпретирует эмоциональные проявления героев и оценивает их поступки. Эмоциональные реакции при оценке поступков адекватны и ярко выражены.

Третий критерий развития нравственной сферы – поведенческий.

Показателями этого критерия является, то, что ребенок понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество, помогает партнеру, работает вместе с партнером; часто обращается к партнеру и редко к взрослому; следит за работой партнера; активно выполняет задание вместе с партнером, реагирует действием на советы партнера.

В конце обследования производится подсчет баллов.  Если большинство критериев получило оценку 3, это высокий уровень развития нравственной сферы.  Если больше половины ответов с оценкой 2, то  это средний уровень,  с оценкой 1 и 0 – низкий.

Для изучения  представлений  детей о нравственных качествах использовался метод  «Беседа». 

Проведение обследования.

Для обследования  подготовили вопросы, с помощью которых можно определить знания детей о нравственных качествах. Вопросы, следующего типа:

1. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?                   

2. Кого можно назвать честным (обманщиком)? Почему?

3  Кого можно назвать добрым  (злым)? Почему?

4 Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

5. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

При обработке данных подсчитывали, какие качества и как могут объяснить дети,  полученные данные соотносили с уровнями развития когнитивного компонента нравственной сферы.

Для выявления уровня развития эмоционального компонента нравственного  сознания использовалась методика  «Сюжетные картинки». Ребенку предъявлялись  картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Детям предлагалось разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те,  на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие.  Мы просили раскладывать и объяснять, куда он положит каждую картинку и почему

Для выявления уровня развития поведенческого компонента нравственного развития нами была предложена методика «Сделаем вместе». Она помогает выявить уровни развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками.

Для проведения обследования предлагается мозаика (геометрические фигуры) и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.

 При обследовании детям давали возможность поиграть в мозаику, для этого показывался образец, чтобы они усвоили, как играть. После того как дети усвоили игру, им предлагается   другая картинка,  фигуры делятся поровну. При объяснении правил, акцент делается на том, что  составлять картинку надо вместе. Детям давалось ровно столько фигур, сколько им необходимо для составления предъявленной картинки.

На основе критериев, определили уровни развития нравственной сферы детей  4-5 лет.

Первый уровень - начальный (низкий) представлен  элементарными представлениями о том, что, «что такое хорошо, а что плохо»,  не всегда может определить нравственные и безнравственные поступки; эмоциональные реакции отсутствуют  при оценке поступков. В поведении руководствуется только своими желаниями.

Второй уровень – средний, определяется тем, что имеются частичные представления о нравственных качествах; правильно определяет нравственные и безнравственные поступки;  эмоциональные реакции не адекватны или  адекватны, но слабо выражены при оценке поступков. В поведении пытается увидеть партнера и  пытается действовать рядом.  

Третий уровень – высокий характеризуется развитыми представлениями о честности, щедрости, смелости.  Умением обосновать свой  выбор нравственных и безнравственных поступков, эмоциональные оценки  которых  адекватны.   В поведении  при  совместной деятельности пытается наладить сотрудничество.  

На основе полученных данных и разработанных педагогических условиях,  мы строили свою работу  по развитию нравственных качеств  у детей 4-5 лет  в процессе ознакомления с художественной литературой.

§ 2.2. Совершенствование нравственных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной литературой.

В практической части работы мы исходим из теоретических положений о содержании и методах работы по развитию нравственных качеств у детей 4-5 лет  при ознакомлении с художественной литературой.

В гипотезе мы вывели следующие условия:  

1. Целенаправленный  отбор художественных произведений для детей;

2. Разработать содержание образовательной деятельности с детьми  ;

3. Использование специальных форм и  методов работы  с детьми.

На основе требований к отбору художественной литературы  мы   подобрали сказки, которые  способствуют развитию нравственных качеств и помогают определить отрицательные поступки героев. (Приложение №1)

Критерии отбора:

1. Учитывать художественную ценность сказки;

2. Педагогическая целесообразность включение сказки в работу с детьми;

3. Текст сказки  должен быть  адаптирован для  детского восприятия;

4. Содержит нравственный вывод («нравственный урок»).

Мы отобрали следующие  литературные произведения: Сказки: «Заяц - хваста», «У страха глаза велики», «Тараканище», «Зимовье», «Жихарка» и т.д., воспитывают смелость, дружбу, отзывчивость и осуждают трусость, хвастаство. Сказки: «Два жадных медвежонка», «Лисичка со скалочкой»,

«Письмо от слоника» (Т.А.Шорыгина), «Лисичка – сестричка и серый волк»,  воспитывают щедрость, учат быть не жадным, справедливым.

Для воспитания и развития таких нравственных качеств, как доброта: «Хаврошечка»,  «Золушка», «Аленушка и братец Иванушка», «Красная шапочка». Нравственный урок в этих сказках таков,  что добро всегда побеждает зло.

На умение распознавать хорошие и плохие поступки  планировались такие сказки, как «Рукавичка», «Петушок – бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Морозко».

Для  воспитания честности и умения распознавать ложь  предлагались детям следующие сказки: «Лиса и козел», «Лисичка – сестричка и серый волк», были Л.Н.Толстого «Косточка», «Лгун», «Чашка».

Таким образом, мы реализовали первое условие гипотезы – отобрали сказки, которые помогут нам в  работе по развитию нравственных качеств у детей 4-5 лет. После проведенной работы  по отбору литературы, разработали перспективный план  работы по ознакомлению с художественной литературой на год.  (Приложение №2)

Непосредствено образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой  проводится один раз в неделю. Распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволило нам проводить работу по воспитанию   нравственных качеств у детей целенаправленно и комплексно. Система образовательной деятельности позволяет заниматься воспитанием конкретных качеств у детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Мы запланировали  занятие, где решается такой нравственный урок, как  «Добро не горит и не тонет». Поэтому свою работу по воспитанию мы начали с формирования понятий «Хорошо» и «плохо», с осознанием своих поступков как хороших, так и плохих.

Как объяснить ребенку, что каждый поступок – это частица добра, вложенная в огромный мир доброты? От неё становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок – крупица зла, от которого становится темно и страшно.  Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому что их нельзя потрогать, увидеть. Как «оживить» эти понятия?  Как заставить «работать»?

Ответить на эти вопросы нам помогла Хорплоша – это выдуманный персонаж, который наблюдает за поступками детей. Идея очень проста: если ребенок совершает хорошие поступки,  Хорплоша улыбается, радуется, становится сама доброй, веселой. А если Хорплоша видит плохие поступки, она превращается в злое, безобразное существо.  С помощью этого сказочного героя детям легко было разобраться, что хорошо, а что плохо.

Для знакомства с этим сказочным персонажем разработали занятие,  цель, которого  познакомить с Хорплошей и формировать нравственные качества, как доброта, ответственность за свои поступки.

На  одном из занятий  мы познакомили детей  со сказкой,   «Лисичка со скалочкой».  (Приложение №3)

 Цель этого занятия:  учить детей оценивать характер и поступки героев. Для полного понимания сказки мы старались   эмоционально передать содержание сказки, со всеми интонациями и выражениями, а также правильно составить вопросы, чтобы дети смогли оценить поступки лисы и других героев.    

Мы хотели подвести детей к  понятию, как честность. Честность -   это когда тебе доверяют, помогают. После занятия мы с детьми обыграли эту сказку, ребята старались выразительно   передать образы персонажей.

 Далее мы  с детьми рассматривали такой нравственный урок, как «смелые глаза – молодцу краса».   При рассказывании сказки «Гуси-лебеди» учили понимать не только, что такое смелость, заботливость, доброта, но учили  быть ответственными за свои поступки, быть щедрыми.

При знакомстве со сказкой  «Два жадных медвежонка» мы учили детей ещё и понимать смысл пословиц «Жадный платит дважды», важно было, чтобы дети поняли,  что щедрый не только тот, кто всем все дает, но и умеет правильно поделить. В конце занятия мы обыграли понравившиеся  эпизоды сказки, например, лиса сыр делит  или как медвежата сыр нашли.

Знакомя со сказками, учили детей определять авторские и народные сказки.  Так дети знают, что  сказка «Федорино горе» - это авторская, а «Зимовье» русская народная.  Учат эти  сказки дружбе, трудолюбию,  доброте, отзывчивости.  При чтении сказки «Федорино горе» дети искренне переживали за Федору, некоторые осуждали посуду, говорили, что надо договорится, было сразу с бабушкой и помочь ей.  

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» воспитывает у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду, но также учит быть внимательным не доверять людям злым, лживым.

Для закрепления  знаний о сказках, нравственных качествах проводились викторины, где дети угадывали сказки, называли героев,  разыгрывали эпизоды сказок.   (Приложение №4)

Для закрепления полученных знаний, представлений, для воспитания нравственных качеств мы детям читали сказки, стихи, рассказы в свободное время.  Так, чтобы дети усвоили понятие  смелость, прочитали им сказку Т.А.Шорыгиной «Волшебный фонарик», «Как солдат Страх победил».

Таким образом, разработанный нами перспективный план, составленные занятия позволили реализовать второе условие нашей гипотезы. Разработанная нами  система занятий и работа вне занятий помогла нам в воспитании конкретных нравственных качеств у детей 4-5 лет.

На занятиях и в повседневной работе,  нами используются специальные методы, такие как беседы, рассматривание и  обсуждение иллюстраций к произведениям, пример взрослых, выразительное чтение, игры (игры-драматизации, подвижные игры, игровые упражнения, игровые ситуации).  

Для проведения беседы старались  правильно составить вопросы, которые помогли бы детям понять и осмыслить  произведение.

После рассказывания сказки  «Жихарка» предложили  детям показать, как свернулся кольцом на лопате Жихарка, показать, веселое, испуганное, хитрое выражение лица Жихарки.  Вопросы к сказке составили такие:

- расскажите, каким вы представляете себе Жихарку.  

- Можно ли о нем сказать, что он удалец? Почему? Объясните. Какими ещё словами можно о Жихарке?

Слово удалец вызвало у детей затруднение, поэтому мы объяснили значение этого слова, удалец – это храбрец,  значит смелый человек. Использовали поговорку: «Мал,  да удал».

- Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали.  Вспомните, как про это сказано в сказке. («Кот лапкой слезы утирает, петушок крылышком подбирает»).  Как сказать по-другому об их настроении?

Во время беседы  дети активно отвечали, радовались, что все хорошо закончилось, и Жихарка вернулся домой.

Во время проведения бесед, чтения сказок  нами использовался такой метод, как рассматривание иллюстраций к сказкам, что позволяло с помощью ярких картинок наглядно увидеть героев сказок, их характер. Дети видели, что красивые герои не всегда хорошие. Например, лиса, во всех сказках красавица, а поступки совершает плохие.  Ведьма из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», на иллюстрации красавица, с добрым лицом, но в сказке злая, коварная старуха.

Дети, рассматривая картинки,  рассказывали отдельные эпизоды сказок, передавая при этом  свое отношение к героям. Например,  рассматривая иллюстрации к сказке «Крошечка - Хаврошечка», дети жалели девочку и корову,  радовались за неё, когда барин взял её замуж. Были довольны, когда видели на картинке, что яблонька добром отплатила девочке и  наказала  зло в лице   хозяйки и её дочек.

Беседы мы  проводили   и вне занятий с использованием сказок,  стихотворений, рассказов.  Проводить беседы  старались так,  чтобы детям было интересно, поучительно, весело.

Беседы с детьми помогали нам дополнять, закреплять, систематизирировать знания детей, развивать  мыслительную деятельность.

Проводить беседы  старались так,  чтобы детям было интересно, поучительно, весело.   Прочитав сказку Т.А. Шорыгиной «Добро и зло» [46, С.84], мы провели беседу, для этого продумали вопросы:

Куда и зачем шла старушка?

-Как помогло ей добро?

-Как зло старалось навредить старушке?

- Удалось ли это злу?

- Как вы думаете, почему победило Добро?

Дети с большим интересом беседовали по стихотворениям: «Не хочу быть трусом». Цель этой беседы  -   научить детей оценивать поступки героев, эмоционально  правильно относится к разным  поступкам.

Вопросы:

- Что вы можете посоветовать мальчику?

- Как ему поступить, чтобы не прослыть трусом?

- Бывают ли у вас подобные случаи? Как вы выходите из такой ситуации?

Предлагали послушать стихотворение «Жадный мишка» и подумать, что можно сказать об этом мишке.

Вопросы:

-Почему стихотворение называется «Жадный мишка»?

-Что однажды нашел медвежонок в лесу?

-Почему рассердилась ежевика?

-Если вы найдете в лесу ягодки земляники, малины, ежевики позовете ли вы друзей или будете есть ягоды в одиночку?

- Как надо поступать правильно?

Разговаривая с  детьми  о честности  и обмане (лжи),  прочитали историю  о мальчике Яше.

Яша поленился выучить стихотворение к празднику. Когда воспитательница попросила его прочитать стихи, он не смог сказать ни строчки.

Чтобы воспитательница его не ругала, Яша соврал, что потерял листочек со стихотворением на улице. Но когда дети стали собираться на прогулку, листочек выпал из кармана куртки Яши.

Его заметила девочка Валя.

- Так вот же листочек со стихами! – воскликнула она.

-Нет! Это записка бабушки, - снова соврал Яша, пряча листок в карман.

Вопросы:

Что вы можете сказать об этом мальчике? Правдивый он или лживый? Как бы вы поступили на месте Вали? Бывали ли с вами подобные случаи.

Беседы с детьми помогали нам дополнять, закреплять, систематизирировать знания детей, развивать  мыслительную деятельность. (Пиложение №5)

Во время занятий и   вне  занятий предлагали детям нарисовать любимую сказку, понравившийся эпизод.  Дети рисовали героев сказок, в которых они смелые, добрые, честные.

Использовать   изобразительную деятельность в воспитании нравственных качеств очень важно, ведь  рисунок  включает весь  опыт ребенка: то, что видит, знает и чувствует.  

В своей работе по формированию нравственности мы придавали важную роль игре-драматизации. В них дети объединялись общими переживаниями; они учились согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам других детей.

Прежде чем инсценировать сказку  готовили с детьми атрибуты (шапочки, детали костюмов). Затем ещё раз прослушивали текст сказки,  распределяли роли. Мы давали детям образец речи персонажей, разъясняли особенности их поведения, показывали, как надо  использовать ту или иную роль. Мы предлагали детям назвать их любимые сказки («Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди и другие). Спрашивали, в какую бы  сказку они хотели поиграть и почему? Дети чаще всего называли  «Теремок», «Репка», потому что в этих сказках может участвовать много детей.

Например, дети выбрали сказку «Репка». Вместе с детьми вспоминали, о чем рассказывается в этой сказке, задавали вопросы, помогающие лучше разобраться  в ее содержании (Кто помогал деду вытаскивать репку?; Почему вытащили репку?; Как трудились бабка, внучка, кошка и мышка?) После такой беседы у детей появляется желание принять участие в сказке, они лучше понимают, как нужно выполнять ту или иную роль.

Интересен прием Дж. Родари использование  старой сказки на новый лад, т.е. предлагалось самим сочинять сказки. Героям сказок даются  новые черты. В своей работе по формированию нравственных качеств мы этот прием использовали.  Например, Золушка — злая, властная девчонка. Мачеха и две ее дочери стараются ей во всем угодить. Они собирают ее на бал.

Дети сначала придумывали сюжет, а затем разыгрывали   понравившуюся его часть. Объясняли детям, что обязательно надо выполнять инструкцию:

«Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры превратились в трудолюбивых добрых девочек. Ты будешь Золушкой, а вы ее сестрами. Вот ваш дом. Обстраивайтесь и живите».

Изобразить злую Золушку оказалось  не таким простым заданием, потому что  у детей сложилось мнение, что Золушка всегда добрая, мачеха и ее дочери злые, вредные.  К игре мы возвращались много раз и дети,  наконец, смогли показать героев  с новыми чертами характера.    

 Игра в волшебника нравится детям, они с большим интересом играют в неё. Мы ребенку предлагали  роль волшебника, давали  волшебную палочку. Он должен наделить предметы и людей необычными свойствами. Например, стол воспитателя  волшебник превращает в замок, в котором живут гномы. Чашку превращает в собачку, которая любит сладости.  Любую девочку  — в Красную шапочку.

Ребенку, который выступает в роли волшебника, предлагалось послушать инструкцию: «Вот тебе волшебная палочка. Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь. Только выполни одно условие: не употребляй палочку во зло! Не навреди никому!»

Остальные участники игры тоже должны выполнять правила: «Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в ... Слушайте волшебника!»

Предлагали послушать  стихи А.Барто, Н Карпова, Ф. Бобылева и попробовать обыграть их  с помощью слов, рук, разных движений частями тела и выражением лица. Ярко, выразительно передавали дети свое отношение к героям этих стихов, особенно «Наша Таня громко плачет…», «Уронили мишку на пол…». С помощью этих маленьких стихов мы закрепляли такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, храбрость, а также  умение определять, где  хороший или плохой поступок.  

В своей работе мы использовали игры- упражнения такие как,  «Тише, Танечка, не плачь», где предлагалось найти для девочки, которая упала и разбила коленку  ласковые, добрые  слова, выразить ей сочувствие

Это упражнение позволило нам научить детей быть добрыми, отзывчивыми, а также дети узнали,  что с помощью слова можно пожалеть, согреть, приласкать, ободрить.

Детям предлагались различные  ситуации, которую они должны закончить. В этой игре дети раскрывали  свой характер. Например, ситуация:

Брат и сестра остались дома вдвоем. Брат случайно разбил чашку. Сестра слишком мала, чтобы рассказать, как все было. Что скажет, мальчик, когда возвратятся домой мама и папа?

Дети отвечали, что расскажет правду,  потому что обманывать не хорошо, надо честно поступать.

Мы учили   детей эмоционально отзываться на различные ситуации, уметь улыбаться, огорчаться, удивляться, радоваться,  и т.д.  Для этого мы разработали игровые ситуации. Предлагалось послушать отрывки из хорошо знакомых сказок («Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха» К.Чуковского и изобразить эмоции героев:  удовольствие, гнев, страх, ужас, удивление, радость.

Воспитатель: Кому легко было изображать героев? Кому трудно?  С помощью, каких частей тела можно выразить эмоции?

Для формирования правильного эмоционального отношения к разным поступкам нами были разработан целый комплекс игровых упражнений. Например,   «Царевна Несмеяна» чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая.  (Дети по очереди говорили «царевне» о её хороших качествах).  Это позволило узнать, как дети умеют проявлять нравственные качества. (Приложение №6).

Мы считаем, что  подвижные игры играют  важную роль в формировании нравственных качеств у детей младшего возраста. В подвижной игре ребенок учится быть внимательным к своим товарищам, честно поступать, справедливо выбирать ведущего, смелости. Подобирали подвижные игры, которые соответствуют возрасту, интересам детей и помогающие закреплять нравственные качества. Например, игра «Кот и мыши», дети  выбирают кота. Когда произносится считалка, мыши подходят к коту ближе.

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Убежали мышки вон.

 В каждой подвижной игре есть правила, которые надо выполнять, а для этого требуется терпение, выносливость, даже мужество. Подвижная игра увлекает детей. В  игре ребенок учится самоутверждаться, она ведет ребенка к  самоуважению, самолюбию.

Например, игра «Гуси-лебеди», кроме ловкости дает возможность  детям проявить себя смелым,  ответственным ребенком. Перед игрой мы с детьми обговариваем правила, что помогает детям, сосредоточится, терпеть, чтобы это правило не нарушить. В подвижной игре мы учили детей быть внимательными к тем детям, которые медлительны, малоактивны, не смеяться над ними, а помогать им, защищать, подсказывать. Чаще всего мальчишки помогали девчонкам, старались, уступит им роль водящего, не толкаться,  не сбивать во время игры.

Использовали такие игры, как «Два Мороза», «У медведя в бору», «Лиса и петушок», «Совушка»,   «Веселый бубен», «Хитрая лиса», Охотники и зайцы».

Одним из приемов нравственного воспитания в детском саду является использование пословиц, поговорок. Ведь в них заложен важный нравственный урок.  Они обогащают знания детей, заставляют ребенка думать, воображать, поступать  правильно.

Мы говорили, что люди всегда помнят добро, помнят тех, кто делает добрые дела, и рассказывают об этих людях своим детям и внукам. Поэтому и говорится: «Добро не горит и не тонет», «Доброе дело крепко». Есть и такая поговорка: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу». Она означает, что добрые люди отзывчивы, их волнуют не только свои дела. Они переживают за других людей, принимают очень близко к сердцу их болезни и горести, хотят им помочь, чем могут. Недаром говорится: «Спешите делать добро».

Рассказывая сказку «Зимовье» можно познакомить с пословицей:  «У страха глаза велики». Эта пословица о тех, кто боится любого шороха, шума и делает из этого много шума. Знакомили с пословицами о смелости, правдивости, щедрости.  

Таким образом, использованный нами  комплекс форм и методов работы по развитию нравственных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной литературой, позволил обогатить опыт детей, закрепить знания о нравственных качествах, изменить поведение  детей в лучшую сторону и реализовать третье условие нашей гипотезы.

Занятия, беседы, игры – это звенья одной цепи, т.е. знания, полученные  на занятиях мы закрепляли, дополняли в нравственных беседах, проживание различных ситуаций помогали детям почувствовать внимание, доброту, отзывчивость

Заключение.

Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

Проведенная практическая работа по развитию нравственных качеств у детей 4-5 лет, позволяет нам  сделать вывод, что важным помощником в воспитании детей является художественная литература. У детей  появляется желание подражать хорошим поступкам, делать добро людям, радовать взрослых и товарищей.

Использование литературы  в работе с детьми  будет давать положительные  результаты в том случае, если педагог глубоко раскрывает перед детьми нравственный облик героев произведений; если работа ведется планомерно, систематически, если правильно подбирается художественная литература, и используются специальные методы работы с ней.

Детям свойственно отожествлять себя с полюбившимися персонажами, поэтому можно предположить, что их любимые герои окажут влияние на  развитие нравственных качеств

Воспитатель должен обращать внимание на красоту поступков героев, на позитивные черты их характера, таких как: смелость,  честность, отзывчивость, доброта, щедрость,  тогда  дети  будут  не только эмоционально воспринимать героев, но и стремится быть  похожими  на  них.

Таким образом, сделанное нами предположение, о том, что эффективность нравственного развития детей 4-5 лет в процессе ознакомления  с художественной литературой реализуется при следующих условиях:

- целенаправленный отбор художественных произведений для детей;

- использование разработанной системы занятий;

-использование специальных форм и методов работы воспитателя с детьми 4-5 лет.        

Литература.

1.Азбука нравственного воспитания. [Текст] / под ред. Д. чл. АПНСССР И.А. Каирова и канд. Пед. Наук О.С.Богдановой, изд. 2-1 перераб и доп. М., Просвещение, 1975  - 240с.

2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы. [Текст] /Е.А.Аркин; под ред. А.В. Запорожца и В.В.Давыдова.- М., Просвещение, 1967 -445с

3. Божович, Л.И. Нравственное  формирование  личности  школьника в коллективе. [Текст] / Л.И Божович,  Т.Е  Конникова -  М., Просвещение, 1987г.

4. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном  детстве. [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса – М.: Мозаика- Синтез, 2006.-72с.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] Л.С. Выготский / под редакцией В.В. Давыдова – М., Просвещение, 1991г.-  284с.

6. Воспитание и обучение детей пятого года жизни [Текст]: Кн. Для воспитателя дет. сада/ А.Н. Давидчук, [и др.]; под ред. В.В.Холмовской. – М., Просвещение, 1986 – 144с

7. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе.[Текст] Программа и методические рекомендации /В.В.Гербова.  – М.: Мозаика Синтез, 2005. – 72с.

8. Гурович, Л.М Ребенок и книга [Текст]: Книга для воспитателя детского сада/  Л.М. Гурович [и др.]; под редакцией В.И.Логиновой. – М.,  Просвещение,1992. 9. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. [Текст] / Л.А. Григорович - М., Педагогика, 2001г – 210с..

10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: т.11/ В.И. Даль. - М:  Рус. Яз., 1979 – 683 с.

11. Жучкова, Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. [Текст]: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов./ Г.Н. Жучкова – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006 –

12. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком- дошкольником литературного произведения [Текст]: тезисы докладов./А.В.Запорожец — М., 1948, с. 73 –76,

13. Иванова, О.А.Учимся читать художественную литературу [Текст]: программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста./ О.А.Иванова – М.; Школьная Пресса, 2004 – 80с.

14 . История педагогики [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» /Под ред. М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1981. – 367с.

15. «История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее [Текст]: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня 2006 г." / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. с. 308-314

16. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) [Текст] / Н.С.Карпинская. – М., «Просвещение», 1972

17. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А.Козлова, Т.А Куликов.  – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.

18. Краткий словарь по философии [Текст]: под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. – 4-е изд. -  М:  Политиздат, 1982 – 432 с.

19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: Учебное пособие/ И.Ю. Кулагина – М.: Изд-во УРАО, 1999 -176

20. Константинов, Н.А «История педагогики» [Текст]/ Н.А.Константинов Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева - Москва, Просвещение, 1982 г- 447с.

21. Лихачев, Б.Т. Педагогика «курс лекций» [Текст]/ Б.Т.Лихачев - М., Просвещение 1996 г. -150с.

22.Марьенко, И.С.Нравственное становление личности. [Текст]/ И.С. Марьенко - М.,  Педагогика, 1985г.

23. Мухина В.С. Психология дошкольника [Текст]: учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов и учащихся пед. Училищ./ В.С.Мухина; под ред. Л.А. Венгера. -  М., Просвещение, 1975- 185с.

24. Методические рекомендации [Текст]: к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 320с.

25. Зимина, И.Н.          Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст]/ И.Н.  Зимина        // «Дошкольное воспитание», 2005,  №5.- с.48 -73

26. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст ]: И.А. Каирова/ под ред. О.С. Богдановой. – М.: Педагогика, 1979. – с.192

27.  Нравственное воспитание в детском саду.[Текст]: под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А. Марковой. – М., «Просвещение», 1978. – 256 с.

28. Недоспасова, В.А.  Растем играя: Сред. и ст. дошк. Возраст [Текст]: пособие для воспитателей и родителей \В.А. Недоспасова - М., Просвещение, 2002- 150

29. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст]: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова/ С.И. Ожегов,  Шведова Н.Ю – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944стр.

30. Панков, В.И. Ваши помощники книги [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ В.И. Панков -  М., Просвещение, 1978. -128 с.

31. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов[Текст]: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

32. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учеб. пособие: под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688 с.

33. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, ТС. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. – 208с.

34. Романовская, З.И. Чтение и развитие младших школьников/ З.И. Романовская – М., Просвещение, 1982. – 86 с.

35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л.Рубинштейн - СПб.: Питер Ком, 1998.

36. Сластенин, В.А., Общая педагогика [Текст] / В.А Сластенин, Исаев И.Ф., Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – ч.2. – 256с.

37. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]/  Е.О. Смирнова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003-300с.

38. Стрелкова, Л.П. Уроки сказки [Текст]/ Л.П. Стрелкова - М.: Педагогика, 1989 -128

39. Сухомлинский В.А [Текст]. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002 -224

40.Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина [Текст] / В.А. Сухомлинский - М., Мол. Гвардия, 1979г.

41 Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336 с.

42.Урунтаева, Г.А.Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст]: практикум для сред. И высш. учеб.  заведений и работников дошк. Учреждений/ Г.А. Урунтаева  – М.: Издательский центр «Академия», 1996 – 96.

43. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольника с художественной литературой [Текст]: конспекты занятий /О.С.Ушакова, Н.В. Гавриш. – М. ТЦ «Сфера», 1998 44. Ушинский К.Д. [Текст] / К.Д.Ушинский – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. – 224с.

45. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст]: для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова, З.А. Курбатовой, Н.М. Стариковой, Ю.А. Модлинского, Н.М. Шевченко. – Харьков: Фолио, 1997 – 464.

46. Шорыгина, Т.А.  Беседы о хорошем и плохом поведении [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 96.

47. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М., Педагогика, 1978.— 301 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование на тему «Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально - ритмических движений»

В данном исследовании представлены теоретические основы развития внимания и памяти у детей старшего дошкольног возраста, характеристика музыкально- ритмического развития детей дошкольного возраста.Дан...

Тема: «Развитие художественно-творческих способностей у детей с нарушением зрения в процессе овладения ими различными нетрадиционными приемами изображения в рисовании"

В данной публикации я рассказала о том, как знакомить детей с нарушениями зрения с нетрадиционными приемами изображения в изобразительной деятельности. Этот материап может быть использован  воспи...

Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...

Статья «Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»

«Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»....

Отчет на педсовете. Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с профессией «Шофер»

Закрепить ранее полученные знания о труде шофера, знакомить с различными видами транспорта; обогащать словарь, развивать речь; способствовать развитию умения играть по собственному замыслу, стимулиров...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...


 

Комментарии

Перевезенцева Марина Николаевна

Материал можно использовать в виде консультаций, сообщений (для родителей, воспитателей).

Перевезенцева Марина Николаевна

Материал можно использовать как сообщение на педсовете, методическом объединении, родительском собрании.